Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Кербутова Оксана Александровна

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус­скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2007. Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_10.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя обшеобразовательная школа №46  с.Бараники.

Рассмотрена и   рекомендована                                                                                                   Утверждена.                                        

к утверждению                                                                                           Приказ № 598 от 30.08. 2013 года  

педсоветом  школы                                                                       Директор МБОУ СОШ № 46 с. Бараники      
протокол  № 1                                                                                       _______________ / Л.И. Макаренко /    
от «
 30 »    августа     2013 года                                        

                     

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

        для 10 класса

на 2013-2014 учебный год.

                                                                          Составитель:

                                                     учитель русского языка и  

                                                          литературы  Кербутова О.А.

                                                                                       

2013-2014гг.

с.Бараники

Пояснительная записка

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2007. Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Концептуальная новизна курса русского языка в старших классах состоит в том, что  на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия  для развития  общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10 классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.  

В соответствии с вышеуказанными подходами  содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что  предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь(владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка.  Овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих целей:

  1.         воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  2.         дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  3.         освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  4.         овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  5.  применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

-  дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

Принцип построения – концентрический

Специфика предмета: 

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;
  1. проблемное обучение;
  1. информационно-коммуникационные технологии;
  1. здоровьесберегающие технологии;
  1. система инновационной оценки «портфолио»;
  1. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Для оценки достижений обучающихся  используются следующие виды и формы контроля:

  • Контрольный диктант
  • Тест, зачет
  • Контрольное сочинение
  • Контрольное изложение
  • Контрольный срез

Взаимоконтроль осуществляется в виде самостоятельных работ, письменных тестов, диктантов, творческих работ по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Контрольные работы составлены с учётом обязательных результатов обучения.

Перечень нормативной документации, в соответствии с которой разработана и должна быть реализована рабочая программа:

№ п/п

Нормативные документы

1

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений;

3

 Примерная образовательная программа по математике, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации:   программа для общеобразовательных учреждений : «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков /

4

Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2007

Требования к уровню подготовки учащихся

  • В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
  • Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  • Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;
  • Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
  • Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  • Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

Создание устного и письменного речевого высказывания:

  • Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  • Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
  • Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
  • Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
  • Проводить разные виды языкового разбора;
  • Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • Эффективно использовать языковые единицы в речи;
  • Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Формы организации учебного процесса:

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок- исследование, урок-семинар,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

 - опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;  

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- письмо под диктовку;

- написание сочинений;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование

                                                                Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

                                                 Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Тематическое планирование по русскому языку для 10 класса

Содержание обучения

Раздел/тема

Требования к знаниям, умениям,  навыкам, уровню формируемых компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения тем и разделов учебного предмета

О русском языке

(2 часа)

Русский язык  в Российской Федерации и современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательной и трудовой деятельности. Формы речи: устная и письменная. Основные особенности устной и письменной речи. Виды речи: монолог и диалог

Понимать социальную роль русского языка в обществе, связь языка и истории. Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, строить монологическое высказывание, умело использовать цитирование.

  • Текст (10 часов)

Текст и его комплексный анализ. Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация

Комплексный анализ текста, предусматривающий проведение орфографического и пунктуационного разбора, текстоведческого и языкового анализа текста и его фрагментов.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста.

Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля. Цитата в конспекте научного стиля. Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля.

Фонетика

(4 часа)

Роль орфоэпии в устном общении. Произносительные нормы. Акцентологические нормы: нормы ударения. Допустимые варианты произношения и ударения.

Владеть основными правилами произношения. Уметь работать с орфоэпическим словарем

Лексика

 (5 часов)

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами. Употребление паронимов.

Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеоло-гического разбора.

Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор.

Состав слова (морфемика) и словообразование

 (5 часов)

Система современного русского словообразования,  продуктивные способы образования частей речи в русском языке,   словообразовательные средства выразительности речи Основные принципы русской орфографии. Правописание морфем.

Знать основные принципы правописания морфем.

