Конспект урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС «Внутренние воды Африки»
план-конспект занятия по географии (7 класс) по теме
Конспект урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, критического мышления информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennie_vody_afriki.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, критического мышления информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий)
Ф.И.О. : Христенко Анна Петровна
Место работы: Краснодарский край, Муниципальное образование Белореченский район, МАОУ гимназия г.Белореченска
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс:7
Тема урока: «Внутренние воды Африки»
Базовый учебник: Учебник для 7 класса «География. Материки, океаны, народы и страны », /авт.-сост. `В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев `.– М.: «Дрофа», 2013.
Цель: Развивать представления об особенностях природы Африки, ее внутренних водах; способствовать развитию навыков выявления причинно-следственных связей.
Задачи урока:
Образовательные: – Познакомить с распределением водных ресурсов по территории материка. Раскрыть причины размещения водных ресурсов. Познакомить с основными речными системами и озерами материка. Охарактеризовать внутренние воды материка Африки. Научить характеризовать реки по плану.
Воспитательные: Сформировав умозаключение о том, что причина обуславливающая особенности водной системы Африки – особенности климата, Воспитывать социально-коммуникативные компетентности. Расширять умение работать в группе, поступательно развивая коммуникативные связи.
Развивающие:
На основе изучения нового материала обеспечить развитие мыслительных умений и навыков. Продолжить развитие умений и навыков работы с географической картой. Развивать учебные умения: сравнивать, анализировать диаграммы. Выявлять причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные: научиться:
- формулировать отличительные признаки разных по типу рек;
- практическим умениям работы с географической картой, учебником, с мультимедийным оборудованием;
- определять географическое положение рек;
-анализировать особенности экологических проблем рек, значение их в жизни человека ;
уметь :
читать карту, определять местонахождение некоторых крупнейших рек Земли
Метапредметные:
Личностные:
- Осознание целостности мира, оценивание усваиваемого содержания, выработка собственной позиции
Познавательные:
-умение анализировать, обобщать, классифицировать, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
-умение определять цель и проблемы, выбирать средства реализации цели, оценивать степень и способы решения проблемы
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
Коммуникативные:
умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, излагать своё мнение, понимать позицию других
Решаемые учебные проблемы:
Какое влияние оказывает рельеф на характер рек?
Многие реки, например, Нил, Конго, Нигер имеют сложный режим. Почему?
Почему котловины озёр имеют вытянутую форму?
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Речная система, равнинная река, пойма, водопад, питание реки, режим реки
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта Африки, климатическая карта Африки, атласы, учебники, слайдовая презентация к уроку, картины природы Африки.
Образовательные интернет-ресурсы:
- Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28
- Программа Googl Earth.
Структура урока
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организация на урок | Приветствует учащихся, проверяет готовность уч-ся к уроку. | Приветствуют учителя. | |
Актуализация | Для проверки знаний проводится географический диктант. Текст на каждой парте. Задание по вариантам. I вариант отмечает признаки экваториального климатического пояса, II вариант - тропического климатического пояса. Какие утверждения верны: 1. Этот пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш. Что такое питание рек? Что такое режим реки? Что такое устье и исток реки? Что такое дельта реки? Какие бывают реки по характеру течения (горные и равнинные) Что такое котловина озера? | Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу. | Вспоминают ранее изученный материал (П), формулируют ответы (К), слушают других (К), дополняют ответы товарищей (К), находят на карте реки, определяют географические объекты по координатам (П) | |
2 | Создание проблемной ситуации | Как вы думаете, почему реки не начинаются из морей и океанов? Предоставляет к просмотру презентацию, стимулирует активное участие детей при выполнении заданий на понимание материала. | Задает проблемный вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса. | Рассматривают физические карты (П), выдвигают версии (Р, К), формулируют высказывания (К), слушают высказывания одноклассников (К). |
Проверим свои догадки: на слайде р.Замбези, р.Нил (Слайд 2) | Корректирует ответы учащихся. | Рассматривают изображения на слайдах (П), выявляют проблему недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л). | ||
