«Правописание глаголов с –ться и–тся»
план-конспект урока (8 класс)
Открытый урок письма в 8 классе коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pismo.docx | 41.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»
Открытый урок письма в 8 классе
«Правописание глаголов с –ться и–тся»
Подготовили:
учитель письма и чтения
Кочетова Елена Геннадьевна
р.п. Благовещенка
февраль 2019 год
Тема: Правописание глаголов с –ться и–тся
Цель: Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; развивать
умение задавать вопросы к глаголам; отрабатывать способ действия при выборе
написания – ться и -тся, упражнять в правописании этих глаголов, развивать
лексическую сторону речи обучающихся; совершенствовать их устную и письменную
речь.
Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и
образцу.
Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, разноуровневые карточки, сигнальные карты
-ться и -тся», учебник.
Межпредметные связи: чтение
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии: проблемно-поисковая, дифференцированная, здоровье сберегающая, ИКТ
Ход урока
- Организационный момент
Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Организация внимания.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ребята приветствуют учителя Выполняют задание | Здравствуйте. Начинаем урок письма. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи! Ребята, закройте глаза, опустите голову. Повторите мысленно: Я буду внимательным. Буду думать. Буду сосредоточенно размышлять. Буду догадлив, старателен. Желаю вам хорошей работы на уроке. | Слайд 1 |
- Проверка домашнего задания
Цель: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания,
определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, устранить
в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по образцу.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Открывают тетради Ответы учащихся Упражнение 218 Записать загадки. Вставить глаголы 3-го лица | Откройте тетради, проверим домашнюю работу. Какое задание нужно было выполнить? Глаголы какого лица вставили в загадки? Как определить лицо глагола? На какие вопросы отвечают глаголы 3 -го лица? На что оканчиваются глаголы 3 -го лица? | Фронтальная проверка Самопроверка Слайд 2 |
- Актуализация знаний.
Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся. Привлечь внимание и
вызвать интерес к изучаемой теме.
Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и
образцу.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы учащихся Выполняют задание запись в тетрадь Ответы учащихся Запись в тетрадь Ответы учащихся Запись в тетрадь Ответы учащихся |
Блиц-опрос по теме «Глагол» Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Как пишется Не с глаголами? Как изменяются глаголы прошедшего времени? Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? Что пишется на конце глаголов 2-го лица ед. числа? На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме?
Эспандер в руку ты возьми, в ладошке бережно сожми. Две секунды отдохни, а теперь сильней сожми. Две секунды отдохни, и опять сильней сожми. В другую ладонь переложи, упражнение повтори. Кисти рук я развиваю, эспандер в руках сжимаю Раз, два – правой жму, три, четыре – левой жму. Поработал так немножко. Все – горячая ладошка. Правой рукой столько раз: какое число Левой рукой столько раз: какой день недели Правой рукой столько раз сколько: букв в слове глагол Левой рукой столько раз сколько: согласных букв в слове глагол Запишем в тетради сегодняшнее число, классная работа.
Цель: повторить написание словарных слов, развивать речь. Сейчас мы с вами повторим словарные слова. Составьте словосочетания. С какими частями речи будем составлять словосочетания? Лечить в секретарь Выдать санаторий Работать бюллетень В какой форме стоят глаголы? На какие вопросы они отвечают? На что оканчиваются глаголы неопределенной формы?
Прочитайте пословицу: Тот труда не бои…ся, кто умеет труди…ся. Как вы понимаете смысл пословицы? Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв. Сравните свои работы со слайдом. Как вы проверяли где надо написать с ь, а где нет? Что же получается? (вы по-разному написали слова с пропущенными буквами) Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться | Слайд 4 слуховое восприятие фронтальный опрос На доске Слайд зрительное восприятие фронтальный опрос слайд самопроверка Проблемный вопрос |
- Сообщение темы и цели урока
Цель: Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать
интерес к изучению новой темы.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы учащихся Прослушивают тему урока. Я хочу научиться объяснять написание -тся и -ться в глаголах; применять правило правописания -тся и -ться в глаголах | А сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели сказку и ответили на вопрос: «Какая тема будет у нас сегодня на уроке?» (Показ сказки «Близнецы ТСЯ и ТЬСЯ») Какой будет тема нашего урока? «Правописание глаголов с -ться и -тся». Чему хотите научиться на уроке? Закончите фразу находить … объяснять … применять… | Слайд 3 Показ видеофильма |
- Изучение нового материала.
Цель: Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; развивать умение
задавать вопросы к глаголам; развивать умение самостоятельно находить в словах
изучаемую орфограмму.
Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и
образцу. Учить проговаривать последовательность действий
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы учащихся глаголы что делать? неопределённая форма глаголы что делает? что делают? 3-е л., ед. ч. Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? то пишется ь знак Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? что делают? то пишется –тся Ответы учащихся Выполняют самостоятельно |
Прочитайте глаголы 1 столбика (одеваться, стучаться) На какой вопрос они отвечают? В какой форме стоят? Прочитайте глаголы 2 столбика (он одевается, она стучится) На какой вопрос они отвечают? В какой форме стоят? Итак, в каком случае пишется -ться? В каких случаях пишется – тся? Мы сформулировали правило?
Открываем учебник и прочитаем правило на стр. 162 Что не понятно? Прежде чем глагол писать, Не забудь вопрос задать: Если мягкий знак в вопросе, То в глагол его мы вносим.
