Описательный оборот
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Описательный оборот» 6класс русский язык
Цели урока:
Формирование у учащихся языковых познавательных компетенций посредством расширения знаний о лексических средствах связи, в частности об описательном обороте, его назначении.
Формирование предметных компетенций в обнаружении описательных оборотов в текстах, применении и составлении их, в умении сцеплять предложения при помощи нового лексического средства связи предложений и составлении текстов с использованием описательных оборотов с целью избежания повторов одних и тех же слов.
Формирование коммуникативных компетенций через общение учащихся друг с другом, умение слышать и слушать учителя и одноклассников, делиться впечатлениями, работать в группе;
Формирование интеллектуальных компетенций через соотнесение темы урока с литературным материалом по творчеству А.С. Пушкина, знакомого учащимся с 5-го класса.
Ход урока:
1 Организационный момент.
2 Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас урок развития речи. Нам предстоит работать с текстами. Поэтому первый мой вопрос к вам следующий:
Что делает текст текстом? (связь предложений по смыслу и грамматически)
Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете? Вспомним и назовем их ( лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова)
Сегодня мы продолжим работу над общей темой «Лексические средства связи предложений в тексте». А тему нашего урока мы сформулируем позднее, когда познакомимся с новым лексическим средством связи.
3. Актуализация опорных знаний с плавным переходом к новой теме.
Работа с карточкой – заданием. (работа в парах) карточка на каждом столе.
(текст «Зима в лесу» смотри в приложении)
Какими лексическими средствами сцепляются предложения в тексте?
А в двух последних? ( слово »снег» заменено сочетаниями слов «серебристое пуховое одеяло» и «белые пушистые шапки»
Работа с учебником «Русская речь»: № 229 и 231 (учебники взяли в библиотеке по одному на парту)
(ребята приходят к выводу, что предложения могут быть связаны при помощи сочетания слов, которые заменяют слово, чтобы оно не повторялось) – выход на тему урока.
Делаем запись в тетрадях и на экране через проектор:
Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.
В литературе мы его называем перифразой( от греческого- окольная речь, пересказ
Состав описательного оборота – не менее 2-х слов
Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова.
4. Закрепление нового материала.
1. Усложним задание. До сих пор вы находили описательные обороты , которые связывали два предложения. Попробуем найти описательный оборот в тексте. Я приглашаю вас в «Страну необычных загадок». На доске демонстрируются отрывки из литературных произведений – смотреть в приложении.
Найдите описательные обороты и догадайтесь, какие слова они заменяют, о ком или о чем идет речь.
«Страна» довольна вами и просит помощи.
Ученики начальной школы писали сочинение и допустили речевые ошибки: в предложениях неоднократно повторялись одни и те же слова. Учитель ребят обращается к вам: помогите им придумать описательные обороты к повторяющимся словам, чтобы избежать повторений.
Вот эти слова : -подснежник -роса -небо -лето.
(учащиеся работают в парах)
«Страна необычных загадок прощается с вами. А мы продолжаем трудиться дальше.
Как вы думаете, только ли во избежание повтора слов используется описательный оборот? Попробуем разобраться в этом.
Задание №233 «Русская речь» Выбрать для связи предложений наиболее уместный описательный оборот.
Почему выбрали именно этот? ( ученики с помощью учителя приходят к выводу, что описательные обороты делают более выразительным образ, дополняют его характеристику)
На экране и в тетрадях делаем запись: 2 значение оборота :создание выразительного образа, дополнение характеристики.
На доске через проектор –текст:
Однажды на улице мы нашли котенка. …жалобно мяукал и дрожал, и мы взяли его домой. Скоро…подрос. Ах! Что он творил! Бегал, играл с нами, иногда рвал обои и царапал мебель. И все-таки мы так привязались к… Все рады, что в доме появился…
Задание.
Попробуйте на месте многоточий подобрать описательные обороты, чтобы они характеризовали котенка, исходя из содержания предложений. Запишите в тетради через запятую эти описательные обороты.
(всеобщий любимец, член семьи, любимец семьи и т.д.)
А какое значение имеют эти описательные обороты?
(ребята приходят к выводу, что в этих описат.оборотах выражено отношение к животному)
Вот вам еще одно назначение описательных оборотов. Запись на экране и в тетради:
3. Выражение отношения автора или персонажа к предмету или явлению.
А теперь я приглашаю вас на встречу с другим котом:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,…(дети продолжают до…-«сказку говорит»)
Откуда этот отрывок?
А теперь я приглашаю вас в» Страну пушкинских сказок»
Работа в группах. Создается 5 групп, в каждой –руководитель(помощник учителя), определяющий тех, кто будет отвечать. В карточках –заданиях отрывки из сказок Пушкина. (каждой группе – своя сказка)
Задания (через проектор на доску)
1.определить сказку.
2.подготовиться к выразительному чтению
3.найти на стенде иллюстрации к своим сказкам
4. найти в отрывке описательные обороты и определить их назначение( какие предметы или названия заменяют ? Что характеризуют? Выражают ли отношение кого-то к чему-либо?)
А теперь самое главное:
Придумайте 5-6 предложений по вашей сказке (может быть по содержанию или какому-либо эпизоду), чтобы был включен в текст один из описательных оборотов (из отрывков) как лексическое средство связи предложений.
(ребята совместно продумывают текст с записью на черновике)
Чтение сочинений-миниатюр, составленных общими усилиями в группах.
Домашнее задание: написать сочинение «Моя любимая сказка А.С. Пушкина».
Условие: ввести не менее двух описательных оборотов.
Урок развития речи
на тему:
«ОПИСАТЕЛЬНЫЙ
ОБОРОТ»
(6 класс)
Учитель Сергеева Г.А.
СОШ №262
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Чтобы оборот не взял в оборот"
В статье поднимается вопрос о разграничении причастных и деепрчастных оборотов....
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках...
Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"...
Открытый урок в 6 классе по теме "Описательный оборот"
Данный урок относится к урокам развития речи, продолжает знакомство с лексическими средствами связи. В качестве музыкального сопровождения использована музыка Сен-Санса "Слоны" и "Марш львов" из цикла...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Описательный оборот"
Данный урок является логическим продолжением темы "Текст" в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков учащихся работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ ...
Описательный оборот there is\there are
Практическое упражнение на отработку темы "Описательный обоот"....
Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Лексические средства связи. Описательный оборот"
Урок развития речи включает в себя конспект, презентацию и музыкальные произведения, используемые на уроке...