Рабочая программа по русскому языку, 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
В рабочую программу входит пояснительная записка, учитывающая требования по ФГОС и КТП. УМК Власенкова, Рыбченковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка к рабочей программе | 83 КБ |
рабочая программа | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для обучающихся 10 Б класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 – ФЗ в редакции ФЗ от 07.05.2013, от 23.07.2013 года №203 – ФЗ;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.);
- Примерная учебная программа основного общего образования по русскому языку для 10-11 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 10-11 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (серия «Стандарты второго поколения»);
- А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина. Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). 10 – 11 класс. – М.: «Просвещение», 2011.
Русский язык как учебный предмет в старших классах считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.
Целями изучения русского языка на базовом уровне в средней школе являются:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;
- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения;
- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- расширение круга используемых языковых и речевых средств;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
1) дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающимся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексике, морфемики, словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики а так же формирование умений применять эти знания на практике.
2) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
3) формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
4) формировать умения анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
5) формировать умения анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение русского языка (базовый уровень) в 10 классе в объёме 35 часов. Курс рассчитан на реализацию в объёме 35 часов (1 час в неделю).
Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода.
Тематический план курса
Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10 – 11 классах; во втором – определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых старших классах произведений художественной литературы.
№ п/п | Основные разделы | Кол-во часов | ||||
контрольных работ | развитие речи | |||||
всего | из них изложений | из них сочинений | ||||
1. | Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения языке | 5 | 1 | 1 | 1 | |
2. | Русский язык как система средств разных уровней | 2 | 1 | 1 | ||
3. | Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия | 4 | 1 | |||
4. | Лексика и фразеология | 6 | 2 | |||
5. | Состав слова (морфемика) и словообразование | 4 |
|
| ||
6. | Морфология и орфография | 6 | 1 |
|
|
|
7. | Речь, функциональные стили речи | 3 | 1 | 1 | ||
8. | Научный стиль речи | 5 | 2 | 1 | 1 | |
1 полугодие | 16 | 3 | 2 | 2 | ||
2 полугодие | 19 | 4 | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО | 35 | 7 | 4 | 3 | 1 |
График проведения контрольных работ
№п/п | Тема контрольной работы | Дата проведения |
Входной контроль. Диктант (или тестовая работа) | ||
Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Фонетика» | ||
Административная контрольная работа за 1 полугодие | ||
Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Лексика» | ||
Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Морфология» | ||
Тематический контроль. Изложение с продолжением | ||
Итоговая контрольная работа за год |
Требования к результатам обучения
Знать/понимать:
- феномен родного языка как духовную, культурную, нравственную основу личности;
- себя как языковую личность;
- зависимость успешной социализации человека, способность его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде;
- роль родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- речевой идеал, нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- единство и многообразие языкового и культурного пространства России и мира, основные функции языка, взаимосвязь языка и культуры, истории народа;
- русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа, как один из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Уметь:
- анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- владеть разными видами чтения и аудирования;
- выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом, защищать реферат, проектную работу;
- строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
- организовать разными способами интеллектуальную деятельность и представлять результаты в различных формах;
- пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки;
- овладеть социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения.
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Метапредметные | учебное исследование, подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации, реферата, проектная работа, работа с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; участие в дискуссии; выразительное чтение различных видов текстов |
Предметные | использование разных видов чтения и аудирования; составление тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров; защита реферата, проекта; анализ текста. |
Перечень
учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина. Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). 10 – 11 класс. – М.: «Просвещение», 2011. |
Учебник, учебное пособие | Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2015. |
Электронное приложение к УМК | ЦОР к учебнику «Русский язык. 10-11 классы». |
Дидактический материал | Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Дидактические материалы. 10-11. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2013 |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 5 – 9 классы/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2010. Нарушевич А. Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2014 |
Методическое пособие с поурочными разработками | Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс.- М.: ВАКО, 2014 Павлова С. А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. – М.: Просвещение, 2013 |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | 1. Ресурсы сайта ФЦИОР (коллекция заданий) 2.Сайт «Сдам ЕГЭ» http://lik-bez.com/(коллекция тестов-онлайн) 3. Ресурсы сайта ЕКЦОР |
Образовательные технологии, основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях
- Технологии индивидуальной и коллективной проектной деятельности, критического мышления, исследовательской деятельности, самоанализа, самодиагностики результатов учебной деятельности, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, ИКТ.
