Конспект урока по русскому языку для 2 класса: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»
план-конспект урока по русскому языку по теме

р

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_2_klassa.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 2 класса: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»

Русский язык – 2 класс

Тема урока: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»

Учебные задачи:

· Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

· Создать на уроке ситуацию психологического комфорта

· Повторить понятия «имя существительное», «одушевленные и неодушевленные существительные»

· Учить различать слова, одинаковые по написанию, но различные по значению

· Учить различать имена существительные от других частей речи

· Развивать умение подкреплять теоретические понятия собственными примерами

· Развивать творческое воображение и творческое мышление

· Проверить усвоение теоретических понятий через экспресс-проверку

· Учить оцениванию своих знаний, формировать адекватную самооценку, учить выявлять собственные трудности при усвоении учебной темы

· Актуализировать умение работать в паре, в группе, индивидуально.

Ход урока:

1. Орг.момент, положительный настрой на урок.

 Учитель: Улыбнитесь мне, своему другу, нашим гостям. Можно тихо сесть.

Сегодня пасмурная, хмурая погода. Так хочется тепла и света. Давайте позовем к нам на урок солнышко.

(Появляется картинка с веселым солнцем).

Улыбнемся солнышку.

Вместе с солнышком к нам пришли герои нашего учебника (Катюща Персикова, Петя Зайцев, Вова Колесников). Улыбнемся нашим героям.

2.  Введение в тему. Теоретические понятия.

Нашему солнышку так понравились дети 2 класса, что оно запело песенку:

Кто, кто в этом домике живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?

(эта фраза написана на доске, рядом прикреплены рисунки мячика, девочки, телевизора, малыша, ландыша)

-  Посмотрите внимательно на картинки и выберите те слова, которые могли бы служить ответом на вопрос солнышка. Обоснуйте свой ответ. (прикрепляется табличка кто?)

(дети выбирают слова девочка, малыш)

- Как вы узнали, какие слова отвечают на вопрос кто? (прикрепляется табличка одушевленные)

- Какие слова в русском языке относятся к одушевленным существительным? (прикрепляется табличка люди и животные)

-  А на какой вопрос отвечают слова ромашка, мячик, телевизор? (прикрепляется табличка что?)

-  Какие слова отвечают на вопрос что? (прикрепляется табличка неодушевленные)

-  Какие слова относятся к неодушевленным существительным? (прикрепляется табличка остальные предметы)

-  А кто запомнил, как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?  (прикрепляется табличка имена существительные)

3. Постановка целей урока.

- Посмотрите на доску, вставьте пропущенные слова и назовите тему нашего урока.

(На доске: Слова, которые отвечают на вопросы …? и …?- это ……….)

- Прочитаем тему урока еще раз все вместе.

- Главная цель сегодняшнего урока- научиться различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? 

4.  Практическая работа по учебнику.

Упр. 50 стр.36.

· Прочитаем задание (расположить слова в 2 столбика, которые отвечают на вопросы кто? и что? )

·  Как вы поняли, каким образом надо записать слова? (в столбик)

·  1 ученик выполняет задание на доске с проговариванием, полным объяснением)

·  Последние 3 слова дети пишут самостоятельно

·  Проверка самостоятельной работы

(Учитель обращает внимание детей на слова чудо и Чуковский)

-  Как мы отличали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что? 

Физкультминутка для глаз.

5. Проблемная ситуация (работа в группах).

- Наши герои выполняли похожее задание по русскому языку, им встретилось слово мишка (прикрепляется табличка). Катюша написала это слово в 1 столбик (вопрос что?), Петя – во 2 столбик (вопрос кто?)

-  Посоветуйтесь в группах, кто прав? Обоснуйте свой ответ.

-  Проверка задания (чаще всего дети называют, что правы оба ученика, так как мишкой называют зверя (вопрос кто?) и игрушку (вопрос что?))

-  Некоторые дети предполагают, что мишкой был мальчик. Ребята из других групп возражают им, так как это слово написано с маленькой буквы, а имена людей пишутся с большой буквы (Учитель обращает внимание детей на то, что так называть ребенка неприлично, лучше назвать Михаил или Миша)

-  Кто из вас знает похожие слова? (лисички, котик)

Физкультминутка.

Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос кто?, дети прыгают.

Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос что?, дети приседают.

Если встречается слово другой части речи («ловушка»), дети скрещивают руки над головой.

Мартышка, одуванчик, диван, акула, роза, сестра, шофер, компьютер, бегать, книга, красная.

6. Самостоятельная работа.

(На доску прикрепляются 2 домика, под которыми написаны вопросы кто? и что?, рядом написаны слова: дверь, сорока, ваза, Машенька, русская, береза)

Установка: «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти»

-  Как вы поняли задание, как запишем слова в тетрадь? Не забывайте о словах-ловушках.

-  1 ученик выполняет задание за доской

- Задание для лидеров: придумайте и запишите свои примеры

-  Проверка (покажите ладошками знак согласия и несогласия)

-  Как мы рассуждали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что? 

- Проверка задания для лидеров.

7. Работа в парах.

-  Придумайте 2 вопроса для соседа (какие слова отвечают на вопросы кто? и что? ) 

8. Творческие упражнения (задания по выбору)

- Наши герои тоже придумали для нас задания. Выберите то, которое вам больше понравилось, выполните в тетради.

Петя.

(прикрепляется табличка с заданием)

Что?…, …, ….

Кто?…, …, ….

Катюша.

«Волшебное превращение»

(замени одну букву так, чтобы получилось слово, которое отвечает на вопрос кто?)

Что? Коса, мак, капля

Кто?……, ……, …….

(ответы: коса-оса, киса, коза, мак- рак, капля- цапля)

(2 ученика выполняют задание за доской)

8. Экспресс-проверка теоретических знаний.

- А  что же за задание приготовил для нас Вова Колесников? Он прислал аудиописьмо.

- Если вы согласны с его утверждением, ставьте в тетради +, если нет, ставьте -.

(1 ученик выполняет задание за доской)

Включается магнитофонная запись с детским голосом:

·  Имена существительные отвечают на вопросы какой?, какая?

·  К одушевленным именам существительным относятся только люди и животные

·  К одушевленным именам существительным относятся растения и люди

· Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что?

·  Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Запись в тетради: -+-+-

9. Итоги, рефлексия.

Вопросы.

-  Что нового узнали?

-  Что получалось легко?

-  Что было трудно?

-  Что стало получаться лучше, чем вчера?

Мое настроение от урока.

- Нашему солнышку понравилось ваши ответы, ваша работа. Посмотрите, как оно нам улыбается! Солнышко дарит вам своих друзей- маленьких солнышек (детям учитель раздает картинки ).

- Нарисуйте ваше настроение от сегодняшнего урока: 

- веселое, радостное

- спокойное   

- грустное

10. Домашнее задание. Дидактический материал упр.35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Морфемная модель слова"

Цели урока: - формировать представления о морфемной модели слова;- обозначить логическую необходимость изучения данной темы;- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляе...

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по русскому языку 6 класс «Исконно русские и заимствованные слова»

Конспект по теме "Исконно русские и заимствованные слова" для урока русского языка в 6 классе....