Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе.
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна.
Конспект урока изучения нового материала.
«Слитное и раздельное написание не с причастиями»
- Место урока, его вид.
Вид - урок сообщения нового материала, так как предназначен для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения.
Следует отметить, что данный урок тесно связан с предыдущими уроками по теме «Причастие», цель которой – сознательное усвоение причастия как особой глагольной формы – в единстве ее семантических, морфологических и синтаксических свойств.
Умение грамотно писать причастия очень важно. Ученики приучаются самостоятельно мыслить, обобщая новый и ранее изученный материал, привыкают видеть язык в совокупности явлений.
- Знания и умения, которые должны быть у детей к моменту изучения данной темы.
К моменту изучения темы дети уже владеют такими знаниями и умениями по теме «Причастие»:
А) Знания
- Знания грамматических признаков причастия, сходных с грамматическими признаками глагола и прилагательного.
- Знания условий выбора окончаний в причастиях.
- Знания о том, что является причастным оборотом.
- Знания о значении действительных и страдательных причастий.
- Знания о способах образования действительных причастий настоящего времени, об условиях выбора гласной в суффиксе этих причастий.
- Знания об образовании действительных причастий прошедшего времени, о правописании гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени
- Знания об образовании страдательных причастий настоящего времени и условиях выбора гласной в суффиксах этих причастий.
- Знания об образовании страдательных причастий прошедшего времени, о правописании суффиксов ---енн-, -нн-.
- Знания о краткой форме причастий, их синтаксической роли.
- Знания о порядке морфологического разбора причастий.
Б) Умения
- Умение отличать причастие от прилагательного.
- Умение находить причастия в тексте.
- Умение, навык правильно писать окончания причастий.
- Умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова.
- Умение, навык выделения запятыми причастного оборота.
- Умение конструировать предложения с причастными оборотами.
- Умение различать действительные и страдательные причастия.
- Умение писать гласную в суффиксах действительного причастия настоящего времени и гласную перед суффиксом в причастиях прошедшего времени.
- Умение правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
- Умение выбрать правильное написание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени.
- Умение находить краткие страдательные причастия в тексте.
- Умение делать морфологический разбор причастий.
В) Навыки
- Навык правильно писать окончания причастий.
- Навык выделения причастных оборотов.
В ходе работы важно учесть знания, умения и навыки, которые были сформированы на предыдущих уроках.
- Тема и цели урока.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями».
Цели урока: обучающие знакомство с правилом правописания не с причастиями.
Задачи: развивать навыки написания слов на изучаемую орфограмму; способствовать развитию речи, логического мышления.
- Структура урока
- Организационный момент (о,5 мин.)
- Проверка домашнего задания (3 мин.)
Взаимопроверка упражнения
- Материал к уроку
- Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений/ М.Т.Баранов,
Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – 16-е издание, доработка – М.: Просвещение, 1993 г.
- Н.В. Охременко, О.В. Федина Диктанты и тесты по русскому языку 5-7 классы. М.: «Аквариум», 1999.
- Русский язык. 7 класс: Поурочные планы (по учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»)/Автор-составитель Н.В.Сиденко – Волгоград: Учитель, 2003.
- М.В. Фёдерова. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. – 2-е издание. М: Просвещение, 2000.
- Наглядный материал
Схема - опора
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент (0,5 мин.) | -Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. | |
2. Проверка письменного домашнего задания (3 мин.) | Проверим выполнение д/р №93. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте 2 письменных морфологических разбора причастий. | Ученики обмениваются тетрадями, проверяют домашнюю работу своего соседа, оценивают (т.е. играют роль учителя). |
3.Определение темы и целей урока путем последовательного орфографического анализа предложений и построения умозаключения. Мобилизующий этап | Внимательно прочитайте предложения. Проанализируйте написания разных частей речи с не и сформулируйте самостоятельно тему урока и основную цель. Плох (не) известный друг для добрых услуг. Учись доброму, худое на ум (не) пойдет. Плохо тому, кому пойти (не) к кому. (Не)которые добру научают, а другие на зло наставляют. (Не)друг никому не мил. (Не)доумевающий взгляд друга смущал. (Не) отправленное другу письмо лежало на столе. | В каждом предложении есть написание НЕ с какой-либо частью речи: с прилагательным, глаголом, местоимениями, существительным. Всё это мы изучали. В двух последних предложениях встретилось написание не с причастиями. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание не с причастиями». Основная цель урока - знакомство с правилом правописания не с причастиями. |
4.Объяснение нового материала | Вы правильно определили тему и основную цель урока. Обращаю ваше внимание на то, что правило написания НЕ с причастиями состоит из двух частей. Проанализируйте предложения:
Сделайте вывод, когда не с причастиями пишется раздельно? Проанализируйте предложения и сделайте вывод, когда не с причастиями пишется слитно.
