Рабочая программа по русскому языку. 7 класс Гимназический класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1Согласовано Руководитель МО ___________Брилевская Н.Н.
Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | Рассмотрено На заседании педагогического совета №____от «____»____________2014 г. | Утверждаю Директор ГБОУ гимназии №1590________Боброва Е.Н.. Приказ № ___от «___»____________2014 г. |
ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
для 7 класса
УМК С.И. Львовой на основе ФГОС
Составила : учитель русского языка и литературы
Шуляк Светлана Александровна
2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 11 классы общеобразовательных учреждений под редакцией С.И. Львовой – М.:Мнемозина, 2009 и учебника «Русский язык. 7 класс. В 3-х частях»- С.И.Львова. В.В.Львов. –М.: Мнемозина,2011. Рабочая программа составлена в связи с несоответствием количеством часов в авторской программе и в базисном учебном плане. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
по русскому языку.
Цели обучения
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами и интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей детей. Направленность на трехсторонний анализ языкового факта пронизывает весь курс обучения родному языку, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе. Отличительная особенность курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родного языка. Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это в выделении дополнительного материала, выделенного*. Кроме того, программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в большом использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах. Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения. Содержание курса в средней школе максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры человека. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции. Таким образом, в процессе изучения русского языка в совершенствуются основные общеучебные компетенции: коммуникативная, информационная, организационная. Следовательно, создаются необходимые условия для реализации межпредметных связей в процессе обучения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Рабочая программа предусматривает формирование практических умений и навыков, востребованных на ГИА: информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения; создавать собственное высказывание по тиру речи рассуждение; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.
Результаты обучения
В результате изучения курса обучающийся должен знать и владеть основными понятиями и навыками:
Речевая деятельность:
- понимание основного содержания текста разного стиля, выделение основной мысли
- владение техникой чтения, извлечение нужной информации
- подробный и сжатый пересказ текстов
- создание высказывания разных типов речи
Текстоведение:
- определять тему, основную мысль текста
- делить тексты на абзацы
- извлечение нужной информации
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки, давать им фонетическую характеристику
- правильно произносить буквы и звуки
Морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа
Лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов разными способами
- различать прямое и переносное значение слов
- толковать употребление фразеологических оборотов
Морфология:
- различать части речи, правильно указывать морфологические признаки
- правильно образовывать слова изученных частей речи
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах
- группировать слова по видам орфограмм
- владеть приемами применения изученных правил орфографии
- самостоятельно подбирать слова на изученные орфограммы
- устно объяснять выбор написания
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово
- выделять основу в предложении
- характеризовать предложения
- опознавать простые, осложненные и сложные предложения
- применять изученные правила пунктуации.
Программа по русскому языку в 7 классе общим объемом 138-140 часов (4 часа в неделю) изучается в течение учебного года (34 учебных недели).
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов по рабочей программе |
1 | Введение. Язык как развивающее явление | 2 |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 40 |
3 | Текстоведение | 18 |
4 | Морфология. Наречие. | 35 |
5 | Служебные части речи. Предлог. | 13 |
6 | Союз | 13 |
7 | Частицы | 12 |
8 | Междометия и звукоподражательные слова | 2 |
9 | Повторение и обобщение изученного | 3 |
Итого | 138 |
Тематическое планирование по русскому языку
ТЕМА урока | КОЛИЧЕСТВО часов | ТИП урока | Внеурочная деятельность |
Наш язык. Исторические изменения русского языка. | 2 | ||
Звуки и буквы. | 1 | повторение | |
Орфоэпия как раздел лингвистики. | 1 | повторение | Создание орфоэпического словарика школьника |
Основные способы образования слов. | 1 | повторение | |
Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы. | 2 | повторение | Создание морфемного словарика школьника |
Основные способы образования наречий. | 1 | тест | |
Неморфемные способы образования слов. | 1 | ||
Диктант с языковым анализом текста. | 1 | К/Р | |
Лексикология как раздел лингвистики. Однозначные и многозначные слова. | 1 | повторение | Просмотр фильма « Знают ли русские русский» |
Переносное значение слова. Фразеологизмы. | 1 | повторение | |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. | 1 | ||
Устаревшие слова. | 1 | Игра « В мире лексикологии» | |
Части речи. Изложение. | 1 | Р/Р | |
Именные части речи. | 1 | повторение | |
Глагол. | 1 | повторение | |
Особые формы глагола. (Причастие и деепричастие) | 1 | повторение | |
Причастный и деепричастный обороты. | 1 | повторение | |
Подготовка к сочинению по картине. | 1 | Р/Р | Просмотр фильма « В мастерской художника» |
Виды предложений. | 1 | повторение | |
Простое осложнённое предложение. | 1 | повторение | |
Изложение. | 1 | Р/Р | |
Разделы русской орфографии. Правописание морфем. | 2 | Повторение. Тест. | Создание опорных конспектов |
Правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | 2 | повторение | |
Написание –Н- и –НН- в полных и кратких прилагательных, причастиях. | 1 | повторение | |
Слитные, раздельные и дефисные написания. | 1 | повторение | |
Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 | повторение | Викторина « В гостях у русской орфографии» |
Диктант с творческим заданием. | 1 | Творческая работа. | |
Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | ||
Предложения с обособленными членами. | 1 | повторение | |
Постановка знаков препинания перед союзом И. Предложения с прямой речью. | 1 | Создание опорных конспектов | |
Изложение с творческим заданием. | 1 | Р/Р | |
Правильное употребление имён существительных. | 1 | повторение | |
Правильное употребление имён прилагательных. | 1 | ||
Правильное употребление имён числительных. | 1 | ||
Правильное употребление местоимений. | 1 | ||
Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий. | 1 | повторение | Просмотр фильма « Знают ли русские русский» |
Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением. | 2 | ||
Точность и логичность речи. Композиция текста. | 1 | ||
Виды связей предложений в тексте. | 1 | Выставка ученических работ « Проба пера» | |
Подготовка к сочинению. | 1 | Р/Р | |
Выразительность речи. | 1 | Конкурс чтецов | |
Фонетические средства | 1 | ||
Выразительности. Выразительные возможности словообразования. | 1 | ||
Лексические средства выразительности. | 2 | ||
Морфологические средства выразительности. | 2 | ||
Синтаксические средства выразительности. | 2 | ||
Рассуждение как тип речи. Основные средства оформления текстов-рассуждений. | 1 | Выставка работ учеников « Проба пера» | |
Изложение-миниатюра. | 1 | Р/Р | |
Типы речи и их сочетание в тексте. | 2 | Творческая работа. | |
Наречие как часть речи. | 2 | ||
Разряды наречий. Сжатое изложение. | 1 | Р/Р | |
Местоименные наречия. | 1 | ||
Выразительные возможности наречий. | 1 | ||
Слова категории состояния. | 1 | ||
Диктант с языковым заданием. | 1 | ||
Образование степеней сравнения наречий. | 1 | ||
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | 2 | Создание школьного словарика трудностей ( написание наречий) | |
Различение наречий исходных по звучанию сочетаний. | 1 | ||
Дефисное написание наречий. | 1 | ||
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями. | 1 | Создание опорных таблиц-конспектов | |
Контрольная работа | 1 | К/Р | |
Анализ контрольной работы. | 1 | ||
Правописание Н и НН в наречиях на –о(-е) | 2 | ||
Суффиксы О и А на конце наречий. | 1 | ||
О и Е на конце наречий после шипящих. | 1 | ||
Употребление Ь на конце наречий после шипящих. | 1 | ||
Сжатое изложение. | 1 | ||
Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» | 2 | повторение | Викторина « Правописание наречий» |
Контрольный диктант. | 1 | К/Р | |
Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении. | 2 | ||
Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении. | 1 | ||
Функции наречий в тексте. | 1 | ||
Правильное произношение наречий. | 1 | ||
Правильное образование форм степеней сравнения наречий. | 1 | ||
Лексические нормы. | 1 | ||
Сжатое изложение. | 1 | Р/Р | |
Повторение темы «Наречие» | 1 | Конкурс ученических работ по теме « Наречие» | |
Контрольная работа (зачёт по теме Наречие) | 1 | К/Р | |
Служебные части речи. | 2 | ||
Предлог как часть речи. | 1 | ||
Предложное управление. | 1 | ||
Грамматические значения предлогов. | 2 | ||
Разряды предлогов. | 2 | ||
Изложение | 1 | Р/Р | |
Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | тест | Создание презентации « Написание предогов» |
Роль предлогов в словосочетании и предложении. | 2 | тест | Просмотр фильма « Знают ли русские русский» |
Союз как часть речи. | 1 | ||
Разряды союзов. | 1 | ||
Синтаксическая роль союза И. | 2 | ||
Синтаксическая роль подчинительных союзов. | 1 | ||
Сочинение по картине. | 1 | Р/Р | |
Различение союзов и союзных слов. | 1 | ||
Правописание составных | 1 | ||
союзов. | |||
Правописание союзов разных разрядов. | 1 | ||
Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов. | 2 | Создание опорных конспектов по теме «Союз как часть речи» | |
Повторение темы. | 1 | повторение | |
Контрольная работа (диктант) | 1 | К/Р | |
Понятие о частице. Разряды частиц. | 1 | ||
Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. | 1 | ||
Правописание частиц НЕ и НИ. | 2 | ||
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи. | 1 | Подготовка презентации « НЕ и НИ с разными частями речи» | |
Изложение с элементом сочинения. | 1 | К/Р, Р/Р. | |
Роль частиц в речи, в предложении, в тексте. | 1 | ||
Орфоэпические нормы употребления предлогов, союзов, частиц. | 1 | ||
Грамматические нормы употребления предлогов, союзов, частиц. | 1 | ||
Повторение темы: СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. | 1 | повторение | Викторина « Служебные части речи» |
Контрольная работа (зачёт по теме). | 1 | К/Р | |
Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова. Трудные случаи разграничения языков явлений. | 2 | ||
Комплексное повторение изученного в 7 классе. | 2 | повторение | Конкурс ученических работ |
Итоговый диктант. | 1 | К/Р |
Литература
1.Учебник:Русский язык. 7 класс. В 3-х частях»- С.И.Львова. В.В.Львов.- М.: Мнемозина,2011.
2. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителей к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс».- М.: Мнемозина, 2011
3. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 6-7 кл.: Пособие для учителя.-М.: Мнемозина, 2009
4. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2012. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ.- М.: Астрель, 2012
5. Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника: Пособие для учащихся 5-11 классов-М: Эксмо, 2007
6. Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся- М: Эксмо, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по литературе. 5 класс Гимназический класс
Гимназический класс...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...