Безличные глаголы 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
К разработке урока прилагается презентация. Открытый урок был дан на городском семинаре учителей русского языка и литературы "Экологическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezlichnye_glagoly_prezentatsiya.ppt | 294.5 КБ |
seminar.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с текстами № 1 М не русская речь - как музыка; В ней слово звучит, поет, В ней дышит душою русскою С оздатель её - народ. И я в эту речь ныряю, К ак в речку, И там, со дна, С окровища добываю... (Н. Браун ) № 2 Н е идется и не едется, П отому что гололедица. Н о зато О тлично падается! П очему ж никто Н е радуется?! (В. Берестов)
Б е з л и ч н ы е глаголы
Цель урока: узнать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности
Задачи урока: знать значения безличных глаголов ; знать формы безличных глаголов; уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глаголами в речи .
Работа с текстами № 3 П розвучало над ясной рекою. П розвенело в померкшем лугу, П рокатилось над рощей немою З асветилось на том берегу. (А.Фет)
Сравните предложения Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет. Ребёнок не спит. Ему не спится. личный глагол личный глагол личный глагол в значении безличного Безличный глагол, образованный от личного с помощью суффикса - ся
Поленов В, Д. Золотая осень
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Урок-исследование в 6-м классе по теме "Безличные глаголы"
Цели урока: обучающая - знать значения безличных глаголов, их формы; уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глаголами в речи;
развивающая – развитие речи, исследовательских навыков при работе с текстом, мышления, памяти;
воспитывающая – обратить внимание на выразительные возможности безличных глаголов, на красоту природы, бережное отношение к русскому языку.
Ход уроков
1. Организационный момент.
Эпиграф к уроку: «Богатство русского языка неизмеримо» К.Г.Паустовский (слайд 1).
– Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. Об этом мы сегодня и поговорим на уроке, но чуть позже. А сейчас мы с вами поговорим о грамотности.
2. Орфографическая минутка. (На доске) – устный опрос.
Обреж..те цветы, привлекательный пейзаж.., наблюдаеш.. за птицей, ландыш.. пахуч.., береч.. природу, из-за свинцовых туч.., спряч..тесь от дождя, посееш.. рож.., наслаждаться птич..им пением, еж.. колюч.. .
3. Наблюдение и анализ языкового материала. Работа в группах.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. « В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Ведь и назначение глагола – выражать само действие!» – говорил писатель А. Югов. И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола.
Обратимся к текстам 1, 2 (слайд 2).
Обучающимся раздаются инструкция по проведению анализа языкового материала и карточки с текстами 1, 2.
Инструкция для проведения исследования языкового материала.
- Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут.
- Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)
- Запишите ваши наблюдения, выводы.
- Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.
- Что обозначают глаголы в текстах?
- Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.
Сначала ученики выразительно читают тексты, выясняют темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут. Потом дети приступают к исследованию глаголов. Знания на уроке не даются в готовом виде, в ходе обсуждения в группах ученики приходят к определенным выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное ранее языковое явление: в тексте 2 глаголы обозначают действие, протекающее само по себе, при таком глаголе нет подлежащего, предложение односоставное. (Эти наблюдения должны быть зафиксированы в карточках)
Представители групп рассказывают о своей работе, дополняют друг друга.
4. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.
- О каких глаголах предстоит узнать больше?
Вместе с учениками определяется тема урока – «Безличные глаголы», ставятся цель и задачи (слайды 3, 4, 5).
Учитель предлагает обучающимся решить первую задачу: установить значения безличных глаголов. Анализируется текст 3 (слайды 6).
Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу.
(А.Фет)
Задания:
- прочитайте выразительно отрывок из стихотворения;
- найдите главные члены предложения;
- какие глаголы использует А.Фет? (А.Фет использует безличные глаголы). Почему?
- сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы, различные состояния и переживания человека).
Ученики проводят обсуждение в группах, затем выступают.
Учитель предлагает обучающимся решить вторую задачу: определить формы безличных глаголов.
Задания:
- определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
- попробуйте подобрать другие формы.
Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.
