Организационный момент
Постановка целей урока.
Подготовка к восприятию новой темы. Ребята, на дворе у нас зима, но и осень не менее красивое время года. Вы согласны со мной? Многие поэты, художники восхищались этим временем года, а у великого русского поэта А.с. Пушкина осень была любимым временем года. Давайте послушаем стихотворение и попытаемся представить картину, нарисованную автором.
В темный лес, дремучий Заглянула осень. Сколько свежих шишек У зеленых сосен
Сколько алых ягод У лесной рябинки Выросли волнушки Прямо на тропинке.
И среди бруснички На зеленой кочке Вырос гриб-грибочек В аленьком платочке.
Разыгрался ветер На лесной полянке, Закружил осинку В красном сарафане.
И листок березы Золотистой пчелкой Вьется и летает Над колючей елкой.
Беседа по стихотворению. -Какую картину вы представили? -А какие строки из стихотворения вам помогли представить эту картину? Подчеркните эти выражения. (гриб-грибочек в аленьком платочке, осинка в красном сарафане, листок, как золотая пчелка, ветер закружил.) А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова?
-Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок, очертаний. Всему мы придумываем имена. Названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать мир.
Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения? (будто, словно, как, наподобие, похоже).
Эти слова мы называем сравнительными.
Давайте подберем сравнения к словам Листья березы - Апельсин – Ива – Кленовые листья-
Работа над новым понятием.
Сейчас мы посмотрим слайды, на которых изображены красоты нашего родного северного края. Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас произвели. Обсуждение после просмотра.
-Подберите сравнения к тому, что вы видите. (Река как зеркало, свет как паутина, листва как сарафан и т. д.) -А можно сравнивать без союзов? (зеркало реки, паутина света и т.д.)
Давайте прочитаем еще одно стихотворение и выясним, что и с чем сравнивает поэт Орлов в своем стихотворении.
В жару растенья никнут, Бегут от солнца в тень. Одна лишь чушка-тыква На солнце целый день Лежит рядочком с брюквой. И кажется: вот-вот от счастья громко хрюкнет И хвостиком махнет. (С. Орлов).
Все ли слова вам понятны в стихотворении? Почему поэт сравнивает тыкву с чушкой?(по форме: обе большие, круглые, обе любят погреться на солнышке, у обеих хвостики-завитки). Ребята, обратите внимание, что автор в своем сравнении не употребил сравнительных слов. Почему он скрывает сравнительные слова? (Чтобы образ получился более достоверным). А в прямом или переносном значении употребляются эти сравнения?(В переносном). Итак, выражение «тыква-чушка» является метафорой. Давайте самостоятельно дадим определение этому термину.
Метафора- выражение в переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается, но без сравнительных союзов. Метафора – скрытое сравнение.
- Скажите, любите ли вы загадки? Я думаю, что любите. Сейчас я попрошу вас отгадать мою загадку.
Белая корзинка. Золотое донце. Там лежит росинка И сияет солнце. (Ромашка) -Какие слова вам помогли отгадать загадку? -Что в загадке названо «белой корзинкой»? Почему лепестки названы корзинкой? -Почему серединка названа солнцем? - А давайте придумаем про ромашку свою загадку. На что еще похожа ромашка? (Вариант «Белые перышки облепили солнышко»).
- Работа в группах.
Каждой группе дан листок, на котором записано слово. Попробуйте об этом предмете придумать загадку. Назовите метафору в вашей загадке. 1 -ель, 2 –телевизор, 3 –фейерверк, 4 –печь. Защищает работу один человек от группы.
- Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Ива»
Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива. - О чем говорится в отрывке?Ива – это живой или неживой предмет? А как говорится о иве?(как о живом). Такой прием называется олицетворением. Попробуйте сами дать определение. Олицетворение – разновидность метафоры, когда неживой предмет уподобляется живому.
Закрепление полученных знаний.
- Давайте вернемся к стихотворению, с которого мы начали наш урок, и попробуем определить метафоры и олицетворения.
5.Сегодня на уроке мы с вами познакомились с двумя новыми понятиями – метафорой и олицетворением. А вопрос у меня следующий: какую роль эти понятия играют в нашей речи? (делают речь красивее, образнее, «рисуют», помогают представить образы.)
Любите ли рассматривать картины? Сегодня на уроке вы сами превратитесь в художников, но не в обычных, а художников слова. Вы нарисуете картину словами. Настоящие художники подмечают то, чему простые люди не придают значения, умеют слышать природу, чувствовать ее. Рассмотрите картину. Работа художника начинается с настроения. Подумайте, какое настроение вызывает у вас предложенная картина, какие мысли, чувства у вас возникают? Ваши мысли, чувства, впечатления вы оформите в таблицу. Используйте метафор, олицетворении, сравнения для выражения ваших впечатлений.
-Проверка результатов. Понравившиеся выражения вы можете записать в свои таблицы, дополнив их.
Итог урока. - Какую роль в нашей речи играют метафоры и олицетворения? -Довольны вы своей работой на уроке? - Какая работа вам понравилась больше всего на уроке?
Домашнее задание. Дома вы напишите сочинение - миниатюру на тему «Мгновения зимы». Работу оформите на листах формата А4, составим из ваших работ сборник «Мгновения зимы».
|