Конспект открытого урока "Употребление глагола в речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект открытого урока "Употребление глагола в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_glagolov_v_rechi.docx39.06 КБ
Файл upotreblenie_glagolov_v_rechi.pptx181.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для учащихся 6 класса

по программе М.М. Разумовской

 

Тема урока:  «Употребление глаголов в речи»  

 

Цель работы на уроке:    Раскрыть роль глагола  в речи, обратить внимание на мастерское использование глаголов писателей и поэтов.

Задачи:

            Образовательные:  Добиться понимания роли глагола, употребления с целью достижения точности, информированности и выразительности.  Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в художественной речи.

             Развивающие:  развитие у детей орфографических и речевых навыков; развитие языковой компетенции обучающихся; совершенствовать умение анализировать текст; развивать речевую и мыслительную деятельности; обогащать словарный запас учащихся; формирование умения работать со словарями.

               Воспитательные: способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и красоте родной природы; содействие воспитанию интереса к урокам русского языка.

 

Вид урока: комбинированный

 

  

ХОД УРОКА

I. Организационная часть. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Поздоровайтесь с нашими гостями.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

- Я рад вас всех приветствовать. Меня зовут Роман Сергеевич. Я надеюсь, что сегодня мы с вами  поработаем очень плодотворно!

 

II. Актуализация знаний.  

- А сейчас ребята мы с вами повторим то, что вы проходили на предыдущих уроках.

- Я вам прочитаю утверждения, и ваша задача согласиться со мной или нет. Т.е. верно мое утверждение  или неверно. Если утверждение верно вы топаете, если неверно вы хлопаете. Попробуем?

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает предмет( верно?  А что обозначает? )

2. Глагол отвечает на вопросы какой? какая? какие?

3. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам?

4. У глагола три наклонения: это  изъявительное, условное и приказательное?

5. Глаголы бывают переходные и непереходные?  

6. Разноспрягаемые глаголы это хотеть, есть, дать и гнать? ( бежать ).

Молодцы, вы все справились. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о глаголе. Глагол -  самая распространенная, необыкновенная  часть речи.

А вы знали, что глагол по частоте употребления в речи  занимает 2 место  после существительных.

15 % слов художественного текста – это глаголы.

Я хочу прочитать вам стихотворение Ф.И.Тютчева,  послушайте, как он использует  слова этой части речи.

«Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

- Хорошее стихотворение, ребята, не так ли? А о чем оно? Обратите внимание, как автор использует глаголы в тексте. Умело?

III. Беседа о глаголе.

Но, к сожалению, мы не всегда также можем грамотно и умело употреблять глаголы в нашей  речи.

Ребята, на ваших столах лежит текст под №1.

 Может быть кто-нибудь хочет прочитать? Нет, давайте, нам прочитает ….

...Одна милая, очень молоденькая медицинская сестра в накрахмаленной шапочке во время лечебной процедуры ежедневно находила для нас, больных, новую форму глагола

«положить». «Ложьте руки сюда», — говорила она, улыбаясь; «залаживайте их так», — объясняла она на другой день. Её изобретательности не было предела: «закладайте»,

«ложите», «заложьте», «укладайте», «заложивайте» и так без конца... Когда мы

поближе познакомились, я посоветовала ей остановиться на простейшей фразе:

«Положите руки сюда». И ей, и мне сразу стало легче. (Р. Зелёная)

- Ошибки в употреблении какого глагола показывает данный текст?

- Мы здесь наблюдаем неграмотное использование в речи глагола, нарушение норм. - Можно ли так говорить? Это норма?

- А это очень важный вопрос, предлагаю поработать над этим на нашем уроке.

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема? (Тема урока – употребление глаголов в речи). СЛАЙД

- Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока.

IV. Целеполагание.

- Речь - показатель культуры и образования человека. Как только человек заговорит, его речь раскрывает сразу все секреты: грамотен ли он, насколько культурен и воспитан, как хорошо образован, умён или глуп. Сегодня мы поговорим о некоторых особенностях употребления глагола в речи.

- Какие цели мы сегодня поставим перед собой? ( ответы детей ) .

СЛАЙД про карточки ( я знаю, хочу узнать, узнал(а) ).

- Ребята, на ваших столах лежат карточки. Давайте мы их заполним.

- В первый столбик пишем то, что мы с вами знаем.

- А мы знаем с вами, что ГЛАГОЛ- ЭТО……(Записываем)

- Что же мы хотим с вами узнать? Какую цель на уроке мы сегодня ставим себе? ( узнать правильное употребление глаголов в речи).

V. Первичное закрепление.

Задание 1.  «Перевод с русского на русский». Запишите правильный вариант глаголов.

Ляж в постель – ляг в постель.

Бежи скорее к врачу- беги скорее к врачу

 Вылазь из воды скорее- вылезай из воды

Ставайте за мной, я последний- вставайте за мной, я последний.