Уметь   проводить морфемный и словообразовательный анализ, использовать в собственной речевой практике словообразовательные средства выразительности речи

Морфология

(21 час)

Общее   грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.  

Уметь производить морфологический разбор

Синтаксис и пунктуация

(8 часов)

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, знаменательные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по русскому языку в 10 классе

п/п

Сроки

  Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Виды контроля

О русском языке (2 часа)

1

7.09

Русский язык –национальный язык русского народа

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

2

7.09

Русский язык на современном этапе

1

Устный опрос, индивидуальная работа

Текст (10 часов)

3

14.09

Обобщение знаний о тексте

1

Устный опрос, работа у доски, словарный диктант

Письменная работа

4

14.09

Творческий практикум

1

Устный опрос , работа у доски

5

21.09

Абзац

1

Фронтальный опрос, работа с учебником с места, работа у доски

6

21.09

Типы речи. Повествование

1

Фронтальный опрос, работа с учебником с места, работа у доски

7

28.09

Описание.

Административная контрольная работа

1

Выполнение письменной работы

Письменная работа

8

28.09

Рассуждение

1

Устный опрос, индивидуальная работа по карточкам, работа у доски, словарный диктант

Письменная работа

9

5.10

Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки

1

Устный опрос , работа у доски

10

5.10

Конспект. Тематический конспект. Реферат

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

11

12.10

Аннотация

1

Устный опрос , работа у доски

12

12.10

Рецензия

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

Фонетика (4 часа)

13

19.10

Повторение и обобщение материала по теме «Фонетика»

1

Устный опрос, работа у доски

14

19.10

Орфоэпические нормы. Логическое ударение

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

15

26.10

Звуковая организация поэтического текста

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

16

26.10

Контрольный диктант с фонетическими заданиями

Выполнение письменной работы

Письменная работа

Лексика (5 часов)

17

2.11

Обобщающее повторение изученного о лексическом значении слова

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

18

2.11

Группы слов по смысловым отношениям

1

Устный опрос , работа у доски

19

16.11

Группы слов по происхождению

1

Устный опрос, индивидуальная работа по карточкам, работа у доски, словарный диктант

Письменная работа

20

16.11

Группы слов по особенностям употребления

1

Устный опрос , работа у доски

21

23.11

Фразеология

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

Состав слова (морфемика) и словообразование (5 часов)

22

23.11

Обобщающее повторение по теме «Состав слова (морфемика) и словообразование»

1

Устный опрос, индивидуальная работа по карточкам, работа у доски, словарный диктант

23

30.11

Значение морфем и их правописание (урок-практикум по правописанию корней)

1

Устный опрос , работа у доски

24

30.11

Значение морфем и их правописание (урок-практикум по правописанию приставок)

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

Письменная работа

25

7.12

Способы образования слов

1

Устный опрос , работа у доски

26

7.12

Тестовая проверочная работа

1

Выполнение письменной работы

Письменная работа

Морфология (21 час)

27

14.12

Обобщающее повторение .Имя существительное

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

28

14.12

Роль имен существительных в тексте научного стиля

1

Устный опрос , работа у доски

29

21.12

Обобщающее повторение .Имя прилагательное

1

Устный опрос, индивидуальная работа , работа у доски

30

21.12

Роль имен прилагательных в художественном тексте.

Административная контрольная работа

1

Выполнение письменной работы

Письменная работа

31

28.12

Обобщающее повторение. Имя числительное

1

Устный опрос , работа у доски

32

28.12

Обобщающее повторение . Местоимение

1

Устный опрос, индивидуальная работа по карточкам, работа у доски, словарный диктант