- Формы проведения уроков: лекция, семинар, практикум, исследование, творческая мастерская, деловая игра, экскурсия.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ пп | № урока | Дата | Коррект. | Тема раздела. Тема урока | Кол-во часов | Основные вопросы, понятия, рассматриваемые на уроке | Формы и методы работы | Литература. Оборудование. Интернет-ресурсы |
Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке | 5 | |||||||
1. | 1. | Язык и общество. Язык и культура | Язык и история народа. Три периода в истории русского языка | Лекция. Составление плана и тезисов статьи | Методическое пособие www.school.ru | |||
2. | 2. | Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры | Взаимообогащение языков | Групповая работа. Подготовка сообщения | ||||
3. | 3. | Входной контроль. Диктант (или тестовая работа) | Шипицына. Сборник диктантов КИМы | |||||
4. | 4. | Анализ контрольной работы. Активные процессы в русском языке на современном этапе | Проблемы экологии языка | Практикум. Порядок слов в предложениях | Словари | |||
5. | 5. | Рр. Изложение лингвистического текста | Текст К. Д. Ушинского | |||||
Русский язык как система средств разных уровней | 2 | |||||||
6. | 1. | Взаимосвязь единиц языка разных уровней | Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке | Групповая работа. Анализ художественного текста | Словари | |||
7. | 2. | Рр. Сжатое изложение с элементами сочинения. | Методическое пособие www.school.ru | |||||
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия | 4 | |||||||
8. | 1. | Обобщение, систематизация и углубление знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. | Понятие фонемы. Открытый и закрытый слог. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи | Практикум. Групповая работа | Художественные тексты | |||
9. | 2. | Основные нормы современного литературного произношения ударения | Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись | Практикум. Характеристика выразительных средств языка | Орфоэпический словарь | |||
10. | 3. | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии | Фонетический разбор | Практикум. Доказательство мнения | Орфографический словарь | |||
11. | 4. | Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Фонетика» | Раздаточный материал | |||||
Лексика и фразеология | 6 | |||||||
12. | 1. | Анализ контрольной работы. Лексическая система русского языка | Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с т. з. происхождения, употребления | Практикум. Групповая работа. Индивидуальная работа со словарём иностранных слов, толковым и этимологическим словарём | Толковый словарь | |||
13. | 2 | Русская фразеология | ||||||
14. | 3. | Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов | Крылатые слова. Нормативное употребление слов и фразеологизмов. Лексическая и стилистическая синонимия | Индивидуальная работа. Аргументация ответа. Интонационный анализ текста | Толковый словарь. Фразеологический словарь | |||
15. | 4. | Административная контрольная работа за 1 полугодие | Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза | Анализ художественного текста | Тексты художественных произведений | |||
16. | 5. | Анализ контрольной работы. Лексико-фразеологический анализ текста | Практикум | Лексические и фразеологические словари | ||||
17. | 6. | Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Лексика» . | Урок контроля. Диктант с лексико-грамматическими заданиями | Шипицына. Сборник диктантов | ||||
Состав слова (морфемика)и словообразование | 4 | |||||||
18. | 1. | Анализ контрольной работы. Обобщение знаний о составе слова и словообразования | Групповая работа. Составление групп слов | Словообразовательный словарь | ||||
19. | 2. | Выразительные словообразовательные средства | ||||||
20. | 3. | Словообразовательный разбор | Индивидуальная работа | |||||
21. | 4. | Практическая работа по теме «Морфемика и словообразование» | ||||||
Морфология и орфография | 6 | |||||||
22. | 1. | Обобщение и повторение морфологии | Самостоятельные части речи. Служебные части речи | Таблица | ||||
23. | 2. | Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи | Нормативное употребление форм слов | Практикум. Оценка высказывания Белинского | Электронная библиотека Кирилла и Мефодия | |||
24. | 3. | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм | Национальная специфика русской фразеологии. Фразеологические единицы русского языка | Практикум. Составление высказывания | ||||
25. | 4. | Принципы русской орфографии | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Работа по совершенствованию нормативного словоупотребления | Словари | |||
26. | 5. | Морфологический разбор частей речи | Практикум | Электронная библиотека Кирилла и Мефодия | ||||
27. | 6. | Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Морфология» | Диктант с лексико-грамматическими заданиями | |||||
Речь, функциональные стили речи | 3 | |||||||
28. | 1. | Анализ контрольной работы. Язык и речь. Устная и письменная речь | Основные требования к речи. Диалог, полилог, монолог. | Практикум | Тексты | |||
29. | 2. | Текст, его строение и виды его преобразования | Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Рецензия | Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста | Тексты | |||
30. | 3. | Рр. Сочинение | ||||||
Научный стиль речи
| 5 | |||||||
31. | 1. | Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности | Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Термин | Анализ текстов | Тексты | |||
32. | 2. | Термины и профессионализмы | Семинар. Подбор примеров | Тексты научного стиля | ||||
33. | 3. | Использование средств научного стиля | ||||||
34. | 4. | Тематический контроль. Изложение с продолжением | Урок контроля | |||||
35. | 5. | Итоговая контрольная работа за год | Защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....