Итоговый урок по теме "Лексика" 5 класс (с учетом требований ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предлагаемый урок (2 часа) выстроен как игра брейн-ринг, когда каждая команда выполняет определенный набор заданий, видит свое продвижение.
Урок может быть проведен как с использованием Интернета, и тогда результаты в виде фотографий выполненных заданий публикуются на Google - диске учителя, так и без этого этапа работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozlova_548.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме “Повторение темы “Лексика” в 5 классе.
Учитель: Козлова Е. Н., учитель ГОУ СОШ 548 Красноселького района
Тема урока: Повторение темы «Лексика».
Тип урока: повторение и обобщение материала по теме «Лексика» - 2 часа
Форма урока: урок в форме игры брейн-ринг.
Класс: 5 (уровень базисный)
- Учебник «Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др - М.: Дрофа 2012
- А. О. Орг Олимпиады по русскому языку М, . «Просвещение» 2000
Методическая разработка урока.
Цели:
определение уровня сформированности умений определять лексическое значение слова, опознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и использовать их в речи.
Задачи:
Учебный аспект:
научиться оценивать свою работу (активность) и помощь группе, а также работу членов группы, повторить и освоить употребление лексических единиц по теме «Лексика».
Развивающий аспект:
развивать внимание и познавательную активность, память, смекалку и сообразительность.
Воспитательный аспект:
воспитывать уважительное отношение к языку, формировать культуру общения, потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, работать с разными по уровню заданиями.
Методические приемы: упражнения по теме урока.
Оборудование урока:
- Мобильные устройства с выходом в Интернет
- ПК и Wi-Fi
- Раздаточный материал
Рекомендации по подготовке к уроку:
Класс заранее делится на 6 групп по 4-5 человек, учитель заранее готовит необходимый раздаточный материал с заданиями.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
3. Применение знаний и умений в новой ситуации (I – V задания)
4. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Этап предъявления домашнего задания.
Ход урока:
1. Организационный момент
Деятельность учителя. Учитель приветствует учащихся и предлагает членам команды тоже поприветствовать друг друга.
Деятельность учеников. Приветствие учителя и членов команды
Формирование УУД. Принцип психологической комфортности
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Деятельность учителя. Учитель объясняет порядок работы, а именно: игра состоит из трех – пяти этапов. После выполнения каждого из этапов дети фотографируют готовое задание и по ссылке, данной в классной группе, выкладывают фотографию в папку на Google – диске.
Деятельность учеников - в соответствии со своей ролью в коллективе договариваются о ролях в группе, планируют свою работу.
Формирование УУД.
Познавательные: формирование умения определять цель учебной деятельности.
Личностные: формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
- Актуализация знаний
Деятельность учителя – выдает задания группам, контролирует дисциплину и уровень активности детей, проверяет сданные рабочие листы, оформляет таблицу результатов на доске. Для того чтобы дети самостоятельно выполняли задания, не заимствовали решения, ответы в соседних группах, разработан простой алгоритм выдачи заданий.
Этап 1 | Этап 2 | Этап 3 | Этап 4 | Этап 5 | |
Группа 1 | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 |
Группа 2 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 1 |
Группа 3 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 1 | Задание 2 |
Группа 4 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 |
Группа 5 | Задание 5 | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 |
Группа 6 | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 |
Деятельность учащихся - работают в группе, выполняя задание на рабочем листе, представляют результат на Google-диске
Формирование УУД - Познавательные: умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках
Личностные - формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Коммуникативные - умение формулировать собственное мнение и позицию, отвечать на вопросы и слушать собеседника, правильно реагировать на предлагаемые вопросы.
Регулятивные - умение принимать решение и осуществлять самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Ниже представлены сами задания (пропуски оставлены для возможность вписать ответ).
Задание 1 Группа ……………………….
1). Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка – это ….
2) Слова, имеющие несколько значений, называются …
3 примера:
3) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются…
3 примера
4) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются …
3 примера
5). Устойчивые словосочетания называют …..
3 примера
Итого 17 баллов
Задание 2 Группа…………………….
1. История земли (………………………………………….) – история ее народа
2. Земля (……………………………………….) не уродит — никто не наградит.
3. Береги землю (………………………………….) родимую, как мать любимую.
4. Земля (…………………………………………….) круглая — на краях встретимся.
Слова для справки: почва, страна, планета, Родина
А теперь попробуй определить значения слов без подсказок.
1.Языку (……………………………………………….) мы учимся и должны учиться непрерывно…(К.Г. Паустовский)
2.Язык (………………………………………………………), доставленный разведчиками, сообщил важные сведения о готовящемся наступлении врага.
3.Мама посоветовала мне прикусить язык (…………………………………………………………).
4. Язык (……………………………………………………) до Киева доведёт
Итого 8 баллов
Задание 3 Группа ………………………….
Вам предложены устаревшие слова, которые встретились вам в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Подберите к ним синонимы.
