«И верность мужеству храня..»Урок развития речи
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Гриневич Людмила Ивановна

методическая разработка урока письма. с использованием технологии французских мастерских в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи

«Особенности письма как эпистолярного     жанра.

Частное письмо»

(с использованием технологии «французских мастерских»).

для 6 классов

Творческое название: «И верность мужеству храня..»

                                                                                        разработан учителем

                                              русского языка

                                           и литературы

                МБОУ «Средней школы №1»  г.Кировска

Гриневич Л.И.

2013год

                                          «Мы верили,

Что письма вновь придут

                                                                                                         С знакомою печатью

 на конверте..»

                                                                       

                                                    Цели урока:

Актуализация субъектные знания учеников в  эпистолярном  жанре;

Формирование  коммуникативных компетенций;

Развитие познавательные интересов  и творческих способностей учащихся;

Восприятие красоты человеческих отношений, формирование  культуры общения;

Усвоение   положительного духовного  опыта поколений, сконцентрированного в письме;

Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину ,уважения  к подвигу ее защитников;

Задачи: образовательные:

1. обогащать и активизировать словарь.

2. продолжить знакомство с особенностями эпистолярного жанра

3. активизировать изученные синтаксические структуры

4. развивать навыки восприятия устной речи

5. развивать навыки письменной коммуникации

воспитательные:

1. способствовать становлению представлений о  самоценности  каждой личности

2. развивать навыки коллективной работы

3. учить грамотному ведению творческого диалога

4. способствовать становлению благоприятного психологического климата в групп

развивающие:

1. расширять кругозор, обогатить представления

2. развивать речь

3. развивать память, внимание, мышление, воображение

Тема: Урок развития речи  «Особенности письма как эпистолярного жанра. Частное письмо»

 

Тип урока: Развитие связной речи

Форма урока: Творческая мастерская

Дидактические цели урока:   развитие  устной  и письменной  речи учащихся; обогащение словарного  запаса; развитие эмоциональной  сферы учащихся;

Задачи:

метапредметные:

познавательные: осуществлять  анализ  языковых явлений, текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы;

регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу;

личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности;

коммуникативные: формировать умение работать в группах.

 

Методы обучения.

 

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.

 

Формы организации учебной деятельности: 

групповая,  парная, самостоятельная.

 

Раздаточный материал: тексты для работы в группах

Планируемые результаты:

 Метапредметные: осуществлять анализ текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу.

Место проведения урока:

Аудитория: учащиеся 6 класса, педагоги, гости,

Оборудование урока:  на доске конверт, солдатские треугольники,

ноутбук,  мультимедийная установка,  экран.

Музыкальное оформление:  фонограммы песен  «Вологда…»,«Почтовый ящик открываю я с волнением» (муз. и сл. Ю.Антонова), «Письмо отца» (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева), «Жди меня» (муз. М .Блантера, сл. К.Симонова),  

Ход урока:

Ι. Оргмомент.

  Учитель: Добрый день, уважаемые ребята! Вот  мы и встретились с вами в нашей мастерской.

Я надеюсь, все знают, что  в мастерской создаются  самые разные изделия . А какое  же предстоит создать нам? Минутку, все по порядку

 ΙΙ. «Индукция» создание эмоционального настроя, включение чувств учеников.

Простите,   но мы, кажется,  здесь не одни : (этюд-экспромт « Ты мне не пишешь -я тебе тоже..»  участники девочка и мальчик   из разных групп.) (На фоне инструментального вступления к песне «Почтовый ящик открываю я с волнением..»                                 

1Ты мне не пишешь вот уж неделю

Дни пролетают  белой  метелью

2.Ты мне не пишешь – я тебе тоже

И ничего мы сделать не сможем

1.Словно чужими стали друг другу

2.И между нами, и между нами белая вьюга ( звучит куплет песни Ю.Антонова)

2. Создание  проблемной ситуации .Вступают в диалог учащиеся  из других групп ( коротко о главном )

3  зачем тратить бумагу: ….есть телефон…, есть SMS, Контакты в Интернете… 

Учитель:

А может быть, современный человек напрасно торопиться вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общения в письмах?

