Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Вводные слова и вводные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок посвящен вводным словам и вводным предложениям. Цель урока: уметь находить в текстах предложения с вводными словами и вводными предложениями, расставлять знаки препинания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.vvodnye_slova_i_vvodnye_predlozheniya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект урока по русскому языку для учащихся 8 класса.

                                          Вводные слова   и вводные предложения.        

        Цель урока: закрепить умение находить вводные слова и вводные предложения в тексте, показать их роль, интонацию; уметь расставлять знаки препинания; развивать культуру речи; воспитывать бережное отношение к слову.

        Тип урока: применения предметных умений.

        Планируемые результаты: уметь применять полученные знания                                            о вводных словах и вводных предложениях на практике; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; осознавать свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления в ходе исследования предложений; формировать познавательный интерес.

         Технологии: коллективная система обучения, тестовые, личностно-ориентированные.

        Оборудование: ЭОР, предложения для выполнения заданий по теме, карточки с индивидуальным заданием, лингвистические тренажеры «Тестовые задания по русскому языку для 8 класса».

                                                       Ход урока

           1.    Организационный момент.

           II.   Актуализация знаний.

                  1)  Беседа. Коллективная работа. Определить тему урока нам поможет отрывок из стихотворения Кушнера (на экране стихи поэта):

                                                  Они мешают суть сберечь

                                                   И замедляют нашу речь,

                                                   И все ж удобны потому,

                                                   Что выдают легко другим,

                                                    Как мы относимся к тому,

                                                    О чем, смущаясь, говорим…

                                                    Они… давали повод не спеша

                                                     Собраться с мыслями, пока

                                                     Не знаю, где была душа.

                                  -О чем идет речь? Обоснуйте ответ. (По всем признакам речь идет о вводных словах).

          -  Добавим к вводным словам и вводные предложения. Закрепляем эту тему.

        -   Для закрепления темы, что нам необходимо знать?

                 Учащиеся  называют характерные признаки вводных слов и вводных предложений:  значение, интонацию, знаки препинания.

        2) Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

                 Что такое вводные слова? Чем они отличаются от вводных предложений? Какие значения имеют вводные слова и вводные предложения? Какова интонация? Являются ли вводные слова членами предложения? Как выделяются знаками препинания на письме? Как графически выделяются на письме?

        III.Работа по теме

  1. Самостоятельнвя работа (по тестовому тренажеру Г.А.Богдановой) с последующим комментарием. Задания по вариантам.

        Найти предложения с вводными словами и вводными предложениями. Определите из значения, роль, положение в предложении, выделите знаками препинания и графически на письме.

        Варианты найденных предложений с вводными словами и вводными предложениями

        1) К сожалению, «Дубровский» остался недописанным (знач.чувства)

        2 )Кстати, и  цветет-то рябина удивительно красиво, пышно и тоже гроздьями (знач.оформления мысли).

        3) В мае, возможно, будут заморозки (знач.предположения)

             4) Народ селился, конечно же, ближе к пути, к рекам (знач.уверенности).

              5) Во-первых, вежливость – это проявление уважения (послед.действий).

        6) Итак, место пребывания оказалось замкнутой территорией между скал (знач.вывода).

        7) По преданию, Дмитрий Донской построил в Коломенском деревянную церковь

                  ( знач.источник сообщения).

        8. Тебе, я знаю, не понять мою тоску, мою печаль (вв.предлож.уверенности).

        9. Незаметно, как мне казалось тогда (вв.предлож.неуверенность).

            10.В доме, ты говоришь, никого нет? (вв.предлож.источник сообщенния ).

        

             2.Индивидуальная работа по карточке. Найдите в тексте вводные слова, объясните их роль. Расставьте знаки препинания. Определите стиль текста, тип текста. (В данном тексте знаки препинания расставлены).

                   Друзья мои, читайте книги! Книги- наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего .Хорошие книги, бесспорно, ,развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.            

             IV. Контроль за знаниями. Коллективная работа

          1. Замените в предложениях   вводные слова на  вводные  предложения. Определите их значения.

             - Что нужно иметь в виду при замене? (Вводное предложение имеет грамматическую основу, но по значению они должны быть одинаковыми).

         1) Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.

                  (Пожар в лесу, как говорят очевидцы, - страшное зрелище ), источник сообщения).

         2) Рыбаки, по-видимому, первыми и обнаружили наличие переменных ветров, бризов. (Рыбаки, как предполагают местные жители, первыми  и  обнаружили наличие  переменных ветров ,бризов),предположение).

        2.В каком предложении вводные слова являются словами- сорняками     (лишними)?

                ((предложения 1,4).

               1) Через год мне, так сказать, будет 15 лет.

               2) Значит, Напалеон пересек Березину и направился на запад.

               3) Поездка, значит, вам запомнилась.

          4) Я, значит, пришел к нему вечером.

          Беседа об уместном употреблении слов, бережном отношении к слову.

        3.В каком предложении слово однако  является вводным? Выделить знаками препинания (отличие вводных слов от  омонимично звучащих частей речи).

         1) Мы однако меняемся вместе со временем, которое тоже меняется.

         2) Однако я все-таки надеюсь к концу будущей недели непременно прибыть в Спасское.

         3) Однако лес впереди поредел, проглянула свободная даль.

В 1-ом предложении – вводное слово по интонации, по значению, во 2-ом – союз (в знач.но), в 3-ем –наречие, можно заменить синонимичным  словом.

        

              V.Итоги урока.

        - По какой теме вы работали? Что необходимо знать о вводных словах и вводных предложениях? О чем надо помнить при употреблении вводных слов?

              VI.Рефлексия.  

             Метод незаконченного предложения.

               -  Мне понравилось …….

                -  Я понял (а)……….

                 - Я задумался (ась) над ……………

         VII.Домашнее задание.

                    Упр.384.

                                            Список используемой литературы

  1. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М .Александрова. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2013.

              2. Г.А.Богданова. Лингвистические тестовые задания по русскому языку для

                  8 класса, 2015.

 

        

                 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."

Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...