урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщение по теме "Главные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Обобщение по теме «Главные члены предложения»
Класс 8А
Дата 12.11.2018 г
Цель деятельности учителя | Выявление степени владения теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу по теме «Главные члены предложения» |
Задачи урока: | - обобщить знания о способах выражения подлежащего; типах сказуемого и его способах выражения; - закрепить умение применять при письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. |
Тип урока | Повторительно-обобщающий (урок систематизации ЗУН) |
Планируемые образовательные результаты | предметные результаты: находить пунктограммы в предложениях; владеть алгоритмом определения грамматической основы; устно объяснять выбор и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно составлять предложения на изученные правила; метапредметные результаты: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, просмотра или аудирования; умение вести самостоятельный поиск информации; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; личностные результаты: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык. 8 классы» для общеобразовательных учреждений под редакцией Е.А.Быстровой/ Под.ред. Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,2018. |
Наглядно-демонстрационный материал | повторительно-обобщающий материал, инструкции для выполнения упражнений, |
Основные понятия | Подлежащее, сказуемое, пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развива-ющие компонен-ты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы органи-зации совзаи-модейст-вия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. оргмомент | Приветствие. | |||||
1.Мотива- ция (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к повторению изученного материала | -Открываем тетради, записываем дату…, а тему мы запишем в ходе урока. Познакомить с листом самооценки и шкалой оценивания «5» - 36 – 41 балл «4» - 28 – 35 баллов «3» - 19 – 34 баллов «2» - 0 – 18 баллов -Ребята, вы любите мультфильмы? Я тоже люблю. Тогда будем смотреть мультфильмы. Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фрон-тальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей | |
2.Актуа- лизация и пробное учебное действие. Выявле- ние места и причины затрудне-ния. Целепола- гание. | Воспроизведение ранее изученного, установле- ние преемствен- ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристиче- ская беседа. Самопроверка. | Запись на доске. Продолжите предложения: Шарик (кто такой?)пёс, герой мультфильма Шарик (что делает?)собирает разные вещи в рюкзак Шарик (какой?) грустный, обиженный. - Ребята, а почему я использую именно эти вопросы? (это вопросы сказуемого). (Учитель допускает пунктуационную ошибку в записанных предложениях) -Верно ли расставлены знаки препинания? Подведение к формулировке темы и целей урока «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым». - Это новая тема? Какова цель нашего урока? (повторить изученный материал, обобщить, устранить пробелы в знаниях) - Наш урок сегодня – Обобщение по теме «Главные члены предложения» - Можете назвать виды сказуемых? - Какой вид сказуемого не встретился? | Отвечают на вопросы, строят высказывания; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что у них недостаточнее знаний для полных безошибочных ответов Отвечают на вопросы, рассуждают. Формулируют тему и цели урока Шарик - пёс, герой мультфильма. (СИС) Шарик собирает разные вещи в рюкзак (ПГС) Шарик грустный, обиженный.(СИС) (СГС) | Фрон-тальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно- следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают наличие пробелов в знаниях. Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, работают в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса | Устные ответы, выполнение заданий |
3.Обобще- ние и системати- зация изученно- го материала | А)Обобщение и систематизация понятий и правил, определение их роли в речи. | -Итак, тема нашего урока “Главные члены предложения. Повторение и обобщение”. Эти лингвистические термины “подлежащее” и “сказуемое”, с которыми вы знакомы с начальной школы, ввёл М.В. Ломоносов. Подлежащее - значит “лежащее в основе предложения”, сказуемое - называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что “сказано о подлежащем”. - Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из словосочетаний) - Как узнать сколько словосочетаний в предложении? (Для этого нужно мысленно выбросить подлежащее и сказуемое, предлоги, союзы и посчитать оставшиеся слова, сколько слов, столько и словосочетаний). - Итак, сколько словосочетаний во 2 предложении? (3) - Назовите их. ( | Собирает вещи Собирает в рюкзак Разные вещи | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные результаты: стремление к речевому самосовершенствованию. | Устные Ответы, запись словосочетаний |
Б)Задание на соотнесение. Взаимопроверка по эталону. | - А сейчас мы займёмся с вами исследовательской работой. Давайте вспомним, какие слова в предложении называются подлежащим? Итак, задание Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.
