"Сольфеджио - это очень интересно", 2 класс
методическая разработка по музыке
https://cloud.mail.ru/public/3CvY/2rrrXCB4t
Как сделать объяснение сухого теоретического материала на уроке сольфеджио интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Автор предлагает свои варианты методики преподавания с использованием современного инструментария.
Пособие может быть рекомендовано преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
badina_m.b_solfedzhio_2_klass.docx | 38.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
«Сольфеджио – это интересно!»
Бадина Мария Борисовна,
преподаватель
музыкально-теоретических
дисциплин ВКК
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Усть-Кутского муниципального образования
Утверждено на заседании педагогического совета
Протокол №1 от «30» августа 2019 г.
Автор:
Бадина Мария Борисовна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО ДШИ УКМО
Рецензент: О.В. Егорова, преподаватель ГБПОУ ИО «Братское музыкальное училище»
Как сделать объяснение сухого теоретического материала на уроке сольфеджио интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Автор предлагает свои варианты методики преподавания с использованием современного инструментария.
Пособие может быть рекомендовано преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………..3
- Методика работы с учебно-методическим пособием…………………….7
- Заключение………………………………………………………………......9
- Список использованных источников…………………………………..…10
- Приложение………………………………………………………………...11
Пояснительная записка
В условиях современной системы музыкального образования достаточно разработанной является область методики преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах. Задачи, поставленные перед учебной дисциплиной, включают в себя многогранное изучение стилей, интонаций, ритмов. Нельзя не признать, что в настоящий момент многие практики и методики устарели и не решают современных актуальных педагогических задач. Об этом свидетельствуют традиционные учебные пособия по теории музыки, которые не влияют на развитие и раскрытие творческого потенциала учащегося.
Объяснение теоретического материала – одна из главных и неотъемлемых форм работы на уроках сольфеджио. Теоретические сведения важны на каждом этапе изучения дисциплины.
На уроках сольфеджио во втором классе учащиеся должны усвоить много новых теоретических понятий. Нередко интерес к предмету утрачивается из-за обилия сухих, оторванных от «музыкальной жизни» письменных заданий. Сказывается большая загруженность в общеобразовательной школе и нехватка времени, при которой учащиеся не всегда могут справляться с выполнением домашних заданий. Перед педагогом встает задача, как же донести правила по теории до учащихся, чтобы ребенок мог усвоить их, закрепить на практике и выполнить домашнее задание, не потратив на это много времени? Добиться интереса учащихся к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами. Сделать их такими поможет предлагаемое пособие, в котором представлены правила по теории сольфеджио в доступной для учащихся форме. Различные задания в конце каждого правила помогут закрепить пройденный материал. Педагогам это пособие позволит сэкономить драгоценное время на уроке, у них отпадет надобность делать подробные записи правил в тетради. Родителям будет легче помочь детям в освоении предмета.
Пособие является актуальным как для преподавателей, так и для школы в целом. Необычный принцип подачи материала опирается именно на активную практику детского познания – стремление действовать, создавать, конструировать, творить, сочинять и др.
Учебно-методическое пособие «Сольфеджио – это интересно!» имеет положительную рецензию преподавателя ГБПОУ ИО «Братское музыкальное училище» Егоровой О.В. с рекомендацией к практическому использованию в качестве дополнения к учебным пособиям по сольфеджио.
Материал «Сольфеджио – это интересно!» изложен с учетом возрастных особенностей учащихся 2 класса и в строгой последовательности согласно программным требованиям дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение», «Народные инструменты», предметная область «Теория и история музыки», учебный предмет «Сольфеджио».
Цель учебно-методического пособия: формирование у учащихся комплекса знаний, умений, навыков в области теории музыки, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Задачи:
- Обучающие:
-приобретение знаний по музыкальной грамоте;
-понимание значения основных элементов музыкального языка;
-обучение первоначальным навыкам анализа средств музыкальной выразительности.
2.Развивающие:
- развивать музыкальное мышление и память;
- развивать навык анализа и обобщения музыкального текста, владения музыкальной терминологией;
-развивать творческие способности обучающихся.
3. Воспитательные:
- воспитание навыков самостоятельной работы в домашних условиях;
-воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности.
В данном учебно-методическом пособии применены следующие современные педагогические технологии:
-технология активных методов обучения;
-технология развивающего обучения.
Принципами обучения в пособии являются:
-связь теории с практикой (каждое правило закрепляется на практике);
-систематичность и последовательность (содержание учебного материала разделено на логически завершенные части, которые последовательно реализуются; в конце раздела обязательно проводится обобщение и систематизация знаний);
-доступность изложения (материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся; применяемые методы обучения связаны с условиями протекания процесса обучения; широко используется аналогия, сравнение, сопоставление).
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный метод.
Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является познавательная активность учащихся. Для активизации внимания в пособии использованы наглядность в виде картинок, а также изложение правил в простой доступной форме. Кроме того, содержится очень большое количество заданий, где учащиеся могут самостоятельно выполнить определенные виды действий, что приведет их к усвоению новых знаний.
Применение проблемно-поискового подхода (познавательные и практические задания, постановка проблемных вопросов, создание ситуаций) позволяет учащимся осваивать те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе по учебному предмету «Сольфеджио».
Для воплощения авторского замысла были применены организационно - педагогические условия, при которых содержание, формы, методы изложения материала направлены на всестороннее развитие учащихся; психолого-педагогические условия, направленные на творческое сотрудничество педагога и учащихся, при которых содержание, приемы и организационные формы направлены на освоение теории предмета «Сольфеджио».
