Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна.

Конспект урока изучения нового материала.

«Слитное и раздельное написание не с причастиями»

  1. Место урока, его вид.

Вид - урок сообщения нового материала, так как предназначен для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения.

Следует отметить, что данный урок тесно связан с предыдущими уроками по теме «Причастие», цель которой – сознательное усвоение причастия как особой глагольной формы – в единстве ее семантических, морфологических и синтаксических свойств.

Умение  грамотно писать причастия очень важно. Ученики приучаются самостоятельно мыслить, обобщая новый и ранее изученный материал, привыкают видеть язык в совокупности явлений.

  1. Знания и умения, которые должны быть у детей к моменту изучения данной темы.

К моменту изучения темы дети уже владеют такими знаниями и умениями по теме «Причастие»:

А) Знания

  • Знания грамматических признаков причастия, сходных с грамматическими признаками глагола и прилагательного.
  • Знания условий выбора окончаний в причастиях.
  • Знания о том, что является причастным оборотом.
  • Знания о значении действительных и страдательных причастий.
  • Знания о способах образования действительных причастий настоящего времени, об условиях выбора гласной в суффиксе этих причастий.
  • Знания об образовании действительных причастий прошедшего времени, о правописании гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени
  • Знания об образовании страдательных причастий настоящего времени и условиях выбора гласной в суффиксах этих причастий.
  • Знания об образовании страдательных причастий прошедшего времени, о правописании суффиксов ---енн-, -нн-.
  • Знания о краткой форме причастий, их синтаксической роли.
  • Знания о порядке морфологического разбора причастий.

 Б) Умения

  • Умение отличать причастие от прилагательного.
  • Умение находить причастия в тексте.
  • Умение, навык правильно писать окончания причастий.
  • Умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова.
  • Умение, навык выделения запятыми причастного  оборота.
  • Умение конструировать предложения с причастными оборотами.
  • Умение различать  действительные и страдательные причастия.
  • Умение писать гласную в суффиксах действительного причастия настоящего времени и гласную перед суффиксом в причастиях прошедшего времени.
  • Умение правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
  • Умение выбрать правильное написание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени.
  • Умение находить краткие страдательные причастия в тексте.
  • Умение делать морфологический разбор причастий.

 

В) Навыки

  • Навык правильно писать окончания причастий.
  • Навык выделения причастных оборотов.

В ходе работы важно учесть знания, умения и навыки, которые были сформированы на предыдущих уроках.

  1. Тема и цели урока.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями».

Цели урока: обучающие знакомство с правилом правописания не с причастиями.

Задачи: развивать навыки написания слов на изучаемую орфограмму; способствовать развитию речи,     логического мышления.

  1. Структура урока
  1. Организационный момент (о,5 мин.)
  2.  Проверка домашнего задания (3 мин.)

Взаимопроверка упражнения

  1. Материал к уроку
  1. Русский язык: Учебник для  7 класса общеобразовательных учебных заведений/ М.Т.Баранов,

Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – 16-е издание, доработка – М.: Просвещение, 1993 г.

  1. Н.В. Охременко, О.В. Федина Диктанты и тесты по русскому языку 5-7 классы. М.: «Аквариум», 1999.
  2. Русский язык. 7 класс: Поурочные планы (по учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»)/Автор-составитель Н.В.Сиденко – Волгоград: Учитель, 2003.
  3. М.В. Фёдерова. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. – 2-е издание. М: Просвещение, 2000.

  1. Наглядный материал

Схема - опора

Ход урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент (0,5 мин.)

-Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста.

2. Проверка  письменного домашнего задания (3 мин.)

Проверим выполнение д/р №93. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте 2 письменных морфологических разбора причастий.

Ученики обмениваются тетрадями, проверяют домашнюю работу своего соседа, оценивают (т.е. играют роль учителя).

3.Определение темы и целей урока путем последовательного орфографического анализа предложений и построения умозаключения.

Мобилизующий этап

Внимательно прочитайте предложения. Проанализируйте написания разных частей речи с не и сформулируйте самостоятельно тему урока и основную цель.

Плох (не) известный друг для добрых услуг. Учись доброму, худое на ум (не) пойдет. Плохо тому, кому пойти (не) к кому. (Не)которые добру научают, а другие на зло наставляют. (Не)друг никому не мил. (Не)доумевающий взгляд друга смущал. (Не) отправленное другу письмо лежало на столе.

В каждом предложении есть написание НЕ с какой-либо частью речи: с прилагательным, глаголом, местоимениями, существительным. Всё это мы изучали. В двух последних предложениях встретилось написание не с причастиями. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание не с причастиями». Основная цель урока - знакомство с правилом правописания не с причастиями.

4.Объяснение нового материала

Вы правильно определили тему и основную цель урока.

Обращаю ваше внимание на то, что правило написания НЕ с причастиями состоит из двух частей.

