Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Лысенко Евдокия Васильевна

                          Программа рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год.

Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе  VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_5_klass_2014.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 5 класса для обучения лиц с ОВЗ, с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида» 5-9 классы  под ред. В.В.Воронковой, Сборник 1 -  М., «Владос», 2011г. и учебника «Русский язык» для класса  С(К)ОУ VIII вида под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской  - М., «Просвещение», 2008 г.

Программа рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год.

Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе  VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

 

ЦЕЛЬ: 

      Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:

  Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.

  Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

  Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

 

ЗАДАЧИ:

    Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

    Формировать  орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

    Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

 

Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.

 

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

 

Уроки письма и развития речи в  специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеют коммуникативно-речевую направленность,  делают более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:

  Познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и мышления у школьников с ОВЗ;

  Познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;

  Воспитательную направленность как средство адаптации к жизни.

 

Рабочая программа по письму и развитию речи в специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен большинству учеников. Некоторые учащиеся отстают от одноклассников в усвоении знаний, однако они должны овладевать минимальным уровнем знаний и умений. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Формы работы

  Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор и т.д.

В конце каждой темы проводится контрольная работа (контрольные вопросы и задания).

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

    Основные виды контрольных работ  в 5-9 классах – диктанты.

    В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.

Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных  повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Рабочая  программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем:

Грамматика, правописание и развитие речи

5 класс.

     

           Повторение.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

         Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово.

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Образование слов при помощи при ставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

        Части речи.

Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

         Имя существительное.

Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных. Умение различать род. Мягкий знак   после шипящих в корне слов у существительных женского рода и его отсутствие  у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1,2,3-м склонениях существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1,2,3-го склонений. Правописание падежных окончаний существительных 1,2,3-го склонений. Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения с именами существительными, относящимися к разным склонениям.

        Предложение.

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

      Развитие речи.

Заполнение дневника учащимся.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану.

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам, после разбора с учителем.

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.

  

Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи в 5 классе

(5 часов в неделю, 170 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Словарь

Предложение – 5

1

Предложение. Связь слов в предложении

1

2

Главные и второстепенные члены предложения

2

3

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

2

Здравствуй.

 До свидания. Благодарю. Болото

Звуки и буквы – 11 часов

1.

Алфавит

1

Пассажир, расстояние

2

Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные. Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие

1

Область

3

Р/р. Пересказ текста по вопросам

1

4

Обозначение мягкости согласных. Разделительный ь.

2

5

Парные звонкие и глухие согласные

1

6

Ударные и безударные гласные

1

7

Упражнения на закрепление

1

каникулы

8

Контрольные вопросы и задания

1

9

Проверочный диктант.

 Работа над ошибками

2

Слово. Состав слова -  35 часов

1

Корень и однокоренные слова

3

Граница,

охрана

2

Окончание

3

Инструмент

3

Р/р . Составление рассказа

1

4

Приставка

3

5

Суффикс

3

Железо, металл

Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов

2

6

Правописание безударных гласных в корне слова

3

север

7

Р/р Письменный пересказ текста (с. 65)

1

8

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

3

Физкультура

9

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

3

Беседа, верблюд, библиотека

10

Контрольный диктант.

Работа над ошибками

2

11

Приставка и предлог

3

12

Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок

2

13

Упражнения на закрепление

1

14

Деловое письмо

1

15

Контрольные вопросы и задания

1

Части речи. Имя существительное – 28 часов

1

Общее понятие о частях  речи.

4

Долото, забота

2

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Умение различать части речи по вопросам и значению

3

3

Р/р. Пересказ, составление рассказа

1

4

Контрольные вопросы и задания

1

5

Имя существительное

2

6

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

2

7

Собственные и нарицательные имена существительные

2

Столица, космос

8

Изменение имён существительных по числам

2

Ботинки

9

Род имён существительных

3

Герой

10

Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце

2

11

Контрольный диктант.

Работа над ошибками

2

11

Упражнения на закрепление

2

Адрес, конверт

12

Деловое письмо. Адрес

1

13

Контрольные вопросы и задания.

