Урок - мастерская по теме " Вводные слова и предложения" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок для учителей будет полезен и познавателен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya_vvodnye_slova._8_klass_word.docx | 838.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-мастерской по теме «Вводные слова. Пунктуация в предложениях с вводными словами»
8 класс
Конспект урока-мастерской построения знаний
Тема: «Вводные слова. Пунктуация в предложениях с вводными словами»
Цель: познакомить учащихся с вводными словами, с постановкой знаков препинания в предложениях с вводными словами.
Задачи:
1. Формировать представления учащихся о вводности как грамматической категории.
2. Формировать умение различать значения вводных слов, отличать вводные слова от слов, похожих на них.
3. Вырабатывать пунктуационные навыки учащихся.
4. Распознавать вводные слова в художественных текстах и определять их коммуникативный характер в типичных ситуациях общения.
5. Развивать творческий подход к выполнению заданий в совместной деятельности.
УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Ресурсы: тетради, учебники, листы А4, маркеры по количеству групп, подготовленные таблицы для заполнения, опорные схемы, слайды разного типа: слайды-обрамления, слайды-ключи, карточки-задания для групп.
Карточки-задания для 5 групп:
А) семантические группы вводных слов (для изучения теоретического материала);
Б) слова, которые никогда не бывают вводными;
В) пунктуация в предложениях с вводными словами;
Г) определение группы вводных слов в художественном тексте;
Д) употребление вводных слов в коммуникативном процессе (устная речь).
Карточки-информаторы по теории «Вводные слова. Пунктуация в предложениях с вводными словами» для каждой группы.
Для деления на группы: подготовленная ромашка, сердцевина – слово «пожалуйста», лепестки: счастье, радость, удивление, огорчение, сожаление.
Ход урока:
Этап урока | Время | Содержание |
Организационный момент | Пере-мена | На столе при входе в класс, лежит большая ромашка, учащиеся входят в класс, берут один лепесток и рассаживаются за столы, составляя свою ромашку. |
1 этап: вызов | 3 мин | Педагог: посмотрите на свои ромашки, у каждой группы определенное слово, озвучьте его. – Проведем в каждой группе «мозговой штурм»: подберите все ассоциации к вашему слову, обсудите. – Презентация каждого слова. Педагог: Сегодня на уроке мы определим грамматическую категорию данных слов в контексте. |
2 этап: изучение нового материала | 10 мин | 1. Педагог: тема, цель, задачи урока, теоретический материал мы посмотрим с вами с использованием слайдов (Приложение 1) – Прочитайте название темы и первое понятие теории. О каких словах идет речь? (о вводных) – Почему они называются вводными? – Назовите группы вводных слов? 2. Словарно-орфографическая работа со словом «пожалуйста» – проверка домашнего задания. – Давайте послушаем выступления ребят, которые поработали со Словарями и справочниками по данному слову (Приложение 2) Вывод: Думаю, мы будем чаще употреблять в речи слово «пожалуйста», особенно при обращении друг к другу. 3. Рассмотрите карточки –задания блока А «Семантические группы вводных слов и предложений». С использованием этих карточек мы будем работать с текстами художественных произведений (Приложение 3) |
3 этап: осмысление изученного материала | 15 мин. | Работа в группах: 1. Прочитайте предложенные тексты. Найдите вводные слова, словосочетания. Определите, к какой семантической группе они относятся. (Используйте карточки-информаторы) Приложение 4 2. После обсуждения в группе, подготовьтесь к презентации своих вводных элементов. 3. Презентация на листах А4. Педагог: ‒ Какие знаки препинания стоят в предложениях с вводными словами? ‒ Подумайте и сформулируйте вывод: зависит ли выбор вводных слов от стиля текста? ‒ Назовите семантические группы вводных слов, характерных для художественного и публицистического стилей. Используйте для ответа карточку-информатор. 4. Используя картинку к карточке, составьте два предложения с вводными словами, расставьте знаки пунктуации. (Парный контроль) 5. Распределительный диктант: выпишите все предложения в два столбика: (предложения и таблица, Приложение 5) 1 группа: предложения с вводными словами; 2 группа: предложения со словами, похожими на них. ‒ Вводные слова выделить запятыми и указать их значение. ‒ Слова, похожие на них, подчеркните как члены предложения. |
