Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Описательный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Иванова Любовь Валерьевна

Данный урок является логическим продолжением темы "Текст" в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков учащихся работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся. Итог урока - творческая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Текст. Средства связи предложений в тексте. Описательный оборот»

Учитель высшей категории  Иванова Любовь Валерьевна ГБОУ лицея №344 Невского района Санкт-Петербурга

Дата проведения 27 ноября 2012 года

Класс 6 «А»

Главная дидактическая цель урока формирование коммуникативной компетенции через  углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи урока.

  1. Образовательные:
  • повторить и обобщить знания о признаках текста;
  • обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
  • познакомить учащихся с описательным оборотом;
  1. Развивающие:
  • формировать навык создания текстов с использованием  
  • описательного оборота;
  • продолжить формирование навыков и умений структурировать
  • материал, выбирая главное, обобщать, делать выводы;
  • обучать творческому мышлению и созданию творческих работ;
  • развивать умения  учащихся работать самостоятельно и в группах.

3. Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;
  • способствовать выявлению личностных качеств учащихся;
  • совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

      Тип урока: комбинированный урок     

      Используемые технологии обучения: технология исследовательского  

     обучения, технология обучения на основе схемных моделей, тестирование  

     с применением ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Пояснительная записка. Данный урок является  логическим продолжением  темы «Текст» в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую  работу учащихся. Итог урока  - создание творческих работ.

Примечание к пояснительной записке: урок проводится для Клуба молодых учителей лицея в рамках лектория «Современный урок как система» к занятию «Структурный анализ урока». Задача учителя – показать целостность урока, необходимость всех его компонентов, логичность перехода от одного этапа урока к другому, результативность.

Учебник: Е.И. Никитина Русский язык. Русская речь. М: Дрофа,2009.

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация к уроку, аудиозапись музыки МР3:  пьесы «Слоны», «Королевский марш львов» из сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных», раздаточный материал.

Эпиграф урока (на доске)

Речь - удивительно сильное средство,

                               но нужно   иметь много ума, чтобы пользоваться им.                                     Г. Гегель

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

      Речь – это язык в действии.

      Текст (от лат. textus — ткань, сплетение) — в лингвистике понимается

      как продукт речевой деятельности.

      Основные признаки целого текста:

  • заглавие;
  • тема;
  • идея;
  • делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;
  • связность;
  • композиционная завершенность;
  • стилевое единство.

     Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная.

     Средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические.

     Лексические средства связи предложений в тексте:

  • лексический повтор;
  • синонимическая замена;
  • использование антонимов;
  • родовидовые слова;
  • употребление слов одной тематической группы.
  • описательный оборот.

Описательный оборот – это описательное выражение, которое употребляется вместо того или иного слова.

 Описа́тельный -ая, -ое.

  1. Содержащий в себе общее описание чего-л. О. оборот речи (в котором предмет или явление называют не прямо, а несколькими словами, указывающими на какие-л. признаки, например: дневное свети́ло - о солнце).

     Ход урока:

  1. Организационный этап и вступительное слово учителя.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе  на уроке.

На доске слайд 1: титульный

  • Взаимные приветствия учащихся и учителя.
  • Проверка подготовленности учащихся к уроку, порядка на парте  и правильности посадки.
  • Подготовка тетрадей к работе.

На доске 2 слайд : эпиграф к уроку.

                    Речь - удивительно сильное средство, но нужно  

                      иметь много ума, чтобы пользоваться им.                                     Г. Гегель

Учитель:

 Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку и подумайте, о чем размышлял немецкий философ 19 века Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

  • Речь – это богатство каждого человека, так как это общение посредством языка, но чтобы пользоваться ею, надо развивать мышление.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим развивать наши мыслительные способности, совершенствовать речь. Что такое речь?

  • Это язык в действии.

Учитель:

Как понятие речь связано с понятием «текст»?

  • Текст – это продукт речевой деятельности.

Учитель:

Ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».

  1. Этап проверки домашнего задания.

Дидактическая задача: установить степень знания теоретического материала, устранить обнаруженные пробелы, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

На дом было задано: повторить признаки текста, а также способы связи предложений в тексте, используя упр.1 задание 1 учебника и опорную запись на странице 9. Так как урок проводится после выходного дня, письменного задания не было.

Учитель

Вспомните, что было задано на дом.

  • Повторить признаки текста.

