Лингвистический КВН на тему "Масленица"
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Лингвистический КВН на тему "Масленица". Название конкурсов соответствует названиям дней Масленичной недели. В ходе игры ведущий даёт пояснения каждому дню недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_russkomu_yazyku_maslenitsa.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Автономной некоммерческой
образовательной организации
«Православная гимназия»
________________ Титова Л.М.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении в Православной гимназии игры КВН «Широкая Масленица».
КВН «Широкая Масленица» (далее КВН) проводится в Православной гимназии в рамках «Лингвистических недель» и состоится 15 марта 2013 года.
Цели мероприятия:
- Расширение и укрепление интереса к изучению русского языка.
- Прививать любовь к русскому народному творчеству.
- Повышение общей языковой культуры.
4. Развитие юмора, смекалки, логического мышления.
Участники игры: В игре принимают участие учащиеся Православной гимназии 5-11 классов.
Состав команд формируется заранее на добровольной основе.
КВН «Широкая масленица» проводится внутри гимназии в трапезной после уроков.
Названия конкурсов соответствуют названиям дней масленичной недели.
- «Встреча», конкурс «приветствие». Для данного конкурса командам необходимо заранее придумать:
- Название;
- Девиз;
- Эмблему (можно одну большую, но необходимо объяснение);
- Приветствие жюри;
- Приветствие соперникам;
- Приветствие болельщикам;
- Песню.
- Заигрыш - конкурс разминка.
- Лакомка - конкурс домашнее задание №1. Для данного конкурса командам необходимо заранее подготовить пантомиму на Библейский фразеологизм.
- Разгуляй - конкурс домашнее задание №2 «Слово в защиту русского языка». Это ОСНОВНОЙ конкурс! Домашняя заготовка!
- Тещины вечера - конкурс капитанов.
- Золовкины посиделки - конкурс «покажи предложение». Для этого конкурса членам команды необходимо дома вспомнить состав и строение предложения.
- Прощенный день - конкурс блинов - домашнее задание №3.
Оцениваться будут:
- Оригинальность «подачи»;
- Представление про блин.
Дорогие участники, не забывайте, что КВН расшифровывается как
Конкурс Весёлых и Находчивых
Зрителей и болельщиков ждут тоже конкурсы, в которых вы сможете помочь своей команде дополнительными баллами.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру "лингвистический КВН”. Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по русскому языку и показать свою смекалку и находчивость, чтобы стать победителем – самыми весёлыми и находчивыми.
Сегодня у нас в жюри преподаватели – филологи и директор: представляем жюри
Сегодня тема нашего КВНа «Широкая Масленица». Масленица (или сырная неделя) празднуется перед Великим постом. По сути это древнеславянский языческий праздник проводов зимы и встречи весны. Тема Масленицы является как бы подзаголовком нашего лингвистического КВНа.
В народе Масленицу величают: честная, широкая, весёлая. Все дни Масленицы имеют свои особые названия, по этим дням и будут называться наши основные конкурсы.
- Итак, первый день Масленой недели понедельник называется ВСТРЕЧА. Степенный народ встречу Масленицы начинал посещением родных. К первому дню устраивались общественные горы, качели, балаганы для скоморохов.
Объявляется первый конкурс – ПРИВЕТСТВИЕ команд – ВСТРЕЧА. Команды приглашаются на жеребьёвку.
- Выходят команды, проходит жеребьёвка. Согласно жеребьёвке происходит выступление команд.
- По традиции второй конкурс КВНа называется Разминка, в нашем Масленичном КВНе он называется ЗАИГРЫШ. В этот день с утра приглашали молодых парней и девушек поесть блинов и покататься на санях.
В качестве разминки командам предлагается вспомнить, что такое ЭТИМОЛОГИЯ (наука, изучающая происхождение слова) и дать свою шуточную этимологию слов. Внимание, пример:
АСТРОЛОГИЯ – раздел ботаники изучающий астры
Перед тем, как перейти к третьему конкурсу нашей игры, заслушаем жюри. Просим Уважаемое жюри объявить итоги первого конкурса.
