статья "Чтобы оборот не взял в оборот"
статья по русскому языку (6 класс) по теме
В статье поднимается вопрос о разграничении причастных и деепрчастных оборотов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
чтобы оборот не взял в оборот | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы оборот не взял в оборот…..
Учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №648 Касаткина Ж.Ю.
Традиционная педагогика добивается освоения детьми предметного материала. Её целью является стандартный результат - так называемые ЗУНы. Учитель при этом опирается главным образом на память учащегося, знания передаются от учителя к ученику. Материал объясняется в классе, закрепляется, отрабатывается дома, а затем на следующем уроке воспроизводится учеником. И если память у ученика хорошая, ответ без запинки, то, соответственно, ему можно со спокойным сердцем поставить отличную оценку.
Но вот парадокс: через некоторое время материал может быть частично или полностью забыт. И приходится начинать всё сначала…. Ни для кого не секрет, современный подросток огромное количество времени проводит у телевизора, компьютера, электронных игрушек, читает крайне мало. Как же быть? Перед педагогом встаёт извечный русский вопрос: «Что делать?» В таких условиях мы , учителя, должны работать иначе. В наших силах научить ребёнка противостоять информационному хаосу и сделать его более восприимчивым к сложным вопросам учебной программы.
В 2009-2010 учебном году я занималась на курсах в НИИСРОО по системе мыследеятельностной педагогики. Подход, предложенный разработчиками МД-педагогики, мне показался любопытным, интересным и полезным.
«Разработчики МД-педагогики считают, что, овладев определенной педагогической технологией, учитель сможет обучать детей мышлению. Технология в виде пакета мыслительных средств, таких , как анализ, рефлексия, моделирование, проектирование, планирование, разрабатывается уже более десятка лет,-»пишет В.Веселовская в «Учительской газете» в статье «Мышление как способ жизни. Что такое МД-педагогика?» (http://www.ug/ru(09910038) 2005-03-08))
На данном этапе развития общества самой важной способностью человека является умение учиться. «Научить человека учиться- значит развить его способности в процессах коммуникации и понимания, творческого мышления. МД-педагогика продолжает традиции известного педагога и психолога Василия Васильевича Давыдова, который разработал деятельностный подход к содержанию образования и традиции русского философа и методиста Георгия Петровича Щедровицкого» (Ю.В.Громыко, см. там же)
Название моей статьи читателю может показаться несколько легкомысленным, даже совсем для неё не подходящим, но это всего лишь на первый взгляд. Программа под редакцией Т.А.Ладыженской начинает изучение таких сложных тем морфологии как «Причастие» и «Деепричастие» в 7 классе, программа под редакцией М.М.Разумовской – в 6 классе. Но и в том и в другом случае главная трудность заключается в том, что учащиеся путают причастие и деепричастие, причастный и деепричастный обороты, то есть действительно «попадают в оборот.»
Опираясь на МД-педагогику, я решила создать систему уроков, которая позволила бы преодолеть главный барьер и сделать изучение этих тем увлекательным и интересным. Вниманию читателей я предлагаю примерное планирование по теме «Деепричастие» и некоторые задания, использовавшиеся мною на уроке, посвящённом изучению деепричастного оборота.
Примерное планирование уроков русского языка в 6 классе.
ТЕМА: «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
СУО №1 Что такое деепричастие.
СУО №2 Деепричастный оборот.
СУО№3 Правописание не с деепричастиями.
СУО№4 Образование деепричастий.
СУО № 5 Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
СУО№6 Употребление деепричастий в речи.
СУО №7 Произношение деепричастий .
Кол-во часов по программе. | Примерно 15 часов |
Опорные средства, которыми владеют учащиеся. |
|
Новые средства, которые должны освоить в рамках изучения данной темы. |
|
Типичные ошибки. |
|
Типы домашних и диагностических заданий. |
|
Русский язык, 6 класс.
Учебный материал: деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.
В ходе занятия осуществлялось:
- Знакомство с языковыми признаками деепричастного оборота.
- Формирование умения опознавать деепричастный оборот и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
- Формирование умения отличать деепричастный оборот от причастного.
Необходимые для работы в ситуации средства:
- Понятия зависимого и определяемого слова. Словосочетание.
- Умение выделять причастный оборот в тексте
- Умение различать причастный и деепричастный обороты
Что осваивают учащиеся ?
- Понятие деепричастного оборота.
- Умение ставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.
Осваиваемые способы действия:
- Умение находить в тексте словосочетания типа «причастие + зависимое слово», словосочетания , в состав которых входит деепричастие, умение находить главное слово в таком словосочетании.
- Умение дать определение понятию «деепричастный оборот» по аналогии с определением понятия «причастный оборот»
Задание №1
Найти словосочетания с деепричастиями. Цель задания: актуализация способа различения словосочетания с причастием и деепричастием .
Закутанный в тулуп.
Проложенный геологами.
Укрепил болт.
Запер на замок.
Вырастив урожай.
Раскачавшихся от ветра.
Задание №2
Найти словосочетания без деепричастия.
Выкрашенный краской.
Выкрасив краской.
Устроенный по проекту.
Устроившись на ночлег.
Запертый дом.
Заперев дом.
Задание №3
Найти предложение с деепричастием. Цель: актуализация способа нахождения деепричастия.
Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
Много тайн хранят леса, опаленные войной.
Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.
Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Мальчик шёл и не смотрел под ноги.
- Выделите деепричастный оборот. Как это можно сделать?( по аналогии с причастным оборотом, будем искать деепричастие с зависимым словом)
- В этом предложении запятые уже стоят. Прочитав текст параграфа в учебнике, объясните их.( Можно предложить учащимся догадаться самим, без учебника)
Задание№4
Творческая работа на тему «Храм Покрова на Нерли».
Составить несколько предложений, включив в их структуру деепричастные обороты.
Задание №5(задание-ловушка)
1) Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2) Своим делом он занимался спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь. 4) Петя шел засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. 6) Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку.
9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора повесив нос.
При расстановке знаков препинания учащиеся попадают в ловушку, если действуют на основе повторенных правил. Не обособляются деепричастия, входящие в состав фразеологических оборотов. Кроме того, иногда деепричастия переходят в наречия, теряя при этом глагольные признаки (значение действия). Такие деепричастия употребляются обычно без зависимых слов в конце предложения и запятой не отделяются. Перед выполнением задания учащимся предлагаются следующие вопросы:
- Выделите фразеологические обороты
- Определите вид деепричастий
- Определите место, которое занимает деепричастие в предложении.
Делается вывод, вводится новое правило.
Упражнение на закрепление нового правила.
Задание №6
Расставить знаки препинания.
1. Вот результаты эксперимента проведя который я был удивлён.
2. Начиная с севера шёл сильный снег.
3. Ужинали не спеша и почти молча.
4. Работать засучив рукава.
5. Маша сидела зажмурясь.
С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять дее причастия в речи проводится следующее упражнение.
Заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объяснить знаки препинания. По вопросам определить вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
— Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)
В качестве примера мы читаем отрывок из «Детства» А. М. Горького.
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее,— и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...
Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...
Урок закрепления изученного по теме «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Цели урока: Уметь:1. находить де...
Урок усвоения новых знаний по теме: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Цели урока: Знать:1. определение деепричастного оборота;2. понимать, что д...
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...
"Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях"
Конспект открытого урока русского языка в 7 классе на тему "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях"...