Урок КВН по теме "Фразеологизмы как средство выразительности"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок представлен в нетрадиционной форме (КВН). Целью является расширить и углубить знания о фразеологизмах как средстве выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фразеологический  КВН

Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Ход  игры.

  1. Вступительное  слово. Сообщение цели игры. Знакомство с правилами игры.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает яркими выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.

Сегодня мы с вами будем говорить о фразеологизмах. Фразеологизмы являются украшением языка. Они делают нашу речь яркой, образной, выразительной.

Сегодня мы проведём не обычный  урок, а урок- КВН.

Звучит музыкальная заставка

В музыкальной заставке  прозвучал вопрос: для чего? Для чего мы изучаем фразеологизмы? Какова цель нашего урока?

Ответы детей

Правильно! Цель нашей игры: обобщить и расширить знания о фразеологизмах, познакомиться с историей их возникновения.

Давайте откроем тетради и запишем число (семнадцатое декабря), классная работа и тему урока «Фразеологизмы как лексическое средство выразительности».

Слайд 1

        Вспомните, что такое фразеологизмы. (Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов в языке.) Давайте запишем это предложение в тетрадь и объясним постановку тире.

Какой раздел языка изучает устойчивые сочетания слов? (Фразеология)

Слайд2

Правила игры.

Соревнуется две команды. Учитель задаёт вопросы, участники команд по очереди   отвечают на них.   Если команда не может дать ответ на вопрос или даёт неверный ответ, то право ответа передаётся команде соперников. За правильные ответы команды получают жетоны. В конце игры поводятся итоги. Победителем считается команда, набравшая большее количество жетонов. Для ответа поднимать руку, не выкрикивать.

Прозвучали позывные КВН. Пришло время представиться командам.

Визитная карточка  команд (приветствие).

1 команда – «Лингвисты» Наш девиз: «Грамоте учиться всегда пригодиться»

 2 команда – «Знатоки» Наш девиз: «Красна птица пером , человек умом»

Дверь в наш клуб весёлых и находчивых откроет конкурс - разминка

Конкурс № 1 «Замени  одним  словом!»

Задание: заменить фразеологизмы одним словом.

кот  наплакал – (мало)

развесить  уши  - (слушать)

как  снег  на  голову -  (неожиданно, внезапно)

ломать  голову – (думать)

сидеть  сложа  руки – (бездельничать)

рукой  подать – (близко)

повесить  голову – (загрустить)

обвести  вокруг  пальца – (обмануть)

зарубить  на  носу - (запомнить)

Слайд 3

Конкурс № 2 «Восстанови  фразеологизмы!»

Задание: восстановить фразеологизмы.

делить  шкуру  неубитого  …  (медведя)

писать  как  …  лапой  (курица)

купить  …  в  мешке (кота)

вставлять  …  в  колёса  (палки)

брать  …  за  рога (быка)

провалиться  сквозь  …  (землю)

водить  за  …   (нос)

держать  …  за  зубами  (язык)

завязать  …  на  память  (узелок)

Давайте составим предложения с одним из фразеологизмов и запишем в тетрадь.

Слайд 4

Конкурс № 3

 «Кто  больше?» Домашнее задание. Называем по очереди, команда у которой закончатся фразеологизмы- проиграла

Задание: вспомните фразеологизмы, в состав которых входят слова рука (1 команда), голова (2 команда).

Фразеологические обороты со словом рука: рука об руку, набить руку, золотые руки, рукам волю давать, дать руку на отсечение, на руках носить, взять себя в руки, дело из рук валится, как рукой сняло, на  все руки мастер, на  руку нечист, правая рука, рукой подать, руки наложить на себя, сбыть с рук, сойти с  рук, рука  руку моет, руки марать, умыть  руки, не  покладая  рук, сидеть сложа руки.

Фразеологические обороты со словом голова: человек  с  головой, горячая  голова, быть на  голову выше, в  первую голову, выдать с головой, голова  кругом  идёт, повесить  голову, из  головы  вон, как снег на  голову, ломать голову, поднять  голову, с больной головы на здоровую, с ног до головы, потерять  голову, разбить  наголову, сложить  голову.

                      Конкурс №4 

Сейчас задание для тех, кто не боится трудностей, смелых и сообразительных. Прошу по 2  участника из команды, мы поработаем с текстом.

Какая из команд быстро и правильно ответит, сколько фразеологизмов в шуточном

тексте «С ног до головы»?

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

        Слайд 5( текст)

 (С заголовком 7 фразеологизмов)

                                      Попробуйте объяснить все фразеологизмы.

                             

                      Конкурс №5

          Следующее задание командам.

