Рабочая программа по русскому языку, 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Лебига Ирина Викторовна

В рабочую программу входит пояснительная записка, учитывающая требования по ФГОС и КТП. УМК Власенкова, Рыбченковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для обучающихся 10 Б класса составлена                                   в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 – ФЗ в редакции ФЗ от 07.05.2013, от 23.07.2013 года №203 – ФЗ;
  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.);
  3. Примерная учебная  программа основного общего образования по русскому языку для 10-11 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 10-11 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (серия «Стандарты второго поколения»);
  4. А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина. Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). 10 – 11 класс. – М.: «Просвещение», 2011.

      Русский язык как учебный предмет в старших классах считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления,  интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

      Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на  повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.

     Целями изучения русского языка на базовом уровне в средней школе являются:

  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;
  • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения;
  • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • расширение круга используемых языковых и речевых средств;
  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области   родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

1) дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке                                   как развивающимся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексике, морфемики, словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики а так же формирование умений применять эти знания на практике.

2) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

3) формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения                           и навыки;

4) формировать умения анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;

5) формировать умения анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает  изучение русского языка (базовый уровень) в 10 классе в объёме 35 часов. Курс рассчитан на реализацию в объёме 35 часов  (1 час в неделю).

    Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода.    

 

Тематический план курса

  Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом  разделе  указан  материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10 – 11 классах; во втором – определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых старших классах произведений художественной литературы.

№ п/п

Основные разделы

Кол-во часов

контрольных

работ

развитие речи

всего

из них

изложений

из них

сочинений

1.

 Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения  языке

5

1

1

1

2.

Русский язык как система средств разных уровней

2

1

1

3.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия

4

1

4.

Лексика и фразеология

6

2

5.

Состав слова (морфемика) и словообразование

4

 

     

6.

Морфология и орфография

6

1

 

     

     

7.

Речь, функциональные стили речи

3

1

1

8.

Научный стиль речи

5

2

1

1

1 полугодие

16

3

2

2

2 полугодие

19

4

2

1

1

ИТОГО

35

7

4

3

1

График проведения контрольных работ

№п/п

Тема контрольной работы

Дата проведения

Входной контроль. Диктант (или тестовая работа)

Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Фонетика»

Административная  контрольная работа за 1 полугодие

Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Лексика»

Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Морфология»

Тематический контроль. Изложение с продолжением

Итоговая контрольная работа за год

Требования к результатам обучения

Знать/понимать:

  • феномен родного языка как духовную, культурную, нравственную основу личности;
  • себя как языковую личность;
  • зависимость успешной социализации человека, способность его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде;
  • роль родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
  • речевой идеал, нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  • единство и многообразие языкового и культурного пространства России и мира, основные функции языка, взаимосвязь языка и культуры, истории народа;
  • русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа, как один из  способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

  Уметь:

  • анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  • владеть разными видами чтения и аудирования;
  • выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом, защищать реферат, проектную работу;
  • строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
  • организовать разными способами интеллектуальную деятельность и представлять результаты в различных формах;
  • пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки;
  • овладеть социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения.

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы  контроля

Метапредметные

учебное исследование,

подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации, реферата,

проектная работа,

работа с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

участие в дискуссии;

выразительное чтение различных видов текстов

Предметные  

использование разных видов чтения и аудирования;

составление тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров;

защита реферата, проекта;

анализ текста.

        

Перечень

учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина. Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). 10 – 11 класс. – М.: «Просвещение», 2011.

Учебник, учебное пособие

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. -  М.: Просвещение, 2015.

Электронное  приложение к УМК

ЦОР к учебнику «Русский язык. 10-11 классы».

Дидактический  материал

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Дидактические материалы. 10-11. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2013

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 5 – 9 классы/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2010.

Нарушевич А. Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2014

Методическое  пособие с поурочными разработками

Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс.- М.: ВАКО, 2014

Павлова С. А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. – М.: Просвещение, 2013

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1. Ресурсы сайта ФЦИОР

(коллекция заданий)

2.Сайт «Сдам ЕГЭ»

http://lik-bez.com/(коллекция тестов-онлайн)

3. Ресурсы сайта ЕКЦОР

Образовательные технологии, основные формы организации  деятельности учащихся на учебных занятиях

  1. Технологии индивидуальной и коллективной проектной деятельности, критического мышления, исследовательской деятельности, самоанализа, самодиагностики результатов учебной деятельности, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, ИКТ.
  2. Формы проведения уроков:  лекция,  семинар, практикум, исследование,  творческая мастерская, деловая игра, экскурсия.

