"Уроки речевого этикета"
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс) по теме
Занятия, направленные на изучение речевого этикета в школе, дают учителю возможность формировать личность ученика, который в общественной жизни, в общении способен воспринять информацию, осмыслить её, отстоять свою точку зрения. Анализ методической литературы показал, что в данное время в учебных программах речевая культура рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку. Мы предлагаем программу, которая содержит методику работы над речевым этикетом обучающихся во внеклассной работе. Нами определена система методов и приёмов нормирования речи учащихся. Главный прием обучения школьника основам культуры общения – это разыгрывание речевых ситуаций на тему «Вежливое поведение», т. к. именно практически дети учатся общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_rechevogo_etiketa._programma.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «УРОКИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА»
ВВЕДЕНИЕ
Большое значение в нашей жизни имеет культура общения, в частности речевой этикет. При знакомстве с культурой и бытом чужого народа первое, что бросается в глаза, наряду с отличиями в материальной культуре, - особенности поведения в стандартных ситуациях, причем специфические черты поведения наиболее отчетливо проявляются в сфере общения. Первые этнографические описания относятся именно к правилам общения. Получить представление о культуре народа, не зная специфических правил его поведения, практически невозможно. Именно поэтому изучение этикета занимает большое место в современной науке.
Занятия, направленные на изучение речевого этикета в школе, дают учителю возможность формировать личность ученика, который в общественной жизни, в общении способен воспринять информацию, осмыслить её, отстоять свою точку зрения. Анализ методической литературы показал, что в данное время в учебных программах речевая культура рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку. Мы предлагаем программу, которая содержит методику работы над речевым этикетом обучающихся во внеклассной работе. Нами определена система методов и приёмов нормирования речи учащихся. Главный прием обучения школьника основам культуры общения – это разыгрывание речевых ситуаций на тему «Вежливое поведение», т. к. именно практически дети учатся общаться.
Целью данной программы является формирование речевой культуры обучающихся, их знакомство с формулами речевого этикета.
Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:
- дать представление обучающимся о средствах выражения вежливости в русском языке;
- приучить детей использовать формулы речевого этикета при общении с людьми;
- научить школьников выбирать определенную речевую формулу, которая будет наиболее уместной для данной обстановки, наиболее привычной, типичной для говорящего, наиболее приемлемой для собеседника;
-воспитывать уважительное отношение к человеку.
Для осуществления данных задач предполагается использование следующих методов и приёмов работы:
- анализ собственной речи;
- словарная работа;
- беседа;
- ролевые игры.
В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
- умение употреблять выражения приветствия, прощания, благодарности; слова, выражающие просьбу, приглашение к знакомству, извинение и отказ;
- способность слушать собеседника;
- знание правил телефонного разговора;
- умение правильно вести себя во время общения;
- владение тоном вежливой речи;
- умение составлять устные и письменные приглашения и поздравления;
- умение спорить, но не ссориться.
Т.о. данная программа актуальна и имеет практическую значимость, она может быть использована на всех этапах обучения школьников в курсе внеклассных занятий.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД РЕЧЕВЫМ ЭТИКЕТОМ
Работу над речевым этикетом можно проводить не только на специализированных занятиях, но и на всех уроках, на других внеклассных мероприятиях. Для этого должны чаще звучать вопросы типа: Можно ли выразить эту мысль более вежливо? Вежливо ли так говорить? Насколько вежливо по тону выражена просьба?
В результате такого анализа своей речи ученики смогут осознать некоторые средства выражения вежливости и, главное, начнут более внимательно и самокритично оценивать свои собственные высказывания с позиции «вежливо-невежливо».
В ходе работы необходимо обратить внимание на следующие категории, делающие нашу речь вежливой:
* интонация – одно из важных средств выражения вежливости в устной речи
* лексико-граматические средства (употребление имени-отчества, имени и фамилии, прозвища, местоимений ТЫ/ВЫ – ТВОЙ/ ВАШ, использование в речи «волшебных» слов)
* стили речи (официальная\неофициальная речь) – важно приучить школьников к тому, что очень важно понимать, где, с кем и как нужно говорить, т.е. учить выбирать в каждой отдельной ситуации определенные формулы речевого этикета.