На доске 3 слайд: Признаки целого текста

Учитель

Поработайте в группах из 4 человек.  Вам даны карточки, запишите в них фамилии участников группы, приготовьтесь их сдать по окончании урока для оценки работы на уроке. Обратитесь к 1 заданию: дан  перечень признаков текста. Установите, все ли признаки текста указаны. Если какого-то признака  не хватает, впишите в карточку. Время на работу 1 мин.

7 групп – 7 карточек:

1 карточка

заглавие; [тема]; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

2 карточка

заглавие; тема; [идея]; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

3 карточка

[заглавие]; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

4 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; [стилевое единство].

5 карточка

заглавие; тема; идея; [делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец]; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

6 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; [композиционная завершенность]; стилевое единство.

7 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; [связность]; композиционная завершенность; стилевое единство.

*Красным цветом отмечены пропущенные признаки.

По мере проверки выполнения домашнего задания на доске выплывают признаки текста в следующем порядке:

  1. тема;
  2. идея;
  3. заглавие;
  4. стилевое единство;
  5. делимость:1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;
  6. композиционная завершенность;
  7. связность.

Учитель

В ваших карточках дан текст-миниатюра (задание 2). Прочитайте его, докажите, что это текст.

Каждая группа должна подобрать аргументы для доказательства наличия «своего» признака. На подготовку 1-2 минуты.

На доске 4 слайд: текст-миниатюра

Текст

(1)Я бродил подолгу и видел много примет осени.(2) По утрам в лужах под стеклянной коркой льда виднелись пузырьки воздуха. (3)Иногда в таком пузырьке лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. (4)Я разбивал лед, доставал замерзшие листья и приносил их домой. ( По К. Паустовскому)

Тема: приметы осенью.

Идея: у осени много удивительных примет.

Заглавие: можно озаглавить «Лист в  хрустальном шаре».

Стиль: художественный (наличие средств художественной выразительности: сравнение как в полом хрустальном шаре, эпитеты под стеклянной коркой, багровый или лимонный лист, метафора коркой льда; образность).

Делимость: начало – 1 предложение; основная часть – 2,3 предложения, конец – 4 предложение.

Композиционная завершенность: полное раскрытие авторского замысла (автор показывает удивительное в природе осенью) и проявляется в строении текста: есть зачин, основная часть и  концовка.

Связность: все элементы текста связаны между собой.

На доске 5 слайд-заставка «Приметы осени»

  1. Этап всесторонней проверки знаний

Дидактическая задача: проверить объем и качество усвоения ранее изученного материала различными методами

Учитель

Используя данный текст, решите тесты.

На доске слайд 6.  Какие способы связи предложений имеет текст?

А) параллельный;

Б) цепной;

В) параллельный и цепной.

Ответ: Б

На доске слайд 7. Какое средство связи предложений не использовано в тексте?

А) слова одной тематической группы (ключевые слова);

Б) глаголы одного вида;

В) повтор одного и того же слова;

Г) синонимы

Ответ: Г

Учитель

На какие 2 группы можно разделить средства связи предложений в тексте, представленные в тесте?

После ответов учащихся на доске появляется схема.

На доске слайд 8. Средства связи предложений в тексте.

Учитель

Выпишите из текста средства связи в два столбика: морфологические, лексические.

При проверке – названия средств связи выплывают.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.

Дидактическая задача: организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению.

Учитель

Сегодня на уроке мы будем говорить о лексических средствах связи предложений в тексте. В столбик «Лексические средства связи» уже записаны слова одной тематической группы (ключевые слова); повтор одного и того же слова; синонимы. Какие бывают еще?

Давайте вспомним, проанализировав мини-тексты (задание 3), данные в карточках, недостающие допишем ( выплывают на доске по мере работы).

Работа в группах.

1 карточка

Лесная тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река.

Ответ: синонимы

2 карточка

В конце осени в лесу замирает жизнь птиц. Над берёзовыми опушками уже не встретишь резвящихся ласточек, по просекам не услышишь свиста рябчиков, высоко в небе летят последние косяки гусей.  

Ответ: родовидовые слова

3 карточка

Дни и ночи напролет моросит мелкий дождь. От дождя никуда не скрыться.

Ответ: лексический повтор

4 карточка

Поздняя осень настраивает на долгие размышления. Ранняя весна приносит радость.

Ответ: антонимы

5 карточка

Мы в предзимнем лесу. Деревья давно сбросили разноцветное убранство. Листья успели почернеть, трава - пожухнуть . Лужи покрылись тонким ледком.