Письменная работа

33

18.01

Обобщающее повторение . Глагол

1

Устный опрос , работа у доски

34

18.01

Текстообразующая роль глагола

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

35

25.01

Обобщающее повторение . Причастие

1

Выполнение письменной работы

36

25.01

Синтаксическая роль причастия

1

Устный опрос , работа у доски

Письменная работа

37

1.02

Обобщающее повторение . Деепричастие

1

Устный опрос, индивидуальная работа по карточкам, работа у доски

38

1.02

Роль деепричастия в тексте

1

Устный опрос , работа у доски

39

8.02

Орфографический практикум

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

40

8.02

Контрольный диктант с заданиями

1

Выполнение письменной работы

Письменная работа

41

15.02

Контрольный диктант с заданиями

1

Выполнение письменной работы

Письменная работа

42

15.02

Обобщающее повторение . Наречие и слова категории состояния

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

43

22.02

Роль наречий в тексте

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

44

22.02

Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы

1

Устный опрос , работа у доски

45

1.03

Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы

Устный опрос , работа у доски

46

1.03

Правописание частиц не и ни

1

Устный опрос, индивидуальная работа , работа у доски, словарный диктант

Письменная работа

47

15.03

Правописание частиц не и ни

1

Устный опрос , работа у доски

48

15.03

Омонимия знаменательных и служебных частей речи

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

49

22.03

Междометие

1

Устный опрос , работа у доски

50

22.03

Зачетная контрольная работа по разделу

1

Выполнение письменной работы

Письменная работа

Синтаксис и пунктуация (8 часов)

51

5.04

Урок-семинар «Словосочетание и предложение»

1

Устный опрос , работа у доски

52

5.04

Урок-семинар «Простое предложение»

1

Устный опрос , работа у доски

53

12.04

Урок-семинар «Простое предложение»

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

54

12.04

Практикум. Синтаксис словосочетания и простого предложения

1

Выполнение письменной работы

Письменная работа

55

19.04

Урок-семинар «Сложное предложение»

1

Устный опрос , работа у доски

56

19.04

Урок-семинар «Сложное  предложение»

1

Устный опрос, индивидуальная работа , работа у доски,

57

26.04

Урок-практикум «Сложносочиненное предложение»

1

Устный опрос , работа у доски

58

26.04

Урок-практикум «Сложноподчиненное предложение»

1

Выполнение письменной работы

Письменная работа

59

3.05

Урок-практикум «Бессоюзное сложное предложение»

1

Устный опрос, индивидуальная работа

60

3.05

Способы передачи чужой речи

1

Фронтальный опрос, работа с места, работа у доски

61

10.05

Контрольное изложение художественного текста

1

Выполнение письменной работы

Письменная работа

62

10.05

Контрольное изложение художественного текста

1

Выполнение письменной работы

Письменная работа

63

17.05

Обобщающее повторение сведений о тексте

1

Устный опрос , работа у доски

64

17.05

Практикум по анализу текста

1

Фронтальный опрос, работа с места

Письменная работа

65

24.05

Практикум по анализу текста

1

Фронтальный опрос, работа с места

66

24.05

Практикум по анализу текста

1

Фронтальный опрос, работа с места

Письменная работа

67

31.05

Практикум по анализу текста

1

Фронтальный опрос, работа с места

68

31.05

Практикум по анализу текста

1

Фронтальный опрос, работа с места

Письменная работа

                                              Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.
    общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще-
    ние, 2007.
  2. 2.Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
  3. Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
  4. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
  5. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
  6. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
  7. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
  8. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
  9. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
  10. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
  11. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
  12. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
  13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
  14. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
  15. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
  16. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
  17. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
  18. Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
  19. Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
  20. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
  21. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.
  22. «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для  общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010
  23. Золоторёва, И.В.  Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов/ И.В. Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2010
  24. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008
  25. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005
  26. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, - Волгоград: Учитель, 2005
  27. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005
  28. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
  29. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008
  30. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы/ А.Б. Малюшкин, - М.: ТЦ Сфера, 2005
  31. Амбушева, Т.М. и др. Русский язык. 10-11 классы: исследовательские работы/ Т.М. Амбушева и др., - Волгоград: Учитель, 2009
  32. Бисеров, А.Ю. ЕГЭ – 2010: русский язык: самые новые задания/ А.Ю. Бисеров, - ФИПИ, 2009
  33. 12.Сенина, Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009
  34. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ А.Б. Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2009
  35. Петрова, В.В. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие/ В.В. Петрова, - М.: «Экзамен», 2007
  36. Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2008
  37. Загоровская, О.В. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Ч. С/ О.В. Загоровская, - М.: Просвещение, 2009
  38. Цветкова, Г.В. Русский язык. 6 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2009
  39. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010
  40. Нефёдова, И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы»/ И.Ю.Нефёдова, - М.: АСТ: Астрель, 2009
  41. Баронова, М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Морфемика» и «Словообразование»/ М.М.Баронова, - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
  42. Кулюкина, Л.А. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение», «Способы передачи чужой речи»: 10-11 кл. /Л.А.Кулюкина, - М.: АСТ: Астрель, 2009
  43. Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания./ Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2010

