Урок Слово и его лексическое значение
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Слово и его лексическое значение
Тип урока: изучение нового материала
Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;
3)развитие умения работать с толковым словарём;
4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.org, festival.1september.ru,http://www.naturalmask.ru/gimnastika-glaz.html, AudioPoisk.com›track/melodia/mp3/v…u-skazki/
Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля ,смайлики трех цветов у каждого ученика.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (СЛАЙД 1)
- Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. Ведь улыбка - удивительная вещь, а в трудную минуту жизни она вообще творит чудеса. Помните, как поётся в известной песне « от улыбки станет всем светлей!» Сегодня у нас на уроке много гостей. И мы рады им и будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пусть нам всем урок русского языка принесет радость общения. Пожелаем себе успехов.
(СЛАЙД 2)
1.2. Прием организации рефлексии настроения и эмоционального состояния на уроке:
«Букет настроения». На доске у нас изображена ваза. А на столах лежат цветы – настроения. В конце урока мы с вами должны составить букет настроения, если у нас всё получится , и вы останетесь довольны результатами своего труда.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
- Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…».
Орфография
Орфоэпия
Графика
Синтаксис и пунктуация
Фонетика (СЛАЙД 3)
- Хорошо, а теперь откройте тетради, запишите число, а тему урока , я надеюсь, мы определим вместе.
- Для того, чтобы определить тему урока, я для вас приготовила подсказки.
1 подсказка.
На доске слова : ( СЛАЙД 4)
Слова.
Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А.Шибаев)
- Ребята, о чём это стихотворение? Какова его тема?
( это стихотворение о словах, о том, что все предметы, которые нас окружают, имеют свое название).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).
Вы согласны? (зелёный сигнал)
Это первая часть нашей темы.
Подсказка вторая . Я приготовила для вас пары слов ( СЛАЙД 5)
ПосвЕтить-посвЯтить
ПримИрять -примЕрять
ПолОскать - полАскать
3. Выявление места и причины затруднения.
- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).
Вы согласны? (зелёный сигнал)
К чему призывает А. Титович в стихотворении «Слово»?
Не забывай
На пра́ведном пути
Ты должен
То, что старик Марк Твен
Сказал когда-то:
Слово нужное найти,
А не его
Троюродного брата.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
- Итак, а теперь попытайтесь сформулировать тему урока. Правильно, запишите её в тетрадь.
« Слово и его лексичекое значение» ( СЛАЙД 6)
А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова
К.Г.Паустовского ( СЛАЙД 7)
«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий”
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?
-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)
-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас). ( СЛАЙД 8)
- Итак, ребята, сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова. Также мы научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.
5. Реализация построенного проекта
- Ребята, а как вы думаете, сколько слов в русском языке?
Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. ( СЛАЙД 9)
В современном русском языке около 200 000 слов. Иностранные слова (30 000), новые слова (5000), научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000), имена собственные и прозвища (25 000), слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около200 000).
- На самом деле лексика русского языка очень богатая и изменчивая. Происходят какие-то открытия, возникают новые понятия и термины. И наоборот, исчезают какие предметы, вещи и вслед за ними уходят слова, мы перестаём ими пользоваться.
Таким образом, сосчитать все слова современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.
- Ребята, вот скажите, по тому как говорит человек, какие слова употребляет, можно сделать вывод, какой человек перед нами? (СЛАЙД 10)
- Ребята, есть такая известная цитата из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами» .
-- Ребята, а как вы считаете каков ваш словарный запас? (СЛАЙД 11 )
Словарный запас выпускника школы составляет от полутора тысяч до четырех тысяч слов, а человек с высшим образованием имеет в своем активе до 8 тысяч слов .
- Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ?
( читать, пересказывать, учить наизусть, разгадывать кроссворды, расширять свой словарный запас за счёт словарей)
Вывод: правильно, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Такие люди быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником.
- А теперь, ребята, обратимся к учебнику (параграф 64, страница 149)
- Читаем статью по ролям (СЛАЙД 12)
- А теперь используя приём «Инсерт» давайте выясним
\/ - эту информацию я знаю
+ - это новая для меня информация
? – эта информация для меня не понятна
После чтения текста беседа:
- Какая информация вам была знакома?
- Какие новые сведения вы для себя отметили?
- Все ли понятно? Какие появились вопросы? (СЛАЙД 13)
Итак:
-слово называет понятия, предметы, признаки, действия
-слово - значимая единица языка
- слово образует словарный состав (лексику) и имеет лексическое значение
-лексикология – раздел науки, изучающий лексику
- существуют специальные словари
Физминутка (СЛАЙД 14)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- А теперь зарядка для ума- лингвистическая задачка. Списать слова, распределяя их 3 столбика по группам: предмет, признак, действие. (СЛАЙД 15)
1 ряд- предмет
2 ряд – признак
3 ряд – действие
( 3 человека работают у доски)
- Оцените свою работу.
См…шной, бл…днеть, пощ…дить, сл…варь, г…р…зонт, ст…р…жить, радос…ный, тр…щит, нев…димка, ж…вописный, ш…лковый, в…дить, м…н…лог.
- Как в случае затруднения можно определить лексическое значение слова?
Опережающее задание
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Что людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Как писать какое слово,
Утверждать ему не ново,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать…
Даже Пушкин,
Я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю.
(Я.Козловский)
Презентация «Словарь»
- У нас в конце учебника есть толковый словарь
( стр.175). В него включено, конечно, немного слов, но это слова, значение которых следует запомнить.
Лексический диктант (упражнение 331)
- Определить слово по лексическому значению.
Если при выполнении задания вы будете испытывать затруднения, воспользуйтесь толковым словарём.
( 1 вариант определяет слова по горизонтали, а 2 – по вертикале)
Проверка.
Все согласны? ( зелёный сигнал)
8. Включение в систему знаний и повторение
Предложение для разбора. (СЛАЙД 16)
Я пойти завтра на прогулка.
- Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки.
- О чём нам это говорит? Только ли лексическое значение важно для слова?
(для слов важно знать как лексическое, так и грамматическое значение)
Все согласны? ( зелёный сигнал)
- Какой вывод мы можем сделать, ребята?
Вывод:
лексическое значение
(изучает лексикология)
Слово имеет
грамматическое значение
(изучает морфология)
Работа с учебником. (Упражнение 330).
Заглавие- « После снегопада».
Стиль- художественный.
Эпитеты – «крупный, густой снег»
Олицетворения - «снег притягивает к себе»
- Для чего автор употребляет выразительные средства?
( они делают описание ярким, образным).
- Находим однокоренное слово, которое связывает первые два предложения - снег- снегопад).
- Укажите лексическое и грамматическое значение выделенных слов:
Безоблачное (небо) – чистое. Это прил .Ср.р; в И.п., в ед ч.; НЕБО – видимое над Землей пространство. Это сущ., в ср.р., в И.п.
Искрится – сверкает, переливается. Это глагол, в наст. вр., в 3л.).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Итак. Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать кластер и синквейн сегодняшнего урока.
Синквейн
Лексика
Богатая, активная
Наследует, используется, изменяется
Богатство русского языка проявляется в лексике
Словарный состав
10. Домашнее задание.
1) Параграф 64, упр.336
2) Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря (задание на выбор учащихся)
ИТОГ.
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне показалось важным …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Слово и его лексическое значение"
Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Технологическая карта урока Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5
Технологическая карта урокаТема урока: Слово и его лексическое значение.Класс: 5...

Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение" (вводный урок)
Урок русского языка (5 класс)....

Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"
Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)
Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....