Конспект открытого урока "Употребление глагола в речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект открытого урока "Употребление глагола в речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_glagolov_v_rechi.docx | 39.06 КБ |
upotreblenie_glagolov_v_rechi.pptx | 181.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка для учащихся 6 класса
по программе М.М. Разумовской
Тема урока: «Употребление глаголов в речи»
Цель работы на уроке: Раскрыть роль глагола в речи, обратить внимание на мастерское использование глаголов писателей и поэтов.
Задачи:
Образовательные: Добиться понимания роли глагола, употребления с целью достижения точности, информированности и выразительности. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в художественной речи.
Развивающие: развитие у детей орфографических и речевых навыков; развитие языковой компетенции обучающихся; совершенствовать умение анализировать текст; развивать речевую и мыслительную деятельности; обогащать словарный запас учащихся; формирование умения работать со словарями.
Воспитательные: способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и красоте родной природы; содействие воспитанию интереса к урокам русского языка.
Вид урока: комбинированный
ХОД УРОКА
I. Организационная часть. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Поздоровайтесь с нашими гостями.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
- Я рад вас всех приветствовать. Меня зовут Роман Сергеевич. Я надеюсь, что сегодня мы с вами поработаем очень плодотворно!
II. Актуализация знаний.
- А сейчас ребята мы с вами повторим то, что вы проходили на предыдущих уроках.
- Я вам прочитаю утверждения, и ваша задача согласиться со мной или нет. Т.е. верно мое утверждение или неверно. Если утверждение верно вы топаете, если неверно вы хлопаете. Попробуем?
1. Глагол - это часть речи, которая обозначает предмет( верно? А что обозначает? )
2. Глагол отвечает на вопросы какой? какая? какие?
3. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам?
4. У глагола три наклонения: это изъявительное, условное и приказательное?
5. Глаголы бывают переходные и непереходные?
6. Разноспрягаемые глаголы это хотеть, есть, дать и гнать? ( бежать ).
Молодцы, вы все справились. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о глаголе. Глагол - самая распространенная, необыкновенная часть речи.
А вы знали, что глагол по частоте употребления в речи занимает 2 место после существительных.
15 % слов художественного текста – это глаголы.
Я хочу прочитать вам стихотворение Ф.И.Тютчева, послушайте, как он использует слова этой части речи.
«Весенние воды»
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
- Хорошее стихотворение, ребята, не так ли? А о чем оно? Обратите внимание, как автор использует глаголы в тексте. Умело?
III. Беседа о глаголе.
Но, к сожалению, мы не всегда также можем грамотно и умело употреблять глаголы в нашей речи.
Ребята, на ваших столах лежит текст под №1.
Может быть кто-нибудь хочет прочитать? Нет, давайте, нам прочитает ….
...Одна милая, очень молоденькая медицинская сестра в накрахмаленной шапочке во время лечебной процедуры ежедневно находила для нас, больных, новую форму глагола
«положить». «Ложьте руки сюда», — говорила она, улыбаясь; «залаживайте их так», — объясняла она на другой день. Её изобретательности не было предела: «закладайте»,
«ложите», «заложьте», «укладайте», «заложивайте» и так без конца... Когда мы
поближе познакомились, я посоветовала ей остановиться на простейшей фразе:
«Положите руки сюда». И ей, и мне сразу стало легче. (Р. Зелёная)
- Ошибки в употреблении какого глагола показывает данный текст?
- Мы здесь наблюдаем неграмотное использование в речи глагола, нарушение норм. - Можно ли так говорить? Это норма?
- А это очень важный вопрос, предлагаю поработать над этим на нашем уроке.
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема? (Тема урока – употребление глаголов в речи). СЛАЙД
- Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока.
IV. Целеполагание.
- Речь - показатель культуры и образования человека. Как только человек заговорит, его речь раскрывает сразу все секреты: грамотен ли он, насколько культурен и воспитан, как хорошо образован, умён или глуп. Сегодня мы поговорим о некоторых особенностях употребления глагола в речи.
- Какие цели мы сегодня поставим перед собой? ( ответы детей ) .
СЛАЙД про карточки ( я знаю, хочу узнать, узнал(а) ).
- Ребята, на ваших столах лежат карточки. Давайте мы их заполним.
- В первый столбик пишем то, что мы с вами знаем.
- А мы знаем с вами, что ГЛАГОЛ- ЭТО……(Записываем)
- Что же мы хотим с вами узнать? Какую цель на уроке мы сегодня ставим себе? ( узнать правильное употребление глаголов в речи).
V. Первичное закрепление.
Задание 1. «Перевод с русского на русский». Запишите правильный вариант глаголов.
Ляж в постель – ляг в постель.