           В тексте прозвучало устойчивое сочетание с отрицанием ни.
          Подберите  фразеологизмы с повторяющимися словами «ни ни», за каждый фразеологизм команда получает жетон

           Например: ни пуха ни пера. (Ни дать ни взять; ни украсть ни покараулить; ни богу     свечка ни чёрту кочерга; ни рыба ни мясо; ни днём ни ночью; ни свет ни заря; ни слуху ни духу; ни стыда ни совести; ни то ни сё; ни привета ни ответа; ни в сказке сказать ни пером описать и др.)

Слайд 6 ( запишите 3 фразеологизма в тетрадь)

Следующий конкурс №6 «Знаешь ли ты?».

Я буду называть фразеологизмы, а вы мне объяснять их значение.

Итак:

водой не разольёшь (неразлучные друзья)

как в воду опущенный (грустный)

толочь воду в ступе (делать бесполезную работу)

набрал в рот воды (молчаливый человек)

носить воду решетом (бессмысленная работа)

седьмая вода на киселе (дальний родственник)

воды не замутит (тихий человек)

как в воду глядел (угадал, предсказал)

как две капли воды (очень похожи)

Слайд 7

Ребята, а где можно узнать значение фразеологизмов?  Правильно, для этого мы используем фразеологический словарь. Сейчас мы попробуем найти значение некоторых фразеологизмов и записать в тетрадь. Обратите внимание, что фразеологизмы в словаре расположены по алфавиту. Задание для каждой команды на слайде, чья команда справиться быстрей получает жетон. Внимание, начали!

Слайд №8

 

(1- авгиевы конюшни, бить челом, заткнуть за пояс

2- вавилонское столпотворение, крокодиловы слёзы, выйти из строя)

Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем:

«Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем в буквальном смысле,    сожалея, что вода вытекла и нечего попить.

Но вот другое предложение:

«С тех пор много воды утекло». Каждый понимает, что здесь речь идёт не о жидкости, а о ... времени.          

Слайд 8 (Предложения)

Записать в тетрадь

Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы сочетание было употреблено в прямом смысле, вторая составляет предложения с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. Затем команды меняются ролями.

Фразеологизмы для команд: «Намылить шею», « Кормить завтраками», «Выйти из строя», «Встать на ноги».

физминутка

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

 упражнение 424 на странице 166 (составить предложения и записать в тетрадь)

1команда:1,2 картинка

                2 команда: 3.4 картинка

Слайд 11 (картинки)

КОНКУРС КАПИТАНОВ

задача заключается в следующем: вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, капитанам надо попробовать передать его значение с помощью предметов, жестов так, чтобы команда поняла и назвала его. Здесь от капитанов потребуется не только знание фразеологии, но и сообразительность, артистические способности.

На карточках записано:

задирать нос        строить глазки

кусать локти        пальчики оближешь

сидеть сложа руки                                       в одно ухо вошло, в другое вышло

Конкурс № 8 «Почему  мы  так  говорим?»

Задание: объясните  значение  и  происхождение  фразеологизмов. Ответы учащихся сопровождаются демонстрацией

презентации «Почему мы так говорим?»

казанские сироты

попасть в переплёт

коломенская верста

лить колокола

гол как сокол

лясы точить

тёртый калач

бить баклуши

на воре шапка горит

канитель тянуть

затрапезный вид

зарубить на носу

Задание № 9. Шуточные  вопросы.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это? (НОС)

2. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают деньги и слова те, кто их не ценит. Что это? (ВЕТЕР)

3. Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Что это? (ЯЗЫК)

                4.  Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, когда чего - то не понимают; их              развешивают чрезмерно доверчивые.

                А кто быстрее дополнит шуточную загадку - складку         фразеологизмом?

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь

О них обычно говорят:

(водой не разольёшь)

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки

Не надо! Ведь этим ты другу

(окажешь медвежью услугу)

                           

                             Подведение  итогов. Награждение.

 Заключительное слово учителя. Итак, ребята подошёл к концу наш урок-КВН, запишем домашнее задание.

 

Слайд 10 

( придумать и записать в тетрадь забавную историю, используя фразеологизмы)

 Скажите, пожалуйста,

-что нового вы узнали о фразеологизмах?

-какой они делают нашу речь?

-будете ли вы использовать их в своей речи?

Рефлексия. 

А сейчас я хочу узнать, что понравилось вам на уроке, а что нет, всё ли вы поняли. Для этого возьмите листочки с анкетами подпишите и заполните, выбрав один вариант ответа.

Слайд 11 (рефлексия)

Закончить наш урок я хочу  

 Стихотворением  В. Суслова «Как работают слова»: читает  Ралюк Денис, ребята, вы слушайте и запоминайте фразеологизмы

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода!»
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

Ребята! Надеюсь, что вы будете более внимательны к русскому слову, что в своей речи будете употреблять фразеологизмы.  Спасибо за игру!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Метафора как средство выразительности речи

Урок по теме Метафора как изобразительное средство...

Урок русского языка на тему " Средства выразительности"

Интегрированный урок совместно с информатикой...

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...

Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".

Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3....

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....

Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)

В конспекте урока использованы элементы анализа стихотворений....