- Среда Масленой недели называлась ЛАКОМКОЙ, на лакомки тещи приглашали своих зятьёв к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных. В русской песенной традиции остались песни о заботливости тёщи при угощении зятя. Тёща старалась угодить зятю, так как в пятницу она шла на блины к нему.
Наш третий конкурс в КВНе очень похож на игру «КРОКОДИЛ». Это одно из домашних заданий. Команды должны показать Библейский фразеологизм, а остальные команды должны его отгадать. Оценивается как мастерство показа, так и отгадывания.
- Пока команды готовятся к следующему конкурсу, объявляется конкурс для болельщиков. Не забывайте, что участвуя в этом конкурсе, вы можете принести дополнительные баллы своей команде.
Перед тем, как перейти к четвёртому конкурсу нашей игры, заслушаем жюри. Просим Уважаемое жюри объявить итоги второго конкурса.
- По традиции КВНа самый важный конкурс Домашнее задание завершает выступление команд, но на масленой неделе самые широкие гуляния наступали в четверг. РАЗГУЛЯЙ
ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ, ПЕРЕЛОМ – так в народе именовался этот день. В этот день начинались катания на тройках. Все дети и взрослые с нетерпением ждали этого дня, с понедельника уже строились снежные городки и именно в широкий четверг брали эти снежные городки. У мужчин постарше были свои забавы: в этот день происходили знаменитые кулачные бои. Как видите, это самый напряженный момент многодневного праздника. Итак, объявляется конкурс Домашнее задание – Разгуляй. Тема домашнего задания «Слово в защиту русского языка»
Перед тем, как перейти к пятому конкурсу нашей игры, заслушаем жюри. Просим Уважаемое жюри объявить итоги третьего конкурса.
- Пятый день Масленицы – ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ. В тёщины вечёрки зятья угощают своих тёщ блинами. Приглашение было почётное, со всею роднею к обеду или на ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а утром присылал нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем теще оказывалось более почести.
Мы объявляем конкурс потенциальных зятьёв – КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Уважаемые капитаны, вам предстоит серьёзная работа. Я буду называть пословицы – перевёртыши, а вы должны угадать зашифрованную пословицу.
Конкурс Капитанов
Перед тем, как перейти к шестому конкурсу нашей игры, заслушаем жюри. Просим Уважаемое жюри объявить итоги четвёртого конкурса.
- Шестой день Масленой недели назывался ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ. В этот день молодая невестка приглашала своих родных к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда невестка созывала старых подруг-девиц; если все её подруги уже вышли замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.
Наш шестой конкурс называется СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, Члены команд должны распределить между собой роли членов предложения и повесить на грудь соответствующие таблички (подлежащее, сказуемое, союз и т.п.). Я зачитываю предложение, а вы должны «изобразить» схему предложения.
В качестве предложений даются поговорки о Масленице и о Посте.
- «Пестрая неделя идёт за сплошной.»
- «Пируй и гуляй, баба, на Масленой, а про пост вспоминай.»
- «Никто на Руси с поста не умирал!»
- «Боится Маслена горькой редьки да пареной репы!»
- «В год хлебородный пост не голодный!»
Перед тем, как перейти к последнему конкурсу нашей игры, заслушаем жюри. Просим Уважаемое жюри объявить итоги пятого конкурса.
- Седьмой день – Проводы Масленицы назывался ПРОЩЁННЫЙ. Прощание с зимой, с Масленицей с весёлой разгульной жизнью связано и с обрядом прощения. Прощаясь на Великий Пост, когда не принято было ходить в гости, до самой Пасхи, люди просили прощение друг у друга. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером в воскресенье. Прощаться приходят младшие к старшим. Прощаясь, говорят: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними было после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения.
Последний конкурс нашего КВНа был объявлен как конкурс блинов. Но мы умолчали о главном задании этого конкурса. Сейчас командам надо за 5 минут приготовиться испросить прощения, так как сегодня мы с вами встречаемся на Масленой неделе в последний раз. Завтра, в прощённое воскресенье, не у всех будет возможность попросить прощения у своих одноклассников, друзей, одноклассников, учителей, работников гимназии. Итак, задание ясно, команды отправляются на совещание и после 5 минут представляют нам свои блины и слово прощения.
