Рабочая программа по русскому языку 8 класс УМК Бархударов С.Г. и др.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 8 класс разработана по учебнику «Русский язык» 8 класс авторы С.Г. Бархударов, С.С. Крючков, Л.Ю. Максимов,М, 2010 . Программа рассчитана на 105 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rus.yaz_8_kl.docx | 57.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лотаковская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
_______/___________/ директора по УВР Лотаковская СОШ
Протокол №_____ от МБОУ Лотаковская СОШ ________/Капусто Н.И./
«____»________201__г. ________/Ушакова Е.Н./ Приказ №_____ от
«____»__________201__г. «____»___________ 20___
Рабочая программа
по русскому языку
Класс – 8
Ф.И.О. учителя – Ушакова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Лотаковская СОШ
Утверждена на педагогическом совете
Протокол №_____ от «____»_______________ 201___г.
2015– 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе Примерной программы по русскому языку: Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский - М.,»Просвещение, 2009 г в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.
Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются:
- познавательные: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о языке (его устройстве и функционировании), развитее языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи);
- практические: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Курс включает систему понятий, относящихся к синтаксису (словосочетание и предложение):
- словосочетание, структура и грамматическое значение. Главная и зависимая части словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание;
- предложение, структура и грамматическое значение. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, по цели высказывания и эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по структуре;
- главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
- предложения с однородными членами, обособленными определениями, приложениями, дополнениями, обстоятельствами.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс разработана по учебнику «Русский язык» 8 класс авторы С.Г. Бархударов, С.С. Крючков, Л.Ю. Максимов,М, 2010
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общий объем часов, отводимых на русский язык в 8 классе согласно учебному плану МБОУ Лотаковская СОШ на 2015-2016 учебный год составляет 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 102 часа, из расчёта 3 учебных часа в неделю. В связи с этим, добавлены часы на повторение изученного материала в конце года (3 часа).
В учебно-тематическом плане предусмотрено 5 контрольных диктантов, 3 изложения, 2 из которых контрольные, 3 сочинения, 1 из них – контрольное.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | |||||||
Плановых уроков | Из них уроков по развитию речи | Контрольных уроков (диктантов) | Всего по разделу | Итого | |||||
По программе | Дополн-но | По программе | По программе | ||||||
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | - | - | - | 1 | 1 | ||
2 | Повторение пройденного в 5-7 классе | 8 | 2 | Обучающее сочинение | - | 8 | 8 | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | |||||||||
3 | Словосочетание | 2 | - | - | 2 | 2 | |||
4 | Простое предложение | 3 | 1 | 1 | 4 | 4 | |||
5 | Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения | 6 | 2 | обучающеесочинение | 1 | 8 | 8 | ||
6 | Второстепенные члены предложения | 6 | 2 | 1 Обучающее изложение | - | 8 | 8 | ||
7 | Простые односоставные предложения | 9 | 2 | Контрольное изложение | 1 | 11 | 11 | ||
8 | Неполные предложения | 2 | - | 2 | 2 | ||||
9 | Однородные члены предложения | 12 | 2 | Контрольное сочинение | 1 | 14 | 14 | ||
10 | Обособленные члены предложения | 18 | 2 | Контрольное изложение | 1 | 20 | 20 | ||
11 | Обращения, вводные слова междометия | 9 | 2 | 11 | 11 | ||||
12 | Прямая и косвенная речь | 6 | 1 | 1 | 7 | 7 | |||
Систематизация изученного в 8 классе | 5 | 3 | 1 | Обучающее сочинение | 1 | 9 | 9 | ||
Итого: | 102 | 3 | 17 | 6 О/изл -1; к/изл.-2 О/соч.-2 к/соч-1 | 5 | 105 | 105 |
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Функции русского языка в современном мире
Повторение изученного в 5-7 классах (6+2 ч)
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (2 ч)
Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое приложение (3+1ч)
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения.
