Урок развития речи в 8 классе. Тема: «О России петь, что стремиться в храм».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Хлюстова Марина Равильевна

Цели урока: Развивать устную и письменную речь учащихся.

 

 Углубить знания о типах речи.

 Формирование умения комплексно анализировать текст.

  Закрепление умения конструировать односоставные предложения в тексте, не засоряя ими речь. 

  Закрепление умения конструировать предложения с однородными членами и использовать их в речи.

 Закрепление умения ставить и объяснять знаки препинания при однородных членах предложения.

 Воспитывать культуру через память о прошлом своего народа.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_uroki_v_vosmom_klasse.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

в 8 классе.

Тема: «О России петь, что стремиться в храм».

Цель:

  • Развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Углубить знания о типах речи.
  • Формирование умения комплексно анализировать текст.
  • Закрепление умения конструировать односоставные предложения в тексте, не засоряя ими речь.
  • Закрепление умения конструировать предложения с однородными членами и использовать их в речи.
  • Закрепление умения ставить и объяснять знаки препинания при однородных членах предложения.
  • Воспитывать культуру через память о прошлом своего народа.

Оборудование: Иллюстрации с изображением храмов. Фонограмма записи звона колоколов, … Компьютер (презентация). Тексты.

Ход урока.

(Презентация и муз. сопровождение)

  1. Слово учителя. ( на фоне музыки)

              И брожу, восхищенный, по хаму-чертогу,

              И душа красотой веселиться.

              Будь я богом – покинул бы небо, ей-богу,

              Чтоб в жилище таком поселиться.

Ребята, хочу предложить вам сегодня поговорить о Храме Христа Спасителя, что находится в Москве. В ходе урока мы должны будем реализовать и лингвистические задачи. Может, кто-нибудь из вас поделится своими впечатлениями от посещения храмов. Вы должны будете вспомнить типы речи и употребить их. Возможно, материалы этого урока пригодятся вам при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе.(показ 2 слайдов: эпиграф к уроку и Храм Христа Спасителя в Москве)

II. Работа с текстом.

Текст №1

Задание: расставить пропущенные знаки препинания.

  Государь приказал,

  И в субботу на вербной неделе,

 Покрестясь на восход,

 Ремешками схватив волоса,

 Государевы зодчие

 Фартуки наспех надели,

 На широких плечах

 Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

Кто такие зодчие?

В каком значении употреблено слово леса.

 

После толкования слов детьми, проверить по толковому словарю.

(презентация. Картина неизвестного художника «Храм Христа Спасителя»).

На фоне звона колоколов чтение художественного описания Храма перед открытием. (Тексты раздать заранее).

               

   Возведение  храма Христа Спасителя продвигалось сравнительно медленно.  И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось. Толщина кирпичных стен составляла 3 метра 20 сантиметров. Всего на строительство ушло сорок миллионов кирпичей. Снаружи храм был отделан мраморными плитами. Соединения мраморных частей с кирпичом заливались свинцом.

   Внутри нижняя часть облицовывалась мраморным и мозаичным камнем. Выше должна была располагаться священноисторическая живопись. Её обыкновенно делают по штукатурке – и вот, помня, что храм задуман на века и века, чтобы никогда не подвергать живопись риску отсыреть от стен, штукатурку под живопись решили делать не по кирпичу, а относным способом. На сетчатую поверхность набрасывался раствор цемента. В полутора вершках (около 7 см) от кирпичной поверхности получался отдельный, твердый камень, слой для будущей живописи. Эта огромная работа была окончена лишь в 1871г.

(презентация) На западном крыле храма была укреплена мемориальная доска с надписью

 

Текст №2

   Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразнимаемую цепь. Угадывались они в любое время года – и в белоснежные зимние сумерки, и в душные летние ночи. Сюда приходили и счастливые, и старики, уже готовящиеся себя к уходу, - истинная красота и гармония были целителями страждущей души.

   Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый на своих пяти главах золотом, храм невесомо парил над всей Москвой с ее густыми улицами и холмами, блистая в ясную погоду своим центральным громадным куполом.

       Думали, храму стоять вечно. Тысячи землекопов выбирали и вывозили землю из котлована вплоть до твердого основания.. искуснейшие каменщики клали столбы, стены, пилястры, употребляя при этом известь на яичном желтке. Вдохновленные художники расписывали своды, стены, арки порталов, углы храма. Скульпторы украшали храм множеством наружных и внутренних горельефов.

   Наступила майская ночь перед открытием храма…

   Святое и великое рождается и происходит в тишине и тайне. Когда к Москве подступил майский рассвет, храм уже был каким-то иным…

    Стоял храм в центре земли, шли к нему из года в год, загорались и гасли свечи в храме, сыновья сменяли отцов, внуки дедов, рождались люди.…А храм стоял, потому что каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности, и не было человека, не подвластного чувству красоты. ( По П.Проскурину).

  1. Какие языковые средства использовал автор при описании храма?
  2. Какими смысловыми отношениями связаны предложения и абзацы в тексте?

III. Беседа с учащимися.

   1.Ребята, многие из вас посещали храм. Какие чувства вызывает у вас посещение храма? (Через презентацию напомнить, какие храмы  мы посетили совместно).

Составьте небольшой текст, употребляя односоставные предложения, однородные члены предложения. (На обдумывание 2-3 минуты). Какой тип текста вы используете для ваших высказываний? (повествование с элементами описания)(возможна презентация)

2.Послушайте, как выразил свои чувства поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Старый храм» (презентация):

Как все здесь неуклюже и не гладко,

Пороги вязнут в вековой грязи.

И храма циклопическая кладка

Бесформенною кажется вблизи.

Уходит ввысь уверенно и хмуро

Замшелая бугристая стена,

И камня первозданная фактура

Щербата и нечем не смягчена.