ФИЗМИНУТКА (НАКЛОНЕНИЯ ГЛГОЛОВ)
Обрежьте цветы, наблюдаешь за птицей, берегите природу, подул бы ветер, спрячьтесь от дождя, посеешь рожь, наслаждался бы птичьим пением, зацвел ландыш, собирайтесь в лес, пошел бы дождь.
Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов с безличными.
На экране – слайд 7 презентации. Обучающимся предлагаются предложения:
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет
Ребёнок не спит. Ему не спится.
Задания:
- сравните предложения (найдите главные члены предложения);
- установите значение (семантику) представленных в слайде 7 глаголов;
- определите форму данных глаголов;
Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.
5. Индивидуальное исследование.
Обучающиеся самостоятельно работают с карточками (7 вариантов), в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция. Приведем пример карточки для самостоятельной работы.
Нивы сжаты, рощи голы, | Инструкция для выполнения работы. |
Выводы: ………
Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).
Результаты фиксируются и представляются классу.
6. Подведение итогов работы.
Задание:
- расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях в ходе исследования;
- убедились ли в том, что справедливы слова К.Г. Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?
8. Творческая работа.
Обучающиеся знакомятся с высказыванием Д.С. Лихачева: «Учиться говорить и писать нужно всё время»
Учитель говорит о том, что предстоит ученикам составить текст самим, используя безличные глаголы. В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Самый известный художник И. И. Левитан – один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. С творчеством этого мастера в русскую живопись вошло понятие пейзажа-настроения. Не менее замечательное полотно – картина Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» (Слайд 8).
Задания:
- попробуйте описать картину, используя безличные глаголы, а также личные глаголы в значении безличных;
- озаглавьте свою работу;
- помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и психическое состояние человека.
По желанию учащихся работа может быть групповой, индивидуальной или парной.
Выполненные работы прочитываются в классе
Однажды перед изумленным взором ребят во всей своей захватывающей красоте предстал величественный осенний пейзаж.
Они увидели изумительно чистые краски ранней осени: мягкую пожелтевшую зелень лугов и золото деревьев, прозрачную гладь реки , нежное в серо-зеленых и желто-розовых тонах небо.
Ребятам долго не бродилось по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях.
Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало.
Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.
9. Домашнее задание:
Закончить написание сочинения.
Выполнить тестовые задания по уровням.
10. Итог
Инструкция для проведения исследования языкового материала.
1.Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут.
2.Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)
3.Запишите ваши наблюдения, выводы.
4.Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.
5.Что обозначают глаголы в текстах?
6.Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Инструкция для проведения исследования языкового материала.
1.Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут.
2.Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)
3.Запишите ваши наблюдения, выводы.
4.Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.
5.Что обозначают глаголы в текстах?
6.Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Инструкция для проведения исследования языкового материала.
1.Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут.
2.Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)
3.Запишите ваши наблюдения, выводы.
4.Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.
5.Что обозначают глаголы в текстах?
6.Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Инструкция для проведения исследования языкового материала.
1.Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут.
2.Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)
3.Запишите ваши наблюдения, выводы.
4.Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.
5.Что обозначают глаголы в текстах?
6.Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Инструкция для проведения исследования языкового материала.
1.Выразительно прочитайте тексты, выясните темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут.
2.Сравните в текстах глаголы по характеру действия? (Кто и как совершает действия?)
3.Запишите ваши наблюдения, выводы.
4.Сравните предложения в текстах по строению. Запишите выводы.
5.Что обозначают глаголы в текстах?
6.Приготовьтесь рассказать одноклассникам о своих наблюдениях и выводах.
Карточки с текстами № 1,2
№1 Мне русская речь - как музыка; В ней слово звучит, поет, В ней дышит душою русскою Создатель её - народ. И я в эту речь ныряю, Как в речку, И там, со дна, Сокровища добываю... (Н. Браун) | №2 Не идется и не едется, Потому что гололедица. Но зато Отлично падается! Почему ж никто Не радуется?!
(В. Берестов) |
Наблюдения и выводы:……………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………….