Постараемся ответить на этот вопрос сегодня, работая  в нашей мастерской, а еще поучимся мастерству…. Какому вы ответите мне через минутку , выполнив задание.)

Слова на карточках (работа в группах): Каждая группа составляет предложение устно и зачитывает его

ЖАНРА, КАК, ОСОБЕННОСТИ, ЭПИСТОЛЯРНОГО, ПИСЬМА, (…), ПИСЬМО, ЧАСТНОЕ.

Правильный вариант всеми  записывается в тетрадь: «Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)». В этой записи есть  знакомые, а есть  и незнакомые слова, но  мы обязательно узнаем их значение. Итак, какое же изделие  мы с вами будем изготавливать? Кто уже догадался ? (Письмо) Верно.

II. Самоконструкция

  1. А какие же инструменты помогут нам ? Они у нас  необычные - это слова. Каждый мастер подбирает их на свой вкус, но может  и у других позаимствовать.  Поработайте в парах, отгадайте пожалуйста, загадки и запишите. (На столах у групп разные загадки)( работу сопровождает  муз. момент песни»Вологда»)

Почтовый ящик

Я синего цвета,
Вишу на стене.
И много приветов
Хранится во мне.

На столе на видном месте
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы.

Он висит на видном месте,
Круглый год глотает вести

Письмо

Сложу, вложу,
За море пущу,
А там заговорит.

Сбоку - марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.

Маленькое очень,
Быстрое, как птица
Если захочешь -
За море умчится.

Конверт

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею

1. К дому – невеличке
Подлетают птички,
Весточки, приветы
Понесут по свету. (
Почтовый ящик, письма).

 - Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).

- Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания
. (Конверт.)

- Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.
(Адрес.)

- Цифровое условное обозначение населенного пункта (
Индекс).

- Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы
(Почтальон)

 А сейчас мы послушаем,  что у вас получилось. Ребята записывают  в тетрадь  получившиеся ответы,  не повторяясь.

2).   Создание словаря по ассоциативному ряду

Итак , дорогие мои  юные мастера, я вижу  ,что работа у нас началась . А теперь,  я попрошу вас и подобрать   ассоциации к отгаданным  словам, которые выразят  ваши личные отношения  к  этим  явлениям в жизни человека. Каждый поделиться своими представлениями, и получится интересный материал. Это могут быть разные части речи: существительные , глаголы. Если вам нужна моя помощь , обращайтесь.

(Должны получиться примерно такие ряды :конверт- аккуратный., белый;

письмо- долгожданное, радость, надежда; почтальон- обрадоваться; индекс- знать, написать; почтовый ящик –письма, весточки, открытки, радость;   почта- голубиная, электронная, необходимая.

Читают желающие  представители от групп,  ребята могут записать понравившиеся слова в свою тетрадь.

Учитель.  Какие хорошие слова вы подобрали,  такими замечательными инструментами  можно  создавать чудеса, а главное, вы  показали, как  вы относитесь вы можете такому средству общения, как письмо. Продолжим  нашу работу.

III. Социоконструкция

1Задание.   Конверт №1  Как вы думаете ребята, а как давно человек  использует письмо в своей жизни?  Если затрудняетесь ответить сами, воспользуйтесь помощью ,предоставленной  вам, и поделитесь с нами историей письма, (высказывается любой ученик, работают группы у которых конверты №1группа  готовит связный ответ и представляет одного выступающего)

1.История  письма  уходит в глубину веков. Люди для общения сначала использовали предметы, которым придавали определённое значение. Стрела  могла быть известием о войне, засохшая ветка – о болезни старшего в племени.

