Безличные глаголы 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Полякова Юлия Владимировна

К разработке урока прилагается презентация. Открытый урок был дан на городском семинаре учителей русского языка и литературы "Экологическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bezlichnye_glagoly_prezentatsiya.ppt294.5 КБ
Файл seminar.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богатство русского языка неизмеримо К.Г. Паустовский

Слайд 2

Работа с текстами № 1 М не русская речь - как музыка; В ней слово звучит, поет, В ней дышит душою русскою С оздатель её - народ. И я в эту речь ныряю, К ак в речку, И там, со дна, С окровища добываю... (Н. Браун ) № 2 Н е идется и не едется, П отому что гололедица. Н о зато О тлично падается! П очему ж никто Н е радуется?! (В. Берестов)

Слайд 3

Б е з л и ч н ы е глаголы

Слайд 4

Цель урока: узнать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности

Слайд 5

Задачи урока: знать значения безличных глаголов ; знать формы безличных глаголов; уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глаголами в речи .

Слайд 6

Работа с текстами № 3 П розвучало над ясной рекою. П розвенело в померкшем лугу, П рокатилось над рощей немою З асветилось на том берегу. (А.Фет)

Слайд 7

Сравните предложения Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет. Ребёнок не спит. Ему не спится. личный глагол личный глагол личный глагол в значении безличного Безличный глагол, образованный от личного с помощью суффикса - ся

Слайд 8

Поленов В, Д. Золотая осень

Слайд 9

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Урок-исследование в 6-м классе по теме "Безличные глаголы"

Цели урока: обучающая - знать значения безличных глаголов, их формы; уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глаголами в речи;

                        развивающая – развитие речи, исследовательских навыков при работе с текстом, мышления, памяти;

                       воспитывающая – обратить внимание на выразительные возможности безличных глаголов, на красоту природы, бережное отношение к русскому языку.                                                            

Ход уроков

1. Организационный момент.

Эпиграф к уроку: «Богатство русского языка неизмеримо» К.Г.Паустовский  (слайд 1).

 Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. Об этом мы сегодня и поговорим на уроке, но чуть позже. А сейчас мы с вами поговорим о грамотности.

2. Орфографическая минутка.   (На доске) – устный опрос.

Обреж..те  цветы, привлекательный пейзаж.., наблюдаеш.. за птицей, ландыш.. пахуч.., береч.. природу, из-за свинцовых туч.., спряч..тесь от дождя, посееш.. рож.., наслаждаться птич..им пением, еж.. колюч.. .

3. Наблюдение и анализ языкового материала.  Работа в группах.

На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. « В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Ведь и назначение глагола – выражать само действие!»  говорил писатель А. Югов. И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола.

Обратимся к текстам 1, 2 (слайд 2). 

Обучающимся раздаются инструкция по проведению анализа языкового материала и карточки с текстами 1, 2.

 Инструкция для проведения исследования языкового материала.

  1. Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов,  отношение авторов к тому, о чем пишут.
  2. Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)
  3. Запишите ваши наблюдения, выводы.
  4. Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.
  5. Что обозначают глаголы в текстах?
  6. Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.

Сначала ученики выразительно читают тексты, выясняют темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут. Потом дети приступают к исследованию глаголов. Знания на уроке не даются в готовом виде, в ходе обсуждения в группах ученики приходят к определенным выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное ранее языковое явление: в тексте 2 глаголы обозначают действие, протекающее само по себе, при таком глаголе нет подлежащего, предложение односоставное. (Эти наблюдения должны быть зафиксированы в карточках)

Представители групп рассказывают о своей работе, дополняют друг друга.

4. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.

 - О каких глаголах предстоит узнать больше?

Вместе с учениками определяется тема урока – «Безличные глаголы», ставятся цель и задачи (слайды 3, 4, 5).

Учитель предлагает обучающимся решить первую задачу: установить значения безличных глаголов. Анализируется текст 3 (слайды 6).

Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу.
(А.Фет)

Задания:

  • прочитайте выразительно отрывок из стихотворения;
  • найдите главные члены предложения;
  • какие глаголы использует А.Фет? (А.Фет использует безличные глаголы). Почему?
  • сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы, различные состояния и переживания человека).

Ученики проводят обсуждение в группах, затем выступают.

 Учитель предлагает обучающимся решить вторую задачу: определить формы безличных глаголов.

Задания:

  • определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
  • попробуйте подобрать другие формы.

Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.

ФИЗМИНУТКА (НАКЛОНЕНИЯ ГЛГОЛОВ)

Обрежьте  цветы, наблюдаешь за птицей, берегите природу, подул бы ветер, спрячьтесь от дождя, посеешь рожь, наслаждался бы птичьим пением, зацвел ландыш, собирайтесь в лес, пошел бы дождь.

 Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов с безличными.

На экране – слайд 7 презентации. Обучающимся предлагаются предложения:

Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет
Ребёнок не спит. Ему не спится.