4 этап: Творческая работа. Вводные слова в устной речи. | 10 мин. | 1. Мини-лекция «Вводные слова в диалоге». Педагог: Рассмотрим роль вводных слов в коммуникативном процессе. Моя лекция будет сопровождаться моделированием ситуаций – разыгрыванием диалогов, где присутствуют вводные слова. (Приложение 6) А) Модель «В студенческой аудитории». Б) Модель «Учитель – ученик». В) Модель «Новые сапоги». 2. Составление диалогов с использованием вводных слов и словосочетаний. ‒ Используя карточку-информатор, составьте диалог на выбранную тему и разыграйте её в группе. Обязательным условием этого задания служит: использование вводных слов в репликах. 3. Разыгрывание диалогов (презентация диалогов) и краткая информация об использованных вводных словах. |
Домашнее задание | 2 мин. | 1. Подготовьте исследовательское сообщение с использованием примеров предложений с вводными словами из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 2. Творческое задание: а) сделайте карточки «Пунктуация в предложениях с вводными словами»; б) составьте 5 тестовых заданий по теме «Группы вводных слов». |
Рефлексия – 5 мин |
Рефлексия урока:
1. Метод «Шкала мнений»:
‒ Послушайте стихотворение А. Кушнер «Вводные слова», выразите свои эмоции с использованием смешных смайликов.
‒ Сравните значение вводных слов, которые употребил автор и личное мнение.
«Возьмите вводные слова. От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь,
И все ж удобны потому, Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью…» И потом
Пусть что угодно говорят, Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд. Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них
Слова во-первых, во-вторых. Они, начав издалека,
Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа». (А. Кушнер)
2. Метод «Двучастный дневник»
Раньше я думал (думала), что вводные слова… | Сейчас я знаю, что вводные слова… |
- рассказать кратко о своих первичных знаниях по теме | - сравнить, чем пополнился багаж знаний по теме |
- высказать личное мнение о значении вводных слов | - выразить чувства, эмоции о своем участии в работе группы |
3. Заключительное слово педагога: «Если можно так выразиться, все на уроке было хорошо в меру. В самом деле, все группы потрудились на славу, научились использовать вводные слова, потому способны обсудить и оценить все виды работ. Однако, мне кажется, слишком не увлекайтесь высокими оценками; недопустимыми при обсуждении являются и негативные факторы. Свои оценки я поставлю после проверки «Двучастного дневника». Спасибо всем за прекрасный урок!»
Приложение 1
Дидактический материал для изучения темы «Вводные слова. Пунктуация в предложениях с вводными словами» (материал для слайдов)
Приложение 2
Словарно-орфографическая работа со словом «пожалуйста
1 сообщение. «Интересна и поучительна история слова «пожалуйста», которым вежливые люди пользуются для обращения, выражения просьбы или согласия. Оно происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения, обычно в качестве приставки к имени. Например, в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный». Те, кто его читал, вероятно, помнят, как князь впервые побывал на пиру у Ивана Грозного. К Серебряному подошел стольник и, ставя перед ним блюдо жаркого, сказал:
‒ Никитаста! Великий государь жалует тебя блюдом со своего стола.
В настоящее время смысл этого старинного обращения утрачен, но слово «пожалуйста» прочно вошло в наш обиход».
2 сообщение. «Слово пожалуйста в русском языке очень многофункционально. Мы можем использовать его для придания вежливости в вопросе или просьбе, но можем употребить и в ироничном смысле. В английском этому русскому слову может соответствовать и известное всем слово please, и выражения вроде you're welcome, not at all, don't mention it, it's a pleasure, и какое-нибудь here you are. У слова много «ипостасей», много контекстных значений. А что оно означает с точки зрения этимологии?