- Цепенеть
- Балдахин
- Парча
- Яхонты
- Отрада
- Стан
- Фата
- Лобзать
- Мирт
- Зерцало
- Нега
- Сень
- Чертог
- Фимиам
- Перси
- Мниться
- Чело
- Ретивый
- Сеча
- Почить
- Перст
- Потупить
- Вешний
- Чашник
- Лампада
- Лелеять
- Скорбный
Для справки: печальный, слуга на пиру, ухаживать, палец, весенний, светильник, умереть, битва, голова, быстрый, опустить, казаться, щеки, благовония, застывать в неподвижности, кровать с пологом, покров, ткань с золотыми нитками, дворец, драгоценные камни, радость, целовать, головной убор невесты, зеркало, вечнозеленое дерево, наслаждение, военный лагерь.
Итого 27 баллов
Задание 4 Группа ……………………..
Сказать, о каких омонимах идёт речь в четверостишиях. Составить с ними словосочетания.
1)Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый,
И даже детским он бывает,
Кто это слово отгадает?
2)Я - от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня.
Но бывает смысл иной -
Весь огромный шар земной.
3)Я - все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним - враг войны,
Друг труда и тишины
Итого 6 баллов
Задание 5 Группа …………………………
Вам предложены фразеологизмы, о которых шла речь на уроках русского языка. Подберите к ним синонимическое выражение.
А ларчик просто открывался –
Белая ворона -
Белены объелся –
Бить в набат –
Брить лбы –
Бросить перчатку –
Быть под сапогом –
Вертеться как белка в колесе –
Вилами на воде писано -
Водить за нос –
Вот где собака зарыта –
Выносить сор из избы
Глухая тетеря –
Гонять лодыря –
Держать камень за пазухой –
Держи карман шире -
Расхлебывать кашу -
Живая вода –
Забубенная голова –
Закусить удила –
Зарубить на носу –
Играть в бирюльки –
Слова для справки: заниматься ерундой; дающая силы вода; запомнить надолго; упрямиться; пропащий человек, способный на все; исправлять трудную ситуацию; не разглашать домашние секреты; напрасные ожидания; вынашивать коварные планы; бесполезно тратить время; о сонном, нерасторопном человеке; вот в чем суть дела; простой выход из сложной ситуации; поднимать тревогу, привлекать внимание; обманывать, вводить в заблуждение; о маловероятном событии; о человеке, который находится в постоянных хлопотах; о человеке, отличающемся от всех; забирать в армию; о человеке, который плохо себя контролирует, «не в себе»; призыв к борьбе, поединку; быть в подчинении, под властью. Итого 22 балла
4, 5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Рефлексия
Деятельность учителя. Учитель возвращает проверенные рабочие листы, при необходимости комментирует ошибки.
Деятельность учащихся. Обсуждают свои ошибки. Заполняют лист оценивания.
Группа …………………….
Количество полученных баллов | Максимальное количество баллов | |
Этап 1 | 17 | |
Этап 2 | 8 | |
Этап 3 | 27 | |
Этап 4 | 6 | |
Этап 5 | 22 | |
ИТОГО | 80 |
Норма оценки: «5» - 80-60 баллов
«4» - 59 – 40 баллов
«3» - 39 – 30 баллов
Сегодня на уроке было интересно ……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Было трудно………………………………………………………………………………………
Меня удивило……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………..
Я захотел узнать………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Формирование УУД.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено, осуществлять самоконтроль и анализ допущенных ошибок.
Коммуникативные: развитие коммуникативной компетентности; умения взаимодействовать в группе.
Примечание. Норма оценивания не совпадает с традиционной шкалой, так как это не контрольный тест.
6.Этап предъявления домашнего задания
Домашнее задание – по фотографиям на Google-диске сделать работу над ошибками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС по теме "Merry Christmas!"
Урок составлен по УМК "Millie" (Азарова С.И.) для 2 класса. В данной разработке представлены этапы урока с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями нового стандарта начал...
Урок английского языка 2 класс с учетом требований ФГОС
Технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова...
«Готовимся к празднику осени» .Технологическая карта урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС. УМК “Enjoy English” (Биболетова М.З. Обнинск: «Титул», 2011 год)
Урок направлен на ознакомление новой лексики по теме "Осень". Задачей урока является научить вести диалог-расспрос. Также урок направлен на развитие памяти, смысловой догадки и повышать интерес к язык...
Разработка урока истории в 5 классе с учетом требований ФГОС
Разработка урока представлена в виде технологической карты к уроку по теме "Ассирия" . Урок разработан в ТРКМ, форма урока-групповая работа....
Урок географии в 5 классе с учетом требований ФГОС "Атмосферные осадки"
Конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих)...
Конспект урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС «Внутренние воды Африки»
Конспект урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, критического мышления информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий)...
Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
Урок литературы в 6 классе с использованием ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...