Задания:

  • сравните предложения (найдите главные члены предложения);
  • установите значение (семантику) представленных в слайде 7 глаголов;
  • определите форму данных глаголов;

Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.

5. Индивидуальное исследование.

Обучающиеся самостоятельно работают с карточками (7 вариантов), в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция. Приведем пример карточки для самостоятельной работы.

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось...
(С. Есенин)

Инструкция для выполнения работы.
1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?
2 .Подчеркните главные члены предложения.
3.Найдите личные глаголы.
4.Найдите безличные глаголы.
5.Укажитеформу употребления глагола.
6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Выводы: ………

Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).

Результаты фиксируются и представляются классу.

6. Подведение итогов работы.

Задание:

  • расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях в ходе исследования;
  • убедились ли в том, что справедливы слова К.Г. Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?

8. Творческая работа.

Обучающиеся знакомятся с высказыванием Д.С. Лихачева: «Учиться говорить и писать нужно всё время»

Учитель говорит о том, что предстоит ученикам составить текст самим, используя безличные глаголы. В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Самый известный художник И. И. Левитан – один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. С творчеством этого мастера в русскую живопись вошло понятие пейзажа-настроения. Не менее замечательное полотно – картина Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» (Слайд 8). 

Задания:

  • попробуйте описать картину, используя безличные глаголы, а также личные глаголы в значении безличных;
  • озаглавьте свою работу;
  • помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и психическое состояние человека.

По желанию учащихся работа может быть групповой, индивидуальной или парной.

Выполненные работы прочитываются в классе

Однажды перед изумленным взором ребят во всей своей захватывающей красоте предстал величественный осенний пейзаж.

Они увидели изумительно чистые краски ранней осени: мягкую пожелтевшую зелень лугов и золото деревьев, прозрачную гладь реки , нежное в серо-зеленых и желто-розовых тонах небо.

Ребятам долго не бродилось по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях.

Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало.

Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло. 

9. Домашнее задание:

Закончить написание сочинения.

Выполнить тестовые задания по уровням.

10. Итог

  Инструкция для проведения исследования языкового материала.

1.Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов,  отношение авторов к тому, о чем пишут.

2.Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)

3.Запишите ваши наблюдения, выводы.

4.Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.

5.Что обозначают глаголы в текстах?

      6.Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  Инструкция для проведения исследования языкового материала.

1.Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов,  отношение авторов к тому, о чем пишут.

2.Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)

3.Запишите ваши наблюдения, выводы.

4.Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.

5.Что обозначают глаголы в текстах?

      6.Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  Инструкция для проведения исследования языкового материала.

1.Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов,  отношение авторов к тому, о чем пишут.

2.Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)

3.Запишите ваши наблюдения, выводы.

4.Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.

5.Что обозначают глаголы в текстах?

      6.Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  Инструкция для проведения исследования языкового материала.

1.Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов,  отношение авторов к тому, о чем пишут.

2.Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)

3.Запишите ваши наблюдения, выводы.

4.Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.

5.Что обозначают глаголы в текстах?

      6.Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  Инструкция для проведения исследования языкового материала.

1.Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов,  отношение авторов к тому, о чем пишут.

2.Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)

3.Запишите ваши наблюдения, выводы.

4.Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.

5.Что обозначают глаголы в текстах?

      6.Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.

Карточки с текстами № 1,2

№1

Мне русская речь - как музыка;

В ней слово звучит, поет,

В ней дышит душою русскою

Создатель её - народ.

И я в эту речь ныряю,

Как в речку,

И там, со дна,

Сокровища добываю...

                     (Н. Браун)

№2

Не идется и не едется,

 Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?!

             

                 (В. Берестов)

 Наблюдения и выводы:……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………….

2.    Формы безличных глаголов. Примеры:

…………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………

Карточки с текстами № 1,2

№1

Мне русская речь - как музыка;

В ней слово звучит, поет,

В ней дышит душою русскою

Создатель её - народ.

И я в эту речь ныряю,

Как в речку,

И там, со дна,

Сокровища добываю...

                     (Н. Браун)

№2

Не идется и не едется,

 Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?!

             

                 (В. Берестов)

 Наблюдения и выводы:……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………….

2.    Формы безличных глаголов. Примеры:

…………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………

Карточка для самостоятельной работы №1

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

 Ей сегодня примечталось...

(С. Есенин)

 Инструкция для выполнения работы.

1. Выразительно прочитайте отрывок из  стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?

2 .Подчеркните главные члены предложения.

3.Найдите личные глаголы.

4.Найдите безличные глаголы.

5.Укажитеформу употребления глагола.

6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

 Выводы: ……………………………………………………………………………………………….

   ………………………………………………………………………………………………………..

Карточка для самостоятельной работы №2

Не остывшая от  зною

Ночь июльская блистала...

И над тусклою землёю

Небо, полное грозою,

Всё в  зарницах трепетало...

                   ( Ф. Тютчев)

 Инструкция для выполнения работы.

1. Выразительно прочитайте отрывок из  стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?

