"Сольфеджио - это очень интересно", 2 класс
методическая разработка по музыке
https://cloud.mail.ru/public/3CvY/2rrrXCB4t
Как сделать объяснение сухого теоретического материала на уроке сольфеджио интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Автор предлагает свои варианты методики преподавания с использованием современного инструментария.
Пособие может быть рекомендовано преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
«Сольфеджио – это интересно!»
Бадина Мария Борисовна,
преподаватель
музыкально-теоретических
дисциплин ВКК
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Усть-Кутского муниципального образования
Утверждено на заседании педагогического совета
Протокол №1 от «30» августа 2019 г.
Автор:
Бадина Мария Борисовна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО ДШИ УКМО
Рецензент: О.В. Егорова, преподаватель ГБПОУ ИО «Братское музыкальное училище»
Как сделать объяснение сухого теоретического материала на уроке сольфеджио интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Автор предлагает свои варианты методики преподавания с использованием современного инструментария.
Пособие может быть рекомендовано преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………..3
- Методика работы с учебно-методическим пособием…………………….7
- Заключение………………………………………………………………......9
- Список использованных источников…………………………………..…10
- Приложение………………………………………………………………...11
Пояснительная записка
В условиях современной системы музыкального образования достаточно разработанной является область методики преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах. Задачи, поставленные перед учебной дисциплиной, включают в себя многогранное изучение стилей, интонаций, ритмов. Нельзя не признать, что в настоящий момент многие практики и методики устарели и не решают современных актуальных педагогических задач. Об этом свидетельствуют традиционные учебные пособия по теории музыки, которые не влияют на развитие и раскрытие творческого потенциала учащегося.
Объяснение теоретического материала – одна из главных и неотъемлемых форм работы на уроках сольфеджио. Теоретические сведения важны на каждом этапе изучения дисциплины.
На уроках сольфеджио во втором классе учащиеся должны усвоить много новых теоретических понятий. Нередко интерес к предмету утрачивается из-за обилия сухих, оторванных от «музыкальной жизни» письменных заданий. Сказывается большая загруженность в общеобразовательной школе и нехватка времени, при которой учащиеся не всегда могут справляться с выполнением домашних заданий. Перед педагогом встает задача, как же донести правила по теории до учащихся, чтобы ребенок мог усвоить их, закрепить на практике и выполнить домашнее задание, не потратив на это много времени? Добиться интереса учащихся к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами. Сделать их такими поможет предлагаемое пособие, в котором представлены правила по теории сольфеджио в доступной для учащихся форме. Различные задания в конце каждого правила помогут закрепить пройденный материал. Педагогам это пособие позволит сэкономить драгоценное время на уроке, у них отпадет надобность делать подробные записи правил в тетради. Родителям будет легче помочь детям в освоении предмета.
Пособие является актуальным как для преподавателей, так и для школы в целом. Необычный принцип подачи материала опирается именно на активную практику детского познания – стремление действовать, создавать, конструировать, творить, сочинять и др.
Учебно-методическое пособие «Сольфеджио – это интересно!» имеет положительную рецензию преподавателя ГБПОУ ИО «Братское музыкальное училище» Егоровой О.В. с рекомендацией к практическому использованию в качестве дополнения к учебным пособиям по сольфеджио.
Материал «Сольфеджио – это интересно!» изложен с учетом возрастных особенностей учащихся 2 класса и в строгой последовательности согласно программным требованиям дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение», «Народные инструменты», предметная область «Теория и история музыки», учебный предмет «Сольфеджио».
Цель учебно-методического пособия: формирование у учащихся комплекса знаний, умений, навыков в области теории музыки, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Задачи:
- Обучающие:
-приобретение знаний по музыкальной грамоте;
-понимание значения основных элементов музыкального языка;
-обучение первоначальным навыкам анализа средств музыкальной выразительности.
2.Развивающие:
- развивать музыкальное мышление и память;
- развивать навык анализа и обобщения музыкального текста, владения музыкальной терминологией;
-развивать творческие способности обучающихся.
3. Воспитательные:
- воспитание навыков самостоятельной работы в домашних условиях;
-воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности.
В данном учебно-методическом пособии применены следующие современные педагогические технологии:
-технология активных методов обучения;
-технология развивающего обучения.
Принципами обучения в пособии являются:
-связь теории с практикой (каждое правило закрепляется на практике);
-систематичность и последовательность (содержание учебного материала разделено на логически завершенные части, которые последовательно реализуются; в конце раздела обязательно проводится обобщение и систематизация знаний);
-доступность изложения (материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся; применяемые методы обучения связаны с условиями протекания процесса обучения; широко используется аналогия, сравнение, сопоставление).
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный метод.
Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является познавательная активность учащихся. Для активизации внимания в пособии использованы наглядность в виде картинок, а также изложение правил в простой доступной форме. Кроме того, содержится очень большое количество заданий, где учащиеся могут самостоятельно выполнить определенные виды действий, что приведет их к усвоению новых знаний.
Применение проблемно-поискового подхода (познавательные и практические задания, постановка проблемных вопросов, создание ситуаций) позволяет учащимся осваивать те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе по учебному предмету «Сольфеджио».
Для воплощения авторского замысла были применены организационно - педагогические условия, при которых содержание, формы, методы изложения материала направлены на всестороннее развитие учащихся; психолого-педагогические условия, направленные на творческое сотрудничество педагога и учащихся, при которых содержание, приемы и организационные формы направлены на освоение теории предмета «Сольфеджио».
При изучении учебного материала используются следующие средства обучения:
-дидактический материал: карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гамм, карточки с названиями интервалов, нарисованная клавиатура и др.;
-ТСО: интерактивная доска, фортепиано, телевизор, ноутбук с подключением к сети Интернет;
-материалы (нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик);
-мультимедийные презентации, содержащие проверочные задания по темам.