Не нужно быть особо наблюдательным, чтобы разглядеть основную часть – слово пожалуй. Эта частица (вводное слово) может выражать допущение определённой возможности, предпочтительность, а также неуверенное согласие или уступку. В данных значениях оно плохо соотносится с рассматриваемым словом. При этом не совсем ясно, что такое -ста и откуда оно взялось. С этой частью слово стало активно использоваться после 20-х годов XIX века, но исследователи обратили не него внимание довольно поздно. История этой частицы довольно смутная. В ней видели и сокращённую форму повелительного наклонения ста (ни), и искажённое слово стой, и даже усечённое староста. Наиболее популярны и логичны из всех лишь две версии. Согласно первой версии, частица -ста является искажением от слова сударь, которое часто подвергалось «редукции» в разговорной речи. Согласно второй версии, частица происходит из аориста 3 л. ед. ч. ста (стал; ср. диал. стало вместо стало быть).
3 сообщение. Я предлагаю вам посмотреть слайды по происхождению и употреблению слова «пожалуйста» в речевых ситуациях.
(Приложение к уроку – слайды)
Приложение 3
Карточки-задания. Блок А.
Семантические группы вводных слов и словосочетаний
Значения | Вводные слова |
1. Различная степень уверенности | Конечно, несомненно, безусловно, разумеется, бесспорно, наверное, кажется, по-видимому, пожалуй, в сущности, думаю, верно |
2. Различные чувства | К счастью, к прискорбию, к удивлению, чего доброго, странное дело, удивительное дело |
3. Источник сообщения | Сообщают, по словам…, по-моему, на мой взгляд, слышно, мол |
4. Способы оформления мыслей | Словом, одним словом, иными словами, коротко говоря, если можно так сказать |
5. Указания на связь мыслей и последовательность изложения | Следовательно, значит, напротив, далее, наконец, в общем, в частности, кроме того, например, таким образом, во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, подчеркиваю, однако |
6. Привлечение внимания | Понимаете (ли), знаете (ли), поверь (поверьте), представь (представьте) себе, извини (извините), пожалуйста |
7. Оценка экспрессивности высказывания | По совести, смешно сказать, надо признаться, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано |
8. Оценка меры того, о чем говорится | Самое большее, самое меньшее, по крайней мере |
9. Степень обычности сообщаемого | Бывало, случается, по обычаю |
Карточки-задания. Блок Б.
Другие способы выражения модальности
Могут быть вводными словами 1) конечно, очевидно, видимо, по-моему, помнится; 2) следовательно, значит, наоборот, например, кстати; 3) во-первых, словом, вообще говоря, с одной стороны; 4) с другой стороны, бывало, таким образом, подчеркиваю, иными словами; 5) лучше сказать, мол, сообщают, видите ли, пожалуйста | Никогда не бывают вводными словами 1) ведь, вообще, вот, будто, буквально; 2) вдобавок, вдруг, в конечном счете, вряд ли, все-таки; 3) исключительно, именно, как будто, как раз, к тому же; 4) между тем, поэтому, якобы, примерно, по решению 5) притом, почти, решительно, просто, словно |
Приложение 4
Карточки задания. Блок В
Роль вводных слов в художественных текстах
1 группа
1. Прочтите текст, определите роль употребления вводных элементов в художественном стиле.
«Никто, к его счастью, не подозревал, что Суок – живая девочка. По всей вероятности, настоящая кукла наследница Тутти, находящаяся теперь во власти учителя танцев Раздватриса, вела себя не меньшей непринужденностью. К удивлению всех, эта кукла была выполнена искусно: её делал настоящий мастер. К сожалению наследника, кукла не ела пирожных, но, возможно, это к лучшему. Вскоре Суок осталась одна, но, как назло, её было трудно убежать из дворца: огромный дворец, путаница входов, галерей, лестниц». (Ю. Олеша «Три толстяка»).
2. Используя карточку-информатор, определите семантическую группу вводных слов.
3. Теоретически обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с вводными элементами.
4. Используя рисунок из книги, составьте два предложения с вводными словами со значением «привлечение внимания».
2 группа
1. Прочтите текст, определите роль употребления вводных элементов в художественном стиле.
«Павел Фёдорович был человек разносторонний, однако, к удивлению окружающих, упорно цеплялся за свое прошлое, как почти все одинокие взрослые люди. На его счастье, это прошлое сопровождало его в течение многих лет. Смешно сказать, этот увлечение вызывало у окружающих неоднозначное мнение. (С. Черный «Иерогливы»).