3 | Целеполагание | Тема нашего урока внутренние воды, а что можно назвать внутренними водами материка? | Предлагает сформулировать учащимся тему урока. | Рассматривают рисунок (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему, записывают в тетрадь(П, К), . |
4 | Планирование | Как вы думаете, а можно ли по картам определить тип реки? Какими источниками географической информации мы будем пользоваться, чтобы узнать о внутренних водах Африки? | Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний. Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования. | Предполагают (П,Р) и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К). Перечисляют источники географической информации (П,К). |
5 | Открытие нового знания | Общие особенности размещения водных ресурсов на материке Посмотрите на карту материка и скажите, равномерно ли распределены водные объекты по территории материка? Чем определяется распределение озер и рек по территории? Распределение водных объектов определяется климатом и рельефом. | Формулирует вопросы и корректирует ответы. | Работают с текстом (П), выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К). Строят схему, выполняют логические операции сравнения, раскрывают смысловые понятия (П), фиксируют в тетрадях , используя текст учебника (П,Л) |
Как влияют климат и рельеф на размещение рек и озер? Рассмотрите климатическую карту Африки и сделайте выводы о расположение рек. В каких поясах будут располагаться реки?(экваториальный и субэкваториальный) Почему? (выпадает много осадков) Где меньше всего? На севере Африки на самом деле очень много воды, но… Продолжите… | Развивает пространственное мышление | Формулируют свои версии ответа на вопрос (П,Р), слушают версии одноклассников (К), оценивают их (Л,К). | ||
Как на физической карте обозначаются водопады? | Даёт представление об изображении водопадов на карте Развивает умение показывать объекты на карте у доски | Находят объекты в тексте учебника, на картах атласа и настенной карте (П). Обучаются культуре показа географических объектов на настенной карте (П, Р). | ||
По графику годового стока определите о реке какого климатического пояса идет речь? Исходя из этих графиков мы можем сделать вывод, какой фактор влияет на режим рек? (Климат). Для определения зависимости рек от климата проведите исследование по картам. Для этого сравните физическую и климатическую карты Африки (атлас, стр.25) и установите,
| Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию зависимости рек от климата | Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Анализируют, выявляют зависимость, обобщают, делают выводы(П,Р) | ||
Реки Нигер, Сенегал, Замбези - Субэкваториальные широты. Дождевое питание, летнее половодье. Тропический климатический пояс - осадков мало или вообще нет. Рек мало, встречаются сухие русла “вади”, наполняются после дождя. Реки Нил , Шари, Логон -Тропические широты. Дождевое и подземное питание. Субтропический климатический пояс – (средиземноморский) - режим зависит от ВМ. Реки Атласа и Капских гор - Субтропические широты. Дождевое питание, с некоторой долей снегового. Реки разливаются зимой. Летом мелеют. Какие виды осадков преобладают в Африке? (Дожди). Поэтому реки преимущественно имеют дождевое питание. Многие реки, например, Нил, Конго, Нигер имеют сложный режим. Почему? (Протекают в двух или нескольких климатических поясах). Самая полноводная река Конго (Заир) по многоводности уступает лишь Амазонке. | Предлагает вопрос, корректирует ответы | Рассматривают карту (П), формулируют ответ (П,К), обосновывают его (Р,К). | ||
Помимо климата большое значение в формировании рек имеет рельеф. | Задает вопрос на установление закономерности формирования режима в течение года | Анализируют, формулируют закономерность (П), развивают пространственное воображение (Л). | ||
Африка богата озерами. Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Самое известное озеро Танганьика (Слайд 3), второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине, озеро Виктория (Слайд 4) – третье (после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил.(Слайд 5) Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется. По берегам озера обитает множество птиц. (Слайд 6) В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные. | Формулирует вопрос, | Анализируют, раскрывают смысловые понятия (П), фиксируют в тетрадях , используя текст учебника (П,Л) | ||