Главные члены предложения (6+2 ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (6+2 ч)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (9+2 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (2 ч)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения(12+2 ч)
Повторение изученного материала об однородных членах-предложения. |Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (18+2 ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Обращения, вводные слова междометия (9 +2ч)
Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь (6+1 ч)
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 +1ч)
Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
- по фонетике: производить фонетический разбор слов;
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
- по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;
- по морфемике и словообразованию; производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
- по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;
- по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений;
- по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого
- предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами;
- пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи;
- писать заявление, автобиографию;
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами;
- обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами;
- классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах;
- пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата по программе | Дата фактич. |
Введение (1ч.) | ||||
1 | Функции русского языка в современном мире. | 1 | ||
Повторение изученного в 5-7 классах (6+2 ч.) | ||||
2 | Повторение изученного в 5-7 классах | 1 | ||
3 | Фонетика. Графика. Орфография. | 1 | ||
4 | Повторение изученного Морфемика и словообразование. | 1 | ||
5 | Повторение изученного. Лексика и фразеология. | 1 | ||
6 | Повторение изученного. Морфология. | 1 | ||
7 | Повторение изученного. Строение текста. Стили речи. | 1 | ||
8 | Р.р. Написание обучающего сочинения по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии» (упр. 54) | 1 | ||
9 | Р. р.Устное сочинение. Описание Триумфальной арки (Упр.57) | 1 | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | ||||
Словосочетание (2 ч.) | ||||
10 | Строение и грамматическое значение словосочетаний | 1 | ||
11 | Связь слов в словосочетании | 1 | ||
Простое предложение (3 ч. + 1 ч.) | ||||
12 | Строение и грамматическое значение предложений. | 1 | ||
13 | Интонация предложения. | 1 | ||
14 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 1 | ||
15 | Р. р. Описание памятника архитектуры как вид текста.( упр. 114) | 1 | ||
Простые двусоставные предложения Главные члены предложения. (6 +2 ч.) | ||||
16 | Подлежащее. | 1 | ||
17 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 | ||
18 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | ||
19 | Составное именное сказуемое. Способы его выражения | 1 | ||
20 | Тире между подлежащими и сказуемыми. | 1 | ||
21 | Закрепление темы «Главные члены предложения». | 1 | ||
22 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения». | 1 | ||
23 | Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности. | 1 | ||
Второстепенные члены предложения (6 +2 ч.). | ||||
24 | Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | 1 | ||
25 | Определение. Способы выражения определения. Определение согласованное и несогласованное. | 1 | ||
26 | Р. р. Написание обучающего изложения ( «Русский язык» упр.178) | 1 | ||
27 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | 1 | ||
28 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | 1 | ||
29 | Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. | 1 | ||
30 | Р.р. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края. | 1 | ||
31 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | ||
Простые односоставные предложения (9 +2 ч) | ||||
32 | Основные группы односоставных предложений. Определённо – личные предложения.. | 1 | ||
33 | Неопределённо-личные предложения, их структурные особенности. | 1 | ||
34 | Неопределённо – личные предложения.. | 1 | ||
35 | Безличные предложения. | 1 | ||
36 | Обобщенно-личные предложения. | 1 | ||
37 | Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. | 1 | ||
38 | Назывные предложения. | 1 | ||
39 | Обобщение по теме «Односоставные предложения». | 1 | ||
40 | Контрольный диктант по теме «Односоставное предложение» | 1 | ||
41 | Р.р.Написание контрольного изложения по упр.249 | 1 | ||
42 | Р.р. Написание рассказа на свободную тему (упр. 250) | 1 | ||
Неполные предложения (2ч.) | ||||
43 | Понятие о неполных предложениях. Тире в неполных предложениях. | 1 | ||
44 | Употреблением неполных предложений в диалоге и в сложном предложении. | 1 | ||
Предложения с однородными членами (12+2 ч.) | ||||
45 | Предложения с однородными членами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | 1 | ||
46 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | ||
47 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | ||
48 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами. | 1 | ||
49 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами. Ряды однородных членов. | 1 | ||
50 | Разделительные знаки препинания между однородными членами. | 1 | ||
51 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | ||
52 | Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении. | 1 | ||
53 | Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Однородные члены предложения» | 1 | ||
