Конспект урока по русскому языку «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе»
план-конспект урока (6 класс)
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе» направлен на закрепление умения дифференцировать имена существительные, которые употребляются только в форме единственного или множественного числа в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_g_urok.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская школа-интернат»
Урок по русскому языку.
Тема: «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе
или только во множественном числе»
Разработала:
Калинина Валентина Викторовна,
учитель первой категории
Зеленогорск, 2021 г.
Тема урока: Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе.
Цель: формирование знаний обучающихся об именах существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе.
Задачи:
- продолжать формировать понятия «только единственное» и «только множественное» число имён существительных;
- упражнять в умении определять имена существительные, имеющие форму только ед.ч и форму только мн.ч.
- развивать навык связной речи и орфографической зоркости, память, внимание, мышление.
- воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга, бережное отношение к предмету.
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Желаю вам удачи и хороших оценок!
II. Актуализация знаний
Работа у доски. (Отгадки расположены на листах формата А4 на доске. Обучающиеся по одному выходят и записывают ответ, прослушав загадку.)
- Ребята, на доске вы видите зашифрованные слова. Ваша задача их отгадать, поэтому вы внимательно слушайте загадки до конца.
- Ребята, слова какой части речи в отгадках? (имя сущ.)
- Кто ответит на вопрос, что такое имя сущ.?
- Какая форма числа будет у имени существительного, которое обозначает один предмет?
- Какая форма числа будет у имени существительного, которое обозначает несколько предметов?
Вывод: имя сущ. имеет две формы числа: ед.ч. и мн.ч. (вывесить на доске таблицы: ед.ч. и мн.ч.)
-А сейчас, ребята, наше внимание на доску: скажите, какие предметы в слова - отгадках обозначают единственное число и множественное число?
- Давайте разделим эти имена сущ. в две группы. Кто догадался, на какие группы сможем разделить эти имена сущ.? Что у нас получится? (ед.ч и мн.ч.)
Вывешиваю на доску карточки: ед.ч, мн.ч. Обучающиеся выходят по одному и распределяют слова по группам.
ед.ч | мн.ч. |
мёд печенье сахар | дрожжи ножницы часы |
- Ребята, а мы можем изменить имена сущ. ед.числа в первом столбике так, чтобы они стали мн. числа? А наоборот: можем изменить имена сущ. мн.числа в первом столбике так, чтобы они стали ед. числа?
(нет)
Какой можно сделать вывод?
Вывод: есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа или форму только множественного числа.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(об именах существительных, употребляемых только в ед.ч. или только во мн. ч.)
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение имен существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.
III. Основная часть.
- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Перед вами на столах лежат карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задание.
а) Работа в парах. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Карточка №1
Прочитай слова. В каждом столбике найди лишнее слово. Объясни свой выбор.
грабли очки сахар | мёд санки молоко | ножницы град часы |
Читает ученик и поясняет задание.
Ответ: сахар (ед.ч.), санки (мн.ч.), град (ед.ч.)
Вывод: молодцы, вы справились с этим заданием.
б) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.
Молоко, ножницы, мёд, жмурки, часы, каникулы, шахматы, серебро, грабли, мел, очки, санки.
в) Работа с текстом.
- Ребята, продолжаем работу. Возьмите карточку №2. Давайте прочитаем текст. (ученик читает текст)
Карточка №2
Прочитай текст.
Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте соды и муки. Замесите тесто. Сделайте из него фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!
Работа по тексту:
- Ребята, что было прочитано: слова, предложение или текст? Почему это текст?
- На какую тему текст?
- Озаглавьте текст.
Рецепт печенья.
Рецепт пряников.
Выпечка.
Обучающиеся выбирают наиболее подходящий заголовок и объясняют свой выбор.
- Продолжаем работать дальше и переходим к выполнению задания. Давайте прочитаем задание на карточке№2.
Задание:
- Выделенные слова поставь в именительный падеж.
- Определи число полученных слов и запиши в подходящую группу.
Вывод:
-существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, молоко - ед.ч.,
-существительные дрожжи и сливки мн.ч.
г) Закрепление. Самостоятельная работа. (проверка по цепочке)
Сейчас поработаем в тетрадях. Откройте ваши тетради, запишите дату. Возьмите карточку №3. Положите ее перед собой.
Карточка №3
Спиши. Определи число имен существительных.
Масло, сливки, сметана, печенье, молоко, каникулы, дрожжи, санки.
- Что нужно сделать?
Выполнение задания с карточки №3 с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Что мы сегодня изучали?
IV. Рефлексия.
На уроке я работал: активно, пассивно
Своей работой я: доволен, недоволен
За урок я: устал, не устал
Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, неинтересен
Приложение 1
п | ч |
а |
с
С
ж |
ы |
а |
ё |
Работа в парах. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Карточка №1
Прочитай слова. В каждом столбике найди лишнее слово. Объясни свой выбор.
грабли очки сахар | мёд санки молоко | ножницы град часы |
Карточка №2
Прочитай текст.
Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте соды и муки. Замесите тесто. Сделайте из него фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!
Карточка №3
Спиши. Определи число имен существительных.
Масло, сливки, сметана, печенье, молоко, каникулы, дрожжи, санки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе
Предложенный материал поможет учителю систематизировать знания учащихся при изучении существительного и особенно такого явления как существительные, употребляющиеся только в единственном числе....
Разработка урока по русскому языку "Имена существительные мужского рода"
Тип урока – урок изучения новой темы...
Разработка урока по русскому языку «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 5 класс
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)...
Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс
Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс) с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...
урок 7-Имена существительные употребляющиеся только в единственном числе
Имена существительные употребляющиеся только в единственном числе...
урок 8-Имена существительные употребляющиеся только во множественном числе
Имена существительные употребляющиеся только во множественном числе...