Значение рек и озер в жизни населения В тех местах Африки, где осадков выпадает мало, внутренние воды используются для орошения. Особенно важны в этом отношении реки Нил, Нигер, Замбези. По берегам Нила почти через всю Сахару тянется оазис с плодородными землями, орошаемыми нильскими водами. Реки Африки богаты гидроэнергией. Особенно велики их запасы в бассейне реки Конго (Заир). Многие реки и озера служат водными путями. В реках и озерах в изобилии водится рыба, которая имеет важное значение в питании африканцев. По улову рыбы в пресных водах Африка уступает только Азии. Единственным источником водоснабжения на территориях с тропическим пустынным климатом являются подземные воды. Подсчеты ученых показали, что запасы подземных вод в центральной части Сахары огромны и достаточны для выращивания сельскохозяйственных культур, разведения садов. | Формулирует проблемный вопрос, корректирует ответы. | Рассуждают (П), высказывают свою точку зрения (П, К), слушают ответы одноклассников (Р, К), комментируют их (Р,К). | ||
6 | Применение нового знания | Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня? Какие новые понятия? | Формулирует вопросы, комментирует ответы. | Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К), слушают (К), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К). |
Нил, Замбези, Нигер, Конго | Предлагает назвать критерии для структурирования географических объектов, названных на уроке. | Вспоминают (П), предлагают свои признаки для классификации объектов (П,К). | ||
6.1. Классификация | Составьте схему деления рек по питанию, по характеру течения, по режиму (Слайд 18) | Объясняет задание, предлагает работать в группах, помогает при составлении схемы Корректирует результаты работы. | Выбирают признак для классификации (П), выполняют работу в группах по классификации деления рек, названных на уроке (П, К). Озвучивают результаты своей работы (К). | |
6.2. Самоконтроль | Проверочная работа. Задания. 1. Докажите на примере реки Замбези и озер Танганьика и Чад, что реки и озера зависят от рельефа и климата. 2. Дайте характеристику реки Замбези (план см. в приложении). 3. Какие карты вы используете при описании реки? | Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний (географический диктант) (Слайд18). Организует взаимопроверку, показывает ответы на слайде (Слайд 19) Побуждает учащихся оценить работу одноклассников и прокомментировать её. | Выполняют индивидуальную работу (П), обмениваются с соседом по парте (К), проводят взаимопроверку по образцу (ответы на слайде) (Р). Оценивают одноклассников (Л,К), комментируют ответы (К). | |
6.3. Взаимоконтроль | Творческая работа по проверке и закреплению знаний и умений. Утверждения. Ответы. 1.На материке много крупных озер. 2.Танганьика - самое крупное озеро в Африке? 3.Озеро Танганьика - самое крупное тектоническое озеро на материке? 4.Озеро Танганьика- самое длинно озеро в мире? 5.Берега озера обрамляют горы. 6. Озеро Танганьика расположено на Эфиопском нагорье?. 7. Вода в озере Танганьика соленая. 8 Глубина оз. Танганьика 1435 м. 9.Озеро Виктория самое большое по площади? 10. Котловина озера Виктория находится в тектоническом разломе? 11. Озеро Чад самое глубокое озеро? Проверьте правильность ваших ответов. ( Взаимопроверка. Правильные ответы на экране) (Слайд 7) | Предлагает учащимся по группам подготовить задание для одноклассников, чтобы проверить умение работать с картой. Создает условия для работы учащихся в роли учителя, для взаимодействия в группах. | Взаимодействуют в группах (К), формулируют вопросы для одноклассников (П), выступают в роли учителя (Л), оценивают ответы (П, К). Отвечают на вопросы одноклассников (П, К), сопереживают товарищам (К). | |
7 | Рефлексия (итог урока) | 1. Ставит перед учащимися задачу: Продолжите эти предложения: 1.Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было нелегко……… 4. Я понял, что……….. 5.Мне понравились задания………………. 6. Я научился………… 7. Меня удивило……… 2. Выставляет оценки в журнал | Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки. | Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р). Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К). |
8 | Домашнее задание | §48, заполнить таблицу (Слайд 21) | Задает домашнее задание, комментирует его | Записывают задание в дневник (Р). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС по теме "Merry Christmas!"
Урок составлен по УМК "Millie" (Азарова С.И.) для 2 класса. В данной разработке представлены этапы урока с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями нового стандарта начал...
Урок английского языка 2 класс с учетом требований ФГОС
Технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова...
конспект урока и презентация по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки
представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...
конспект урока по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки
представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...
Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Для реализации ФГОС в массовой педагогической ...
Рабочая программа "География" 5-9 классы с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по географии составленна с учетом ФГОС УМК "Сферы"...
Урок географии в 5 классе с учетом требований ФГОС "Атмосферные осадки"
Конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих)...