2 .Подчеркните главные члены предложения.

3.Найдите личные глаголы.

4.Найдите безличные глаголы.

5.Укажите форму употребления глагола

6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы

 Выводы: ……………………………………………………………………………………………….

   ………………………………………………………………………………………………………..

Карточка для самостоятельной работы №3

Люблю я этот час, когда со всех сторон

Ко мне идут густые тени,

И веет свежестью, и воздух напоен

Дыханьем дремлющих растений.

                       (И.Никитин)

 Инструкция для выполнения работы.

1. Выразительно прочитайте отрывок из  стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?

2 .Подчеркните главные члены предложения.

3.Найдите личные глаголы.

4.Найдите безличные глаголы.

5.Укажите форму употребления глагола.

6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы

 Выводы: ……………………………………………………………………………………………….

   ………………………………………………………………………………………………………..

Карточка для самостоятельной работы № 4

Смеркает день. В бору темнеет.

Пожар зари над ним краснеет.

Во влажной почве лист сухой

Без звука тонет под водой.

                                     (И.Никитин)

 Инструкция для выполнения работы.

1. Выразительно прочитайте отрывок из  стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?

2 .Подчеркните главные члены предложения.

3.Найдите личные глаголы.

4.Найдите безличные глаголы.

5.Укажите форму употребления глагола.

6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы

 Выводы: ……………………………………………………………………………………………….

   ………………………………………………………………………………………………………..

Карточка для самостоятельной работы № 5

С зари кукушка за рекою

Кукует звучно вдалеке,

И в молодом березняке

Грибами пахнет и листвою.

                        (И.Бунин)

 Инструкция для выполнения работы.

1. Выразительно прочитайте отрывок из  стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?

2 .Подчеркните главные члены предложения.

3.Найдите личные глаголы.

4.Найдите безличные глаголы.

5.Укажите форму употребления глагола.

6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы

 Выводы: ……………………………………………………………………………………………….

   ………………………………………………………………………………………………………..

Карточка для самостоятельной работы № 6

За рекой луга зазеленели,

Веет легкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.

                                   ( И.Бунин)

 Инструкция для выполнения работы.

1. Выразительно прочитайте отрывок из  стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?

2 .Подчеркните главные члены предложения.

3.Найдите личные глаголы.

4.Найдите безличные глаголы.

5.Укажите форму употребления глагола.

6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы

 Выводы: ……………………………………………………………………………………………….

   ………………………………………………………………………………………………………..

Карточка для самостоятельной работы № 7

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

(А. Плещеев)

 Инструкция для выполнения работы.

1. Выразительно прочитайте отрывок из  стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?

2 .Подчеркните главные члены предложения.

3.Найдите личные глаголы.

4.Найдите безличные глаголы.

5.Укажите форму употребления глагола.

6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

 Выводы: ……………………………………………………………………………………………….

   ………………………………………………………………………………………………………..

                                          

                                                 

Варианты тестов.

                                                     3-й уровень

 Укажите, к какой группе по значению относятся следующие безличные глаголы:

  а) обозначение явлений природы и состояния окружающей среды;

  б) физическое или психическое состояние живого существа;

  в) наличие, отсутствие, недостаток чего-либо.

   1)вечерело                                 4) нездоровится                               7) думается

   2) спится                                    5) пахло                                             8) хватит

   3) нездоровится                         6) работается                                    9) недостает

  

                                                    

2-ой уровень

  Определите, в каких предложениях употреблен личный глагол, а в каких – личный глагол в безличном значении.

   1. Пахло зацветающей рожью.

   2. Растение сильно пахнет.

   3. Из-за туч тянет ветром.                                     а) личный глагол

   4. Он тянет лошадь под уздцы.

   5. Темнело быстро.                                                 б) личный глагол в безличном значении

   6. Что-то темнело вдали.

   7. С крыши капало.

   8. Молоко капало на пол.

                                                                                                                                             

 

                                                      

                                                             

1-ый уровень

  Укажите номера предложений с безличными глаголами в роли сказуемого.

   1. Землю подморозило.

   2. Все похрустывает.

   3. Морозец освежает лица.     

   4. Пахнет ноябрем.

   5. Ветерок за собой манит.

   6. Нам дома не сидится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"

Данный урок проведён был в мае 2012 г и соответствует программе и учебникам под редакцией Шанского. Урок сочетает в себе традиционные учебные формы и разнообразный игровой материал, подходящий для уче...

"Безличные глаголы" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «Безличные глаголы»Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.Задачи урока:Образовательная:дать понятие  безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лекси...

Текст для урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Анализ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро"  на  уроке русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Безличные глаголы.(6 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тест по теме "Безличные глаголы".

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой. Тест по теме "Безличные глаголы". Контроль знаний....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Предлагаемый конспект урока русского языка в 6 классе составлен по программе Т. Ф. Ладыженской. На уроке используются элементы проблемного обучения. Конспект сопровождается мультимедийной презентацией...