Проанализируйте предложения:

  1. Трава не скошена.
  2. Не скошенная крестьянами трава.
  3. Не скошенная, а зеленеющая трава.

Сделайте вывод, когда не с причастиями пишется раздельно?

Проанализируйте предложения и сделайте вывод, когда не с причастиями пишется слитно.

  1. Нескошенная трава.
  2. Недоумевающий взгляд.

Не с причастиями пишется раздельно:

  1. С краткими причастиями.
  2. С полными причастиями, при которых есть зависимые слова.
  3. С полными причастиями, если есть противопоставление с союзом а.

Проанализировав эти 2 примера, можно сделать следующий вывод: НЕ пишется слитно с полными причастиями:

  1. Если без НЕ не употребляется.
  2. Если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.

Этап закрепления изученного

Вспомните, как пишется не с другими частями речи? («Что я знаю?»)

Определите, что влияет на «поведение»  причастий? («Что я могу знать?»)

Еще раз сделайте вывод о возможном правописании НЕ с причастиями («Что я не знаю»)

Выполним упражнение  №95 комментированно. 1-2 примеры – устно.

Не прекращающийся весь день шум ливня.

Непрекращающийся шум ливня.

3,4,5 примеры – письменно

Непроявившийся небосклон.

Не прояснившийся после бури небосклон.

Нескошенная трава.

Выполняем фонетический разбор слова «день», к доске пойдет Оля

Раскройте скобки, графически выделите орфограммы:

  1. (Не) ослабевающие, а крепнущие связи.

  1. (Не) устаревшее оборудование.

  1. Результат (не) выверен.

  1. (Не) избалованный родителями ребенок.

4 ученика отвечают, называя 4 правила: правописание не с сущ., прил., глаг., мест.

На «поведение» причастий влияет:

  1. Полная или краткая форма причастия.
  2. Есть ли зависимые слова?
  3. Есть ли противопоставление?
  4. Употребляется ли причастие без не.

Ученик формирует вывод о правописании НЕ с причастиями.

Коля комментирует: «Причастие с не пишу раздельно, так как есть зависимые слова: «весь день», в корне безударная гласная а, проверочное слово «однократно»

Света отвечает: «Пишу слитно, не – приставка, так как нет зависимых слов и противопоставления».

Петя объясняет: «Пишем причастие с не слитно, так как нет зависимых слов и противопоставления, это полное причастие». Проверочное слово – ясно.

Катя комментирует: «Полное причастие пишу раздельно, так как есть зависимое слово»

Лиза говорит: «Полное причастие пишем слитно, потому что нет зависимых слов и противопоставлений».

День1 – 1 слог

[д’эн’]

Д [д’]- согл., парн., зв., мягк.

Е [э] –гласн., уд.

Н [н’] –согл, зв., сонорн., мягк

Ь –

4 б., 3 зв.

Отвечает Миша: «Полное причастие пишем раздельно с НЕ, так как есть противопоставление с союзом а. Орфограмма - пробел»

Яна комментирует: «Это полное причастие, у которого нет зависимых слов и противопоставления, поэтому пишем слитно. Выделяем приставку не, подчеркиваем слитное написание»

Катя говорит: «Перед нами краткое причастие, пишем раздельно. Орфограмма - пробел»

Отвечает Галя: «Полное причастие пишем раздельно, так как есть зависимое слово «родителями». Орфограмма - пробел»

Выполните синтаксический разбор предложений, объясните правописание НЕ с причастиями.

Сила, не знающая цели, - мать лени. Собака, не видевшая тигра, не боится его. Непойманная рыба всегда большой кажется. Недорубленный лес опять вырастет. На грех и незаряженное ружье выпалит.

Вывод, подведение итогов.

Итак, каков порядок рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями?

  1. Смотрю: употребляется ли оно без НЕ

(Не употребляется – слитно    употребляется

  1. Определяю: полное или краткое

(Краткое – пишу раздельно)

Полное

  1. Есть ли противопоставление?

(есть – пишу раздельно)

Нет

  1. Смотрю: есть ли зависимое слово?

(Есть – пишу раздельно.

Нет -  пишу слитно)

Задавание домашнего задания.

Запишем домашнее задание.

(Дифференцированный подход)

На выбор: составить таблицу «Правописание НЕ с причастиями» и подобрать для нее примеры из изучаемых художественных произведений или № 96, параграф 24.

Ученики открывают дневники и записывают домашние задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой...

Слитное и раздельное написание НЕ с причастием. 6 класс.

                                                  Конспект урока....

Самоанализ урока по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». 7 класс

Самоанализ урока  по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», проведённого в 7  классе...

Презентация к уроку по теме" Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями".

Презентация содержит теоретические и практические метериалы к указанной теме....

Урок русского языка "Слитное и раздельное написание не с наречиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е"...

Урок русского языка. Слитное и раздельное написание не с глаголами. 5 класс.

Обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании частицы не с глаголами....