Развитие речи
презентация к уроку по русскому языку на тему
Развитие речи для 5-7-ых классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_zvukopisi.ppt | 1.39 МБ |
tayna_zvukopisi.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Г.АЛЬМЕТЬЕВСК РТ
МОУ-ЛИЦЕЙ №2
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
КУЗНЕЦОВА ЛЮДМИЛА ТИМОФЕЕВНА
ТАЙНА ЗВУКОПИСИ. О ЧЁМ НАМ ХОТЕЛА СКАЗАТЬ КАШТАНКА (Урок словесности по рассказу А.П.Чехова "Каштанка" в 5 классе)
Цели: 1) формировать умения рассматривать характеры героев через призму языковой стилистики всего текста, обнаруживать в тексте скрытые от глаз языковые тайны, использовать приём звукописи в речи;
2) способствовать развитию навыков групповой исследовательской работы над текстом;
3) воспитывать бережное отношение к живому слову, любовь к "братьям нашим меньшим", к природе.
Оформление: 1)портрет Чехова;
2) эпиграфы: ...точность и лёгкость понимания растут по мере
уменьшения словесного состава фразы и увеличения её бессловесной подпочвы.
А.Пешковский.
...быть не судьёю своих персонажей, а только беспристрастным свидетелем...
А.Чехов.
3) таблица звукоописывающих слов по степени их громкости;
4) стенд "Наши верные друзья";
5) аудиозапись "Звуки домашних животных";
6) иллюстрации к рассказу А.Чехова "Каштанка";
7) С.Есенин. "Песнь о собаке" (лирическая пятиминутка);
8) Словарная работа: столяр, вытянуться во фрунт, картуз, третировать.
- Лирическая пятиминутка
Стихотворение С.Есенина "Песнь о собаке"
Утром в ржаном закутке,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощетинила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала, [ ]
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый, [р]
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала, [р] аллитерация
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля.
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
II.Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке словесности мы завершаем работу над темой "Звукопись" уроком-практикумом "Тайна звукописи. О чем нам хотела сказать Каштанка?". Запишите тему и эпиграф к уроку слова А.Пешковского: "Точность и легкость понимания растут по мере уменьшения словесного состава фразы и увеличения её бессловесной подпочвы."
Учитель: Ребята, только что родившийся человек с какого звука начинает свое знакомство с окружающим миром?
(с плача, долгого, отчаянного)
- Найдите в тексте первые звуки, которые издаёт Каштанка.
("Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?")
Учитель: С плачем Каштанки на страницы рассказа Чехова и входит звукопись как один из приёмов усиления образности речи. В следующем абзаце появляется первый хозяин [ Лука Александрыч.
- Какой приём звукописи использует автор в отчестве героя?
(Скопление звонких согласных, усечённая форма отчества указывает на суровый характер)
- Как реагирует хозяин на все действия ошалевшей от радости Каштанки?
("сердито кричал", "забрал в кулак её лисье ухо, потрепал и проговорил
с расстановкой:
П [ -Чтоб...ты...из...дох...ла, холера!")
Разберём эту фразу.
- Какие звуки преобладают?
[х]-шумный заднеязычный
[л]-сонорный переднеязычный
Вывод: трудно совместимые в силу фонетической разобщенности.
- В действительности Лука Александрыч желает, чтоб Каштанка "издохла"?
(Нет, не желает. Просто он внушает Каштанке мысль о её ничтожности.)
- На что указывает авторское раздельное написание?
(Состояние Луки Александрыча: это пьяненький и рассерженный старик). "Ты, Каштанка, насекомое существо... Супротив человека, ты всё равно, что плотник супротив столяра..."
III. Словарная работа:
П [ Столяр (рус.) Рабочий, занимающийся обработкой дерева,
более тонкой и тщательной, чем плотник.
Фрунт (устар.лат.фрот) 1.Воинский строй шеренгами.
Стать во фрунт - стать прямо, сдвинув пятки ног, вытянув руки по
швам.
Картуз (голланд.) 3.Головной убор с козырьком, неформенная
фуражка.
Третировать (фр) Обращаться с кем-нибудь пренебрежительно.
IV. Беседа по тексту:
Учитель: Ребята, обратим внимание на звуковой фон, который создаётся вокруг Каштанки и Луки Александрыча?
- Что случилось, когда столяр разговаривал с Каштанкой о её ничтожестве?
(загремела музыка)
Учитель: Да, взрывается целый мир звуков?
- Но почему музыка загремела?
- Разве она может греметь?
("конечно, прямо на неё шел полк солдат")
- Как Каштанка воспринимает гремящую музыку?
("музыка расстраивала ей нервы, она заметалась, завыла, громче завыла и, не помня себя, бросилась через тротуар")
- А как хозяин воспринимает "гремящую" музыку?