Ответ: слова одной тематической группы.

6 карточка

Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря.

Ответ: местоимение; это не лексическое, а морфологическое средство связи.

7 карточка

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Зеленая красавица не боится скорых морозов.

Ответ: словосочетание? Оборот речи?

Учитель

Это описательное сочетание (выражение, оборот речи). Оно употребляется вместо того или иного слова и содержит элемент характеристики или подчёркивает какую-либо сторону, качество, признак описываемого предмета.  Называется описательным оборотом.

На доске слайд 9. Описательный оборот.

  • Запись темы в тетрадь.

  1. Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая задача: дать учащимся  представление об описательном обороте, познакомить с его видами, научить распознавать в тексте; показать практическую значимость изучаемой темы.

Учитель

Сравните  тексты (появляются на доске):

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего  леса. Зеленая красавица не боится скорых морозов.

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Ель не боится скорых морозов.

Прочитайте теоретический материал параграфа 5 учебника стр. 39, 40 и ответьте на вопрос: как вы думаете, для чего необходимо знать описательный оборот и научиться употреблять его при создании текстов?

  • Они не только связывают предложения в тексте, но и украшают его, помогают избежать лексических повторов - наиболее распространённой речевой ошибки. (Вывод появляется на доске.)

Учитель

Понаблюдаем, какие бывают описательные обороты. Выполним задание упражнения № 47.

Задание: рассмотрите на вклейке рисунки. Как  вы думаете, почему под каждым из них не одна подпись, а две и более?

  • Вывод: описательные обороты могут быть с прямым и переносным значением (метафора). Они могут являться описательными толкованиями лексического значения слова, могут быть устойчивыми сочетаниями. (Запись вывода в тетрадь). На доске 10 слайд: вывод.

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (На доске 11 слайд)

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Дидактическая задача: установить, усвоены или нет учащимися содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Учитель

Выполните упражнение №49: в тетрадь запишите только текст, где сцепляющий оборот имеет только переносное значение.

  • Проверка:

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

На доске  12 слайд-заставка: иллюстрация к упражнению «Шоссе».

     Учитель

   Придумайте свои описательные обороты для связи предложений в   данном тексте.

  • Варианты: широкая стальная лента, многокилометровая полоса, новая дорога, кратчайший путь, современная магистраль.

  1. Этап закрепления нового материала.

Дидактическая задача: закрепить  знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Учитель

Часто музыка помогает мысленно представить те или иные образы.

Давайте послушаем музыкальную пьесу «Слоны» из сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» и представим этих животных на арене цирка.

На доске 13 слайд-заставка. Слоны на арене цирка.

            Звучит музыка.

            Учитель

Подберите описательные обороты к слову «слоны».

  • Варианты: могучие артисты, веселые циркачи, африканские гости, милые толстяки.

           Выполним упражнение №51. Задание: прочитайте начало

           сочинения ученика. Найдите описательные обороты, которые помогли

           ему избежать повторения слова слоны.

  • Огромные умные животные. Четвероногие артисты. Зверь-великан.

         Допишите концовку сочинения. Используйте описательные обороты для  

         связи предложений.

Чтение и обсуждение нескольких работ учащихся.

  • Вариант (на доске слайд 14):

Второй веселый гигант уселся и в такт музыке размахивает хоботом. Третий африканский танцор топает ногами.

Забавное зрелище получилось!

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению.

Дидактическая задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

        Учитель

Послушайте еще одну музыкальную пьесу К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Каких животных вы себе представили?

Звучит пьеса «Королевский марш львов». На 15 слайде.

  • Дети пробуют отгадать. Учитель называет пьесу.

На доске 16 слайд-заставка. Львы.

            Попробуйте дома написать сочинение о том, что вы мысленно видите (или какое настроение  испытываете), слушая эту пьесу. Используйте в  сочинении   2-3 описательных оборота.

На доске 17 слайд: домашнее задание

Это задание упражнения № 52, которое и будет вашим домашним заданием. За сочинение все ребята получат оценки.

           

Подведение итога:

  • Для какой цели вы будете использовать описательные обороты?

 (Для связи предложений в тексте.)

  • К какой группе средств  связи принадлежит описательный оборот?

( Это лексическое средство связи.)

  • Допишите предложение (на доске 18 слайд):

Описательный оборот делает нашу речь более _______________________. (Выразительной, красочной, интересной.)

Оценка работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...