2. Формы безличных глаголов. Примеры:
…………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………
Карточки с текстами № 1,2
№1 Мне русская речь - как музыка; В ней слово звучит, поет, В ней дышит душою русскою Создатель её - народ. И я в эту речь ныряю, Как в речку, И там, со дна, Сокровища добываю... (Н. Браун) | №2 Не идется и не едется, Потому что гололедица. Но зато Отлично падается! Почему ж никто Не радуется?!
(В. Берестов) |
Наблюдения и выводы:……………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………….
2. Формы безличных глаголов. Примеры:
…………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………
Карточка для самостоятельной работы №1
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось... (С. Есенин) | Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте? 2 .Подчеркните главные члены предложения. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. 5.Укажитеформу употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы. |
Выводы: ……………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………..
Карточка для самостоятельной работы №2
Не остывшая от зною Ночь июльская блистала... И над тусклою землёю Небо, полное грозою, Всё в зарницах трепетало... ( Ф. Тютчев) | Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте? 2 .Подчеркните главные члены предложения. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. 5.Укажите форму употребления глагола 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы |
Выводы: ……………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………..
Карточка для самостоятельной работы №3
Люблю я этот час, когда со всех сторон Ко мне идут густые тени, И веет свежестью, и воздух напоен Дыханьем дремлющих растений. (И.Никитин) | Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте? 2 .Подчеркните главные члены предложения. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. 5.Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы |
Выводы: ……………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………..
Карточка для самостоятельной работы № 4
Смеркает день. В бору темнеет. Пожар зари над ним краснеет. Во влажной почве лист сухой Без звука тонет под водой. (И.Никитин) | Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте? 2 .Подчеркните главные члены предложения. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. 5.Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы |
Выводы: ……………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………..
Карточка для самостоятельной работы № 5
С зари кукушка за рекою Кукует звучно вдалеке, И в молодом березняке Грибами пахнет и листвою. (И.Бунин) | Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте? 2 .Подчеркните главные члены предложения. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. 5.Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы |
Выводы: ……………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………..
Карточка для самостоятельной работы № 6
За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады. ( И.Бунин) | Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте? 2 .Подчеркните главные члены предложения. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. 5.Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы |
Выводы: ……………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………..
Карточка для самостоятельной работы № 7
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. (А. Плещеев) | Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте? 2 .Подчеркните главные члены предложения. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. 5.Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы. |
Выводы: ……………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………..
Варианты тестов.
3-й уровень
Укажите, к какой группе по значению относятся следующие безличные глаголы:
а) обозначение явлений природы и состояния окружающей среды;
б) физическое или психическое состояние живого существа;
в) наличие, отсутствие, недостаток чего-либо.
1)вечерело 4) нездоровится 7) думается
2) спится 5) пахло 8) хватит
3) нездоровится 6) работается 9) недостает
2-ой уровень
Определите, в каких предложениях употреблен личный глагол, а в каких – личный глагол в безличном значении.
1. Пахло зацветающей рожью.
2. Растение сильно пахнет.
3. Из-за туч тянет ветром. а) личный глагол
4. Он тянет лошадь под уздцы.
5. Темнело быстро. б) личный глагол в безличном значении
6. Что-то темнело вдали.
7. С крыши капало.
8. Молоко капало на пол.
1-ый уровень
Укажите номера предложений с безличными глаголами в роли сказуемого.
1. Землю подморозило.
2. Все похрустывает.
3. Морозец освежает лица.
4. Пахнет ноябрем.
5. Ветерок за собой манит.
6. Нам дома не сидится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"
Данный урок проведён был в мае 2012 г и соответствует программе и учебникам под редакцией Шанского. Урок сочетает в себе традиционные учебные формы и разнообразный игровой материал, подходящий для уче...
"Безличные глаголы" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: «Безличные глаголы»Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.Задачи урока:Образовательная:дать понятие безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лекси...
Текст для урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"
Анализ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро" на уроке русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)
Материал содержит конспект урока и презентацию....
Безличные глаголы.(6 класс)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тест по теме "Безличные глаголы".
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой. Тест по теме "Безличные глаголы". Контроль знаний....
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"
Предлагаемый конспект урока русского языка в 6 классе составлен по программе Т. Ф. Ладыженской. На уроке используются элементы проблемного обучения. Конспект сопровождается мультимедийной презентацией...