Приложения к конкурсам:
Конкурс № 2. Разминка, в нашем Масленичном КВНе он называется ЗАИГРЫШ.
Командам предлагается вспомнить, что такое ЭТИМОЛОГИЯ (наука, изучающая происхождение слова) и дать свою шуточную этимологию слов. Внимание, пример:
АСТРОЛОГИЯ – раздел ботаники изучающий астры
Командам раздаются списки слов:
Баранка - ____________________________________________________________________________
Бездарь - ____________________________________________________________________________
Весельчак - __________________________________________________________________________
Волнушка - ___________________________________________________________________________
Головотяп - __________________________________________________________________________
Грабли - _____________________________________________________________________________
Графин - _____________________________________________________________________________
Джинсы - ____________________________________________________________________________
Драп - _____________________________________________________________________________
Дурман - _____________________________________________________________________________
Конкурс № 2. Разминка, в нашем Масленичном КВНе он называется ЗАИГРЫШ.
Командам предлагается вспомнить, что такое ЭТИМОЛОГИЯ (наука, изучающая происхождение слова) и дать свою шуточную этимологию слов. Внимание, пример:
АСТРОЛОГИЯ – раздел ботаники изучающий астры
Командам раздаются списки слов:
Жаргон - _________________________________________________________________________
Жатва - __________________________________________________________________________
Заголовок - _______________________________________________________________________
Заморыш - ________________________________________________________________________
Изверг - __________________________________________________________________________
Простокваша - ____________________________________________________________________
Отрасль - _________________________________________________________________________
Пломбир - _________________________________________________________________________
Проигрыватель - ____________________________________________________________________
Простынь - ________________________________________________________________________
Конкурс № 2. Разминка, в нашем Масленичном КВНе он называется ЗАИГРЫШ.
Командам предлагается вспомнить, что такое ЭТИМОЛОГИЯ (наука, изучающая происхождение слова) и дать свою шуточную этимологию слов. Внимание, пример:
АСТРОЛОГИЯ – раздел ботаники изучающий астры
Командам раздаются списки слов:
Противень - __________________________________________________________________________
Саженец - ____________________________________________________________________________
Соска - ______________________________________________________________________________
Волнушка - ___________________________________________________________________________
Стриж - ______________________________________________________________________________
Тысячелистник - ______________________________________________________________________
Тычинка - ____________________________________________________________________________
Хлопоты - ____________________________________________________________________________
Четвертовать - ________________________________________________________________________
Этажерка - ___________________________________________________________________________
2. Конкурс болельщиков во время подготовки к последнему конкурсу. Замените синонимами устаревшие слова, обозначающие части тела, покажите их на нарисованном человечке:
2. Конкурс болельщиков во время подготовки к последнему конкурсу. Замените синонимами устаревшие слова, обозначающие части тела, покажите их на нарисованном человечке:
2. Конкурс болельщиков во время подготовки к последнему конкурсу. Замените синонимами устаревшие слова, обозначающие части тела, покажите их на нарисованном человечке:
Тэло | Uстна | Тэло | Uстна | Тэло | Uстна |
Рука | выz | Рука | выz | Рука | выz |
Нога | бедро | Нога | бедро | Нога | бедро |
Oко | брада | Oко | брада | Oко | брада |
Uхо | Плесна | Uхо | Плесна | Uхо | Плесна |
Власъ | Глава | Власъ | Глава | Власъ | Глава |
Плеще | Лице | Плеще | Лице | Плеще | Лице |
Стопа | Чрево | Стопа | Чрево | Стопа | Чрево |
Ланиты | Лакоть | Ланиты | Лакоть | Ланиты | Лакоть |
Лzдвiе | Колено | Лzдвiе | Колено | Лzдвiе | Колено |
Перстъ | Чело | Перстъ | Чело | Перстъ | Чело |
Хребетъ | Uста | Хребетъ | Uста | Хребетъ | Uста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс
"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....