| Не с причастиями пишется раздельно:
Проанализировав эти 2 примера, можно сделать следующий вывод: НЕ пишется слитно с полными причастиями:
|
Этап закрепления изученного | Вспомните, как пишется не с другими частями речи? («Что я знаю?») Определите, что влияет на «поведение» причастий? («Что я могу знать?») Еще раз сделайте вывод о возможном правописании НЕ с причастиями («Что я не знаю») Выполним упражнение №95 комментированно. 1-2 примеры – устно. Не прекращающийся весь день шум ливня. Непрекращающийся шум ливня. 3,4,5 примеры – письменно Непроявившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон. Нескошенная трава. Выполняем фонетический разбор слова «день», к доске пойдет Оля Раскройте скобки, графически выделите орфограммы:
| 4 ученика отвечают, называя 4 правила: правописание не с сущ., прил., глаг., мест. На «поведение» причастий влияет:
Ученик формирует вывод о правописании НЕ с причастиями. Коля комментирует: «Причастие с не пишу раздельно, так как есть зависимые слова: «весь день», в корне безударная гласная а, проверочное слово «однократно» Света отвечает: «Пишу слитно, не – приставка, так как нет зависимых слов и противопоставления». Петя объясняет: «Пишем причастие с не слитно, так как нет зависимых слов и противопоставления, это полное причастие». Проверочное слово – ясно. Катя комментирует: «Полное причастие пишу раздельно, так как есть зависимое слово» Лиза говорит: «Полное причастие пишем слитно, потому что нет зависимых слов и противопоставлений». День1 – 1 слог [д’эн’] Д [д’]- согл., парн., зв., мягк. Е [э] –гласн., уд. Н [н’] –согл, зв., сонорн., мягк Ь – 4 б., 3 зв. Отвечает Миша: «Полное причастие пишем раздельно с НЕ, так как есть противопоставление с союзом а. Орфограмма - пробел» Яна комментирует: «Это полное причастие, у которого нет зависимых слов и противопоставления, поэтому пишем слитно. Выделяем приставку не, подчеркиваем слитное написание» Катя говорит: «Перед нами краткое причастие, пишем раздельно. Орфограмма - пробел» Отвечает Галя: «Полное причастие пишем раздельно, так как есть зависимое слово «родителями». Орфограмма - пробел» |
Выполните синтаксический разбор предложений, объясните правописание НЕ с причастиями. Сила, не знающая цели, - мать лени. Собака, не видевшая тигра, не боится его. Непойманная рыба всегда большой кажется. Недорубленный лес опять вырастет. На грех и незаряженное ружье выпалит. | ||
Вывод, подведение итогов. | Итак, каков порядок рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями?
(Не употребляется – слитно употребляется
(Краткое – пишу раздельно) Полное
(есть – пишу раздельно) Нет
(Есть – пишу раздельно. Нет - пишу слитно) | |
Задавание домашнего задания. | Запишем домашнее задание. (Дифференцированный подход) На выбор: составить таблицу «Правописание НЕ с причастиями» и подобрать для нее примеры из изучаемых художественных произведений или № 96, параграф 24. | Ученики открывают дневники и записывают домашние задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
Урок изучения нового материала....
Конспект урока "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой
"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой...
Слитное и раздельное написание НЕ с причастием. 6 класс.
Конспект урока....
Самоанализ урока по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». 7 класс
Самоанализ урока по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», проведённого в 7 классе...
Презентация к уроку по теме" Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями".
Презентация содержит теоретические и практические метериалы к указанной теме....
Урок русского языка "Слитное и раздельное написание не с наречиями"
Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е"...
Урок русского языка. Слитное и раздельное написание не с глаголами. 5 класс.
Обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании частицы не с глаголами....