Урок русского языка на тему " Средства выразительности"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Интегрированный урок совместно с информатикой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 27.75 КБ |
sredstva_vyrazitelnosti.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка в 7 классе
Тема: «Изобразительно – выразительные средства языка»
Цели урока:
1.Образовательные:
а) выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Изобразительно-выразительные средства языка», обобщить материал как систему знаний;
б) углубить знания языковых средств выразительности и умения определять их роль в тексте;
в) углубить знание информационных технологий в среде Microsoft Office (Power Point, Microsoft Word).
2. Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; воспитание языковой этики, бережного отношения к слову, чувства прекрасного.
3. Развивающие: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение выявлять авторскую позицию, адекватно воспринимать текст.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
Чтение учителем стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою» сопровождается показом слайдов.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет.
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Понравилось вам стихотворение Ф.И. Тютчева?
- Почему поэтов и писателей называют художником слова?
(Они рисуют словами картины жизни, образы, явления природы, которые под пером поэта приобретают изобразительную силу, передают чувства автора, разнообразное настроение)
- Какую картину вы представили себе, прослушав стихотворение?
(Мы попали в зимний лес, околдованный зимой. Снег мягким пушистым ковром закутал землю. Деревья одеты в белые шубы и шапки. Чародейка Зима погружает лес в волшебный сон)
- Какие чувства испытали?
(Стихи завораживают музыкой, колдовством, мы испытываем одновременно чувство и восторга, и грусти)
- Как удалось поэту «сделать» обычную картину леса волшебной?
(Природа у Тютчева – живое разумное существо. Поэт помогает нам ощутить зимнее чудо помощью особых слов и выражений – средств художественной выразительности.)
- Я не случайно начала наш урок необычно, с чтения стихотворения, чтобы вы ещё раз почувствовали, как магически воздействует на человека поэтическое слово, позволяет испытать эстетическое наслаждение, сопереживание. А создавать запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают изобразительно-выразительные средства языка.
- Ребята, с 5-го класса мы с вами на уроках русского языка и литературы говорим о различных изобразительно-выразительных средствах языка. Находим их в художественных произведениях, рассуждаем, с какой целью автор их употребляет, какую роль они играют в тексте. Эти уроки помогут вам систематизировать знания по теме. Сегодня мы обобщим полученные знания о средствах художественной выразительности и их роли в тексте.
2. Фронтальный опрос
- Вы знаете, что изобразительно-выразительные средства языка – это тропы и стилистические фигуры.
- Что такое тропы?
(Это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности)
- Средства художественной выразительности… А что же они выражают?
(Отношение автора к изображаемому; отличительные признаки предмета, явления, настроение героя)
- Назовите известные вам тропы.
(Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, гипербола, литота)
- Дайте определение эпитета. Приведите примеры.
(Эпитет – это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.)
- Расскажите о видах эпитета. Приведите примеры.
( «Выразительные» -весёлый ветер, печальная берёза. «Изобразительные» - бледная луна, золотой луч. «Постоянные» - чистое поле. Изобразительные помогают ярче представить картину; Выразительные (оценочные) выражают чувство автора.)
- Известный древний философ Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Объясните, почему он так сказал о метафоре.
(Метафорой называют перенос наименования с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства между ними.)
- Вы знаете, что метафора – основной прием формирования загадки, основанной на уподоблении. Приведите примеры таких загадок. (Например, Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)
- По какому признаку сходны предметы, явления в ваших загадках? (по форме и т. д.)
- В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков. Перед вами метафоры. Приведите примеры метафор из домашнего задания.
- Разновидностью метафоры является олицетворение.
- Дайте определение этому тропу.
(Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых)
Слово учителю информатики. -8-10 мин. Как сделать презентацию живой?
- Проверим домашнее задание . В тексте легенды о Данко вам нужно было найти ИВС. Что у вас получилось? Читаем , взаимопроверка.
А теперь мы предлагаем вам сыграть в игру. Кто хочет стать миллионером?
Одновременно даются индивидуальные задания на компьютерах и на листках.