2. Используя карточку-информатор, определите семантическую группу вводных слов.
3. Теоретически обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с вводными элементами.
4. Используя рисунок книги, составьте два предложения с вводными словами со значением «привлечение внимания».
3 группа
1. Прочтите текст, определите роль употребления вводных элементов в художественном стиле.
«Причины крика взрослого скрываются в далеком, давно забытом прошлом. Например, ещё месяц назад вы нашли в ящике стола маленькую картонную книжечку, и, к удивлению своему, увидели там приклеенную фотографию взрослого человека, вашего папы. Вы взяли и отклеили эту фотографию и взяли себе на память, просто так, она вам понравилась. Прошло несколько месяцев, вы уже и забыли про этот случай. Но, как на грех, сегодня ваш папа обнаружил пропажу фото из маленькой книжечки. Вот вам и причина крика взрослых: книжечка-то называется паспортом!» (Г. Остер «Папамамалогия»).
2. Используя карточку-информатор, определите семантическую группу вводных слов.
3. Теоретически обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с вводными элементами.
4. Используя рисунок из книги, составьте два предложения с вводными словами со значением «оценка экспрессивности высказывания».
4 группа
1. Прочтите текст, определите роль употребления вводных элементов в публицистическом стиле.
«К сожалению, усталость – это естественная реакция организма на нагрузку. Достаточно отдохнуть, и силы восстановятся. Увы, не все это понимают». Слава Богу, у всех у нас есть в запасе рецепты на все случаи жизни: от приготовления вкусного ужина до проведения важных переговоров». «К огорчению многих женщин, традиционное общество не сразу признает такие браки нормальными, но начало положено, и ничего ужасного в этом нет. Слава Богу, мы живем в другое время: совершенно не важно, сколько им лет, и что по этому поводу думает соседка из пятнадцатой квартиры… Остальное, надеюсь на ваше понимание, дело двоих» (газета «Телесемь, 2015, № 8 (886).
2. Используя карточку-информатор, определите семантическую группу вводных слов.
3. Теоретически обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с вводными элементами.
4. Используя высказывание рисунка, составьте два предложения с вводными словами со значением «привлечение внимания».
5 группа
1. Прочтите текст, определите роль употребления вводных элементов в публицистическом стиле.
«Удивительное дело, людей все ещё интересует, как устроить быт в доме, в селе, как построить экономику и сохранить сельское хозяйство, которое в новых условиях на том же Севере сохранить по старым, традиционным схемам невозможно. Это, к сожалению, не плодородный юг, климат другой. Духовность, которую воспевали писатели-деревенщики (Астафьев, Белов, Распутин и другие), похоже, ушла безвозвратно. Возвышенного в современных деревнях, на мой взгляд, не более, чем в городе». («В глубинку, в глушь», АИФ, 2013, № 7).
2. Используя карточку-информатор, определите семантическую группу вводных слов.
3. Теоретически обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с вводными элементами.
4. Используя рисунок, составьте два предложения с вводными словами со значением «оценка меры того, о чем говорится».
Приложение 5
Карточки-задания. Блок Г.
Предложения для распределительного диктанта
Предложения с вводными словами | Предложения со словами, похожими на них |
1. К несчастью, начались проливные дожди. | 1. К несчастью моему он не остался равнодушным. |
Поход наш верно продлится ещё несколько дней. Я верно решил все задачи в контрольной работе. Удостоверение действительно до конца года. Я действительно этого не знал. Эта книга кажется мне интересной. Путешественники кажется сбились с дороги. Поверьте в последний раз. Поверьте я не смогла этого сделать. Я всё сделал (по) вашему указанию. Сколько (по) вашему продержится такая холодная погода? Послушайте как вам не стыдно. Послушайте меня внимательно. Девушка ведёт себя очень естественно. Сергей естественно своей вины не признаёт.