2.Известно предание о “письме”, которое послали скифы в ответ на требование персидского царя покориться ему. Были посланы мышь, лягушка, 5 стрел. Это означало следующее: если персы зароются в землю, спрячутся в воду или взлетят в небо, то скифы всё равно их найдут. С течением времени общение стало возможным с помощью писем.

3.Разнообразными были формы и  размеры  посланий, которые отправляли друг другу наши предки, и даже материалы, которые использовались в процессе написания. Это и о папирус, и пергамент, и  глиняные дощечки, и  бамбуковые палки, черепки, береста и  многое другое..  

4Среди берестяных грамот, найденных при новгородских раскопках, были найдены и такие, которые представляли собой письма. В них новгородцы сообщали друг другу новости, излагали свои просьбы.    

   

2.Задание: 

А теперь поработаем с текстом.  Прочитайте выразительно текст . Как иначе называется в тексте жанр письма?

Сколько понятий включает в себя это поистине богатое, волшебное слово! Что может быть более интригующим, загадочным, чем письмо, ещё не раскрытое, которое держишь в руке, независимо, от кого оно: от близких, друзей или знакомых. Оно может и обрадовать, и огорчить, и перевернуть всю жизнь.

Не зря художники слова нередко избирают письма как форму романного повествования. Эпистолярный жанр использовали в своем творчестве   многие русские писатели :Тургенев и Толстой, Чехов и Достоевский  создавали свои  произведения  в  этом жанре.

Попробуем собрать некоторые сведения об эпистолярном  жанре и поделиться ими друг с другом, можете воспользоваться   материалами-помощниками  из конверта №2

 ( предлагается выступить одному  человеку от группы) А еще я попрошу по одному человеку в группе поработать параллельно со словарем, и помочь нам узнать значение новых слов, которые вам предложены.

Эпистолярный. Это слово произошло от слова эпистола.

Эпистола (лат. Epistola – письмо) – литературное произведение, послание в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета.


Эпистолярный.  Так говорят о литературных произведениях: в форме письма, переписки. Эпистолярный жанр. Эпистолярный стиль.
Давайте пополним наш  лексический запас
новыми  словами, связанными с эпистолярным жанром, и узнаем  их значения.

Адресат – тот, кому адресовано письмо, получатель.

Адресант – тот, кто пишет письмо, отправитель.

Постскриптум – приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами Р.S., по латыни «после написанного»
Письмовник – в старину: сборник образцов для составления писем.

 Совсем непросто написать  хорошее письмо, наш замечательный  поэт А.С. Пушкин, оставивший удивительное эпистолярное наследие, по нескольку раз переделывал порою свои послания. «Уединение мое совершенно — праздность торжественна», — эти пять слов в черновике письма к Д. М. Шварцу подверглись шестикратным переменам и перестановкам.

Главная особенность эпистолярного стиля – это жесткая композиция текста.

С ней мы сейчас познакомимся. Учитель озвучивает  структуру письма. ( у групп на столе памятки)
IV. Социализация

План написания письма.

1. Приветствие или обращение к адресату:
2. Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата).
3. Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания) 
4. Дата и место написания письма.

Перед вами  элементы рамочной структуры письма.

Выберите и запишите  понравившееся вам начало  и завершение письма.

А) Добрый день, дорогой сын!

Б) Здравствуй, любимая моя мамочка!

В)Здравствуйте,   уважаемый ветеран Великой Отечественной Войны!

А) Желаю тебе здоровья, добра, счастья. Целую тебя.Твой отец.

Б) До свидания, моя милая мама. Не скучай и береги себя.Твой любящий сын.

В) До свидания. Здоровья Вам, добра и долголетия. Ученики ….

5.Афиширование. (Зачитайте выбранные  вами варианты)

Ну что же  у вас все хорошо получается,  но мы еще на половине пути. Итак , мы с вами работаем сегодня над личным письмом, основные черты которого: эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма или адресата и др.

Это может  быть  письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.

Прочитайте ,пожалуйста ,  письма, представленные вам .

«Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. …Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. Я, слава богу, здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».  Писано под диктовку в Тригорском

 

 «Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька

Орина Егоровна Бузырева.

.                                                   Дорогие дети!

      От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

      Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький

 1.Назовите адресата и адресанта письма.

  2.Найдите элементы рамочной структуры.

  3.Обратите внимание, от какого лица ведется повествование (от 1-го лица). Какие местоимения встречаются чаще всего (Местоимения 2-го лица.)

4.. Найдите в тексте обращения, назовите их отдельно после чтения письма, также обратите внимание на знаки препинания, с помощью которых выделяется обращение, на его место в предложении, на то, как с помощью обращения пишущий выражает свое отношение к тому, к кому он пишет.

А теперь выполним еще одну работу. Перед вами элементы письма. 

Задание для групповой работы. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме для основной части  и продолжите их. У каждой группы получится свой вариант.

  1. Думаю, Вам будет интересно узнать…
  2. Добрый день, уважаемые друзья…
  3. Благодарю тебя за интересное письмо и открытку…
  4.  Привет! Привет! Друзья мои…
  5. Не скучай и не болей. Скоро увидимся! Твоя подруга….
  6. Здравствуй, мой самый лучший друг!
  7. Костя, ты писал, что любишь путешествовать….
  8. От всей души поздравляю Вас …
  9. Здравствуйте, уважаемый  Иван Петрович!
  10. С нетерпение жду твоего ответа. До следующей письменной встречи!
  11. Уважаемый Иван Петрович! Посоветуйте, пожалуйста, как мне поступить…
  12. В нашем  городе  большие перемены…
  13. С нетерпением ждем  встречи с вами. До свидания. Доброго здоровья.
  14. Знаешь, как это интересно – заниматься в нашем  поисковом  кружке…

А без каких деталей наше изделие не будет завершенным .Ребята, что нужно знать и уметь, чтобы письмо дошло до адресата? ( знать точный адрес и уметь подписывать конверт) Верно. Обратите внимание на доску.  (Учитель комментирует подписанный конверт).

Мы с вами проделали большую и серьезную работу, я надеюсь, что вы узнали  много интересного о письме, а главное, познакомились с правилами его написания. И вот теперь я хочу предложить вам совершить путешествие во времени.

Актуализация исторической памяти. ( звучит мелодия « Я читаю письмо..»)

На экране письма. Прочитайте , пожалуйста, письма сначала про себя , а потом вслух ( читают по одному ученику от группы)

1.Письмо штурмана подводной лодки Алексея Лебедева: Мама, единственная моя! Пришло время больших испытаний, молю тебя, родная моя, быть такою же неколебимой духом, какой я всегда знал тебя, и верить в то, что мы разгромим этого иуду-Гитлера.

2.Из писем санинструктора Татьяны Ершовой дочерям: Родные мои, любимые девочки. Спасибо за письма, я так счастлива, когда получаю их!
Моя заинька, моя родная маленькая Танюшенька! Я хочу тебе сказать, моя дорогая девочка, что я горжусь тобой и Лидусей. Вы переносите спокойно нашу разлуку и твердо верите в то, что война закончится нашей полной победой… 

3.Из письма курсанта Александра Шапиро: Да, моя дорогая мамочка, мне очень и очень тяжело без вас всех, мне очень бы хотелось вас видеть, но и это надо перенести. Ведь каждый мой выстрел в проклятых фашистов – это выстрел за наше будущее счастье, за нашу будущую встреч

4.Из письма лейтенанта Гудина матери: Сегодня мы взяли Можайск. Эх, и наколотил я своей батареей этих паразитов. А как, мама, нас встречает население! 

5.Из письма полковника Виктора Полосухина семье: Здравствуй, дорогая, милая, горячо любимая Оля, ребятки! Шлю я вам привет и желаю спокойной, плодотворной, радостной жизни в ожидании меня с победой .Прости меня, что так долго не писал: сейчас времени стало меньше, иду вперед, и день и ночь гоним и бьем проклятую немчуру.

