конспект урока в 9 классе "Подготовка к огэ.Вопрос№5
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Гудиева Залина Ахсарбековна

конспект урока  по русскому языку "подготовка к огэ.Вопрос№5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка к огэ37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по подготовке к ГИА

 по русскому языку

Тема: Вводные слова, вводные предложения

и вставные конструкции

Учитель Гудиева Залина Ахсарбековна

ГКООУ санаторная школа-интернат с. Гизель

Цель урока: закрепить умение находить вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции, закрепить навыки интонации в предложениях с вводными конструкциями, пополнить теоретический минимум к заданию В5 «Вводные слова». ОГЭ.

  1. Лингвистическая разминка

Словосочетание: найдите примеры со связью примыкание:

  1. Твердо решил;      2) решили задачу;     3) трудное предложение;

 4) читать лежа;        5) очень хорошо;         6) дверь на балкон.

Ответ: 1,4,5

  1. Проверка домашнего задания
  1. Теоретические вопросы. (Вопросы составили сами ученики, они по очереди задают их друг другу)

- Какие слова в предложении называются вводными?

- Какова роль вводных слов в предложении?

-Какие значения могут иметь вводные слова и вводные предложения?

- Как выделяются вводные слова и предложения в речи и на письме?

- Какие конструкции в предложении называются вставными?

III. Итак, обобщим все сказанное.

  • Вводные слова – это слова или конструкции, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Как правило, вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.
  • Несмотря на то, что вводные слова синтаксически не связаны с членами предложения, они могут являться частью его структуры. При этом они выражают противительные (впрочем), уступительные (правда), разделительные (может) и другие виды отношений.
  • Как правило, но не всегда, вводные слова выделяются знаками препинания с обеих сторон. Например: «Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать» запятая перед вводным словом следовательно не ставится, поскольку его невозможно убрать из предложения или переставить.
  1. Для выполнения практических заданий по теме вы можете воспользоваться опорными картами «Знаки препинания при вводных словах и предложениях». (Раздаточный материал для каждого учащегося).

ВС -  вводные слова

ВП – вводные предложения

  1. Практическая часть.

Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

  1. Выполнение тестов. (Раздаточный материал - тесты)

Знаки препинания при вводных словах и предложениях

  1. Вводные слова – особые слова, с помощью которых мы:
  • а) выражаем свои мысли;
  • б) свои чувства;
  • в) свою точку зрения;
  • свое отношение к тому, что мы сообщаем.
  1. Всего существует разрядов вводных слов:
  • а) три;
  • б) пять;
  • в) два;
  • г) один.
  1. Найдите в предложении вводные слова, выражающие большую или меньшую степень уверенности:
  • а) Он, к сожалению, не приехал вовремя.
  • б) Швабрин, по-моему, не ожидал такого поворота событий.
  • в) Пугачев, без сомнения, готов был защитить сироту.
  • г) Итак, решение было принято.
  1. Являются ли вводные слова членами предложения:
  • а) нет;
  • б) да;
  • в) только второстепенными членами;
  • г) только подлежащим.
  1. Какими знаками препинания выделяются вводные слова:
  • а) запятыми;
  • б) тире;
  • в) скобками;
  • г) восклицательным знаком.
  1. Какую информацию вносят в предложение вводные предложения:
  • а) дополнительные сведения;
  • б) замечания;
  • в) дополнительные замечания;
  • г) связывают мысли.
  1. Может ли одно и то же вводное слово становиться членом предложения в другом предложении:
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) никогда.
  1. В каком предложении одно и то же слово является вводным и нет:
  • а) Мы скажем еще свое слово, скажем смело.
  • б) Мы, скажем, не очень разобрались в этом деле и об этом скажем.
  • в) Скажем друг другу добрые слова.
  1. В каком предложении использованы вводные слова:
  • а) Школьники вероятно вернутся из лагеря поздно.
  • б) К сожалению погода совершенно испортилась.
  • в) К сожалению брата прибавилось чувство стыда.
  • г) Было видно, что работа не клеилась!
  1. Проверка. Ответы: 1-г, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-а,б,в,  7–а, 8-б, 9-а,б.
  1. Знание этой темы необходимо для подготовки к ГИА. Одно из тестовых заданий В5 требует знания этой темы.
  1. Обратимся к типовым тестовым заданиям.

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

 Во-первых, (1) эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, (2) зажигательные, (3) с элементами агрессии. Во-вторых, (4) они близки человеческой природе: идея о том, (5) чтобы прожить другую, (6) более яркую и насыщенную жизнь, (7) всегда завораживала людей.

  1. Проверка выполнения задания
  1. Теоретический минимум к заданию В5 «Вводные слова»

Слова называются вводными, так как введены в состав предложения. Предложение несет в себе информацию, смысл. Вводные слова ничего к этому смыслу не добавляют. За вводными словами скрывается тот человек или группа лиц, которые являются авторами речи. Рассмотрим на примерах.

Они угодили в ловушку, но не потеряли присутствия духа. Они угодили в ловушку, но, к счастью, не потеряли присутствие духа. Второе предложение равнозначное по смыслу с первым. Личность автора проступает через его отношение к событиям: он сопереживает героям, выражает свои чувства.

Вводные слова и предложения не несут в себе новой информации, значит, они не входят в состав предложения. А что это значит?

  1. К ним не задать вопрос ни от какого члена предложения и от них нельзя задать вопросы к членам предложения.
  2. Они не могут быть связаны союзами с членами предложения.
  3. Они легко могут быть удалены из предложения.
  1. Итог урока.
  1. Найдите предложения, где неверно расставлены знаки препинания. Выпишите номера тех предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. Объясните ошибку. Чем осложнены эти предложения?
  1. К счастью, невозможно, привыкнуть.
  2. Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.
  3. Приближение весны, кажется чудом.
  4. Утки их было десять каждое утро кажется дружно шагали к пруду.
  1. Приведите примеры предложений с вводными словами, вводными предложениями, вставными конструкциями.
  1. Домашнее задание

Повторить вводные слова и вводные конструкции


Использованные ресурсы.

  • 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко] – 34 – е изд. – М.: Просвещение, 2011г. – 239 с.
  • Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. - М.: Н.В. Егорова.
  • Чендулаева Е.Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты) – М.: «Материк – Альфа», 2008 г. – с. 80.
  • Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку в 5 классе по теме "Образование специальных вопросов в простом настоящем времени"

План-конспект урока по английскому языку в 5 классе составлен к учебнику "Английский язык 5 класс" под редакцией В.П. Кузовлева. Тема урока : Образование специальных вопросов в простом настоящем време...

Конспект урока английского языка в 6 классе по теме: « Как пройти до …? (обучение умению отвечать на вопрос How do I get to…)»

Конспект урока английского языка в 6 классе по теме:« Как пройти до …? (обучение умению отвечать на вопрос How do I get to…)»...

Конспект урока немецкого языка в 6 классе. Тема урока: Чтение микротекстов с полным пониманием содержания «Немецкие школы». Ответы на вопросы. Формирование навыков письма. Бим И. Л.

Цели урока:Образовательные: совершенствование умений и навыков обучающихся в употреблении лексики по теме «Школа»; активизация языкового материала в различных видах и форма...

Конспект урока по теме "Хобби. Специальные вопросы" для 5 класса

Технологическая карта урока №55 по теме "Хобби" по программе Rainbow English 5. Урок с применением разнообразных интерактивных ресурсов....