Урок "Слово и его лексическое значение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ивантеева Ирина Анатольевна

Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_uroka.docx24.03 КБ
Файл slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.pptx184.03 КБ
Файл prilozheniya.docx13.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Предмет

Русский язык

Класс

5

      Тема урока

Слово и его лексическое значение

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Регулятивные: Способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так  и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Формирование способности к проектированию.

Познавательные: Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, использование обще-учебных  умений.

Коммуникативные: Умение работать в группе. Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, употребление слов в соответствии с лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, использование общеучебных  умений.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Электронный Вики-словарь

«Толковый словарь» Ожегова;

«Толковый словарь» В.И. Даля;

«Школьный толковый словарь».

С.И. Львова, Л.Г.Ларионова «Русский язык» (сборник упражнений) 5 класс.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия

Слово, лексическое значение, толковый словарь, однокоренные слова, морфологические признаки, синтаксическая функция

Форма проведения урока

Урок -  практикум.

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Продолжительность: 3 мин.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Учитель: Как вы думаете, почему ребята не поняли, о чём говорила бабушка Любы?

О чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

Вывод: Итак, в центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Слушают отрывок из рассказа В.Бокова, устанавливают рамки урока, включаются в учебную деятельность.

Владение ключевыми понятиями.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: организовать актуализацию умений работать со словарями, организовать выполнение учащимися учебного задания.

Продолжительность: 3 мин.

Читает стихотворение, организует актуализацию умений по работе со словом, с толковыми словарями.

- Как вы думаете, каким словом заканчивается стихотворение?

- Послушайте, как заканчивается это стихотворение: поэт.

- Кто такой поэт?

- А знаете ли вы, что 26 июня исполнилось 145 лет со дня рождения первого поэта, жившего в нашем городе на ул.Светланская,111. Как память о нём установлен барельеф на этом доме.

(Стихи).

 В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать?

- Мы сегодня представим себя в роли лингвистов,  научимся составлять словарную статью в такой форме, как она представлена в Вики-словарь.

Слушают стихотворение, подбирают слова, которым может заканчиваться стихотворение.

Знать, какие существуют словари, уметь с ними работать.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группе;

организовать самопроверку и самооценку;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Продолжительность: 30 мин.

Деление класса на группы;

определение задач для каждой группы.

1)

Сопоставление словарных статей в различных толковых словарях (можно взять любое слово).

2)

1 группа: определить лексическое значение слова «поэт»;

2 группа: подобрать однокоренные слова;

3 группа: подобрать слова, близкие по значению к слову ПОЭТ;

4 группа: определить морфологические признаки и синтаксические функции слова ПОЭТ.

3)

Защита работ.

Вспоминают, что такое лексическое значение слова; однокоренные слова, морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного.

Составить план работы в группе.

Оформляют записи.

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь работать по коллективно составленному плану.

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Мы переходим к последнему этапу. Какую цель мы ставили?

- Сравните ваши работы с тем, что вы видите на экране. Перед вами словарная статья из Вики-словаря.

- Молодцы. С поставленной задачей вы справились – составили словарную статью. Обратите внимание, статья нуждается в доработке. Мы с вами можем стать разработчикам и дополнить статью. Составление синквейна со словом «Поэт».

Сравнение полученной статьи со статьёй Вики-словаря. Узнают, что из интернета можно не только получать, но и добавлять своё. Составление синквейна.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Способность к самооценке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Слово и его лексическое значение» 5 класс

Слайд 2

Возьмите слово за основу и на огонь поставьте слово, Возьмите мудрости щепоть, наивности большой ломоть, Немного звезд, немного перца, кусок трепещущего сердца И на комфорке мастерства прокипятите раз и два, и много раз… Теперь пишите, но сперва родитесь все-таки …................. ! Как можно закончить стихотворение Р.Кено ?