Учитель:Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.
Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда сберегу».

Не с наших ли невских берегов  написаны эти строки?

Ребята ,что это за письма, что это за время?(.Это письма военных лет.)  

Мы живем на героической земле. Совсем недавно , в январе этого года отмечался 70-летний юбилей важнейшего исторического события ВОВ. Кто из вас хочет сказать нам какого? ( ответы ребят)

Да, действительно, это прорыв блокады  Ленинграда. Именно здесь, на берегу Невы находился знаменитый Невский пятачок, 400 дней и ночей  советские войска вели ожесточенные бои  и все-таки победили. Страшной ценой , в десятки тысяч жизней, заплатили защитники Невской твердыни  за наше  право жить на родной земле. На берегу Невы есть памятник, а на нем слова, может быть кто-нибудь  вспомнит их ? Они подарили нам жизнь, а мы  им –нашу память.

И сегодня в нашей мастерской мы еще раз вспомним об их подвиге, и о том ,как во время смертельных боев, под вой мин и снарядов, наши солдаты не только не склоняли головы, но и писали письма своим родным и близким, чтобы поддержать их в эти суровые годы.

 У вас на столах   лежат фрагменты писем военной поры.  И я предлагаю вам  сейчас внимательно  почитать эти строки,   постараться понять ,почему так важно было писать и получать письма во время войны. И ответ я хотела бы услышать творческий из стихотворных строк, что лежат перед вами. Вам самим нужно решить прочитает ли один человек или несколько.

  Активизация эмоционально-творческого потенциала учащихся

Штатом почты  не  предусмотрено  то,  что целый  народ  в разлуке. …

Чтение отрывков из стихотворений ( у каждой группы свое) любыми участниками мастерской

.1Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов...
О, письма фронтовые грозных лет —
Бесценней документов в мире нет!

1.Из письма красноармейца Александра Савичева домой:  Здравствуй, дорогой папаПапа, я тебя очень прошу, если со мной что-нибудь случится, то помогай, пожалуйста, маме, ведь ей будет очень тяжело, но это на всякий случай. Я думаю, что буду жив и здоров.

1.А письма
В треугольниках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.

2Из писем домой старшего политрука Лариона Лёги: Здравствуй, любимая Песнь Песней! Здоровенька будь, маленькая Валюшка моя! Привет тебе, родная!
У меня
, родная, жизнь теперь напряженная, боевая и днем и ночью…
Здравствуй
, солнце мое золотое! Вот бывает время и возможность отдохнуть, отдыхаю с тобой, чувствую твою ласку и теплоту, чувствую тебя…

2Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь.И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…

3Письмо ополченца Егорова своей любимой девушке Клаве (она не успела прочитать его, она погибла в Ленинграде во время вражеской бомбардировки): Клава! Я люблю тебя! Может быть, нужно было бы оставить признание до нашей встречи, но…У меня сложились такие обстоятельства, и я должен открыть свою душу. Раньше об этом я тебе и говорить боялся.

4.Пишите письма, ради всего святого!
Пишите письма, хотя бы два слова!
Осенью, летом, в снегопад, в зной,
Пишите мамам: «Я – живой!»
Самое главное: «Я – живой!»
Самое важное: «Я – живой!»

4 Из письма снайпера Натальи Ковшовой (удостоена звания Героя Советского Союза – посмертно): Милая, хорошая моя бабусенька! Спасибо тебе за твои замечательные, теплые, ласковые и родные письма. Я обо всех вас очень и очень скучаю, и поэтому каждая строчка письма – это кусочек нежности и любви, который прилетает ко мне так издалека, мне бесконечно радостен и дорог.

5.Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.

5Из письма лейтенанта Георгия Гурова: Дорогая и любимая мама! Прошу тебя об одном – не теряй своего здоровья. Зачем ты так убиваешься и расстраиваешься? Тебе нужно крепиться и спокойнее переносить некоторые неприятности, которые несет с собой война. 