1

Изменение имён существительных по падежам – 18 часов

1

Падежи

3

Овраг, канал

2

Именительный падеж

2

3

Родительный падеж

2

4

Дательный падеж

2

5

Винительный падеж

2

верёвка

6

Р/р. Письменный пересказ текста (стр. 142)

1

7

Творительный падеж

2

8

Предложный падеж

2

природа

9

Упражнения на закрепление

2

Охота

Три склонения имён существительных – 21 час

1

1-е, 2-е, 3-е склонение имён существительных 1 склонения

3

Естествознание

2

Р/р. Пересказ текста по опорным словам (стр. 158)

1

3

Первое склонение имён существительных в ед. числе

2

4

Именительный падеж имён сущ 1-го склонения

2

5

Родительный падеж имён существительных 1-го склонения

2

6

Дательный падеж имён сущ 1-го скл

1

творог

7

Винительный падеж имён сущ 1-го скл.

1

8

Творительный падеж имён сущ 1-го скл

2

9

Предложный падеж имён сущ 1-го скл

2

10

Упражнения на закрепление

2

Свобода, стамеска, ракета

11

Р/р. Составление рассказа.

1

12

Деловое письмо. Поздравительная открытка

1

13

Контрольные вопросы и задания

1

Второе склонение имён существительных в ед числе – 18 часов

1

Именительный падеж имён сущ 2-го скл

2

2

Родительный падеж имён сущ 2-го скл

2

3

Дательный падеж имён сущ 2-го скл

2

4

Винительный падеж имён сущ 2-го скл

2

5

Творительный падеж имен существительных 2-го склонения

2

Остров, матрос, салат

6

Предложный падеж имён сущ 2-го скл

2

Отряд, компас

7

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

2

8

Упражнения на закрепление

2

Обед

9

Деловое письмо. Письмо

1

10

Контрольные вопросы и задания

1

Третье склонение имён существительных – 15 часов

1

Третье склонение имён существительных

2

2

Именительный падеж имён сущ 3-го скл

2

3

Родительный, дательный и предложный падежи имён сущ 3-го скл

3

Картон

4

Винительный падеж имён сущ 3-го скл

2

Запад, горизонт

5

Творительный падеж имён сущ 3-го скл

2

Орден

6

Р/р . Устный пересказ текста по опорным словам (стр 224)

1

7

Упражнения на закрепление

2

Колонна, коллекция, салют

8

Контрольные вопросы и задания

1

Предложение – 10 часов

1

Главные и второстепенные члены предложения

2

Бензин

2

Нераспространенные и распространенные предложения

2

3

Однородные члены предложения

2

Верстак, стакан

4

Знаки препинания при однородных членах предложения

2

5

Упражнения на закрепление

1

6

Контрольные вопросы и задания

1

Повторение – 9 часов

1

Повторение изученного. Состав слова.

1

2

Однокоренные слова

1

3

Приставка и предлог.

1

4.

Склонение имен существительных

2

5

Однородные члены предложения

2

6

Контрольный диктант. Работа над ошибками

2

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса (VIII вида)

 Учащиеся должны:

               овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

              получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

               научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

              быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Учащиеся должны знать:

     алфавит;

     способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Учащие должны уметь:

     различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

     подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

     проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения  формы слова;

     обозначать мягкость согласных буквой ь;

     разбирать слово по составу;

     выделять имя существительное как часть речи;

     строить простое распространенное предложение;

     связно высказываться письменно и устно (с помощью учителя);

     пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учебно-методический комплекс по письму и развитию речи

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида  под ред. В.В.Воронковой  5-9 классы Сборник 1. М., «Владос», 2011г.
  • Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, М. «Просвещение» 2009г
  • А.К.Аксенова «Развитие речи на уроках грамматики и правописания» М. «Просвещение» 2002г
  • Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку №1, №2, №3, №4 М. «Просвещение» 2002г.
  • Сайт издательства «1сентября»
  • И.Е.Токарь. Сборник упражнений для занятий по преодолению нарушений письма и чтения. Издательство «Коррекционная педагогика» М., 2008г
  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса (печатный и электронный варианты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...