Не ложи локти на стол- не клади локти на стол.

 Едь летом на юг- поезжай летом на юг.

Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе- поезжай в школу не на троллейбусе, а на автобусе.

Ребята, может быть, сейчас я открою вам секрет. Но и вторая форма данных глаголов( надо показать на слайд - ляж,едь, ложи,вылазь ), которую мы посчитали неправильной, всё же используется.

А как вы думаете, когда мы используем данные глаголы?

 Или может вы слышали эти слова?( где-нибудь на улице, от друзей или еще где-нибудь )

Да, они используются , но только в просторечье, т.е в очень простой бытовой речи. Но мы должны помнить, что речь образованного человека должна быть грамотной, нормированной.  Вы со мной согласны, ребята? Давайте  продолжим работу в этом направлении.

- Может кто-нибудь хочет поработать у доски?

- Записываем предложение. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились.( повест, невоскл, распр, сложное ).

- Подчеркните грамматическую основу. А во всю ивановскую это что? Это неделимое словосочетание или фразеологизм. В данном предложении фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

- а вы знаете историю возникновения этого фразеологизма?       

История появления фразеологизма. Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

- А теперь давайте поработаем с другими фразеологизмами.

- Открываем учебники на странице 193-ей. Упражнение 537-е.

- Ребята, давайте разделим упражнение на 3 части. 1 ряд – первые 4 глагола, 2 ряд – следующие 4 ( с 5 по 8 ) и последние 3 глагола – 3 ряд.

Закончили? Так давайте проверим.

Начнем с первого ряда ( ответы детей по очереди )

Дрожит

Знать

Сидеть

Вариться

Держать

Выводить

Катается

Возносить

Обводить

Делать

Шутить

до небес

сложа руки

 в собственном соку

на чистую воду

как сыр в масле

вокруг пальца

из мухи слона

как осиновый лист

в ежовых рукавицах

с огнем

как свои пять  пальцев

- Ребята, вы наверное устали. Давайте немного отдохнем

VI. Физкультминутка – музыка (релакс)

Учитель: Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Вы находитесь посреди чудесного леса, садитесь в траву. Дотроньтесь  до неё руками и почувствуйте её приятную прохладу. Теперь вы ложитесь и растягиваетесь на траве. Вдохните один раз глубоко-глубоко. Пусть ваше тело станет таким же мягким  и расслабленным, как y тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру.) Вы лежите в траве совершенно безмятежно, слушаете прекрасное пение птиц. Подумайте о чем-нибудь хорошем или о ком-нибудь (Пауза 30 секунд ).

Теперь поблагодарим этот лес за то, что он нас так чудесно расслабил... Энергично выдохните, откройте глаза, немного потянитесь.

- Отдохнули? Хорошо.  Предлагаю вам следующее задание.

Задание 3.

- Записывайте за мной в столбик следующие слова:

 Очутиться -

 Победить -                        1 л.ед.ч. наст. и буд.вр.

 Убедить -

 Чудить –

Затмить –

- Нужно образовать от данных глаголов форму 1л.ед.ч…….

- Все ли у вас правильно?

- А что не так?

- Как называются глаголы, от которых мы не смогли образовать нужную форму? Может кто-то знает? Ребята, такие глаголы называются -  Недостаточными.  У этих глаголов не образуется в настоящем и в будущем времени форма 1лица единственного числа.

- Сейчас я вам раздам материал. Вы познакомитесь еще с двумя интересными глаголами ( прочитать доходчиво, медленно ).

    Вам нужно прочитать данный материал и сделать вывод – когда употребляется глагол надеть, а когда одеть ( пока дети читают пишу на доске глаголы одеть и надеть ).

Текст №2

  Глагол «одеть» используется по отношению к существу одушевленному: человек, мужчина или женщина, мальчик или девочка, и т.д. Он также употребляется в сочетании со словами, обозначающими неодушевленные подобия человека, например, кукла, игрушка;

  Данный глагол отвечает на вопрос: кого? Например: «Бабушка одела внука на прогулку», «Работники магазина одели манекен и выставили его на витрину»;

  Слово «надеть» применяется по отношению к неодушевленному предмету и отвечает на вопрос: «что?». Например: «Надеть пальто (шубу, куртку)».

- Прочитали? Давайте вы поделитесь тем, что вы узнали? Правильно!

- А теперь я вам дам задание, а вы мне покажете, как вы поняли данный вам материал.

Для того чтобы запомнить данное правило есть такой трюк:

Одеть Надежду, надеть одежду.

VII. Самостоятельная работа.

Сейчас мы приступаем к самостоятельной работе.

- Я диктую существительные, вы их распределяете по столбикам «одеть – надеть»:  

Куклу, больного, костюм, ребёнка, пальто, туфли, джинсы, сына, ветровку, юбку, его, маску.

