Рабочая программа по русскому языку. 10 класс Гимназический
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Согласовано Руководитель МО ___________Брилевская Н.Н.
Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | Рассмотрено На заседании педагогического совета №____от «____»____________2014 г. | Утверждаю Директор ГБОУ гимназии №1590________Боброва Е.Н.. Приказ № ___от «___»____________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Составила: учитель русского языка и литературы
10 класс
Базовый уровень
2014- 2015 уч.год
Рабочая программа
для основного общего образования
(базовый уровень)
10 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина., И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы, М., Русское слово, 2009
- Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
- Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе
Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам). Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
Формы организации образовательного процесса
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные, дистанционные.
Предметное содержание учебного процесса: межпредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
По Федеральному базисному плану на изучение русского языка в 10 классе отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
4. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- основные единицы и уровни языка;
- орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
уметь:
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;
- Содержание учебного предмета
- Введение. 1
- Лексика. Фразеология.Лексикография. 2 (в том числе 1 р\р)
- Фонетика. Графика. Орфоэпия. 2
- Морфемика и словообразование. 3
- Морфология и орфография. 4
- Самостоятельные части речи. 13 (в том числе 1 р\р)
- Служебные части речи. 2
- Контрольные работы 5
Тематическое планирование по русскому языку для 10 класса « А» ( 34 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Внеурочная деятельность |
1. | Слово о русском языке | 1 | ||
2. | Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка | 1 | ||
3. | Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. | 1 | Просмотр фильма « Знают ли русские русский» | |
4. | Контрольная работа №1 | 1 | Контрольная работа с элементом развития речи | |
5. | Система гласных и согласных звуков русского языка. Слог. Фонетический разбор . | 1 | ||
6. | Орфоэпические нормы русского языка | 1 | Просмотр фильма « Нормы русского произношения» | |
7. | Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ. | 1 | ||
8. | Словообразование в русском языке. Словообразовательный анализ. | 1 | ||
9. | Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне. | 1 | ||
10. | Гласные после шипящих. | 1 | ||
11. | Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных. | 1 | ||
12. | Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок. | 1 | ||
13. | Контрольный диктант. | 1 | Контрольная работа | |
14. | Анализ контрольного диктанта. Зачет по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии. | 1 | Урок-зачет | Конкурс презентаций |
15. | Имя существительное как часть речи. Падежные окончания существительных. | 1 | ||
16. | Гласные в суффиксах имен существительных | 1 | ||
17 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание имен прилагательных. | 1 | ||
18. | Правописание сложных существительных и прилагательных. | 1 | Лингвистическая викторина | |
19. | Тест. Готовимся к ЕГЭ | 1 | Подготовка к ЕГЭ | |
20. | Имя числительное как часть речи | 1 | ||
21. | Местоимение как часть речи. | 1 | ||
22. | Лингвистический анализ текста. | 1 | Развитие речи | Просмотр и обсуждение фильма « Знают ли русские русский» |
23. | Глагол как часть речи. | 2 | ||
24. | Причастие как форма глагола. | 2 | ||
25. | Деепричастие как форма глагола. | 1 | Конкурс презентаций | |
26. | Тест | 1 | Контрольная работа | |
27. | Наречие как часть речи. Написание наречий. | 2 | ||
28. | Служебные части речи : предлог, союз,частица | 2 | ||
29. | Контрольная работа | 1 | Тест |
Содержание учебного предмета
1.Введение. 1ч
- Лексика. Фразеология.Лексикография. 9 (в том числе 2 р\р)
3.Фонетика. Графика. Орфоэпия. 2ч.
4.Морфемика и словообразование. 4ч
5.Морфология и орфография. (46ч.+5р.р.)
6. Контрольные работы 7ч.