Приложение 6
Мини-лекция учителя «Роль вводных слов в коммуникативном процессе»
Вводные элементы со значением эмоционального состояния и отношения могут выражать в диалоге любой характер оценки. Говорящие, чаще всего в ответе, выражают неодобрение - презрение, гнев, отвращение, страх, страдание, стыд; одобрение: радость, удивление, интерес. Говоря иначе, собеседники в речевой ситуации выражают личное эмоциональное отношение, имеющее позитивное или негативное направление.
Моделирование 1 «В студенческой аудитории».
- Антон, мне кажется, ты на конференции использовал не все аргументы.
- К сожалению, у меня не было возможности все высказать.
- В чем причина такой неудачи?
- Знаешь, не твое дело.
- Как знаешь, я хотел тебе помочь.
В диалоге используются вводные элементы, содержащие положительную и отрицательную оценку происходящего события. Вводный элемент – мне кажется выражает личную субъективную оценку поведения, лексико-грамматическая структура данного вводного элемента «личное местоимение в дательном падеже + глагол изъявительного наклонения настоящего времени». На субъект отрицательной оценки вводных элементов – к сожалению, знаешь, как знаешь – указывают личные окончания глаголов, существительное в дательном падеже, местоимение наречного типа. Разная интонация вводного элемента знаешь вносит в первом случае оттенок негативного отношения к собеседнику – «не лезь не в свое дело, тебя это не касается»; во втором случае – звучит разочарование: «я хотел тебе помочь, а ты не хочешь меня слушать».
Моделирование 2 «Диалог педагога и ученика»
- Виктор, Вам обязательно надо подготовиться и сдать все зачеты по русскому языку.
- Спасибо, Петр Семенович, к великому сожалению, я не буду сдавать зачеты.
- Вы не слышите меня?
- Увы, все слышу. У меня свои проблемы. Мне надо их решать.
В данном диалоге отмечаем одну особенность: педагог и ученик не понимают друг друга – в речевой ситуации нарушена коммуникативная задача: ученик сообщает информацию, которая является лишней и не относится к обсуждаемой проблеме. В этом случае, употребление вводных элементов не способствует реализации коммуникативных возможностей участников диалога.
Эмоционально-оценочная семантика вводных элементов в речевых ситуациях всегда претерпевает изменения в выражении конкретного значения: это связано с тем, что участники коммуникативного процесса в живой свободной речи осложняют вводные конструкции дополнительными оценочными и экспрессивными оттенками. Получается, что один и тот же вводный элемент способен выразить целый комплекс значений. Рассмотрим это на диалоге из художественной литературы:
Моделирование 3 «Новые сапоги»
Новые сапоги дяди Федора пришлись как раз по ногам, и Серега, поглядывая на них, вышел к карете.
- Эк, сапоги важные! дай помажу, - сказал ямщик с помазкою в руке, в то время как Серега, влезая на козлы, подбирал вожжи.
- Даром отдал?» (Л. Толстой) –
Вводный элемент имеет несколько значений: здесь чувствуется восхищение, интерес и одобрение одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Вводные слова. Вводные предложения"
Данный урок учит правильно употреблять вводные слова, вводные предложения, вводные конструкции в речи учащихся 11 класса, правильно расставлять знаки препинания, различать вводные слова и члены предло...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"
Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...
Сценарий мультимедийной презентации урока русского языка в 8 классе по теме "Вводные слове и вводные предложения"
Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. Для успешного решения задач урока учитывались возрастные особенности учащихся, их уровень обученности,...
Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Вводные слова и вводные предложения".
Урок посвящен вводным словам и вводным предложениям. Цель урока: уметь находить в текстах предложения с вводными словами и вводными предложениями, расставлять знаки препинания....
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Вводные слова и их употребление. Знаки препинания при них.
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока идёт закрепление постановки знаков препинания и отработка в определении значений вводных слов. Авто...
Урок по русскому языку на тему «Вводные слова и вводные конструкции» в 8 «В» классе
Цель урока: дать понятие о вводных словах; сформировать умения находить в тексте и определять роль вводных слов; правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами....
Практикум по теме "Вводные слова" для 9 класса
Разработка дидактического материала «Вводные слова» для использования на уроках русского языка в 9 классе включает1. Практ...