Открытый урок в 6 классе по теме "Описательный оборот"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Данный урок относится к урокам развития речи, продолжает знакомство с лексическими средствами связи. В качестве музыкального сопровождения использована музыка Сен-Санса "Слоны" и "Марш львов" из цикла "Карнавал животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока По теме "Описательный оборот" | 15.54 КБ |
Презентация к уроку по теме "Описательный оборот" | 576.45 КБ |
Карточки к уроку по теме "Описательный оборот" | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот
Цели: дать понятие лексического оборота и его функции в тексте;
сформировать умение использовать описательный оборот в качестве лексического средства связи;
продолжить развитие познавательной деятельности учащихся, их коммуникативно-речевых навыков по составлению собственного высказывания;
используя интегрированные методы обучения, сформировать у учащихся чувство прекрасного, умение выражать собственное отношение к произведениям искусства, давать им оценку
Оборудование: компьютер, проектор
Предварительная подготовка: презентация и карточки с заданиями к уроку
Ход урока
I Оргмомент
II Повторение пройденного.
1) Работа с карточкой, текст № 1
Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.
Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.
2) Фронтальный опрос:
1. Какой раздел науки о языке занимается изучением союзов и местоимений? Как называют такие средства связи?
2. Какой раздел науки о языке изучает такие средства связи, как повтор и синонимы? Как называют такие средства связи? Какие ещё средства связи относятся к лексическим?
III Новая тема
1) Определение целей и задач урока, постановка проблемы
Сегодня мы познакомимся с ещё одним средством связи и постараемся научиться использовать его при составлении текстов.
Для начала давайте попробуем определить, что это за средство, каковы его функции и что оно собой представляет.
2) Эвристический поиск. Работа с карточкой, текст № 2
Прочитайте текст. Выпишите средства связи предложений в тексте.
Над чистым сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры.
3) Эвристическая беседа
1. Как вы думаете, это лексическое или морфологическое средство связи?
Это средство связи называется описательный оборот. Слайд № 1 Это и будет темой нашего урока.
2. Что же это такое? Какое определение мы бы дали этому понятию?
Описательный оборот – это…
А) Что это? (лексическое средство связи)
Б) Для чего оно служит?
В) Что собой представляет?
4) Делаем вывод: Описательный оборот - лексическое средство связи предложений в тексте, которое служит для устранения неоправданных повторов и представляет собой замену одного понятия образным синонимичным сочетанием. Слайд № 2
IV Закрепление
1) работа с учебником
Выбор нужного описательного оборота очень важен, он должен соответствовать содержанию предложения, дополнять его смысл. Поможет понять необходимость этого упражнение в учебнике «Русская речь»
Упр.233 с.95 (по рядам) Запишите свой текст, используя из предложенных вариантов только один. Аргументируйте сделанный выбор.
1 ряд – трудолюбивые зверьки
2 ряд – лесной доктор
3 ряд – быстрые, как молнии, птицы
Упр.236 с.96 Вам предлагают прослушать произведение замечательного французского композитора, органиста и дирижёра Шарля Камиля Сен-Санса Слайд № 3
Слайд № 4 Одна из частей этой сюиты называется «Слон». Прослушайте её. (Музыка)
Какую картину увидели вы, слушая эту пьесу?
А теперь посмотрите, какие сочинения на тему «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Слоны», написали учащиеся (с.96)
Понаблюдайте, как авторам сочинений удалось избежать неоправданных повторов. Какое лексическое средство им в этом помогло?
2) подготовка к сочинению
Слайд № 5 Музыка Сен-Санса, действительно, восхитительна. И мы с вами в этом убедимся, когда прослушаем ещё одну пьесу «Вступление. Королевский марш львов» из сюиты «Карнавал животных». (Музыка)
Ваша задача – написать сочинение «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Королевский марш львов» и постараться использовать в нём в качестве средств связи описательные обороты.
Какие описательные обороты к слову «лев» вы можете предложить? (златогривый, опасный хищник; царь зверей; неукротимый , гордый, зверь, грациозное, величавое животное)
Попробуйте написать небольшой текст о том, что вы мысленно видите, слушая пьесу «Королевский марш львов»
V Домашнее задание: Слайд № 6
Дописать сочинение «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Королевский марш львов»
VI Итоги, оценки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Описательный оборот – лексическое средство связи предложений в тексте, которое служит для устранения неоправданных повторов и представляет собой замену одного понятия образным синонимичным сочетанием.
Шарль-Ками́ль Сен-Са́нс ( 1835 —1921) — французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель. Сюита «Карнавал животных» была написана Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии.
Музыкальная пьеса «Слон»
Музыкальная пьеса «Королевский марш львов»
Домашнее задание: сочинение «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Королевский марш львов»
Предварительный просмотр:
текст № 1
Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.
Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.
текст № 2
Прочитайте текст. Выпишите средства связи предложений в тексте.
Над чистым сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры.
текст № 1
Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.
Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.
текст № 2
Прочитайте текст. Выпишите средства связи предложений в тексте.
Над чистым сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по теме "На ферме. Оборот there is/ there are".
конспект открытого урока для третьего класса....
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
открытый урок по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот" 6 класс
урок в форме зачета можно провести после изучения темы Деепричастие...