10 класс « В»
Базовый уровень (68 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Внеурочная деятельность | ||||
1 | Слово о русском языке. | 1 | ||||||
Лексика. Фразеология. Лексикография 10 ч. | ||||||||
2 | Слово и его значение. Однозначность и многозначность. | 1 | ||||||
3 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | ||||||
4 | Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. | 1 | Развитие речи | Работа над презентацией | ||||
5 | Омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. | 1 | ||||||
6 | Синонимы, антонимы и их употребление. Работа со словарями. | 1 | ||||||
7 | Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. | 1 | Конкурс презентаций Словари русск.языка» | |||||
8 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | ||||||
9 | Р/Р. Лексикография. Лексический анализ текста на основе работы со словарями. | 1 | Развитие речи | |||||
10 | К/Р. № 1. Контрольный диктант | 1 | Контрольная работа | |||||
11 | Анализ контрольной работы. | 1 | ||||||
Фонетика. Графика. Орфоэпия 2 ч. | ||||||||
12 | Фонетический разбор слова. Чередование звуков. | 1 | ||||||
13 | Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словаря-ми. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах. | 1 | Подготовка к ЕГЭ | Просмотр фильма « Знают ли русские Русский» | ||||
Морфемика. Словообразование 4 ч. | ||||||||
14 | Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа со словарями. | 1 | ||||||
15 - 16 | Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Формообразование. | 2 | Конкурс опорных таблиц | |||||
17 | К/Р. № 2. Тест. | 1 | Тест | |||||
Морфология. Орфография (46 ч.+5р.р. ) | ||||||||
18 | Анализ к/р №2. Принципы русской орфографии. | 1 | ||||||
19 | Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова. | 1 | ||||||
20 | Употребление гласных после шипящих и Ц. Словарный диктант. | 1 | ||||||
21 | Правописание звонких, глухих и двойных согласных. | 1 | ||||||
22 | Практическая работа. Диктант с грамматическим заданием. Взаимопроверка/самопроверка. | 1 | ||||||
23 | Р/Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | Развитие речи | Выставка работ « Проба пера» | ||||
24 | Р/Р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. | 1 | Развитие речи | |||||
25-26 | Правописание приставок. Словарный диктант. | 2 | ||||||
27 | Гласные Ы-И после приставок. | 1 | ||||||
28-29 | К/Р. № 3. Контрольный диктант с творческим (мини-сочинение) заданием | 2 | Контрольная работа | |||||
30 | Работа над ошибками диктанта. Анализ выполнения творческого задания. | 1 | ||||||
31 | Употребление Ъ и Ь. Словарный диктант. | 1 | ||||||
32 | Практическая работа. Обобщающий тренинг по орфографии | Подготовка к ЕГЭ | ||||||
Ч а с т и р е ч и | ||||||||
33 | Систематизация знаний о частях речи. | 1 | Лингвистическая игра « Морфология» | |||||
34 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | ||||||
35 | Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы. | 1 | ||||||
36 | Гласные в суффиксах имен существительных. Морфологические нормы. | 1 | ||||||
37 | Р/Р. Функционально-смысловые типы речи. | 1 | Развитие речи | Конкурс презентаций | ||||
38 | Р/Р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста - рассуждения. | 1 | Развитие речи | |||||
39 | Р/Р. Обучающее изложение текста - рассуждения. | 1 | Развитие речи | |||||
40 | Анализ изложения. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||||||
41 | Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы. | 1 | ||||||
42 | К/Р. № 4. Контрольное изложение текста - рассуждения. | 1 | Контрольная работа | |||||
43 | Анализ изложений. | 1 | ||||||
44 | Правописание сложных имен существительных и прилагательных. Словарный диктант. | 1 | ||||||
45 | Морфологический разбор числительных. Склонение числительных. Морфологические нормы. | 1 | ||||||
46 | Морфологический разбор местоимений. | 1 | ||||||
47 | Правописание местоимений. Морфологические нормы | 1 | ||||||
48 | К/Р. № 5. Контрольное сочинение – рассуждение. | 1 | Подготовка к ЕГЭ | |||||
49 | Анализ контрольных сочинений. | 1 | ||||||
50 | Морфологический разбор глагола. | 1 | ||||||
51 | Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы. | 1 | ||||||
52 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | ||||||
53 | Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Морфологические нормы. | 1 | ||||||
54-55 | Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Словарный диктант. | 1 | ||||||
56 | Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. | 1 | ||||||
57 | Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий. | 1 | ||||||
58 | Образование наречий. Морфологический разбор наречий. Морфологические нормы. Слова категории состояния. | 1 | ||||||
59 | Правописание наречий. | 1 | Викторина « Написание наречий» | |||||
60 | К/Р. № 6. Тест. | 1 | Тест | |||||
61 | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. | 1 | ||||||
62 | Правописание предлогов. | 1 | ||||||
63 | Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. ( | 1 | ||||||
64 | Частицы. Правописание частиц. | 1 | ||||||
65 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 1 | ||||||
66-67 | К/Р. № 7. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | 2 | Контрольная работа | |||||
68 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | Просмотр фильма «Нормы современного Русского языка» |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина). 2008год.
- Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. Москва, «Русское слово» 2007год.
- ФИПИ. ЕГЭ-2013. Русский язык (типовые экзаменационные варианты) под редакцией И.П.Цыбулько. Москва, «Национальное образование» 2013год.
- Текучева И.В. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А,В,С для подготовки к ЕГЭ. Москва, «Астрель» 2012год.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Москва, «Экзамен» 2013год.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. Москва, 2004год.
- Агеенко Ф.Л.,Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. Л., 2000год
- Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. Москва.1996год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Коллекция ЦОРов по русскому языку
2. Интернет-материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс Гимназический
Гимназический класс...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...