Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Вводные слова и вводные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок посвящен вводным словам и вводным предложениям. Цель урока: уметь находить в текстах предложения с вводными словами и вводными предложениями, расставлять знаки препинания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.vvodnye_slova_i_vvodnye_predlozheniya.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку для учащихся 8 класса.
Вводные слова и вводные предложения.
Цель урока: закрепить умение находить вводные слова и вводные предложения в тексте, показать их роль, интонацию; уметь расставлять знаки препинания; развивать культуру речи; воспитывать бережное отношение к слову.
Тип урока: применения предметных умений.
Планируемые результаты: уметь применять полученные знания о вводных словах и вводных предложениях на практике; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; осознавать свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления в ходе исследования предложений; формировать познавательный интерес.
Технологии: коллективная система обучения, тестовые, личностно-ориентированные.
Оборудование: ЭОР, предложения для выполнения заданий по теме, карточки с индивидуальным заданием, лингвистические тренажеры «Тестовые задания по русскому языку для 8 класса».
Ход урока
1. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1) Беседа. Коллективная работа. Определить тему урока нам поможет отрывок из стихотворения Кушнера (на экране стихи поэта):
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь,
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим…
Они… давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
-О чем идет речь? Обоснуйте ответ. (По всем признакам речь идет о вводных словах).
- Добавим к вводным словам и вводные предложения. Закрепляем эту тему.
- Для закрепления темы, что нам необходимо знать?
Учащиеся называют характерные признаки вводных слов и вводных предложений: значение, интонацию, знаки препинания.
2) Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос
Что такое вводные слова? Чем они отличаются от вводных предложений? Какие значения имеют вводные слова и вводные предложения? Какова интонация? Являются ли вводные слова членами предложения? Как выделяются знаками препинания на письме? Как графически выделяются на письме?
III.Работа по теме
- Самостоятельнвя работа (по тестовому тренажеру Г.А.Богдановой) с последующим комментарием. Задания по вариантам.
Найти предложения с вводными словами и вводными предложениями. Определите из значения, роль, положение в предложении, выделите знаками препинания и графически на письме.
Варианты найденных предложений с вводными словами и вводными предложениями
1) К сожалению, «Дубровский» остался недописанным (знач.чувства)
2 )Кстати, и цветет-то рябина удивительно красиво, пышно и тоже гроздьями (знач.оформления мысли).
3) В мае, возможно, будут заморозки (знач.предположения)
4) Народ селился, конечно же, ближе к пути, к рекам (знач.уверенности).
5) Во-первых, вежливость – это проявление уважения (послед.действий).
6) Итак, место пребывания оказалось замкнутой территорией между скал (знач.вывода).
7) По преданию, Дмитрий Донской построил в Коломенском деревянную церковь
( знач.источник сообщения).
8. Тебе, я знаю, не понять мою тоску, мою печаль (вв.предлож.уверенности).
9. Незаметно, как мне казалось тогда (вв.предлож.неуверенность).
10.В доме, ты говоришь, никого нет? (вв.предлож.источник сообщенния ).
2.Индивидуальная работа по карточке. Найдите в тексте вводные слова, объясните их роль. Расставьте знаки препинания. Определите стиль текста, тип текста. (В данном тексте знаки препинания расставлены).
Друзья мои, читайте книги! Книги- наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего .Хорошие книги, бесспорно, ,развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.
IV. Контроль за знаниями. Коллективная работа
1. Замените в предложениях вводные слова на вводные предложения. Определите их значения.
- Что нужно иметь в виду при замене? (Вводное предложение имеет грамматическую основу, но по значению они должны быть одинаковыми).
1) Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.
(Пожар в лесу, как говорят очевидцы, - страшное зрелище ), источник сообщения).
2) Рыбаки, по-видимому, первыми и обнаружили наличие переменных ветров, бризов. (Рыбаки, как предполагают местные жители, первыми и обнаружили наличие переменных ветров ,бризов),предположение).
2.В каком предложении вводные слова являются словами- сорняками (лишними)?
((предложения 1,4).
1) Через год мне, так сказать, будет 15 лет.
2) Значит, Напалеон пересек Березину и направился на запад.
3) Поездка, значит, вам запомнилась.
4) Я, значит, пришел к нему вечером.
Беседа об уместном употреблении слов, бережном отношении к слову.
3.В каком предложении слово однако является вводным? Выделить знаками препинания (отличие вводных слов от омонимично звучащих частей речи).
1) Мы однако меняемся вместе со временем, которое тоже меняется.
2) Однако я все-таки надеюсь к концу будущей недели непременно прибыть в Спасское.
3) Однако лес впереди поредел, проглянула свободная даль.
В 1-ом предложении – вводное слово по интонации, по значению, во 2-ом – союз (в знач.но), в 3-ем –наречие, можно заменить синонимичным словом.
V.Итоги урока.
- По какой теме вы работали? Что необходимо знать о вводных словах и вводных предложениях? О чем надо помнить при употреблении вводных слов?
VI.Рефлексия.
Метод незаконченного предложения.
- Мне понравилось …….
- Я понял (а)……….
- Я задумался (ась) над ……………
VII.Домашнее задание.
Упр.384.
Список используемой литературы
- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М .Александрова. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М.: Просвещение, 2013.
2. Г.А.Богданова. Лингвистические тестовые задания по русскому языку для
8 класса, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."
Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....
Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»
Русский язык это важный предмет....
Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»
Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ.
К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
Конспект разработан согласно требованиям ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"
Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...