("широко улыбнулся, вытянулся во фрунт")
Учитель: Кстати, именно из-за музыки Каштанка и потерялась.
- Какие звуки она издаёт?
("прижалась к подъезду и стала горько плакать")
- Какой финальной фразой заканчивается I глава?
П [ ("Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: "Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!")
- Какие звуки повторяются? Как этот приём называется?
([з] [ж] - щелевые, шипящие аллитерация)
- Какой эффект создают?
(шумовой, передают безысходность ситуации)
Учитель: Вывод: Звукоописывающие глаголы по отношению к Каштанке Чехов дает по нарастающей:
"она заметалась и завыла",
"громче завыла",
П "стала горько плакать".
"ни о чём не думала и только плакала",
"заскулила ещё жалостливее".
аллитерация, [л] - сонорный, переднеязычный жалостливое отношение,
- Как неживые предметы передают смятенное состояние Каштанки?
("дверь щелкнула, запищала и ударила её по боку;
[щ'] - шипящий; просительные нотки)
П [ - Взвизгнула
(нарушена средняя норма скопления согласных, все звуки звонкие)
Учитель: плакала, завыла, завизжала, залаяла, взвизгнула.
Правда, малоутешительно?
Работая над текстом, мы исследовали его. Вы работали по I и II главам и подсчитали звукоописывающие слова по степени их звучности. У вас получилась такая таблица. Расскажите, какие выводы вы сделали.
Ученик: Анализ звукоописывающих слов в рассказе "Каштанка" по степени их громкости позволяет сделать вывод о преобладании в рассказе громких звуков. Часто автор использует прием аллитерации, например: в слове "зазвонить" из 5 согласных повторяется дважды [з], а иногда автор нарушает среднюю норму скопления согласных, например: "вздрогнуть", при произношении слова ощущается напряжение. И еще мы сделали вывод, что, пока Каштанка жила у Луки Александрыча, ее окружали громкие звукоописывающие слова, которые служили защитой, а у незнакомца - тихие звукоописывающие слова.
V. Беседа:
Учитель: Проанализируем гл.II - VI и посмотрим, как меняется звуковая окраска и иная звуковая партитура входит в жизнь Каштанки.
- Опишите встречу Каштанки с незнакомцем.
Ученик: (теплые, душевные нотки; он ни разу не ударил её, не затопал ногами и ни разу не крикнул)
Учитель: - Почему именно отрицательные формы?
Ученик: (Слишком долго Каштанке приходилось сталкиваться с ударами, топотом, криками. Незнакомец был другой, и Каштанка поверила ему, его звуковому сигналу "чмокнул губами: "Ну, фюйть!"
Учитель: Каштанка начала новую жизнь. Прежние звуки отошли в прошлое. Ей выделили коврик... "ею овладела грусть".
- Почему она грустит?
(хочет домой)
Ученик: Жизнь Каштанки у столяра.
Вывод: Мы в ответе за всех, кого приручили. Животные доверяют человеку и не предают, человек должен отвечать им тем же.
Учитель: Мир и звуки начинают менять свою окраску. Еще некоторое время громкие звуки будут для Каштанки защитным барьером при столкновении с гусем и котом: "ворча... вошла", "громко залаяла", "залилась громким, визгливым лаем". Но вот наступает время чудес.
- Как теперь Каштанка, прежде не терпевшая музыки, реагирует на шум? ("очень понравился звон, а от выстрела она пришла в такой восторг, что забегала вокруг П и залаяла", "завыла от восторга")
- Почему Каштанка "сразу поняла, что ворчать и лаять на таких субъектов бесполезно"?
Ученик: Мир перестал быть для Каштанки злым. Громкие звуки остаются, но они не щит против незнакомого. С этого момента количество тихих интонаций у Каштанки нарастает. Однако это уже не жалостливый собачий вой, а тихое сопровождение грусти Каштанки. Она "ложилась на матрасик и начинала грустить". Чехов подробно это воссоздает: она не просто грустила, а "ложилась на матрасик" и не сразу грустит, а "начинает постепенно" грустить.
Раньше все было просто и незамысловато: человечество делилось на хозяев и заказчиков, Каштанку занимал вопрос: "Где лучше - у незнакомца или у столяра?" Теперь Каштанка иначе воспринимает окружающие звуки: "В комнате было тихо", "вздохнул хозяин", "все смолкло". От всего этого Каштанке "стало жутко и захотелось лаять".
А когда "раздался странный крик", Каштанка "залилась воющим лаем", она почувствовала что-то странное, ей показалось, что "кричит не Иван Иваныч, а кто-то другой, посторонний". Она уловила, что крик этот "не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий, пронзительный и неестественный".
Теперь Каштанка воспринимает мир образно, крик Иван Иваныча для нее похож на скрип отворяемых ворот. Через звукопись автор передает ощущения Каштанки и новые оценки окружающего мира и людей.