При изучении учебного материала используются следующие средства обучения:
-дидактический материал: карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гамм, карточки с названиями интервалов, нарисованная клавиатура и др.;
-ТСО: интерактивная доска, фортепиано, телевизор, ноутбук с подключением к сети Интернет;
-материалы (нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик);
-мультимедийные презентации, содержащие проверочные задания по темам.
Ожидаемые результаты
В результате обучения с опорой на данное пособие у учащихся должны сформироваться навыки:
-владения знаниями теории музыки согласно программе 2 класса;
-самостоятельной работы в домашних условиях;
-анализа средств музыкальной выразительности.
Пособие «Сольфеджио – это интересно!» учитывает психолого-физиологические особенности восприятия информации младших школьников. Так, в издании присутствует композиционное единство:
-пособие представляет собой единую структуру с содержательной стороной текста;
-единый шрифт пособия;
-расположение текста на страницах;
-выделение в тексте терминов и понятий, ключевых слов, заголовков и подзаголовков;
-яркое красочное оформление страниц, использование иллюстраций.
Учебно-методическое пособие будет интересно преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ и учащимся, а также их родителям.
Методика работы с учебным пособием
Предлагаемое учебное пособие ставит своей целью практическое освоение учащимися программы сольфеджио 2 класса. Здесь особое значение придается развитию ладового мышления. В центре внимания – минор, параллельные тональности, три вида минора, освоение ряда минорных тональностей. Пособие делится на ряд тем, соответствующих программным требованиям. Внутри каждой темы приводятся краткие теоретические сведения (минимальные по объему и изложенные доступным детям языком); практические задания для закрепления теории (построение и определение интервалов, построение ладовых элементов); ритмические упражнения, мелодии для сольфеджирования в классе и разучивания дома.
Кроме того, пособие содержит иллюстративный материал по теме «Интервалы». Картинки животных помогают наглядно представить звучание каждого интервала. Такой метод позволяет подкрепить в дальнейшем слуховые ощущения детей образно-эмоциональным рядом: дети будут слышать не абстрактный интервал, а ассоциативно соотнесенный с ним определенный «персонаж» с присущим ему «характером» (например: у «носорога» - б7 – острый рог, поэтому он звучит резко; «жираф» - ч8- самый высокий и т.д.). А также к этой теме есть таблица с обозначением и содержанием интервалов, что в дальнейшем поможет учащимся научится правильно их строить. Важно отметить, что в течение года интервалы изучаются «от звука», затем «в тональности», а к концу учебного года учащиеся учатся строить уже «цепочки» интервалов в тональностях. То есть здесь использован принцип от простого к сложному. По темам «Пунктирный ритм» и «Ритм четыре шестнадцатые» прорабатываются новые ритмические фигуры, а также продолжается освоение правил инструментальной группировки длительностей. Отличительной чертой пособия является наличие в конце каждой четверти контрольного урока для закрепления пройденного материала и проверки знаний учащихся.
Заключение
В пособии представлено очень большое количество заданий, где учащиеся могут самостоятельно выполнять определенные виды действий, что приведет их к усвоению новых знаний и развитию творческих способностей. Кроме того, все методические принципы, изложенные в данном пособии, направлены на совершенствование обратной связи при групповом изучении материала, на углубление самого процесса познания, на привитие навыков в самостоятельном добывании знаний, дающих учащимся наибольшее удовлетворение. На уроке с одной стороны в занимательной форме организуется мыслительный процесс, с другой – учащимся предоставляется выбор средств, усиливающий процесс восприятия материала.
Список использованных источников:
- Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио, 2 класс. – Москва: «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2004.
- Группа ВКонтакте muz-teoretik.ru Теория музыки для всех - просто и доступно! [Электронный ресурс] Режим доступа: http://muz-teoretik.ru/tri-vida-minora-v-muzyke/ - свободный. Дата обращения: 7.10.2019.
- Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио. 2 класс. – Кострома: «Кострома», 2000.
- Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 2 класс. - М., 2007.
- Металлиди Ж, Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 2 класса детской музыкальной школы. Учебное пособие. – Санкт-Петербург: «Композитор. Санкт – Петербург», 2008.
- Музыкальный класс . Музыкальная школа онлайн. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://music-education.ru/muzykalnye-intervaly-pervoe-znakomstvo/ - свободный. Дата обращения: 7.10.2019.
- Про пианино. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://propianino.ru/stixotvorenie-intervaly –свободный. Дата обращения: 7.10.2019.
- Скоропадская Н.Л. Теория сольфеджио в таблицах. [ Электронный ресурс]/Н. Скоропадская – Режим доступа: https://ppt-online.org/321624 - свободный. Дата обращения: 7.10.2019.
- Федотова Н. Учимся, играя – Иркутск, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 3 класса " Творческий подход к закреплению материала на уроке сольфеджио"
Разработка открытого урока по сольфеджио...
Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного
Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...
На данном уроке математики мы решали задачи на тему Нового Года. Получилось очень интересно.
На данном уроке математики мы решали задачи на тему Нового Года. Получилось очень интересно....
Спортивное мероприятие посвящено дню здоровья, уникальное и очень интересное путешествие по спортивной площадке по маршруту.
Задачи работы:Оценить и анализировать физическую подготовленность учащихся;Разработать единую целостную здоровьесберегающую и обучающую систему образовательного процесса.Стимулировать личные достижени...
Профессия учителя технологии очень интересная и почетная
Профессия учителя технологии очень интересная и почетная. Уже с первых дней занятий пытливые глаза учеников ждут "чуда", задавая разнообразные вопросы, разглядывая наглядные пособия, имеющие...
Это очень интересно ... - консультации для родителей
Это очень интересно ... - консультации для родителей...