В ходе занятий обучающиеся должны осознать, что речевой этикет имеет очень большое значение в жизни человека. Этому может способствовать знакомство с этикетными формулами других народов, рассказ об их этикетных традициях, сопоставление с русскими традициями. (См. Приложение 1).
Учитывая возрастные особенности школьников, необходимо включать в занятия по речевому этикету игровые моменты т.к. интересный, наглядный материал запоминается и усваивается лучше. Чаще всего на занятиях используется анализ различных речевых ситуаций. (См. Приложение 2).
Работа над речевым этикетом дает большие возможности расширить активный словарный запас обучающихся, уточнить их знания о семантике слов, научить употреблять слово в новом контексте. Также важно, чтобы усвоение новых слов происходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом, следил за тем, чтобы учащиеся владели словами вообще и, в частности, вежливыми словами, т.е. этикетными.
Понять слово – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Поэтому на каждом занятии необходимо проводить словарную работу, в которой сливаются 4 направления:
1. Обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые школьники ранее не знали
вовсе, новых значений. В речь школьников необходимо вводить такие слова, обороты, конструкции, которые необходимы в повседневном общении. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и т. д. Введение формул речевого этикета в речь обучающихся не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает умение выбирать языковые средства уместные в конкретной языковой ситуации.
2. Уточнение словаря, т.е. развитие гибкости, точности и выразительности речи. Этот аспект включает в себя усвоение многозначных слов, оттенков смысловых значений, эмоциональных и функционельно-стилистических окрасок слова.
3. Активизация словаря – перенесение как можно большего количества слов из пассивного запаса в словарь активный. Для того, чтобы речь учеников была более грамотной, необходимо обратить внимание на ту группу слов, при употреблении которых ученик чувствует себя неуверенно, надо учесть, что часто в эту группу попадают «вежливые» слова.
4. Устранение нелитературных слов. Это могут быть диалектные, просторечные, жаргонные слова, которые ученики усваивают под влиянием речевой среды.
На занятиях используются различные формы работы: устные и письменные. Обучающиеся ведут личные дневники, в которых записывают этикетные формулы, примеры поведения и оценивают их при помощи знаков:
* запрещающих
* разрешающих
* предупреждающих
Чаще всего на занятиях используется такая форма работы, как разыгрывание речевых ситуаций (см. Приложение 3), именно ролевая игра помогает ученикам хорошо усвоить предлагаемый материал.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
- Из истории этикета (происхождение этикета, значение слова «этикет», распространение культуры этикета в России).
- Речевой этикет (что такое «речевой этикет», этикетные формулы различных народов.)
- Уровни общения (общение официальное и неофициальное, мимика и жесты во время разговора).
- Вежливый тон общения (виды интонации).
- Что значит «вежливый человек»?
- Приветствие (различные виды приветствий: речевые и неречевые).
- Как привлечь внимание другого человека.
- Реакция на привлечение внимания.
- «Молчание – золото» (пауза во время общения, умение слушать собеседника).
- Знакомство (различные словесные формулы, употребляемые при знакомстве с кем-то).
- Как познакомить других людей (знакомство на разных уровнях).
- Разговор по телефону (звонок неофициальный, товарищу, родственникам, знакомым).
- Приглашение и ответ на него.
- Письменное приглашение (оформление приглашений).
- Приглашение по телефону.
- Как попросить и предложить.
- Положительный ответ на просьбу, приглашение.
- Отказ в просьбе.
- Неопределенный ответ на просьбу, приглашение, предложение.
- «Вы прекрасно выглядите!» (комплимент и способы ответа на комплимент).
- «Поздравляю и желаю» (устные и письменные способы поздравления, пожелания на разных уровнях).
- Благодарность и ответ на неё.
- Жалоба и утешение.
- Умение прощать (извинение и ответ на него).
- Поведение во время спора (тактичность, умение слушать собеседника).
- Выражение собственной точки зрения. Согласие – несогласие.
- Этикет переписки (как правильно оформить письмо).
- Сколько способов попрощаться?
- Пожелания при прощании (в устной и письменной форме).
Предлагаемые темы занятий могут быть расширены, это зависит от индивидуальных особенностей учителя и обучающихся.