- Теперь вы приступаете к работе с недостаточными глаголами.

«Недостаточные глаголы».(рабочие листы)

 Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами. Запишите в рабочие листы.

  1. Я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий.
  2. Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении.
  3. Без специального компьютерного стола я, скорее всего,  (ощутить) неудобство.
  4. Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить). 

Проверка на слайде: открываю слайд

- Молодцы, ребята.

- Вы все сегодня хорошо поработали, но пришло время выставлять оценки. Меняемся тетрадками. Сейчас у нас будет взаимопроверка.

На слайде ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Если сделано все верно или имеется 1,2 ошибки- «5»

Если сделано 3-5 ошибок- «4»

Если сделано 6-8 ошибок- «3»

 

- Поставим оценки друг другу, исходя из того, сколько баллов вы набрали.

VII. Итоги урока.

Итак, давайте мы с вами подведем итоги урока. Какие цели мы себе ставили в начале урока? Посмотрите в карточке. Что мы узнали нового сегодня? Давайте запишем в карточке. ( На слайде 3 пункт заполненный)

- Как вы думаете, ребята, урок своей цели достиг?

-  Вы сегодня все хорошо поработали. Надеюсь, что вам понравился урок. Мне очень понравилось с вами поработать и познакомиться.

Я бы хотел получить от вас обратную связь.

На доске прикреплен лист где изображены три человечка, которые поднимаются к вершине знаний. На вершине стоит человек, у которого все получилось и не было сложностей. Чуть ниже человек , у которого остались небольшие вопросы. В самом низу у нас человечек , у которого возникли трудности( было что-то непонятно).

Вы должны прикрепить стикер рядом с тем человечком, который похож на вас.

VIII. Домашнее задание .

-Запишите Д/з.

На выбор: составить небольшой рассказ, используя недостаточные глаголы( фразеологизмы ), либо упр:526,529.

Спасибо за внимание! Всего вам  доброго

Резерв ( если что ! )

-Сколько лиц у глагола? Число ? ( хорошо )

- Записывайте за мной( звонить, включить, вручить ).  Давайте прочитаем и поставим ударение.

- Есть желающие поработать у доски? К доске пойдут …..( образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам ).

Задание 2. Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение:  звонить, включить, вручить.

Задание выполняют у доски три ученика. Произносят вслух.

Ед.ч

1 л звонЮ           включУ          вручУ

2 л. звонИшь     включИшь      вручИшь

3 л. звонИт        включИт       вручИт

Мн.ч.    

1 л звонИм         включИм       вручИм    

2 л. звонИте      включИте     вручИте

3 л. звонЯт        включАт       вручАт     ( читают вслух )

Какую особенность данных глаголов вы заметили?( Глаголы звонить, включить, вручить во всех формах имеют ударение на последнем слоге ).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Весенние воды» Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут , и блещут , и гласят … Они гласят во все концы: «Весна идет , весна идет , Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет , весна идет , И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..»

Слайд 2

Пятнадцатое марта. «Употребление глагола в речи»

Слайд 3

Я знаю Хочу узнать Узнал(а) Глагол как часть речи Правильное употребление глаголов в речи

Слайд 4

Ляж в постель Бежи скорее к врачу Вылазь из воды с Ставайте за мной, я последний Не ложи локти на стол Едь летом на юг Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе Ляг в постель. Беги скорее к врачу Вылезай из воды Вставайте за мной, я последний Не клади локти на стол Поезжай летом на юг Поезжай в школу не на троллейбусе, а на автобусе

Слайд 5

Взаимопроверка 1. Я постараюсь убедить вас в необходимости дополнительных занятий.( Я хочу убедить вас ). 2. Если я не сдам экзамен, то я окажусь в неприятном положении . ( Я попаду в неприятное положение ). 3. Без специального компьютерного стола я, скорее всего, буду ощущать неудобство. 4. Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я одержу победу .(Я буду победителем ).

Слайд 6

Критерии оценивания Если сделано все верно или имеется 1,2 ошибки- «5» Если сделано 3-5 ошибок- «4» Если сделано 6-8 ошибок- «3»

Слайд 7

Я знаю Хочу узнать Узнал(а) Глагол как часть речи Правильное употребление глаголов в речи Как правильно употреблять глагол в речи

Слайд 8

Домашнее задание На выбор: 1. составить небольшой рассказ, используя недостаточные глаголы( фразеологизмы ). 2.Упр:526,529

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"

на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме  игры КВН...

Конспект открытого занятия по сценической речи

Конспект открытого занятия по сценической речи в детской театральной студии "Бродячие артисты".Тема: "Речевой тренинг"...

Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...

Конспект открытого урока по развитию речи с детьми категории «Особый ребенок» Тема: «Овощи. Знакомство с репой»

      Цель:·        формирование начальных представлении о репе, как об овоще.       Задачи:·...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...