- Итак, какой вывод делаем? | Ребята называют, что такое подлежащее, выписывают его и указывают какой частью речи оно является. 1. Солнце - существ 2. Мы - местоимение. 3 Двенадцать - числит 4.Взрослые - прилагат 5.Вошедший - причастие. 6.Курить - инф. 7.Очевидно - наречие. 8. Ку-ку - междометие. 9.Несколько дней - словосочетание. В роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие |
Сам. работа Парная работа | Познавательные: Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, адекватно оценивают свои достижения Личностные результаты: стремление к речевому самосовершенствованию. | Письмен-ная работа | |
В) Найдите верное утверждение | Найдите верное утверждение: 1. В предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое; 2. Подлежащее может выражаться только существительными и местоимениями; 3. Подлежащее может выражаться всеми частями речи; 4. Между подлежащим и сказуемым всегда ставится тире; 5. Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием | - Правильный ответ - 2. | Инд работа | Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, адекватно оценивают свои достижения | ||
Г) Работа с учебником стр 195, упр. 3 | Дополните схему и, опираясь на неё, расскажите о видах сказуемого. Свой ответ подкрепите примерами из домашнего упражнения 229. | Проверка по упр. 195 стр. 166 | Парная работа , фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану, адекватно оценивают свои достижения | Устные ответы у доски. Письменная работа. | |
Дидактиче-ская игра «Составь предложение» Динамическая пауза | Нужно составить из рассыпанных слов предложения. Учитель вызывает к доске необходимое количество учеников (по количеству слов в предложении). 1 человек – тире. Дети должны составить предложения из слов, данных на доске. Знак тире выбирает место, куда ему встать и нужно ли становиться, комментируя свою позицию. Все остальные записывают предложения в тетради, подчеркивают ГО. ГО делает шаг вперед. Мы победители школьных соревнований. Уважать старших – долг каждого человека. | Выходят к доске, выстраиваются в правильном порядке, советуясь друг с другом. Один ученик – тире- объясняет свою позицию присутствия или отсутствия в предложении. Остальные ученики записывают, полученные предложения, объясняя постановку или отсутствие пунктограммы графически. | Группо-вая работа | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: планируют необходимые действия и операции, замечают ошибки, осознают правило контроля. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы у доски. Письмен-ная работа. | |
4. Самостоятельная работа | Тестирование Взаимопро-верка по эталону. Оценивание. | Нам нужно преодолеть препятствия. Каждое препятствие – это тестовое задание.(Мультимедийная презентация) 1 задание А теперь найдите предложение, где есть составное глагольное сказуемое. 1. Второклассники будут изучать английский язык. 2. Он пустился бежать наперегонки. 3. Путь был нелёгким. 4. Она вам расскажет правду. 2 задание Выпишите сказуемое, определите его вид. 1. Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое) 2.Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое) 3. Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени) 4. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей. (Составное именное сказуемое) 5. Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое) 3 задание. Найдите предложение, где между подлежащим и сказуемым надо поставить тире. 1. Жить – народу служить. 2. Сердце не камень. 3. Жизнь прожить не поле перейти. 4. Азбука – к мудрости ступенька. 4 задание. Найдите предложение, где подлежащее и сказуемое выражено словосочетанием. 1.Глупый осудит, умный рассудит. 2.Четверо друзей приняли решение участвовать в конкурсе. 3. От горячих лучей солнца стал плавиться снег. 4. Звёзды этой нескончаемой ночи стали блекнуть и исчезать. | Выполняют тестовое задание, проверяют по эталону 1 5 Ответы: 1) 2. пустился бежать 2) 1 рвут (ПГС) 2 стали распевать (СГС) 3 будем заливать (ПГС в форме сложного буд. Вр) 4 была учительницей (СИС) 5 хотелось поехать (СГС) 3) 1,4 4) 2 Четверо друзей приняли решение участвовать в конкурсе. 2 1 | Индиви-дуальная | Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Личностные результаты: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | Тест |
Рефлек-сия | - Продолжите фразу : «Мне понравилось на уроке…» «Мне не понравилось на уроке…» - Какие трудности у вас возникали? | Индиви-дуальная, фрон-тальная | Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ответы на вопросы | ||
Выставление отметок | ||||||
Домашнее задание | Упр. 4 стр. 195 – 196 (1,2,3,6 – устно, 4,5 – письменно) Спасибо за урок! |
уважать
старших
–
долг
каждого
.
мы
–
победители
школьных
соревнований
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Конспект урока русского языка со здоровье сберегающими технологиями "Обособление второстепенных членов предложения"
Конспект урока русского языка со здоровье сберегающими технологиями в 8 «А» классе Тема урока: Обособление второстепенных членов предложения. (Слайд №1)Цель: Формирование умения находить и обособ...
Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"
Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»...