Урок Слово и его лексическое значение
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок по ФГОС ОО в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Слово и его лексическое значение

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1)совершенствование  умения понимать роль слова в формировании  и выражении мыслей и чувств;

             2) формирование представления  о способах определения  лексического значения  слова;

             3)развитие  умения  работать с толковым словарём;

              4)воспитание  чуткого  отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество,

осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные:  научиться     определять лексическое значение слов несколькими способами,                    работать  с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья

 Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.org, festival.1september.ru,http://www.naturalmask.ru/gimnastika-glaz.html, AudioPoisk.comtrack/melodia/mp3/v…u-skazki/

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля ,смайлики трех цветов у каждого ученика.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности  (СЛАЙД 1)

-   Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить  хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. Ведь улыбка - удивительная вещь,  а в  трудную минуту жизни она вообще творит чудеса. Помните, как поётся в известной песне « от улыбки станет всем светлей!» Сегодня у нас на уроке много гостей. И мы рады им и будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пусть нам всем урок русского языка принесет радость общения. Пожелаем себе успехов.

(СЛАЙД 2)

1.2. Прием организации рефлексии настроения и эмоционального состояния на   уроке:

 «Букет настроения».  На доске у нас изображена ваза.  А на столах лежат цветы – настроения. В конце урока мы с вами должны составить букет настроения, если у нас всё получится , и вы останетесь довольны результатами своего труда.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося        

-  Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого  нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…».

Орфография

Орфоэпия

Графика

Синтаксис и пунктуация

Фонетика   (СЛАЙД 3)

- Хорошо, а теперь откройте  тетради, запишите  число, а тему урока , я надеюсь, мы определим вместе.

- Для того, чтобы определить тему урока, я для вас приготовила  подсказки.

1 подсказка.

На доске слова : ( СЛАЙД 4)

Слова.
Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
                                              (А.Шибаев)

- Ребята, о чём это стихотворение? Какова его  тема?

( это стихотворение о словах, о том,  что все предметы, которые нас окружают,  имеют свое название).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

Вы согласны? (зелёный сигнал)

Это первая часть нашей темы.

 Подсказка вторая . Я приготовила для вас пары слов  ( СЛАЙД 5)

ПосвЕтить-посвЯтить

ПримИрять -примЕрять

ПолОскать - полАскать

3. Выявление места и причины затруднения.

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

Вы согласны? (зелёный сигнал)

К чему призывает А. Титович в стихотворении «Слово»?

Не забывай 
На пра́ведном  пути 
Ты должен 
То, что старик Марк Твен 
Сказал когда-то: 
Слово нужное найти, 
А не его 
Троюродного брата.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Итак, а теперь попытайтесь сформулировать тему урока. Правильно, запишите её в тетрадь.

 « Слово и его лексичекое значение»    ( СЛАЙД 6)    

А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К.Г.Паустовского ( СЛАЙД 7)

«Для всего, что существует в природе... в русском       языке есть великое множество 
хороших слов и названий”

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое  значение слова)    

-Какова задача урока?  (Научиться определять ЛЗ слова,  расширить свой словарный запас).  ( СЛАЙД 8)

-  Итак, ребята, сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова. Также  мы  научимся определять лексическое значение слова  с помощью толкового словаря.        

5. Реализация построенного проекта

- Ребята, а как вы думаете, сколько слов в русском языке?

Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. ( СЛАЙД 9)

В современном русском языке около 200 000 слов. Иностранные слова (30 000), новые слова (5000), научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000), имена собственные и прозвища (25 000), слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около200 000).

- На самом деле лексика русского языка очень богатая и изменчивая.  Происходят какие-то открытия,  возникают новые понятия и термины. И наоборот, исчезают какие предметы, вещи и вслед за ними уходят слова, мы перестаём ими пользоваться.

Таким образом, сосчитать все слова  современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.

- Ребята, вот скажите, по тому как говорит человек, какие слова употребляет, можно сделать вывод, какой человек перед нами?  (СЛАЙД 10)

- Ребята, есть такая известная цитата из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами» . 

