Урок-семинар в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Коломиец Елена Викторовна

Сценарий урока русского языка в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-seminar_7_klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Причастие»

(урок-семинар 7 класс; 2 часа)

Цель:

   Обобщение сведений о предложении, наблюдение над интонацией простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастным оборотом; совершенствование умения выделять знаками препинания причастный оборот, умения правильно строить предложения с причастными оборотами.

Ход семинара

  1. Урок начинается с того, что учитель читает наизусть строки П.Чеснокова: Вот свойство моё обязательное:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

О чём эта загадка? (О причастии.)

Далее обращается внимание на эпиграф к уроку, записанный на доске.

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. (В.Даль)

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Как понять смысл этого высказывания?
  • Что значит причастный? (Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)
  1. Сообщается тема и цель урока, уточняется его форма. Учащиеся рассказывают о прочитанной к уроку литературе. Знакомятся с выставкой лингвистической литературы. Затем выступают с небольшими сообщениями по подготовленным вопросам.

  1. После сообщений по первому вопросу (в них учащиеся отмечают, что существует около 100 определений понятия «предложение», но главное во всех: 1. Предложение выражает законченную мысль; 2. Интонационно и грамматически оформлено) высказываются те, кто конструировал предложения из слов, данных на карточках в начальной форме. Получается следующее.

Предложение выражает законченную мысль. Предложение – грамматически и интонационно оформленное сочетание слов или одно слово, выражающее законченную мысль.

Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Обобщается опыт конструирования предложений: сначала найти грамматическую основу, затем распределить зависящие от подлежащего и сказуемого второстепенные члены предложения, построив словосочетания.

   Рассуждая о порядке слов в предложении, учащиеся инсценируют отрывок из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» (обсуждение порядка слов в письме к маркизе «Ваши прекрасные глаза…»)

В году каком художник бурлаков написал своих Репин?

Вывод: существуют определенные законы прямого и обратного порядка слов в предложении.

  1. Вопрос о взаимосвязи между интонацией и пунктуацией очень важен. Для грамотного письма важно знать законы пунктуации («Знаки препинания нужны нам, как дыхание», знак препинания – смысловой знак).

Учащиеся вспоминают известные схемы знаков препинания в простом предложении.

Учитель  (или учащиеся) предупреждает о паузе между группой подлежащего и сказуемого (темой и ремой), между группой второстепенных членов в начале предложения и грамматической основой.

Низкое солнце ослепительно било в глаза. (В.Катаев)

Отяжелевшая от росы трава блестит серебряными каплями.

Трава, отяжелевшая от росы, блестит серебряными каплями.

  1. Рассказывая о сообщениях, которые выражаются в предложении, учащиеся говорят о главном и добавочном сообщении, выраженном причастным оборотом, об интонации в предложениях с причастными оборотами.
  2. Затем следующая группа рассуждает о понятиях «причастие», «причастный оборот» и условия его выделения на письме. Возможно, «причастие» является старославянизмом, калькирующим греческое metoche (буквально «сопричастность»). В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.

Знакомство с материалами из книги В.Волиной «Весёлая грамматика» (сказки-притчи о причастиях).

ІІІ. Учащиеся сравнивают тексты без причастий и с причастиями.

Вопрос:

Какова роль причастий?

Текст без причастий записан на одной стороне доски.

Учитель предлагает их вставить и сравнить с авторским текстом, в котором есть причастия.

Есть дожди (моросящие), слепые, обложные ,грибные, спорые, полосовые (идущие полосами), косые ,сильные, окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с (набегающим) шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон.

О слепом дожде (идущем при солнце) в народе говорят: «Царевна плачет». (Сверкающие на солнце) капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими( сияющими) слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!  (К. Паустовский).

Вопрос:

Как причастия меняют текст? Какие вносят дополнительные сообщения?

Отвечают желающие, так как практическое задание готовили все.

ІV. Учитель задаёт вопрос: «Всегда ли уместно употребление причастий?»

Учащиеся приводят пример из фельетона В.Ардова «Суконный язык» (они находят его в книге Д.Э. Розенталя «Практическая стилистика русского языка»):

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и зосоряющие, являются штрафующимися.

Вопрос:

Почему текст вызывает у вас улыбку?

(Потому что в тексте слишком много причастий, да ещё с шипящим звуком в суффиксе).

Задания:

  1. Попытайтесь отредактировать текст.
  2. Объясните подчеркнутые орфограммы. (Текст воспроизводится через кодоскоп.)

В рекомендованной литературе учащиеся находят высказывания

М.В. Ломоносова о роли причастий: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов» («Российская грамматика») – и слова А.С.Пушкина о том, что в «устной речи причастия избегаются».

V. Учащиеся сообщают о выполнении практического задания (анализ текстов различных стилей), подтверждают вывод о том, что причастия более употребительны в письменной речи, в научном и научно-популярном стиле.

Задание

Найдите причастия в формулировках понятия о предложении (см.. ІІ).

Учащиеся обращают внимание на то, что И.А.Бунин, М.А.Шолохов, А.И.Куприн, К.Г. Паустовский, Н.А.Некрасов довольно часто пользуются причастиями.

Анализируя подобранные тексты, учащиеся называют суффиксы и окончания причастий и условия их выбора.

VI. Следующая группа:

1.Анализирует предложения с ошибками в употреблении причастий, которые учащиеся находят в книгах Д.Э.Розенталя, Т.Д.Служевской и других. Например:

Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. (Нарушение видовременных отношений)

Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. (У причастия нет категории наклонения)

Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север. (Нарушение в выборе действительного причастия с возвратным значением вместо страдательного).

2.  Предлагает орфоэпические задания.

 

Озлобленный, ободренный, обмежеванный, обобщенный, раскрепленный, разлученный, позолоченный и позолочённый, повторённый и повторенный, повторен, повторена, погрызенный.

3. Говорит о соблюдении определенного порядка слов в предложениях с причастным оборотом. (Приведенные факты в книге свидетельствуют…)

прич.   завис. сл.,                                  прич.   завис. сл.,                                  

завис. сл.   прич.                                    завис. сл.   прич.

VIII. Готовившиеся к последнему заданию демонстрируют сводную таблицу орфограмм в причастиях, предлагают несколько вопросов по правописанию причастий.

Заключение

При подведении итогов семинара учитель спрашивает, чьи выступления особенно понравились и почему; что нового открыли для себя в изученной теме. Затем учащиеся выполняют тестовые задания, сдают тетради с записями к семинару.

Лучшие ответы, выступления оцениваются учителем и товарищами, а за практические задания и тест оценки сообщаются позднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар в 6 классе по теме "Местоимения"

урок с элементами групповой работы...

Урок - семинар в 11 классе "Решение показательных и логарифмических уравнений с модулем"

Данный урок - семинар рекомендуется для работы в профильном классе, а также материал этого занятия можно использовать на факультативном занятии. Здесь предложен конспект урока, презентация, разадаточн...

Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)

Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...

Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"

Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"...

План-конспект урока-семинара в 9 классе по теме-Религия.

На уроке-семинаре проверяется как усвоены основные понятия, какие существуют виды и формы религии, как у учащихся развито умение аргументировать....

Витамины.Урок-семинар в 11 классе.

•Сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением.На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для зд...