Сначала Каштанка возмущается, что Лука Александрыч не противился гремящей музыке. Каштанка не подстраивается под поведение столяра. В финале рассказа вместо столяра выступает незнакомец. Теперь же собака не спешит громко завыть. Она не смирилась, просто поняла, что это условие игры, связанной с цирковой атмосферой.
Учитель: Теперь обратимся к рассмотрению звукоописывающей системы рассказа с точки зрения источника звука. Каждый персонаж наделен особыми, только ему присущими звуками.
- Какие звуки издают другие герои?
Ученики: - Гусь(Иван Иваныч)
Усеченная форма отчества подготавливает нас к восприятию его речи, его длинных монологов. Гусь вечно "о чем-то" говорил "горячо и убедительно". Интересно, как можно говорить убедительно неизвестно о чем. Естественно, что это вскоре надоело даже тактичной Каштанке и она без всякой церемонии отвечала ему: "рррр". Четырежды вибрирующим [р] Каштанка выразила презрение к пустой болтовне гуся.
- Кот (Федор Тимофеевич)
Этот неразговорчивый субъект с иноязычным глухим [ф] в имени и отчестве "иного рода господин" - говорит Чехов о нем. Его окружает звуковой вакуум ("зевнул", "брезгливо фыркнул", "не издавал никакого звука", "сипло замяукал").
-Свинья (Хафронья Ивановна)
(черная, некрасивая, не обращала внимания на ворчание Каштанки, подняла вверх свой пятачок и весело захрюкала, чувствовалось много добродушия)
Учитель: Я бы хотела заметить, дав однажды ту или иную звуковую характеристику герою, экономный на слова Чехов ее неоднократно повторяет, вероятно, для того, чтобы читатель именно это запомнил. И еще одно исследование мы с вами провели, в котором принял участие весь класс, - это морфологическая дифференциация звукоописывающих слов (1, 2, 7гл).
1) Глаголы- 1100
2) Имена существительные - 689
3) Имена прилагательные - 547
П 4) Наречия-212
5) Причастия -40
6) Деепричастия - 30
7) Междометия -19
Ученик: Вывод: Главным в рассказе является действие. Интересно, что даже существительные, прилагательные, междометия носят отглагольный характер, например:
визг (визжать), ворчание (ворчать), крик (кричать), лай (лаять), рев (реветь), стрельба (стрелять), хрюканье (хрюкать), междометие ску-ску-ску (скулить). И даже в одном предложении несколько действий: "бросалась с лаем" (бросалась и лаяла), "с громким смехом вытаскивал" (вытаскивал и громко смеялся), "с радостным визгом бросилась" (бросилась и радостно завизжала).
Учитель: Ребята, исследование сочетательных возможностей звукоописывающих слов - это отдельная большая работа. Сегодня главный интерес представляет глагол, обладающий значительной сочетательностью с другими словами.
В рассказе автор создает тройной звуковой фон: "сопровождала звонким, восторженным лаем", "залилась воющим лаем", "залилась звонким лаем", "залилась громким, визгливым лаем".
А в предложении "Раздался оглушительный рев, пронизанный насквозь свистками и пронзительным детским криком", звучит целый оркестр, собранный из звукоописывающих имен существительных, прилагательных, глаголов.
VI. Выводы
Подведем итог.
- Как помогает звукопись глубже понять текст?
1. Меняется обстановка - меняется звуковой фон.
2. Каждый герой имеет свои звуки, которые помогают его лучше понять.
3. Действие динамично, от этого испытываешь постоянное напряжение.
Учитель: Использование звукописи в языке прозы Чехова рассчитано на творческую работу читателя. Автор намеренно устраняется, наблюдает за жизнью, не навязывая своей оценки. «Быть не судьею своих персонажей, … а только беспристрастным свидетелем - дело писателя», считает Чехов.
- Почему в финале Каштанка перестает грустить, радуется жизни и все ей представляется, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…?
(Каштанка – верная, преданная собака, она любит Луку Александрича и Федюшку). Я знаю, что у вас тоже есть домашние животные, ваши друзья.
- А вы всегда к ним внимательны?
- А вы никогда их не обижаете?
- А вы понимаете их звуки?
(Фото животных, аудиокассета).
Ученику прочитать подражание Чехову свой рассказ «Рекс».
Учитель: Ребята, помните, животные любят вас, и, если они издают какие-то звуки, надо быть внимательными к ним!
Разве можно их не любить!
Музыка: Бетховен «Лунная соната».
Слайды «Собачки».
VII. Домашнее задание:
I. Написать рассказ о своем домашнем животном. «Какие звуки издает мой…».
II. Написать рассказ в стиле А.Чехова.
Оценки:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.
Интеграция изобразительного искусства с уроками письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...