При обучении речевому этикету мы ставим серьёзные задачи, но эти занятия должны помочь ребятам эмоционально разгрузиться, научить их получать удовольствие от общения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Жесты, используемые для приветствия людьми разных национальностей:
- русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руку;
- китайцы в прежние времена, встречая друга, пожимали руку самому себе;
- лапландцы трутся носами;
- французы целуют друг друга в щёку;
-латиноамериканцы обнимаются и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Анализ речевых ситуаций.
- Что бы вы ответили девочкам на поставленный вопрос?
Вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините,
Я немного опоздал
- Тихомиров!
Покажите
Нам по карте город Псков.
- Извините, - шепчет Витя, -
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ!
(И. Антонов.)
- Объясните, почему стихотворение названо «Вежливый слон». Помогла ли вежливость слона муравью?
Вежливый слон.
Вышел слон на лесную дорожку
Наступил муравью на ножку.
И вежливо
Очень
Сказал муравью:
- Можешь и ты наступить на мою!
(В.Лунин.)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Тема занятия: Знакомство.
Разыгрывание речевых ситуаций.
1.Ты приехал в лагерь. Как произойдет твоя первая встреча с ребятами? Что ты скажешь своим новым друзьям? О чем их спросишь? Как представишься?
2.У тебя день рождения. Поздравить тебя пришли не только одноклассники, но твой лучший друг, который учится в другой школе. Как ты его познакомишь с друзьями из твоего класса?
3.Через минуту начинается родительское собрание. Ваша мама хотела познакомиться с учительницей. Как вы это организуете?
4.Я – учительница. Случайно в булочной встретились вы, ваша мама и я. Познакомьте нас.
5.Что говорить и что делать, если некому нас представить другому человеку, а познакомиться надо. Покажите эту ситуацию на разных «уровнях».
6.К вам подошел человек и стал разговаривать с вами как со знакомым, а вы его не помните. Как нужно поступить?
Тема занятия: Разговор по телефону.
Цель занятия: Научить правильно разговаривать по телефону, используя этикетные формулы.
- Беседа.
- Умеете ли вы звонить, начинать разговор по телефону?
- Как это нужно сделать? Есть ли разница, кому мы звоним?
- Как позвать к телефону нужного нам человека?
- Разыгрывание речевых ситуаций.
Представьте, что Саша звонит Лене домой. Трубку снимает её мама...
(Варианты разговора и их анализ).
Давайте запишем правильный вариант разговора между Сашей и Лениной мамой.
М.: Алло.
С.: Здравствуйте, это говорит Саша Иванов. (Пауза).
М.: Здравствуй, Саша.
С.: Позовите, пожалуйста, к телефону Лену.
М.: Сейчас.
Давайте сыграем этот диалог как маленькую сценку.
- А если трубку возьмет наш друг, то как будет выглядеть наш диалог?
(Разыгрывание диалогов).
- А теперь представьте, что звонок раздался в вашем доме. Трубку снимаете вы. Если звонит взрослый, понимает, что трубку снял ребёнок, он не должен представляться, но должен поздороваться. Ответьте ему: «Здравствуйте, я сейчас позову...». Если мама и папа не могут подойти, то не нужно объяснять причину.
(Разыгрывание ситуаций).
- Выявление и анализ ошибок, допущенных в речевых ситуациях.
(Проводится коллективная работа).
- Домашние задание.
Когда будете звонить по телефону, не забывайте правила начала телефонного разговора, а на следующем занятии приведете нам один из примеров разговора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений", 6 класс.
Интересная подача материала по теме "Притяжательные местоимения"....
Презентация к уроку "Речевой этикет"
Презетация к уроку...
УРОК РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.
ТЕМА УРОКА : «Давайте говорить друг другу комплементы» ЦЕЛЬ: обучение учащихся использованию речевых формул одобрения, похвалы, уместному дифференцированию их, воспитание внимательного, доброжела...
Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"
Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....
Интегрированный урок "Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском и английском языке"
Интегрированный урок "Речевой зтикет. Традиции употребления обращений в русском и английском языке"...
Интегрированный урок "Речевой этикет.Традиции употребления обращений в русском и английском языке".
Интегрированный урок "Речевой этикет.Традиции употребления обращений в русском и английском языке"....
«Понятие этикета, речевого этикета»
laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...