Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по УМК Ладыженская и др. в рамках системы ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass_-tsya_i_tsya_v_glagolah.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
УМК Т.А.Ладыженская и др.
Тема: Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ | Тип: Изучение нового материала | ||
Задачи:
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные
| Метапредметные Регулятивные
Познавательные
| Личностные
| |
Ресурсы урока: учебник, рабочая программа, презентация по теме урока. | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
- Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф. - Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?....» - Согласны ли вы с мнением Эзопа? Для чего мы изучаем русский язык? (Для того, чтобы уметь читать, писать, спорить, общаться, понимать и т.д.) |
| ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Слова какой части речи вы употребили? (Глагол.) Как вы это определили? (По вопросу.) В какой форме употреблен глагол? Какова особенность правописания неопределенной формы глагола? (В вопросе Ь - и в неопр. ф Ь.)
|
| ||
Организация познавательной деятельности | |||
Два братца пошли в воду купат…ся . Один купает…ся, а другой на берегу валяет…ся. - Что это? (Загадка.) Попробуем отгадать. Выявление места и причины затруднения
Какова особенность указанных глаголов? (Оканчиваются на [ца].) Целеполагание
- Какую орфографическую задачу мы должны решить? Чем различается написание этих глаголов? (Наличием или отсутствием мягкого знака.)
- Какими частями слова являются –ться и –тся в глаголах? |
| ||
- Где можно посмотреть, насколько ваши выводы верны? (В учебнике.)
= мне известно + новое, неизвестное - непонятно ? неясно, хочу знать больше
Н.ф.гл.-ь 3 л.гл.- без ь Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Не о чем (что делать?) заботиться. Кто-то заразительно (что делает?) Смеется.
- Что такое пословица? ( Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.)
1)Трус боится (3л.), руки не отнимутся (3 л.), работа спорится (3л.), человек узнается (3л.), дело ставится (3л.), дело славится (3л.). 2) Бояться (неопр. ф.) волков, лень приподняться (неопр. ф.).
Трус и тени своей боится. - Как называются слова, написание которых нельзя проверить? (Словарные слова.) На слайде презентации даются слова в транскрипции. [гатоф] – [аб’ида] – [сора] – [ахотн’ик] – [п’ич’ал’] –
- Что нам нужно для этого сделать? (Поставить вопрос Что делать? Что делает? [гатоф] – готовиться, готовится; [аб’ида] – обижаться, обижается; [сора] – ссорится, ссорится; [ахотн’ик] – охотиться, охотится; [п’ич’ал’] – печалиться, печалится. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним церемониться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится. На слайде презентации дается правильный вариант выполнения. При проверке задания проговаривается способ действия при выборе -тся, -ться. 1) Установить к какому слову относится глагол; 2) Поставить к глаголу вопрос, определить его форму, выделить окончания и суффикс. - В чем разница правописания существительных и глаголов в данных колонках? Инструктаж выполнения домашнего задания
|
| ||
Подведение итогов | |||
1. Выберите глаголы, стоящие в н. ф.: а) ходить; б) капает; в) поглядел; г) ходит; д) думать. 2. Выберите глаголы 3-го лица: а) согласиться; б) советуюсь; в) пишется; г) ссориться; д) соберутся. 3. Когда пишется Ь перед суффиксом – ся? А) В глаголах 3-го лица ед. и мн. числа. Б) Пишется всегда. В) Только в именах существительных. Г) В глаголах неопределённой формы. Д) Не пишется никогда.
1 вариант вернутся-вернуться вросится-броситься катится-катиться 2 вариант встретится-встретиться сушится-сушиться держится-держаться |
| ||
Рефлексия | |||
Уверен Не совсем уверен Чего достиг? Чему научился? Что хорошо умеешь? Что не очень хорошо умеешь? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"
Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....
Правописание глаголов с –тся, -ться
Методическая разработка урока русского языка для 8 класса на тему "Правописание глаголов с –тся, -ться" содержит конспект урока....
Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе....
Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"
Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...
Правописание –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение.
Межпредметные связи на уроках русского языка....
«Правописание глаголов с –ться и–тся»
Открытый урок письма в 8 классе коррекционной школы...