Работа с учебником на стр. 161 Стихотворение списать. Найти глаголы, определить 3-е лицо, неопр. форму.
Глагол -ться -тся что делать? что сделать? что делает? что делают? в вопросе есть ь знак вопросе нет ь знака пиши –ться пиши -тся | слайд Индивид. помощь Составление схемы на доске |
- Физминутка.
Цель: Снять утомляемость, эмоциональную скованность и тревожность.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ребята повторяют движения физкультминутки | Физминутка для глаз В нашем классе любят шутки, посмеёмся полминутки. Ты направо посмотри и соседке подмигни. | Слайд |
V. Закрепление полученных знаний.
Цель: Учить применять знания в сходной ситуации. Корригировать мыслительные процессы:
анализ, сопоставление, действие по аналогии и образцу.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Рассматривают иллюстрации ученики работают в тетрадях Работают по группам |
Устно я читаю. Показывают ответ Он хвалится, вращаться, качаться, она радуется, он боится, записаться, они нравятся, прощаться, соревноваться, перебраться.
3 группа Вставь в пословицы изученную орфограмму Друзья (что делают?) познают…ся в беде. 1, 2 группа Вставь в пословицы изученную орфограмму Любишь ката(тся, ться) – люби и саночки возить. Боро(тся, ться) и искать, найти и не сдава(тся, ться). Кто упорно труди(тся, ться), тот всему научи(тся, ться). Кто любит труди(тся, ться), тому без дела не сиди(тся, ться).
А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 220 на стр. 162 самостоятельно 1,2 группа все 3 группа через предложение | Работа парами с сигнальными картами Дифференцированная работа Слайды |
- Домашнее задание
Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся записывают в дневник задание | Стр.163 упр. 221 правило 1-2 группа по памяти 3 группа списать |
- Итог урока, оценивание.
Цель: Сделать вывод и подвести итог. Отметить работу учащихся.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы учащихся | О каких глаголах говорили на уроке? В каких случаях мы пишем перед –ся ь знак? В каких случаях мы не пишем перед –ся ь знак? Приведите примеры | Слайд |
Самоанализ урока письма в 8 классе по теме:
«Правописание глаголов с –ться и –тся».
По программе на изучение темы глагол отводится 40 уроков, это 16 урок.
При подготовке к уроку учитывала особенности класса - умение анализировать, запоминать, владение диалогической и монологической речью, знаний по теме глагол. Осуществляла на уроке индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, в зависимости от групп по возможностям обучения(в классе 3 группы)
Мотивация была осуществлена за счет постановки проблемных вопросов, использования ТСО, презентации, настроя на успешность работы, взаимопомощь.
На уроке применены современные педагогические технологии: проблемно-поисковая, дифференцированная, здоровье сберегающая, ИКТ
Структура урока соответствует его целям.Ставила следующие цели и задачи:
Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; развивать умениезадавать вопросы к глаголам; отрабатывать способ действия при выборе написания – ться и -тся, упражнять в правописании этих глаголов, развивать лексическую сторону речи обучающихся; совершенствовать их устную и письменную речь.
Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и образцу.
Воспитывать интерес к предмету.
Для достижения поставленных целей на каждом этапе урока использовали различные методы и приемы: словесный, частично- поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Согласно строению комбинированного интегрированного урока, он состоял из следующих этапов
Организационный момент – словесный метод, аутотренинг настроил учащихся на урок
Этап проверки домашнего задания: с помощью фронтального опроса и самопроверки была установлена правильность и осознанность выполнения домашнего задания
На этапе актуализации знаний использовала знание обучающимися темы глагол, используя эспандеры, подготовили кисти рук, мышцы предплечья к письму. Работа с эспандерами также улучшает циркуляцию крови, улучшает память, уравновешивает нервную систему, повторение словарных слов позволило подготовить учащихся к активной учебно - познавательной деятельности, развивало речь, позволило применить полученные знания в новых условиях, проблемный вопрос обеспечил переход к новым знаниям.
Постановка целей и основных задач урока прошли с использованием видеоролика. С его помощью познакомились с темой урока. Учебные цели согласовывала в обсуждении с обучающимися.
Этап усвоения новых знаний. На этом этапе использовала различные методы и приемы (работа с учебником, самостоятельная работа, объяснение с опорой на ИКТ). Метод беседы позволил воспроизводить информацию в обобщенном виде, что повышало степень развития мыслительных способностей. Положительное влияние на активность учащихся имело чередование устной речи (говорение, слушание) и письменной (письмо).
Для снятия утомления, тревожности проводилась физминутка для глаз
На этапе закрепления учила применять знания в сходной ситуации. Корригировала мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и образцу Для этогоиспользовала устную работу с сигнальными картами, самостоятельную работу по разноуровневым карточкам, учебник.
Домашнее задание дано с объяснением, по группам
Итог урока был направлен на осознание своей деятельности на уроке, самооценку. В конце урока были выставлены оценки, учитывая группы во возможностям обучения.
При подаче содержания урока использовался прием порционной группировки материала: от простого к сложному, логической связи между собой всех этапов урока. Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока позволили избежать монотонности на уроке и перегрузки учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"
Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....
Правописание глаголов с –тся, -ться
Методическая разработка урока русского языка для 8 класса на тему "Правописание глаголов с –тся, -ться" содержит конспект урока....
Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе....
Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"
Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...
Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по УМК Ладыженская и др. в рамках системы ФГОС...
Правописание –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение.
Межпредметные связи на уроках русского языка....