Конспект урока по теме "Образование форм слова" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока по теме "Образование форм слова" в 5 классе. Материал пригодится для учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_obrazovanie_form_slova.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Изменение и образование слов

Цели:  Закрепить    знание  о  морфеме  как  наименьшей  значимой  части слова.  Сформировать понятие об изменении и образовании слов. Выработать умение отличать формы слов от однокоренных слов.

Знать: чем отличаются формы одного и того же слова; об образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.

Уметь:  отличать  однокоренные  слова  и  формы  слова;  подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.

I. Организационный момент.

Слайд №2. На прошлом уроке мы начали изучать раздел «Морфемика». Кто помнит, что такое морфемы?

Ответ: Морфемы – наименьшие значимые части слова. Это корень, суффикс, приставка, окончание, основа.

Итак, перед нами сегодня стоит цель поговорить о морфемах и узнать, как с помощью них изменяются и образуются новые формы слов?

II. Изучение нового материала.

Можем ли мы с помощью некоторых морфем изменять слова?

Слайд №3. Учитель на слайде выводит слова:

Книга, (дать) книгу, (о) книге; книги.

Вопрос: что общего в этих словах? (Корень) Что изменяется во всех словах? (Окончание)

Обратите внимание, что формы слов разные. Попробуем у всех этих слов определить падеж и число, выделить окончания. (Устно, на слайде затем показать верные ответы). Слайд №4.

Что помогает нам определить падеж и число у этих существительных? Какая морфема? (Окончание) Слайд №5. То есть окончание помогает образовать формы слов. У существительных окончание образует форму числа и падежа. А у прилагательных?

Слайд №6. Вывести на слайде слова: Синие цветы, в зелёной траве. Нужно определить у этих прилагательных число, падеж. Слайд №7. (Устно, на слайде затем показать верные ответы) Что мы ещё можем определить? (Род) Значит, к какому выводу можем прийти? Слайд №8. Окончания образуют формы числа, падежа и рода у прилагательных.

В русском языке также есть формы слов, где окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми? Например: лес, учил, учебник.

1. Запишем под диктовку в столбик словосочетания:

Красивый лес

Не видно леса

Восхищаться лесом

Говорить о лесе

Вижу лес

Выделить окончания у существительного «лес». Что изменяется?

Слайд №9. На слайде видим правильный ответ. Правильно. Меняется окончание у слов, и мы можем определить в каждом из словосочетаний падеж у существительных.

К какому выводу мы пришли? Что может делать окончание? (Образовывать новые формы слов) Значит, окончание – это формообразующая морфема. Такая морфема позволяет изменить слово, его форму, но не образовывать новые слова.

Итак, обратимся к учебнику. Открываем с. 149-150. Прочитаем правило и посмотрим, что ещё мы не сказали про образование форм слова.

Читаем правило.

Кроме окончаний, в русском языке есть ещё одна формообразующая морфема – это суффикс. Он помогает образовать некоторые форм глаголов. Такие суффиксы показывают, что форма слова изменилась, но значение осталось таким же.

Формообразующие суффиксы бывают двух видом. Давайте сделаем небольшую схему в тетради для правил. Слайд №10. Подзаголовок «Образование форм слова». Схема на слайде.

2. Выполняем упражнение 20. Читаем текст и анализируем. Выполняем задание под цифрой 2.

Физкультминутка (разомнём пальчики, покрутим запястьями, разомнем шею, чтобы не затекла)

3. Поработаем немножко письменно с рубрикой «Пишите правильно». Открываем с. 153. Упражнение 23.

Мы выписываем слово и выделяем в слове орфограммы. Также будем комментировать каждое слово, что оно означает.

4. Резерв: у нас с вами осталось немного времени до конца урока, вспомним, как выполняет разбор слова по составу.

Слова для разбора (у доски): прибежать, зимний, снежок, учил, картины.

Слайд №11. Итоги и рефлексия.

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

Слайд №12. Домашнее задание. Упражнение 19 (1,2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: "Различие форм повелительного наклонения и  формы будущего времени глагола".Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблени...

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...