-- Ребята, а как вы считаете каков ваш  словарный запас?   (СЛАЙД 11 )

  Словарный запас выпускника школы составляет от полутора тысяч до четырех тысяч слов,  а человек с высшим образованием имеет в своем активе до 8 тысяч слов .

-  Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ?                      

 ( читать, пересказывать, учить наизусть, разгадывать кроссворды, расширять свой словарный запас за счёт словарей)

Вывод: правильно,  красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с  богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Такие люди  быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи   

Работа с учебником.

- А теперь, ребята, обратимся к учебнику (параграф 64, страница 149)

- Читаем статью по ролям     (СЛАЙД 12)

- А теперь  используя приём «Инсерт» давайте выясним

     \/ - эту информацию я знаю

     + - это новая для меня информация

     ? – эта информация для меня не понятна

После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?      (СЛАЙД 13)

Итак:

-слово называет понятия, предметы, признаки, действия

-слово - значимая единица языка

- слово  образует словарный состав (лексику) и имеет лексическое значение 

-лексикология – раздел науки, изучающий лексику

- существуют специальные словари 

Физминутка    (СЛАЙД 14)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь зарядка для ума- лингвистическая задачка. Списать слова, распределяя их 3 столбика по группам: предмет, признак, действие.      (СЛАЙД 15)

1 ряд- предмет

2 ряд – признак

3 ряд – действие

( 3 человека работают у доски)

 - Оцените свою работу.

     См…шной, бл…днеть, пощ…дить, сл…варь, г…р…зонт, ст…р…жить, радос…ный, тр…щит, нев…димка, ж…вописный, ш…лковый, в…дить, м…н…лог.

 - Как в случае затруднения можно определить лексическое значение слова?

Опережающее задание

Есть волшебная страна,

 Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Что людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Как писать какое слово,

 Утверждать ему не ново,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать…

Даже Пушкин,

Я об этом достоверно говорю,

Не однажды за советом
Обращался к Словарю.
                                                       
(Я.Козловский)

Презентация «Словарь»

-  У нас в конце учебника есть толковый словарь

 ( стр.175). В него включено, конечно, немного слов, но это слова, значение которых следует запомнить.

Лексический диктант (упражнение 331)

- Определить слово по лексическому значению.

Если при выполнении задания  вы  будете испытывать затруднения, воспользуйтесь толковым словарём.

( 1 вариант определяет слова по горизонтали, а 2 – по вертикале)

Проверка.

Все согласны? ( зелёный сигнал)

8. Включение в систему знаний и повторение

Предложение для разбора.   (СЛАЙД 16)

Я пойти завтра на прогулка.

- Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки.

-  О чём нам это говорит? Только ли  лексическое  значение важно для слова?

(для слов важно знать как лексическое, так и грамматическое значение)

Все согласны? ( зелёный сигнал)

- Какой вывод мы можем сделать, ребята?

Вывод:

                                   лексическое значение            

                                   (изучает лексикология)

Слово имеет          

                                    грамматическое значение  

                                   (изучает морфология)

Работа с учебником. (Упражнение 330).

Заглавие-  « После снегопада».

Стиль-  художественный.

Эпитеты – «крупный, густой снег»

Олицетворения - «снег притягивает к себе»

- Для чего автор употребляет выразительные средства?

( они делают описание ярким, образным).

- Находим однокоренное слово, которое связывает первые два предложения  -  снег- снегопад).

- Укажите лексическое и грамматическое значение выделенных слов:

Безоблачное (небо) – чистое. Это прил .Ср.р; в И.п., в ед ч.;  НЕБО – видимое над Землей пространство. Это сущ., в ср.р., в И.п.

 Искрится – сверкает, переливается. Это глагол, в наст. вр., в 3л.).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Итак. Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать кластер и синквейн сегодняшнего урока.

Синквейн

Лексика

Богатая, активная

Наследует, используется, изменяется

Богатство русского языка проявляется в лексике

Словарный состав

10. Домашнее задание.

1) Параграф 64, упр.336

2)  Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря (задание на выбор учащихся)

ИТОГ.

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

Мне показалось важным …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Слово и его лексическое значение"

Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Технологическая карта урока Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урокаТема урока: Слово и его лексическое значение.Класс: 5...

Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"

Технологическая карта урока русского языка Тема:  Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....