Конспект урока по теме "Образование форм слова" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по теме "Образование форм слова" в 5 классе. Материал пригодится для учителей русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_obrazovanie_form_slova.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменение и образование слов
Цели: Закрепить знание о морфеме как наименьшей значимой части слова. Сформировать понятие об изменении и образовании слов. Выработать умение отличать формы слов от однокоренных слов.
Знать: чем отличаются формы одного и того же слова; об образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.
Уметь: отличать однокоренные слова и формы слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.
I. Организационный момент.
Слайд №2. На прошлом уроке мы начали изучать раздел «Морфемика». Кто помнит, что такое морфемы?
Ответ: Морфемы – наименьшие значимые части слова. Это корень, суффикс, приставка, окончание, основа.
Итак, перед нами сегодня стоит цель поговорить о морфемах и узнать, как с помощью них изменяются и образуются новые формы слов?
II. Изучение нового материала.
Можем ли мы с помощью некоторых морфем изменять слова?
Слайд №3. Учитель на слайде выводит слова:
Книга, (дать) книгу, (о) книге; книги.
Вопрос: что общего в этих словах? (Корень) Что изменяется во всех словах? (Окончание)
Обратите внимание, что формы слов разные. Попробуем у всех этих слов определить падеж и число, выделить окончания. (Устно, на слайде затем показать верные ответы). Слайд №4.
Что помогает нам определить падеж и число у этих существительных? Какая морфема? (Окончание) Слайд №5. То есть окончание помогает образовать формы слов. У существительных окончание образует форму числа и падежа. А у прилагательных?
Слайд №6. Вывести на слайде слова: Синие цветы, в зелёной траве. Нужно определить у этих прилагательных число, падеж. Слайд №7. (Устно, на слайде затем показать верные ответы) Что мы ещё можем определить? (Род) Значит, к какому выводу можем прийти? Слайд №8. Окончания образуют формы числа, падежа и рода у прилагательных.
В русском языке также есть формы слов, где окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми? Например: лес, учил, учебник.
1. Запишем под диктовку в столбик словосочетания:
Красивый лес
Не видно леса
Восхищаться лесом
Говорить о лесе
Вижу лес
Выделить окончания у существительного «лес». Что изменяется?
Слайд №9. На слайде видим правильный ответ. Правильно. Меняется окончание у слов, и мы можем определить в каждом из словосочетаний падеж у существительных.
К какому выводу мы пришли? Что может делать окончание? (Образовывать новые формы слов) Значит, окончание – это формообразующая морфема. Такая морфема позволяет изменить слово, его форму, но не образовывать новые слова.
Итак, обратимся к учебнику. Открываем с. 149-150. Прочитаем правило и посмотрим, что ещё мы не сказали про образование форм слова.
Читаем правило.
Кроме окончаний, в русском языке есть ещё одна формообразующая морфема – это суффикс. Он помогает образовать некоторые форм глаголов. Такие суффиксы показывают, что форма слова изменилась, но значение осталось таким же.
Формообразующие суффиксы бывают двух видом. Давайте сделаем небольшую схему в тетради для правил. Слайд №10. Подзаголовок «Образование форм слова». Схема на слайде.
2. Выполняем упражнение 20. Читаем текст и анализируем. Выполняем задание под цифрой 2.
Физкультминутка (разомнём пальчики, покрутим запястьями, разомнем шею, чтобы не затекла)
3. Поработаем немножко письменно с рубрикой «Пишите правильно». Открываем с. 153. Упражнение 23.
Мы выписываем слово и выделяем в слове орфограммы. Также будем комментировать каждое слово, что оно означает.
4. Резерв: у нас с вами осталось немного времени до конца урока, вспомним, как выполняет разбор слова по составу.
Слова для разбора (у доски): прибежать, зимний, снежок, учил, картины.
Слайд №11. Итоги и рефлексия.
- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
Слайд №12. Домашнее задание. Упражнение 19 (1,2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: "Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола".Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблени...
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...
Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"
Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....
Конспект урока по письму во 2 классе (класс со сложной структурой дефекта) "Составление и письмо слогов, слов с изученными буквами".
Конспект урока письма во 2 классе школы 8 вида....
План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".
Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твердым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...