54 | Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Однородные члены предложения» | 1 | ||
55 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | ||
56 | Работа над ошибками | 1 | ||
57 | Р. р. Рассуждение на основе литературного произведения. (Упр.293). | 1 | ||
58 | Р.р . Написание контрольного сочинения по картине Ф.А. Васильева « Мокрый луг» | 1 | ||
Обособленные члены предложения (18 +2 ч.) | ||||
59 | Понятие об обособлении. Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. | 1 | ||
60 | Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. | 1 | ||
61 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений. | 1 | ||
62 | Особенности обособления приложений. | 1 | ||
63 | Закрепление изученного по теме «Обособленные определения и приложения» | 1 | ||
64 | Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения». | 1 | ||
65 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | 1 | ||
66 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | 1 | ||
67 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | 1 | ||
68 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 1 | ||
69 | Урок-практикум по теме «Обособление обстоятельств» | 1 | ||
70 | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | 1 | ||
71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 1 | ||
72 | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенности. | 1 | ||
73 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | ||
74 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | ||
75 | Контрольный диктант по теме « Обособленные члены предложения» | 1 | ||
76 | Работа над ошибками | 1 | ||
77 | Р.р. Характеристика человека как вид текста. | 1 | ||
78 | Р.р. Написание контрольного изложения с описанием внешности человека. | 1 | ||
Обращения, вводные слова и междометия (9ч.+2 ч) | ||||
79 | Обращение и знаки препинания при нём. | 1 | ||
80 | Знаки препинания при обращении. Употребление обращений. | 1 | ||
81 | Вводные слова, словосочетания, предложения. Группы вводных конструкций по значению. | 1 | ||
82 | Знаки препинания при вводных словах и предложениях. | 1 | ||
83 | Междометия в предложениях. | 1 | ||
84 | Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций | 1 | ||
85 | Одиночные и парные знаки препинания при вставных конструкциях. | 1 | ||
86 | Закрепление изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». | 1 | ||
87 | Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». | 1 | ||
88 | Р.р. Рассуждение на тему «Книги – наши верные друзья» | 1 | ||
89 | Р.р. Публичное выступление на тему «В жизни всегда есть место подвигам».(упр.354) | 1 | ||
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (6ч. +1 ч.) | ||||
90 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. | 1 | ||
91 | Знаки препинания при прямой речи. Диалог. | 1 | ||
92 | Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. | 1 | ||
93 | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | ||
94 | Цитаты и знаки препинания при них | 1 | ||
95 | Закрепление изученного по теме «Прямая и косвенная речь». | 1 | ||
96 | Р.р. Сравнительная характеристика героев. Написание сочинения по картине К.Брюллова « Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых». | 1 | ||
Повторение и систематизация изученного в 8-ом классе (8ч.+ 1 ч.) | ||||
97 | Повторение изученного по теме «Словосочетание», «Двусоставные предложения». | 1 | ||
98 | Повторение изученного по теме «Односоставные предложения». | 1 | ||
99 | Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения». | 1 | ||
100 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | ||
101 | Р.р.Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения) | 1 | ||
102 | Повторение изученного по теме «Предложения с обособленными членами». | 1 | ||
103 | Повторение изученного по темам «Обращение», «Вводные слова и предложения». | 1 | ||
104 | Повторение изученного по теме «Способы передачи чужой речи». | 1 | ||
105 | Итоговый урок. | 1 | ||
Учебно-методические средства обучения
Учебно- методическая литература для учителя.
- Бархударов, С.Г., Крючков, С.Е., Русский язык: учебник для 8 класса – М.: Просвещение, 2013 г.
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 классы М.: Просвещение, 1998
- Егорова, Н.В., Горшкова В.Н. Русский язык: поурочные разработки 8 класс – М: Вако, 2012
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку М: Сфера.1998
- 6. Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2009 г.
Учебно- методическая литература для учащихся
- Бархударов, С.Г., Крючков, С.Е., Русский язык: учебник для 8 класса – М.: Просвещение, 2013 г.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
Приложение
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Извлечения из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»
«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
П. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170 слов, для 10-11 – до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX -11 классов - 35 - 40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе -20 различных орфограммы и 4-5 пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмми 10 пунктограмм, в IX – 11 классах — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок
(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. .
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание ст...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку, 8 класс, Бархударов и др.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе авторской программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова...