Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Рамонова Наталья Анатольевна

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по УМК Ладыженская и др. в рамках системы ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_-tsya_i_tsya_v_glagolah.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

УМК Т.А.Ладыженская и др.

Тема: Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ

Тип: Изучение нового материала

Задачи:

  • Дать понятие о правописании -тся и -ться в глаголах; развивать умение владения способом действия при выборе написания.
  • Воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи.
  • Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, овладевать научным стилем речи.

Планируемые результаты

Предметные

  • Знание условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; знание  о произношении [ца] на месте –тся и –ться; умение правильно ставить вопрос к указанным глаголам; умение правильно писать –тся или –ться в глаголах; умение графически обозначать условия выбора правильного написания.

Метапредметные

Регулятивные

  • Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Познавательные

  • Умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. Коммуникативные:
  • Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; умение эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Личностные

  • Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, осознание необходимости совершенствования культуры речи.

Ресурсы урока: учебник, рабочая программа, презентация по теме урока.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает послушать легенду: «Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс....язык.

- Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф.

 - Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?....»

- Согласны ли вы с мнением Эзопа? Для чего мы изучаем русский язык? (Для того, чтобы уметь читать, писать, спорить, общаться, понимать и т.д.)

  • Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Актуализация необходимых знаний

Слова какой части речи вы употребили? (Глагол.) Как вы это определили? (По вопросу.) В какой форме употреблен глагол? Какова особенность правописания неопределенной формы глагола? (В вопросе Ь - и в неопр. ф Ь.)

 

  • Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Организация познавательной деятельности

  • Обращает внимание учащихся на предложения, написанные на доске:

Два братца пошли в воду купат…ся .

Один купает…ся, а другой на берегу валяет…ся.

- Что это? (Загадка.) Попробуем отгадать.

Выявление места и причины затруднения

- А теперь прочитайте загадку вслух. Какие слова в ней созвучны? (Братца, купаться, купается, валяется.) Чем связаны эти слова в произношении? (При произношении оканчиваются на [ца].) Да, звучат так, но пишутся по-разному. Что нам нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (Правило.) А чтобы применить его к нужному слову? (Часть речи.) Как мы определим часть речи? (Зададим вопрос. Перед нами существительное и глаголы.) Еще что мы должны знать? В какую часть слова входит  слышимое нами [ца].

  • Предлагает двум ученикам у доски произвести морфемный разбор и написать транскрипцию слова братца.

Какова особенность указанных глаголов? (Оканчиваются на [ца].)

Целеполагание

  • Предлагает ученика сформулировать тему и учебные задачи.

- Какую орфографическую задачу мы должны решить? Чем различается написание этих глаголов? (Наличием или отсутствием мягкого знака.)

  • Предлагает выдвинуть гипотезы о правописании -тся и -ться в глаголах.

- Какими частями слова являются –ться и –тся в глаголах?

  • Отгадывают загадку (Два ведра). Отвечают на вопросы учителя о жанрах устного народного творчества.

  • Работают с примерами, написанными на доске.
  •  Один ученик производит морфемный разбор существительного. Другой ученик пишет транскрипцию существительного.
  • Делают вывод, что у существительного, в отличие от глаголов, совпадает  произношение и написание.








  • Называют тему урока: «Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ».
  • Постановка задач урока учениками. Осознание причины собственных затруднений.
  • Выдвигают гипотезы о правописании -тся и -ться в глаголах; какими частями слова являются –ться и –тся в глаголах.

  • Организует самостоятельную деятельность учащихся по добыванию знаний в учебной ситуации. Контролирует правильность приемов работы с книгой.

-  Где можно посмотреть, насколько ваши выводы верны? (В учебнике.)

  • Предлагает прочитать правило в учебнике с карандашом, сделать пометы (даются на доске) на полях учебника:

= мне известно

+ новое, неизвестное

- непонятно

? неясно, хочу знать больше

  • Предлагает сделать вывод о том, какими частями слова являются –ться и –тся в глаголах.
  •  Предлагает списать предложения с доски, правильно оформить изученную орфограмму, пользуясь форзацем учебника.
  • Предлагает составить схему правописания глаголов на -ТЬСЯ и –ТСЯ сильному ученику у доски.

Н.ф.гл.-ь

3 л.гл.- без ь

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

  • Предлагает выполнить упр. 639 учебника.

Не о чем (что делать?) заботиться. Кто-то заразительно (что делает?) Смеется.

  • Предлагает выполнить упр. 640 учебника, подумать, как мы назовем данные изречения. (Пословицы.)

- Что такое пословица? ( Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.)

  • Предлагает подумать над смыслом представленных пословиц.

1)Трус боится (3л.), руки не отнимутся (3 л.), работа спорится (3л.), человек узнается (3л.), дело ставится (3л.), дело славится (3л.).

2) Бояться (неопр. ф.) волков, лень приподняться (неопр. ф.).

  • Предлагает выполнить синтаксический разбор пословицы.

Трус и тени своей боится.

- Как называются слова, написание которых нельзя проверить? (Словарные слова.)

На слайде презентации даются слова в транскрипции.

[гатоф] –

[аб’ида] –

[сора] –

[ахотн’ик] –

[п’ич’ал’] –

  • Предлагает от данных в транскрипции слов образовать глаголы с -ться и -тся по теме урока, обратить внимание на разницу в произношении и написании, подчеркнуть  орфограммы, требующие запоминания.

- Что нам нужно для этого сделать? (Поставить вопрос Что делать? Что делает? [гатоф] – готовиться, готовится; [аб’ида] – обижаться, обижается; [сора] – ссорится, ссорится; [ахотн’ик] – охотиться, охотится; [п’ич’ал’] – печалиться, печалится.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Распределительный диктант. (Словосочетания предлагается распределить по колонкам существительное/ глагол. )

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним церемониться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

На слайде презентации дается правильный вариант выполнения.

При проверке задания проговаривается способ действия при выборе -тся, -ться.

1) Установить к какому слову относится глагол;

2) Поставить к глаголу вопрос, определить его форму, выделить окончания и суффикс.

- В чем разница правописания существительных и глаголов в данных колонках?

Инструктаж выполнения домашнего задания

  • Предлагает обратить внимание на домашнее задание – упр.641 в учебнике. Проводит инструктаж выполнения домашнего задания.
  • Работают с источником информации (учебник).
  • В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о том, какими частями слова являются  –ться и –тся в глаголах.
  • Списывают предложения с доски, оформляют изученную орфограмму, пользуясь форзацем учебника.
  • Составляют схему правописания глаголов на -тся и    –ться.

  • Ученики работают с учебником. Отвечают на вопросы. Под руководством педагога составляют план работы над упражнениями.
  • Ученики ставят вопросы к глаголам, выделяют окончания в глагольном вопросе и в глаголе; выделяют суффикс -ся в глаголах.
  •  В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о том, что если в вопросе окончание –ть, то и в глаголе окончание –ть.
  • Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  • Работают со слайдами презентации под руководством учителя. Осуществляют взаимопроверку у доски.

  • Воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы учителя, осуществляют самопроверку по эталону

  • Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

  • Предлагает выполнить тест (на слайде презентации).

1. Выберите глаголы, стоящие в н. ф.:

а) ходить; б) капает; в) поглядел; г) ходит; д) думать.

2. Выберите глаголы 3-го лица:

а) согласиться; б) советуюсь; в) пишется;

г) ссориться; д) соберутся.

3. Когда пишется Ь перед суффиксом – ся?

А) В глаголах 3-го лица ед. и мн. числа.

Б) Пишется всегда.

В) Только в именах существительных.

Г) В глаголах неопределённой формы.

Д) Не пишется никогда.

  • Предлагает придумать и записать предложения с данными глаголами.

1 вариант  

вернутся-вернуться

вросится-броситься

катится-катиться

2 вариант

встретится-встретиться

сушится-сушиться

держится-держаться

  • Отвечают на вопросы. Оценивают работы товарищей. Отмечают достоинства и недостатки выступлений. Подводят итоги урока.

Рефлексия

Уверен

Не совсем уверен

Чего достиг?

Чему научился?

Что хорошо умеешь?

Что не очень хорошо умеешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

Правописание глаголов с –тся, -ться

Методическая разработка урока русского языка для 8 класса на тему "Правописание глаголов с –тся,  -ться" содержит конспект урока....

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...

«Правописание глаголов с –ться и–тся»

Открытый урок письма в 8 классе коррекционной школы...