конспект урока в 9 классе "Подготовка к огэ.Вопрос№5
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
конспект урока по русскому языку "подготовка к огэ.Вопрос№5"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подготовка к огэ | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по подготовке к ГИА
по русскому языку
Тема: Вводные слова, вводные предложения
и вставные конструкции
Учитель Гудиева Залина Ахсарбековна
ГКООУ санаторная школа-интернат с. Гизель
Цель урока: закрепить умение находить вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции, закрепить навыки интонации в предложениях с вводными конструкциями, пополнить теоретический минимум к заданию В5 «Вводные слова». ОГЭ.
- Лингвистическая разминка
Словосочетание: найдите примеры со связью примыкание:
- Твердо решил; 2) решили задачу; 3) трудное предложение;
4) читать лежа; 5) очень хорошо; 6) дверь на балкон.
Ответ: 1,4,5
- Проверка домашнего задания
- Теоретические вопросы. (Вопросы составили сами ученики, они по очереди задают их друг другу)
- Какие слова в предложении называются вводными?
- Какова роль вводных слов в предложении?
-Какие значения могут иметь вводные слова и вводные предложения?
- Как выделяются вводные слова и предложения в речи и на письме?
- Какие конструкции в предложении называются вставными?
III. Итак, обобщим все сказанное.
- Вводные слова – это слова или конструкции, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Как правило, вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.
- Несмотря на то, что вводные слова синтаксически не связаны с членами предложения, они могут являться частью его структуры. При этом они выражают противительные (впрочем), уступительные (правда), разделительные (может) и другие виды отношений.
- Как правило, но не всегда, вводные слова выделяются знаками препинания с обеих сторон. Например: «Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать» запятая перед вводным словом следовательно не ставится, поскольку его невозможно убрать из предложения или переставить.
- Для выполнения практических заданий по теме вы можете воспользоваться опорными картами «Знаки препинания при вводных словах и предложениях». (Раздаточный материал для каждого учащегося).
ВС - вводные слова
ВП – вводные предложения
- Практическая часть.
Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
- Выполнение тестов. (Раздаточный материал - тесты)
Знаки препинания при вводных словах и предложениях
- Вводные слова – особые слова, с помощью которых мы:
- а) выражаем свои мысли;
- б) свои чувства;
- в) свою точку зрения;
- свое отношение к тому, что мы сообщаем.
- Всего существует разрядов вводных слов:
- а) три;
- б) пять;
- в) два;
- г) один.
- Найдите в предложении вводные слова, выражающие большую или меньшую степень уверенности:
- а) Он, к сожалению, не приехал вовремя.
- б) Швабрин, по-моему, не ожидал такого поворота событий.
- в) Пугачев, без сомнения, готов был защитить сироту.
- г) Итак, решение было принято.
- Являются ли вводные слова членами предложения:
- а) нет;
- б) да;
- в) только второстепенными членами;
- г) только подлежащим.
- Какими знаками препинания выделяются вводные слова:
- а) запятыми;
- б) тире;
- в) скобками;
- г) восклицательным знаком.
- Какую информацию вносят в предложение вводные предложения:
- а) дополнительные сведения;
- б) замечания;
- в) дополнительные замечания;
- г) связывают мысли.
- Может ли одно и то же вводное слово становиться членом предложения в другом предложении:
- а) да;
- б) нет;
- в) никогда.
- В каком предложении одно и то же слово является вводным и нет:
- а) Мы скажем еще свое слово, скажем смело.
- б) Мы, скажем, не очень разобрались в этом деле и об этом скажем.
- в) Скажем друг другу добрые слова.
- В каком предложении использованы вводные слова:
- а) Школьники вероятно вернутся из лагеря поздно.
- б) К сожалению погода совершенно испортилась.
- в) К сожалению брата прибавилось чувство стыда.
- г) Было видно, что работа не клеилась!
- Проверка. Ответы: 1-г, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-а,б,в, 7–а, 8-б, 9-а,б.
- Знание этой темы необходимо для подготовки к ГИА. Одно из тестовых заданий В5 требует знания этой темы.
- Обратимся к типовым тестовым заданиям.
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Во-первых, (1) эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, (2) зажигательные, (3) с элементами агрессии. Во-вторых, (4) они близки человеческой природе: идея о том, (5) чтобы прожить другую, (6) более яркую и насыщенную жизнь, (7) всегда завораживала людей.
- Проверка выполнения задания
- Теоретический минимум к заданию В5 «Вводные слова»
Слова называются вводными, так как введены в состав предложения. Предложение несет в себе информацию, смысл. Вводные слова ничего к этому смыслу не добавляют. За вводными словами скрывается тот человек или группа лиц, которые являются авторами речи. Рассмотрим на примерах.
Они угодили в ловушку, но не потеряли присутствия духа. Они угодили в ловушку, но, к счастью, не потеряли присутствие духа. Второе предложение равнозначное по смыслу с первым. Личность автора проступает через его отношение к событиям: он сопереживает героям, выражает свои чувства.
Вводные слова и предложения не несут в себе новой информации, значит, они не входят в состав предложения. А что это значит?
- К ним не задать вопрос ни от какого члена предложения и от них нельзя задать вопросы к членам предложения.
- Они не могут быть связаны союзами с членами предложения.
- Они легко могут быть удалены из предложения.
- Итог урока.
- Найдите предложения, где неверно расставлены знаки препинания. Выпишите номера тех предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. Объясните ошибку. Чем осложнены эти предложения?
- К счастью, невозможно, привыкнуть.
- Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.
- Приближение весны, кажется чудом.
- Утки их было десять каждое утро кажется дружно шагали к пруду.
- Приведите примеры предложений с вводными словами, вводными предложениями, вставными конструкциями.
- Домашнее задание
Повторить вводные слова и вводные конструкции
Использованные ресурсы.
- 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко] – 34 – е изд. – М.: Просвещение, 2011г. – 239 с.
- Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. - М.: Н.В. Егорова.
- Чендулаева Е.Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты) – М.: «Материк – Альфа», 2008 г. – с. 80.
- Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект- урока на тему"Разделительные вопросы"
Тема"Разделителные вопросы"...
Конспект урока по английскому языку в 5 классе по теме "Образование специальных вопросов в простом настоящем времени"
План-конспект урока по английскому языку в 5 классе составлен к учебнику "Английский язык 5 класс" под редакцией В.П. Кузовлева. Тема урока : Образование специальных вопросов в простом настоящем време...
Конспект урока английского языка в 6 классе по теме: « Как пройти до …? (обучение умению отвечать на вопрос How do I get to…)»
Конспект урока английского языка в 6 классе по теме:« Как пройти до …? (обучение умению отвечать на вопрос How do I get to…)»...
Конспект урока английского языка в 6 классе по теме: "Мои первые успехи. Разделительные вопросы»
Конспект урока английского языка по УМК К. Кауфман "Happy English. ru"...
Конспект урока немецкого языка в 6 классе. Тема урока: Чтение микротекстов с полным пониманием содержания «Немецкие школы». Ответы на вопросы. Формирование навыков письма. Бим И. Л.
Цели урока:Образовательные: совершенствование умений и навыков обучающихся в употреблении лексики по теме «Школа»; активизация языкового материала в различных видах и форма...
Конспект урока по теме "Хобби. Специальные вопросы" для 5 класса
Технологическая карта урока №55 по теме "Хобби" по программе Rainbow English 5. Урок с применением разнообразных интерактивных ресурсов....