Оборудование: 

Раздаточный материал: тесты для подготовки к ЕГЭ

Картины по развитию речи:

  1. О.Д. Яновская «Ждут»
  1. Г.Г. Мясоедов «Косцы»
  1. Б.В. Щербаков «Осеннее солнце»
  1. И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»
  1. А.А. Пластов «Сенокос»
  1. К.Ф. Юон «Августовский вечер: последний луч»
  1. Т.Н. Яблонская «Утро»
  1. С.А. Григорьев «Вратарь»

        9.        В.Г. Перов «Тройка»

  1.  А.Г. Венецианов «На пашне»
  1.  А.А. Дейнека «Оборона Севастополя»
  1.  И.Е. Репин «На плоту»
  1.  Б.М. Греков «На другой лень в станице Платовской»
  1.  Б.М. Греков «Тачанка»
  1.  А.И. Лактионов «Письмо с фронта»
  1.  И.И. Шишкин «Корабельная роща»
  1.  А.К. Саврасов «Просёлок 1873»
  1.  Е.М. Чепцов «Заседание сельячейки»
  1.  А.А. Пластов «Ужин трактористов»
  1.  Ф.С. Богородский «Слава павшим героям»
  1.  М.Г. Соколов «В.И. Ленин в Смольном в октябрьские дни»
  1.  М.А. Савицкий «Зерно»
  1.  Б.В. Щербаков «Новолуние»
  1.  П.Д. Корин «Панорама Неаполитанского залива в Сорренто»
  1.  П.А. Кривоногова «Защитники Брестской крепости»
  1.  Б.М. Греков «Ночная разведка»
  1.  Ф.С. Богородский «Братишка»
  1.  Н.А. Касаткин «За учёбу. Пионерка с книгами»
  1.  М.Г.Романчук «Осень»
  1.  Г.К. Севостьянов «Солдатское утро»
  1.  И.В. Евстигнеев «Под Сталинградом»
  1.  В.Д. Поленов «Бабушкин сад»
  1.  А.Г. Венецианов «Захарка»
  1.  В.Е. Маковский «Свидание»
  1.  И.И. Левитан «У омута»
  1.  И.И. Левитан «Весна – большая вода»
  1.  Ф.А. Васильев «Мокрый луг»
  1.  К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»
  1.  И.И. Левитан «Владимировка»
  1.  К.Ф. Юон «Конец зимы»
  1.  К.Ф. Юон « Мартовское солнце»
  1.  В.И. Суриков «Боярыня Морозова»
  1.  К.Ф. Юон «Март»
  1.  В.Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»
  1.  И.Э. Грабарь «Светлана»
  1.  П.П. Кончаловский «Сирень»
  1.  М.С. Сарьян «Горы»

  Портреты учёных-лингвистов:

  1. А.А. Шахматов
  1. Ф.И. Буслаев
  1. В.В. Виноградов
  1. А.Х. Востоков
  1. В.И. Даль
  1. С.И. Ожегов
  1. А.М. Пешковский
  1. И.И. Срезневский
  1. Н.С. Трубецкой

    10. Д.Н. Ушаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....