Ожидаемые результаты
В результате обучения с опорой на данное пособие у учащихся должны сформироваться навыки:
-владения знаниями теории музыки согласно программе 2 класса;
-самостоятельной работы в домашних условиях;
-анализа средств музыкальной выразительности.
Пособие «Сольфеджио – это интересно!» учитывает психолого-физиологические особенности восприятия информации младших школьников. Так, в издании присутствует композиционное единство:
-пособие представляет собой единую структуру с содержательной стороной текста;
-единый шрифт пособия;
-расположение текста на страницах;
-выделение в тексте терминов и понятий, ключевых слов, заголовков и подзаголовков;
-яркое красочное оформление страниц, использование иллюстраций.
Учебно-методическое пособие будет интересно преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ и учащимся, а также их родителям.
Методика работы с учебным пособием
Предлагаемое учебное пособие ставит своей целью практическое освоение учащимися программы сольфеджио 2 класса. Здесь особое значение придается развитию ладового мышления. В центре внимания – минор, параллельные тональности, три вида минора, освоение ряда минорных тональностей. Пособие делится на ряд тем, соответствующих программным требованиям. Внутри каждой темы приводятся краткие теоретические сведения (минимальные по объему и изложенные доступным детям языком); практические задания для закрепления теории (построение и определение интервалов, построение ладовых элементов); ритмические упражнения, мелодии для сольфеджирования в классе и разучивания дома.
Кроме того, пособие содержит иллюстративный материал по теме «Интервалы». Картинки животных помогают наглядно представить звучание каждого интервала. Такой метод позволяет подкрепить в дальнейшем слуховые ощущения детей образно-эмоциональным рядом: дети будут слышать не абстрактный интервал, а ассоциативно соотнесенный с ним определенный «персонаж» с присущим ему «характером» (например: у «носорога» - б7 – острый рог, поэтому он звучит резко; «жираф» - ч8- самый высокий и т.д.). А также к этой теме есть таблица с обозначением и содержанием интервалов, что в дальнейшем поможет учащимся научится правильно их строить. Важно отметить, что в течение года интервалы изучаются «от звука», затем «в тональности», а к концу учебного года учащиеся учатся строить уже «цепочки» интервалов в тональностях. То есть здесь использован принцип от простого к сложному. По темам «Пунктирный ритм» и «Ритм четыре шестнадцатые» прорабатываются новые ритмические фигуры, а также продолжается освоение правил инструментальной группировки длительностей. Отличительной чертой пособия является наличие в конце каждой четверти контрольного урока для закрепления пройденного материала и проверки знаний учащихся.
Заключение
В пособии представлено очень большое количество заданий, где учащиеся могут самостоятельно выполнять определенные виды действий, что приведет их к усвоению новых знаний и развитию творческих способностей. Кроме того, все методические принципы, изложенные в данном пособии, направлены на совершенствование обратной связи при групповом изучении материала, на углубление самого процесса познания, на привитие навыков в самостоятельном добывании знаний, дающих учащимся наибольшее удовлетворение. На уроке с одной стороны в занимательной форме организуется мыслительный процесс, с другой – учащимся предоставляется выбор средств, усиливающий процесс восприятия материала.
Список использованных источников:
- Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио, 2 класс. – Москва: «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2004.
- Группа ВКонтакте muz-teoretik.ru Теория музыки для всех - просто и доступно! [Электронный ресурс] Режим доступа: http://muz-teoretik.ru/tri-vida-minora-v-muzyke/ - свободный. Дата обращения: 7.10.2019.
- Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио. 2 класс. – Кострома: «Кострома», 2000.
- Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 2 класс. - М., 2007.
- Металлиди Ж, Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 2 класса детской музыкальной школы. Учебное пособие. – Санкт-Петербург: «Композитор. Санкт – Петербург», 2008.
- Музыкальный класс . Музыкальная школа онлайн. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://music-education.ru/muzykalnye-intervaly-pervoe-znakomstvo/ - свободный. Дата обращения: 7.10.2019.
- Про пианино. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://propianino.ru/stixotvorenie-intervaly –свободный. Дата обращения: 7.10.2019.
- Скоропадская Н.Л. Теория сольфеджио в таблицах. [ Электронный ресурс]/Н. Скоропадская – Режим доступа: https://ppt-online.org/321624 - свободный. Дата обращения: 7.10.2019.
- Федотова Н. Учимся, играя – Иркутск, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378286-1389270816.jpg)
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 3 класса " Творческий подход к закреплению материала на уроке сольфеджио"
Разработка открытого урока по сольфеджио...
Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного
Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-903332-1489204342.jpg)
На данном уроке математики мы решали задачи на тему Нового Года. Получилось очень интересно.
На данном уроке математики мы решали задачи на тему Нового Года. Получилось очень интересно....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-965664-1509285155.jpg)
Спортивное мероприятие посвящено дню здоровья, уникальное и очень интересное путешествие по спортивной площадке по маршруту.
Задачи работы:Оценить и анализировать физическую подготовленность учащихся;Разработать единую целостную здоровьесберегающую и обучающую систему образовательного процесса.Стимулировать личные достижени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/18/picture-1118638-1550487987.jpg)
Профессия учителя технологии очень интересная и почетная
Профессия учителя технологии очень интересная и почетная. Уже с первых дней занятий пытливые глаза учеников ждут "чуда", задавая разнообразные вопросы, разглядывая наглядные пособия, имеющие...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-1186476-1574768840.jpg)
Это очень интересно ... - консультации для родителей
Это очень интересно ... - консультации для родителей...