Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Предлагаемый конспект урока русского языка в 6 классе составлен по программе Т. Ф. Ладыженской. На уроке используются элементы проблемного обучения. Конспект сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_bezlichnym_glagolam._6klass.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема. Безличные глаголы.
Цель: знакомство с особенностями безличных глаголов, их выразительными возможностями.
Задачи:
Образовательные:
- дать понятие безличных глаголов, их значение; познакомить с формами безличных глаголов;
- формировать умение различать безличные глаголы и личные в форме безличных.
Развивающие:
- формировать исследовательские умения обучающихся;
- продолжить работу над развитием устной монологической речи обучающихся;
- создать условия для формирования умения использовать безличные глаголы в речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету.
Коммуникативные:
- развивать умение работать в парах, представлять результат своей работы классу;
- развивать умение выслушивать ответ одноклассников и дополнять его в случае необходимости.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор.
- Карточки и инструкция для исследования.
- Карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
1. Организационный момент и вступительное слово учителя.
- Чтение высказывания К. Паустовского (1 слайд).
Вы не раз убеждались, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые-лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
- Чтение высказывания писателя А. Югова. (слайд 2)
- И сегодня нам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. Чтобы работа была успешной, определим предмет и объект исследования (слайд 3).
Для этого мы отправимся в путешествие, но необычное. Мы будем путешествовать по Галактике Глагола в составе 3-х экипажей. Для успешного полета нам необходимо выбрать командиров кораблей:
1-й ряд – Цыбусова Нелли,
2-й ряд – Титова Татьяна,
3-й ряд – Антропова Арина.
А чтобы отправиться в путь, необходимо проверить готовность всех членов экипажей. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Обратимся к карте звездного неба. Перед вами Галактика Глагола. Какую информацию о глаголе вы здесь видите?
- А теперь предложите нам связный рассказ о глаголе, используя весь названный материал.
- Теперь может отправляться в путь.
3. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Вы видите, что одна из звезд осталась неподписанной. Это и есть цель нашего урока – разгадать тайну неизвестной планеты. А что это за планета, вы узнаете, выполнив следующее задание (слайд 4).
- Перед вами текст. (На слайде и в маршрутном листе). Прочитайте его и ответьте на вопросы:
Смеркается. В бору темнеет.
Пожар зари над ним краснеет.
Во влажной почве лист сухой
Без звука тонет под ногой.
- Что объединяет данные предложения? (Они простые.)
- Какие предложения называются простыми? (Одна грамматическая основа)
- Разделите эти предложения на 2 группы по самостоятельно выделенному признаку. (По составу грамматических основ: в 1 и 2 только сказуемое, в 3 и 4 – подлежащее и сказуемое.)
- Назовите сказуемое в 1 и 2 предложениях. (Смеркается, темнеет.)
- Какое действие они обозначают? Совершается ли оно с действующим лицом или без действующего лица? (Без действующего лица)
- Как можно называются такие глаголы? (Безличные)
- Учитывая проделанную работу, сформулируйте тему урока. (Безличные глаголы). (слайд 5) – Запись в справочную тетрадь.
- А теперь, зная тему урока, сформулируйте задачи.
- Знать… (что такое безличные глаголы).
- Учиться … (отличать безличные глаголы от других глаголов). (Слайд 6)
4. Изучение нового материала.
- Итак, попробуем решить первую задачу для экипажей. А командиры кораблей в это время работают по индивидуальным карточкам.
4.1. Работа в группах. Значение и формы безличных глаголов.
- У вас на столах лежат карточки с текстами и задания к ним. В течение 2-3 минут вам необходимо, работая в парах, проанализировать данные тексты и сделать вывод о значении представленных в них безличных глаголов.
Проверим полученные результаты: Чтение текста и вывод.
1 группа. Вывод: безличные глаголы обозначают явления природы.
2 группа. Вывод: безличные глаголы обозначают физические состояния человека.
3 группа. Вывод: безличные глаголы обозначают душевное состояние человека и его переживания. (Слайд 7) - Запись в справочную тетрадь.
- Вторую задачу – определить формы безличных глаголов – выполняли наши командиры. Им слово.
1 ряд – Безличные глаголы смогут иметь форму 3 лица ед. числа настоящего времени.
2 ряд – Безличные глаголы смогут иметь форму 3 лица ед. числа будущего времени.
3 ряд - Безличные глаголы смогут иметь форму среднего рода ед. числа прошедшего времени. (Слайд 8) - Запись в справочную тетрадь.
4.2. Сопоставление личных глаголов с безличными. (Слайд 9). Работа в тетрадях.
- Запишите предложения в тетрадь.
- Сравните предложения с точки зрения (найдите главные члены)
- Установите значение представленных глаголов.
- Определите форму данных глаголов.
Вывод: (Слайд 10) В русском языке в значении безличных могут употребляться личные глаголы.
4.3. Индивидуальное исследование. 4-5 минут.
Самостоятельная работа по карточкам, в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция.
Представление результатов классу.
4.4. Подведение итогов работы.
- Расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголах и их выразительных возможностях в ходе исследования.
5. Творческая работа. 5-7 минут.
(Слайд 11) А сейчас, чтобы определить наш маршрут возвращения домой, вам надо составить текст, используя безличные глаголы. Попробуйте описать картину ночного или вечернего звездного неба весной. Или прогулки в весеннем лесу.
Используйте материал для справок в ваших маршрутных листах.
(Слайд12) В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов. Предлагаю вашему вниманию текст по картине Василия Поленова «Золотая осень». Назовите безличные глаголы в этом тексте.
6. Итог урока. (Слайд 13)
- Наш полет завершен. Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что показалось самым трудным? Самым интересным?
7. Домашнее задание. (Слайд 14)
- Знать материал урока, дополнить сведениями из параграфа учебника.
- Выписать из учебника литературы примеры предложений с безличными глаголами (5-7), указать их форму
ИЛИ
- Составить пейзажную зарисовку (5-7 предложений) с использованием безличных глаголов.
Оценки за урок. (Слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....