Урок развития речи « Я – гражданин России»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кононова Галина Михайловна

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Всякое дерево   имеет корни.   Наши корни  – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто лет, тысячу лет назад. Это наша история, культура. Это наши деды и прадеды, их дела и поступки.  

      И все, что мы делаем доброго, прибавляет силы и уверенности, а вместе с тем гордости за то, что мы родились и живем в России. Великой и уникальной стране. Богатой своими традициями, обрядами. Знать которые мы обязаны.

Русский язык – это язык русского народа. А значит, изучать его дело каждого человека, гражданина своей Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока32 КБ
Office presentation icon презентация83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи « Я – гражданин России»

5 класс

Подготовила и провела Кононова Галина Михайловна-учитель русского языка и литературы

Цель: 1. Познакомить учащихся методом мнемотехники.

           2. Развивать умение работать в парах, умение работать со словарем, умение     анализировать текст.

           3.Воспитывать чувство патриотизма и гордости к своей Родине.

                                                         Ход урока:

1.Введение: (развитие памяти,   воображения.) ( Использование   метода мнемотехники.)

  Поле,  дорога, холмы, ручей, озеро, деревья, красота, птицы, село, семья, радость, мама,  радость, святость.

Воспроизведите эти слова.

Запишите их.

Какие образы возникают в вашем воображении?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

      Слово учителя:

      Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Всякое дерево   имеет корни.   Наши корни  – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто лет, тысячу лет назад. Это наша история, культура. Это наши деды и прадеды, их дела и поступки.  

      И все, что мы делаем доброго, прибавляет силы и уверенности, а вместе с тем гордости за то, что мы родились и живем в России. Великой и уникальной стране. Богатой своими традициями, обрядами. Знать которые мы обязаны.

Русский язык – это язык русского народа. А значит, изучать его дело каждого человека, гражданина своей Родины.

2. Работа с текстом.

 (текст распечатан каждому на парту)

(работа осуществляется по вариантам)

    Россия – мать, тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод

И первый кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

Славен город наших дедов.

В жизни многое изведав,

Он стоит из года в год –

Наша гордость и оплот.

И любыми временами

За кремлевскими стенами

Русь, спасая от невзгод,

Жил великий наш народ.

1.Выразительно прочитайте текст, найдите художественные средства, которые использует автор для того, чтобы показать величие России и русского народа.

2. Объясните правописание выделенных орфограмм.

3. Назовите, к какой части речи относятся подчеркнутые слова.

3. Словарная работа.

( Объяснить лексическое значение слов, используя толковый словарь) (проверка осуществляется при помощи презентации) слайд№1

Гражданин – житель государства,   любящий его, трудящийся на его благо, признающий законы

- Что же объединяет нас, делает гражданами одной страны?

 

(Общая территория, законы, записанные в Конституции,  а так же Государственная символика: Герб слайд№2, Флаг слайд№3, Гимн слайд№4)

4. Индивидуальные сообщения учащихся о символах России.

5.Выясняем значение слов.

 слайд№5,6

- Где изображается Герб России?

   6.Слово учителя: С 1-ого января 2001 года утвержден Государственный гимн Российской Федерации. Текст гимна написал Сергей Михалков, музыку Александров.

   Слайд№7

7.Работа с текстом Гимна

 - Какова основная тема текста?

-Какие предложения по цели высказывания преобладают в тексте?

-Какие эпитеты использует автор, для того чтобы показать могущество и величие нашего государства и русского народа?

- Во что свято верит автор, и какие чувства наполняют  его душу? (патриотизм)

- Можем ли мы говорить о патриотизме, говоря о русском народе? Какого человека мы называем патриотом?

8. Итоги урока: слайд№8

Граждан нашей страны объединяет патриотизм, который помогает преодолевать любые преград. Патриот тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, Родине.

Патриотизм проявляется не только в героических подвигах, но и в простой заботе о родном крае, природе, в отношении к окружающим людям.

Мы – граждане России имеем свои права и обязанности, записанные в Конституции и должны стремиться к тому, чтобы наша Россия стала еще краше, еще могущественнее, еще богаче. Пока вы еще дети, но уже сегодня можете внести посильный вклад , это и ответственное отношение к учебе, и бережное отношение к природе, это и благоустройство территории своих поселков, своих дворов.

У каждого из нас есть выбор: станет ли он простым обывателем и потребителем или вырастет достойным гражданином своего Отечества.

9 . Домашнее задание:  слайд№9Составить небольшой рассказ, попробовать написать стихотворение, сделать фотографии своего поселка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданин – житель государства, любящий его, трудящийся на его благо, признающий законы

Слайд 2

ГЕРБ

Слайд 3

ФЛАГ

Слайд 4

ГИМН

Слайд 5

Г е р б Герб –польское «наследство»-условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица.

Слайд 6

ФЛАГ Греческое- «флего» - сжигать, озарять, гореть

Слайд 7

Гимн России Торжественная песнь, прославляет историю государства, его народа, красоту и богатство природы, традиции народа.

Слайд 8

Граждан нашей страны объединяет патриотизм, Мы – граждане России имеем свои права и обязанности, записанные в Конституции и должны стремиться к тому, чтобы наша Россия стала еще краше, еще могущественнее.

Слайд 9

Домашнее задание Составить небольшой рассказ, попробовать написать стихотворение, сделать фотографии своего поселка.

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.

Внеклассное мероприятие на тему:«Семья моя – надежда и опора» (Концерт для домры с фортепиано)1. Семья моя - тёплая пристань    Семья- надежный оплот.    В н...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Презентация для урока развития речи по русскому языку на тему: "Золотое кольцо России".

Урок развития речи. Презентация на тему: "Золотое кольцо России"....

Урок развития речи в 8 классе. Тема: «О России петь, что стремиться в храм».

Цели урока: Развивать устную и письменную речь учащихся.  Углубить знания о типах речи. Формирование умения комплексно анализировать текст.  Закрепление умения конструировать однос...

Реализация основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России

Презентация для педсовета об основных напрвлениях духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в соответствие с нормативно-правовыми документами и путях их реализации...

Конспект урока 6 класс чтение и развитие речи М.Ножкин "Россия"

Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс специальной 9коррекционной) школы:«Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. М.Ножкин «Россия»...

Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного

Цели: продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;проверить умения подробного пересказа текста с испо...