Слайд 3

Каких поэтов вы знаете? ПОЭТОМ

Слайд 4

26 июня 2012 года исполнилось 145 лет со дня рождения первого поэта города Владивостока П.Гомзякова , который жил на ул. Светланской , в доме 111, где в память о поэте установлен барельеф. А знаете ли вы?

Слайд 5

Лингвистическая мастерская Задание: Сравните словарные статьи из разных словарей С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова « Толковый словарь русского языка» поэт , -а, м. 1. Писатель - автор стихотворных, поэтических произведений. Пушкин - великий русский п. П. родной природы. 2. перен. Человек, к- рый наделен поэтическим отношением к окружающему, к жизни. П. в душе. П. по натуре. П. в своем деле. II ж. поэтесса [тэ], -ы (к 1 знач.). Т.Ф. Ефремова « Толковый словарь русского языка» поэт м . 1) а) Автор поэтических произведений; писатель-художник. б) Автор стихотворных поэтических произведений; стихотворец . в) Художник любого вида искусства, произведения которого отличаются поэтичностью . 2) Тот, кто поэтически воспринимает действительность, поэтически относится к окружающему.

Слайд 6

1 группа Объясните, как вы понимаете лексическое значение слова «поэт» 2 группа Подберите однокоренные слова к слову «поэт» 3 группа Подберите слова, близкие по значению к слову « поэт» 4 группа Определите морфологические и синтаксические функции слова « поэт» Групповая работа

Слайд 7

1.1 Морфологические и синтаксические свойства 1.2 Произношение 1.3 Семантические свойства 1.3.1 Значение 1.3.2 Синонимы 1.3.3 Антонимы 1.3.4 Гиперонимы 1.3.5 Гипонимы 1.4 Родственные слова 1.5 Этимология 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания Содержание словарной статьи в Вики-словаре

Слайд 8

Человек, который сочиняет стихотворения. Человек, который наделен поэтическим даром. Автор поэтических произведений. Поэт

Слайд 9

Поэтесса поэтика Поэтичный Поэтизация Поэтический поэтичность Поэт

Слайд 10

Стихотворец Творец Рифмоплет Пиит Бард сочинитель Поэт

Слайд 11

Поэт- сущ., одуш ., м.р ., 2скл. В предложении может быть подлежащим или дополнением. Поэт

Слайд 12

Поэт 2прилагательных 3 глагола Предложение. Слово. Синквейн

Слайд 13

Учитель: Ивантеева И.А. Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Мы подошли с учительницей Полиной  к дому бабки Труновой, чтобы поговорить с её внучкой, не сыграет ли она роль в пьесе. Бабка появилась на крыльце с курицей, браня её за какую-то оплошность.

- Где Люба?- спросил я.

-По батожья ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы.

- По что?

- Ну, по петушки.

- По что? По что?

- По стебени.        

- Не понимаю Вас.

- Ах, батюшки, какой ты бестолковый. По щавель!

Приложение №2.

Возьмите слово за основу

И на огонь поставьте слово.

Добавьте мудрости щепоть, наивности большой ломоть,

Немного звезд, немного перца, Кусок трепещущего сердца

И на комфорке мастерства

Прокипятите раз и два

И много раз.

Теперь пишите, но сперва родитесь всё-таки …(поэтом).

Приложение №3.

Лежит окутанный полупрозрачной мглою

В коричневых холмах родной Владивосток,

Кой-где синеет и вьётся вверх струёю

И алой краской дня румянится восток.

Звенят мои шаги в тропе оледенелой…

Иду я медленно в заброшенном саду

И рву от холода рукою онемелой

Полыни хрупкий лист горстями на ходу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)

Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...

Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"

Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...

Кроссворд "Лексическое значение слова (кто?)"

Кроссворд предназначен для промежуточной проверочной работы по теме "Лексическое значение слова"...

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

Лексика. лексическое значение слова.

Данный урок разработан на основе материала, связанного с Рождеством Христовым. Можно использовать при знакомстве с понятием  лексическое значение слово в 5 классе.Этот урок – своеобразная лиричес...

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....