 Но вверх взгляни – над сизыми холмами

Увидишь ты ожившую мечту:

Как дым костра в безветрие, как пламя,

Как песня, храм струится в высоту.

Он рвется ввысь, торжественен и строен,

Певучей силой камень окрылен, -

Для бога он иль не для бога строен,

Но человеком был воздвигнут он.

И нет в нем лицемерного смиренья,-

Безвестный зодчий был правдив и смел,

Он стал творцом – и окрылил каменья,

И гордость в них свою запечатлел.

И ты стоишь на каменном пороге,

И за людей душа твоя горда,-

Приходят боги и уходят боги,

Но человек бессмертен навсегда.

           

IV. Работа с текстом.

 Звучит колокольный звон и взрыв.

В 1917 году в Москве насчитывалось 846 действующих храмов, в дальнейшем 426 из них были разрушены, 340 закрыты и обезображены… и это только в одной Москве. А сколько их было в России! По решению Советского правительство 5 декабря 1931 года бы взорван Храм Христа Спасителя…

 Прочтите описание храма в ночь после разрушения.

ТЕКСТ №2

Минута в минуту раздался удар взрыва.… Над храмом поднялась вверх громадная красно-черная туча пыли, газа и мелкого щебня, собою все скрывшая; она медленно, большими клубами, колеблясь, вздымалась кверху, постепенно расходясь в небе громадным зонтом над площадью. Постепенно под ним просветлялось чистое пространство; а где же храм? Поверженный, он лежал громадной горой битого щебня и огромных обломков стен, столбов и сводов, переброшенных с места на место невероятной силой взрывной волны. Над этой горой битого кирпича одиноко высился угол соборной стены с необвалившейся каким-то чудом частью углового купола, как бы срезанного острым ножом. Ещё страшней был вид арки, висящей где-то в верхних ярусах. Все представляло собой какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо. Вид был дик и страшен.

  Черный силуэт уходящей в небо стрелы угла и оставленная волею судьбы в высоте арка, как лаконичная графика плаката или даже марки, четко вырисованная на лунном фоне, - создавали удручающее, гротескное настроение. Общее безмолвие лунного освещения как-то особо подчеркивалось вынужденным молчанием мертвой руины.

  Облитое странным, неживым, бездвижным и мистическим светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. В эти дни стояли ясные и холодные ночи полнолуния. Черный, одинокий на голой площади, грозящей укоризной остаток собора еще долгое время высился над громадной пустой площадью, никому уже не нужной. В конце концов, и этого напоминания более не стало. Площадь постепенно лишалась всего: своих скверов, лестниц, постамента, нянек и голубей… становясь необъятным пустырем… (П. Паламарчук.)

1.Найдите ключевые слова в данном описании.

2. Найдите прилагательные и причастия в тексте. Какое настроение они создают?

3. Как осуществляется связь между абзацами текста?

 Дать понятие Атеизм.

V. Беседа с учащимися.

Выразите свое отношение к факту разрушения храмов, их использования не по назначению.

Какой тип речи вы используете для ваших высказываний? (рассуждение)(возможна презентация)

VI. Слово учителя и домашнее задание.

    Сегодня мы услышали о многих храмах. Я рада, что вы имеете свое собственное мнение. Рада, что вы умеете видеть красоту и ценить ее. Но мне хотелось бы, чтобы вы дома изложили историю нашего храма – Николо-Погостинской церкви Владимирской божьей Матери. (Презентация)

Составьте высказывание-рассуждение. Отразите, что вы чувствуете, входя в этот храм. Расскажите судьбу храма во время повального атеизма.

Материал можно найти  в брошюре «Николо-Погост», автор Г.П.Крекова., в беседах с дедушками и бабушками.

VII. Заключительная часть.(презентация)

1.Разговор, о каком храме лежал в основе нашего урока?

2. Что особенно затронуло ваши души?

3. Некоторые из вас были в этом храме, а вам хотелось бы побывать в современном храме?

4. Какие типы речи сегодня вы использовали в своих высказываниях?

5. Прослушивание песни О.Газманова «Возроди в себе храм».

ЗАВЕЩАНО ИМПЕРАТОРОМ

АЛЕКСАНДРОМ ПЕРВЫМ.

ЗАЛОЖИЛ ИМПЕРАТОР

НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ

10 сентября 1839

при председателе Комиссии

Д.В.Голицине

По проекту архитектора Тона.

ДОВЕРШИЛ ИМПЕРАТОР
АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ,
ОСВЯЩЕН
ПРИ ИМПЕРАТОРЕ АЛЕКСАНДРЕ ТРЕТЬЕМ
26 мая 1883.

Окончен при председателе

Комиссии В.А.Долгорукове

архитекторами

Константином Тоном

и Александром Резановым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О России петь - что стремиться в храм.

Дневнейшая песнь материнства....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ..." ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ..." ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА  МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ...

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

О России петь что стремиться в Храм

интегрированный урок музыки и светской этики...

Конспект урока "«О России петь - что стремиться в храм. Радуйся, Мария!» 3 класс

Конспект урока "«О России петь - что стремиться в храм. Радуйся, Мария!» 3 класс...

Литературно-музыкальная композиция "О России петь-что стремиться в храм"

Мероприятие рассчитано на определённую возрастную категрию, используется моими учениками в виде выступления агитационной бригады для младших школьников. Содержание воспринимается слушателями серьёзно,...

Тема раздела учебного раздела: «О России петь – что стремиться в храм» Тема урока: «Святые Земли Русской. Сергий Радонежский».

Цель: на примере жизни и деятельности святого Сергия Радонежского привить детям  уважительное отношение к истории, традициям, музыке Христианства, духовным, нравственным  ценностям....