Бежи скорее к врачу- беги скорее к врачу
Вылазь из воды скорее- вылезай из воды
Ставайте за мной, я последний- вставайте за мной, я последний.
Не ложи локти на стол- не клади локти на стол.
Едь летом на юг- поезжай летом на юг.
Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе- поезжай в школу не на троллейбусе, а на автобусе.
Ребята, может быть, сейчас я открою вам секрет. Но и вторая форма данных глаголов( надо показать на слайд - ляж,едь, ложи,вылазь ), которую мы посчитали неправильной, всё же используется.
А как вы думаете, когда мы используем данные глаголы?
Или может вы слышали эти слова?( где-нибудь на улице, от друзей или еще где-нибудь )
Да, они используются , но только в просторечье, т.е в очень простой бытовой речи. Но мы должны помнить, что речь образованного человека должна быть грамотной, нормированной. Вы со мной согласны, ребята? Давайте продолжим работу в этом направлении.
- Может кто-нибудь хочет поработать у доски?
- Записываем предложение. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились.( повест, невоскл, распр, сложное ).
- Подчеркните грамматическую основу. А во всю ивановскую это что? Это неделимое словосочетание или фразеологизм. В данном предложении фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.
- а вы знаете историю возникновения этого фразеологизма?
История появления фразеологизма. Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».
Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.
С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.
- А теперь давайте поработаем с другими фразеологизмами.
- Открываем учебники на странице 193-ей. Упражнение 537-е.
- Ребята, давайте разделим упражнение на 3 части. 1 ряд – первые 4 глагола, 2 ряд – следующие 4 ( с 5 по 8 ) и последние 3 глагола – 3 ряд.
Закончили? Так давайте проверим.
Начнем с первого ряда ( ответы детей по очереди )
Дрожит Знать Сидеть Вариться Держать Выводить Катается Возносить Обводить Делать Шутить | до небес сложа руки в собственном соку на чистую воду как сыр в масле вокруг пальца из мухи слона как осиновый лист в ежовых рукавицах с огнем как свои пять пальцев |
- Ребята, вы наверное устали. Давайте немного отдохнем
VI. Физкультминутка – музыка (релакс)
Учитель: Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.
Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Вы находитесь посреди чудесного леса, садитесь в траву. Дотроньтесь до неё руками и почувствуйте её приятную прохладу. Теперь вы ложитесь и растягиваетесь на траве. Вдохните один раз глубоко-глубоко. Пусть ваше тело станет таким же мягким и расслабленным, как y тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру.) Вы лежите в траве совершенно безмятежно, слушаете прекрасное пение птиц. Подумайте о чем-нибудь хорошем или о ком-нибудь (Пауза 30 секунд ).
Теперь поблагодарим этот лес за то, что он нас так чудесно расслабил... Энергично выдохните, откройте глаза, немного потянитесь.
- Отдохнули? Хорошо. Предлагаю вам следующее задание.
Задание 3.
- Записывайте за мной в столбик следующие слова:
Очутиться -
Победить - 1 л.ед.ч. наст. и буд.вр.
Убедить -
Чудить –
Затмить –
- Нужно образовать от данных глаголов форму 1л.ед.ч…….
- Все ли у вас правильно?
- А что не так?
- Как называются глаголы, от которых мы не смогли образовать нужную форму? Может кто-то знает? Ребята, такие глаголы называются - Недостаточными. У этих глаголов не образуется в настоящем и в будущем времени форма 1лица единственного числа.
- Сейчас я вам раздам материал. Вы познакомитесь еще с двумя интересными глаголами ( прочитать доходчиво, медленно ).
Вам нужно прочитать данный материал и сделать вывод – когда употребляется глагол надеть, а когда одеть ( пока дети читают пишу на доске глаголы одеть и надеть ).
Текст №2
Глагол «∙одеть» используется по отношению к существу одушевленному: человек, мужчина или женщина, мальчик или девочка, и т.д. Он также употребляется в сочетании со словами, обозначающими неодушевленные подобия человека, например, кукла, игрушка;
Данный глагол отвечает на вопрос:∙ кого? Например: «Бабушка одела внука на прогулку», «Работники магазина одели манекен и выставили его на витрину»;
Слово «∙надеть» применяется по отношению к неодушевленному предмету и отвечает на вопрос: «что?». Например: «Надеть пальто (шубу, куртку)».
- Прочитали? Давайте вы поделитесь тем, что вы узнали? Правильно!
- А теперь я вам дам задание, а вы мне покажете, как вы поняли данный вам материал.
Для того чтобы запомнить данное правило есть такой трюк:
Одеть Надежду, надеть одежду.
VII. Самостоятельная работа.
Сейчас мы приступаем к самостоятельной работе.