Учитель: В  эти страшные годы именно письма стали той ниточкой, которая связывала солдата с домом, давала силы, надежду. Сколько нежности и тепла. Сколько заботы и любви. В них было столько души, что они становились  песнями. «Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене…» , Песня « В землянке» стала одной из самых любимых бойцами.

А знаменитая  на  все  времена   «Жди  меня»…. «Просто я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах» объяснял поэт Константин Симонов

Учитель :  В начале нашей работы мы с вами задали вопрос, нужны ли  сейчас письма . И, я думаю  , мы получили еще одно неопровержимое доказательство: война- страшное время, но она  проверяет истинные человеческие  ценности,  а значит и письма принадлежат к таким, ведь их хранят годами, передают от поколения к поколению. Согласны ли вы со мной ребята?

VI. Творчество

Учитель: Школьники военных лет очень часто посылали подарки и письма незнакомым бойцам на фронт.  Вот и вы же сейчас попробуете написать письмо в прошлое, незнакомому бойцу , который воевал за нашу Родину и за нас с вами.

 Некоторые слова и словосочетания, которые можно употреблять в письме, вы видите на сладе. (Дорогой боец, воин-освободитель, неизвестный солдат, герой войны, мужественный наш защитник… мужество,  благородство, патриотизм,  самоотверженность, благодарность,  нежность, любовь, уважение, долг, признательность, человечность, сопереживание, щедрость, обязанность, память,  поклон,  величие,   слава).

Используйте материалы нашей мастерской. Выберите тему или круг тем, о которых можно написать. О чем вы хотите сказать в первую очередь? Не забывайте, что это будет личное письмо, поэтому стремитесь к эмоциональности и живости вашей письменной речи.

А еще я вам хочу подсказать, о чем можно написать  в таком письме. Внимание на экран. Прокомментируйте, пожалуйста,  эти кадры ( на экране  виды города Кировска).

(краткий комментарий учеников)

Учитель: На высоком берегу Невы, где шли кровопролитные  бои, вырос замечательный город , в котором мы живем. Этот город стал достойным памятником тем, кто погиб здесь, защищая родную землю. Напишите об этом в своем письме. Конечно, у вас сейчас получатся только черновики, слишком мало времени для настоящего письма, но мы послушаем ваши произведения, и самые удавшиеся  фрагменты  вы постараетесь запомнить и использовать при выполнении домашней работы.

Ученики пишут, пока звучит музыка. («Жди меня»)

 Две-три работы читаем вслух.

Домашнее задание на выбор (инструктаж):

 1.Письмо прадеду, воину Великой Отечественной войны.

 2.Боец не успел написать письмо, напишите от его имени, от имени бойца, пусть мать получит не похоронку, а письмо-надежду;

Учитель: Вот и подошла к концу наша работа в мастерской письма. Я надеюсь она вам оказалась полезной.  Вы показали себя настоящими мастерами, и я  надеюсь ,что  дома вы создадите замечательное произведение эпистолярного жанра и получите хорошие оценки.

VII. Рефлексия . ( на листочках  или вслух)

Продолжите предложения:

1) Мне понравилось...

2) Я запомнил(а)...

3) Я понял(а)...

4) Меня удивило...                             5) Грустно...

                                                Памятка к написанию письма.

1.Обязательные
элементы рамочной структуры: 

Начало (приветствие, обращение к адресату)

и окончание (прощание, подпись адресанта, дата);

2. Повествование в 1-м лице

3 Обращения ( многократные) к адресату и наличие местоимений 2-го лица (вы)

4. Искренность, исповедальность автора.

5.Эмоциональность адресанта

   Правила оформления письма

1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).

2. Письмо может быть написано от руки или напечатано (напечатанные письма теряют в “личности”).

Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.

3. Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).

4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.

5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.

6.Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. ( После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).
7.Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Методическая разработка урока "И верность мужеству храня..."

Методическая разработка урока, посвященного юбилею Бородинского сражения....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...