Если останется время:
- Перед вами стихотворение С. Есенина. Прочитайте его.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза в синей тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.
Фрагмент анализа стиха: (Слайд 9 и у каждого ученика на парте)
В стихотворении С.Есенин создает образ зимней берёзы. Её красота подчёркивается многочисленными …….. (точно серебром, распушились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и …….. (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …….. мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы (пушистых ветках, снежною каймой, в золотом огне). (3мин. - выполнение задания)
- Проверим, что у вас получилось.
- Сегодня на уроке мы закрепили знания о таких средствах художественной выразительности, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, градация, гипербола, литота. А также узнали, как можно разнообразить презентацию.
- Итог урока. Домашнее задание.
1. Найти не менее 5 видов ИВС в рассказе Л.Андреева «Кусака».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте, я фея Сирени, королева цветов и трав. Сейчас мы отправимся в путешествие по прекрасному саду средств художественной выразительности!
Выразительные средства лексики и фразеологии ОСНОВНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
Основные лексические ИВС Синонимы Антонимы Омонимы Устаревшие слова Неологизмы Эмоционально-окрашенная лексика Лексический повтор Фразеологизмы Крылатые слова и выражения
Специальные средства лексики (ТРОПЫ – это слова, употребленные в переносном значении) Эпитет Метафора Сравнение Олицетворение Гипербола Литота
Синтаксические средства выразительности ( ФИГУРЫ –особые формы высказывания) Анафора Эпифора Антитеза Градация Инверсия Многосоюзие Бессоюзие Риторический вопрос Риторическое восклицание Риторическое обращение
ЭП И ТЕТ СРАВН Е НИЕ ОЛИЦЕТВОР Е НИЕ МЕТ А ФОРА ГИП Е РБОЛА ЛИТ О ТА ЭП И ТЕТ образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь эпитет нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются эпитетом, потому что они дают дополнительную, художественную характеристику. СРАВН Е НИЕ образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. посредством слов — как , точно , будто , словно и т.д при посредстве творительного падежа при помощи родительного падежа выражающее превосходную степень состояния МЕТ А ФОРА в основе лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Если метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая М. называется развернутой метафорой . ГИП Е РБОЛА стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления. ЛИТ О ТА стилистическая фигура, определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Таковы, например, бытовые Л.: «он неглупый», вместо «он умный» ОЛИЦЕТВОР Е НИЕ или прозопопе́я стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью ИВС ИР О НИЯ АЛЛЕГ О РИЯ ИР О НИЯ тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью; этот стилистический прием называется также антифр а зис АЛЛЕГ О РИЯ иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа: весы — правосудие
эпитеты Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит И под снежной бахромою , Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
Сравнение Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит. .
метафора «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она»
Олицетворение С Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой-
Литота В. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!
Гипербола В . И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры … можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров !
Инверсия На пушистых ветках Снежною кайм Распустились кисти Белой бахромой.
Определите средство выразительности 1.Красной кистью рябина зажглась 2. Мело, мело по всей земле Во все пределы... 3. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов) 4. Шепчет осенний дождь.
Ответы: 1.метафора 2.гипербола 3.инверсия 4.олицетворение
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 10 классе"Выразительные словообразовательные средства языка"
Презентация может быть использована на уроках русского языка в 10-11 классах при изучении темы"Выразительные средства языка"...
урок русского языка по теме "Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика.Фразеология.Орфография"
Урок готовит к итоговой аттестации....
Конспект урока русского языка на тему: «Язык персонажей А.П. Чехова как средство обличения пошлости и мещанства».
Урок, посвященный исследованию языка персонажей рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"...
Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс
Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уро...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Презентация к уроку русского языка по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них"
Материал представляет собой презентацию к уроку русского языка в 10 классе по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них". Цели и задачи:*Систематизация, углубление и обобщение знаний ...
Проверочная работа по русскому языку 10 класс "Средства выразительности"
Данная работа поможет учителю быстро и эффективно проверить знания по теме и умения находить средства выразительности и определять их вид...