- Я диктую существительные, вы их распределяете по столбикам «одеть – надеть»:
Куклу, больного, костюм, ребёнка, пальто, туфли, джинсы, сына, ветровку, юбку, его, маску.
- Теперь вы приступаете к работе с недостаточными глаголами.
«Недостаточные глаголы».(рабочие листы)
Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами. Запишите в рабочие листы.
- Я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий.
- Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении.
- Без специального компьютерного стола я, скорее всего, (ощутить) неудобство.
- Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).
Проверка на слайде: открываю слайд
- Молодцы, ребята.
- Вы все сегодня хорошо поработали, но пришло время выставлять оценки. Меняемся тетрадками. Сейчас у нас будет взаимопроверка.
На слайде ВЗАИМОПРОВЕРКА.
Если сделано все верно или имеется 1,2 ошибки- «5»
Если сделано 3-5 ошибок- «4»
Если сделано 6-8 ошибок- «3»
- Поставим оценки друг другу, исходя из того, сколько баллов вы набрали.
VII. Итоги урока.
Итак, давайте мы с вами подведем итоги урока. Какие цели мы себе ставили в начале урока? Посмотрите в карточке. Что мы узнали нового сегодня? Давайте запишем в карточке. ( На слайде 3 пункт заполненный)
- Как вы думаете, ребята, урок своей цели достиг?
- Вы сегодня все хорошо поработали. Надеюсь, что вам понравился урок. Мне очень понравилось с вами поработать и познакомиться.
Я бы хотел получить от вас обратную связь.
На доске прикреплен лист где изображены три человечка, которые поднимаются к вершине знаний. На вершине стоит человек, у которого все получилось и не было сложностей. Чуть ниже человек , у которого остались небольшие вопросы. В самом низу у нас человечек , у которого возникли трудности( было что-то непонятно).
Вы должны прикрепить стикер рядом с тем человечком, который похож на вас.
VIII. Домашнее задание .
-Запишите Д/з.
На выбор: составить небольшой рассказ, используя недостаточные глаголы( фразеологизмы ), либо упр:526,529.
Спасибо за внимание! Всего вам доброго
Резерв ( если что ! )
-Сколько лиц у глагола? Число ? ( хорошо )
- Записывайте за мной( звонить, включить, вручить ). Давайте прочитаем и поставим ударение.
- Есть желающие поработать у доски? К доске пойдут …..( образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам ).
Задание 2. Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение: звонить, включить, вручить.
Задание выполняют у доски три ученика. Произносят вслух.
Ед.ч
1 л звонЮ включУ вручУ
2 л. звонИшь включИшь вручИшь
3 л. звонИт включИт вручИт
Мн.ч.
1 л звонИм включИм вручИм
2 л. звонИте включИте вручИте
3 л. звонЯт включАт вручАт ( читают вслух )
- Какую особенность данных глаголов вы заметили?( Глаголы звонить, включить, вручить во всех формах имеют ударение на последнем слоге ).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пятнадцатое марта. «Употребление глагола в речи»
Я знаю Хочу узнать Узнал(а) Глагол как часть речи Правильное употребление глаголов в речи
Ляж в постель Бежи скорее к врачу Вылазь из воды с Ставайте за мной, я последний Не ложи локти на стол Едь летом на юг Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе Ляг в постель. Беги скорее к врачу Вылезай из воды Вставайте за мной, я последний Не клади локти на стол Поезжай летом на юг Поезжай в школу не на троллейбусе, а на автобусе
Взаимопроверка 1. Я постараюсь убедить вас в необходимости дополнительных занятий.( Я хочу убедить вас ). 2. Если я не сдам экзамен, то я окажусь в неприятном положении . ( Я попаду в неприятное положение ). 3. Без специального компьютерного стола я, скорее всего, буду ощущать неудобство. 4. Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я одержу победу .(Я буду победителем ).
Критерии оценивания Если сделано все верно или имеется 1,2 ошибки- «5» Если сделано 3-5 ошибок- «4» Если сделано 6-8 ошибок- «3»
Я знаю Хочу узнать Узнал(а) Глагол как часть речи Правильное употребление глаголов в речи Как правильно употреблять глагол в речи
Домашнее задание На выбор: 1. составить небольшой рассказ, используя недостаточные глаголы( фразеологизмы ). 2.Упр:526,529
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"
на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме игры КВН...
Конспект открытого занятия по сценической речи
Конспект открытого занятия по сценической речи в детской театральной студии "Бродячие артисты".Тема: "Речевой тренинг"...
Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc
Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...
Конспект открытого урока по развитию речи с детьми категории «Особый ребенок» Тема: «Овощи. Знакомство с репой»
Цель:· формирование начальных представлении о репе, как об овоще. Задачи:·...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...