                                                                   



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ пп

№ урока

Дата

Коррект.

Тема раздела. Тема урока

Кол-во часов

Основные вопросы, понятия, рассматриваемые на уроке

Формы и методы работы

Литература. Оборудование. Интернет-ресурсы

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке

5

1.

1.

Язык и общество. Язык и культура

Язык и история народа. Три периода в истории русского языка

Лекция. Составление плана и тезисов статьи

Методическое пособие www.school.ru

2.

2.

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры

Взаимообогащение языков

 Групповая работа. Подготовка сообщения

3.

3.

Входной контроль. Диктант (или тестовая работа)

Шипицына. Сборник диктантов КИМы

4.

4.

Анализ  контрольной работы. Активные процессы в русском языке на современном этапе

 Проблемы экологии языка

Практикум. Порядок слов в предложениях

Словари

5.

5.

Рр. Изложение лингвистического текста

Текст К. Д. Ушинского

Русский язык как система средств разных уровней

2

6.

1.

Взаимосвязь единиц языка разных уровней

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке

Групповая работа. Анализ художественного текста

Словари

7.

2.

Рр. Сжатое изложение с элементами сочинения.

Методическое пособие www.school.ru

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия

4

8.

1.

Обобщение, систематизация и углубление знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии.

Понятие фонемы. Открытый и закрытый слог. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи

Практикум. Групповая работа

Художественные тексты

9.

2.

Основные нормы современного литературного произношения  ударения

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись

Практикум. Характеристика выразительных средств языка

Орфоэпический словарь

10.

3.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии

Фонетический разбор

Практикум. Доказательство мнения

Орфографический словарь

11.

4.

Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Фонетика»

Раздаточный материал

Лексика и фразеология

6

12.

1.

Анализ контрольной работы. Лексическая система русского языка

Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с т. з. происхождения, употребления

Практикум. Групповая работа. Индивидуальная работа со словарём иностранных слов, толковым и этимологическим словарём

Толковый словарь

13.

2

Русская фразеология

14.

3.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Крылатые слова. Нормативное употребление слов и фразеологизмов. Лексическая и стилистическая синонимия

Индивидуальная работа. Аргументация ответа. Интонационный анализ текста

Толковый словарь. Фразеологический словарь

15.

4.

Административная  контрольная работа за 1 полугодие

Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза

Анализ художественного текста

Тексты художественных произведений

16.

5.

Анализ контрольной работы.  Лексико-фразеологический анализ текста

Практикум

Лексические и фразеологические словари

17.

6.

Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Лексика» .

Урок контроля. Диктант с лексико-грамматическими заданиями

Шипицына. Сборник диктантов

Состав слова (морфемика)и словообразование

4

18.

1.

Анализ контрольной работы.

Обобщение знаний о составе слова и словообразования

Групповая работа. Составление групп слов

Словообразовательный словарь

19.

2.

Выразительные словообразовательные средства

20.

3.

Словообразовательный разбор

Индивидуальная работа

21.

4.

Практическая работа по теме «Морфемика и словообразование»

Морфология и орфография

6

22.

1.

Обобщение и  повторение морфологии

Самостоятельные части речи. Служебные части речи

Таблица

23.

2.

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи

Нормативное употребление форм слов

Практикум. Оценка высказывания Белинского

Электронная библиотека Кирилла и Мефодия

24.

3.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм

Национальная специфика русской фразеологии. Фразеологические единицы русского языка

Практикум. Составление высказывания

25.

4.

Принципы русской орфографии

Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения

Работа по совершенствованию нормативного словоупотребления

Словари

26.

5.

Морфологический разбор частей речи

Практикум

Электронная библиотека Кирилла и Мефодия

27.

6.

Тематический контроль. Контрольная работа по теме «Морфология»

Диктант с лексико-грамматическими заданиями

Речь, функциональные стили речи

3

28.

1.

Анализ контрольной работы. Язык и речь. Устная и письменная речь

Основные требования к речи. Диалог, полилог, монолог.

Практикум

Тексты

29.

2.

Текст, его строение и виды его преобразования

Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Рецензия

Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста

Тексты

30.

3.

Рр. Сочинение

Научный стиль речи

        

5

31.

1.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Термин

Анализ текстов

Тексты

32.

2.

 Термины и профессионализмы

Семинар. Подбор примеров

Тексты научного стиля

33.

3.

Использование средств научного стиля

34.

4.

Тематический контроль. Изложение с продолжением

Урок контроля

35.

5.

Итоговая контрольная работа за год

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....