Открытый урок "Роль глаголов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тараненко Наталья Викторовна

Урок по программе В.В. Бабайцевой. Углубленное изучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_glagolov_v_rechi.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 «Б»

Роль глаголов в речи

Цели: знают, роль глаголов в речи, тематические группы глаголов, умеют определять функции глаголов в речи;  знают, что такое текст, умеют выстраивать текст типа повествования и рассуждения. Владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, ведут самостоятельный поиск информации, преобразуют ее, сохраняют и передают.

Участвуют в творческом, созидательном процессе;  действуют по плану; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование представлений о труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Честный, добросовестный труд на родной земле - обязанность человека.

Ход урока:

Ребят, сегодняшний урок хочу начать словами писателя и журналиста  Вячеслава Юрьевича Сухнева:  «Трудолюбие, обязательность, чувство локтя – вот что всегда отличало николаевцев. Они работали, растили детей, защищали Родину, когда призывал долг. И еще одно великое свойство было у николаевцев всегда – тяга к знаниям»

(Вячеслав Сухнев, писатель, журналист, г.Москва)

-Ребят, о ком эти слова? (О ваших бабушках и дедушках, о ваших родителях)

- Какие важные качества наших земляков подчеркивает автор?

-Ребят, а как вы понимаете слово «долг»?

Попробую ответить вам небольшой притчей В.А Сухомлинского.

Краткий пересказ учителем притчи «Каждый человек должен»

Мама с маленьким Павликом сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря — отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке — для Павлика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Павлик на мягкую постель и спрашивает:

—  Мама, ты говорила, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?

—  Ночью тоже ведет поезд машинист.

—  Как? — удивляется Павлик. — Неужели он ночью не спит?

—  Не спит, сынок.

—  Мы спим, а он не спит? Целую ночь? — еще больше удивляется Павлик.

—  Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.

—  Но как же это так? — не может понять Павлик. — Ведь спать-то ему хочется?

—  Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек — должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.

—  И я должен? — спрашивает Павлик.

—  И ты должен.

—  Что же я должен?

—  Быть человеком, — ответила мама. — Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.

Павлик долго не мог уснуть.

Итак, каждый человек должен.

-Что должны вы?

-Почему? Наверное, по очень простой причине. Потому что мы носим гордое имя Человек.

- Какая часть речи повторяется при  слове должен? (Глагол)

-Как вы думаете, почему глагол? Что обозначает глагол? (Глагол обозначает действие, т.у. человек должен постоянно действовать: развиваться, работать на благо Родины, любить Родину)

Вот о глаголе мы сегодня с вами и поговорим, тема нашего урока «Роль глаголов в речи»

Подпишите свои индивидуальные листы, сформулируйте цели урока.

А что вы можете сказать о роли глаголов в речи?

Чтобы узнать, для чего нужны глаголы в речи, откроем учебники теории и прочитаем П.72 с простым карандашом.

-какую информацию вы уже знали?

-Что было новым для вас?

-Есть ли у вас вопросы?

Ребят вернемся к цели нашего урока, чего мы достигли? Что нам нужно теперь сделать?

Я не случайно в начале урока обратилась к словам В.Сухнева – он является редактором книги «Хлеб да соль» Виктора Васильевича Гуры. Хочется зачитать строки из этой книги.

Отрывки из книги помещены в ваших индивидуальных листах. Поработайте в группах, определите роль глаголов в тексте.

Выступление групп.

Чтение последнего отрывка учителем.

К какому результату мы пришли?

А теперь ребят снова поработайте в группах и создайте свой текст из 5-6 предложений, используя глаголы вашей тематической группы.

Заслушивание текстов.

Итак, чему вы научились за этот урок?

Что важного вы для себя вынесли?

Рефлексия

Домашнее задание: сочинение «Роль глаголов в речи» с аргументацией их художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"

Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...

«Употребление модальных глаголов в речи с использованием лексики по теме “Одежда» Интегрированный урок (татарский язык, английский язык)

Интегрированный урок (татарский, английский язык) для русскоязычных учащихся "Употребление модальных глаголов в речи с использованием в лексики по теме "Одежда", 7 класс.Цели урока:- обобщить все ранн...

ГЛАГОЛ В РЕЧИ. игра по литературе. Открытое мероприятие по литературе.

Эта презентация поможет учителю при изучении темы " Роль глагола в речи". Также прилагаются: игра по станциям по литературе, конспект, приложение к конспекту и презентация открытого мероприятия по лит...

«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.

Урок  повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....

Письмо и развитие речи Тема урока: Значение глаголов в речи. 8 класс

Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.Задачи урока:образовательные:- показать роль глаголов в языке и речи;- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;- прод...

Конспект открытого урока "Употребление глагола в речи"

Конспект открытого урока "Употребление глагола в речи"...