Конспект урока "Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений", 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Интересная подача материала по теме "Притяжательные местоимения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_2014.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме «Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений»
Целевая аудитория: 6 класс
Цели:
Знание: знать правила речевого этикета с использованием личных местоимений в значении притяжательных.
Понимание: находить притяжательные местоимения в тексте
Применение: правильно образовывать формы личных местоимений в значении притяжательных. Применять знания на практике, развивать навык аргументированного ответа
Анализ: выделять притяжательные местоимения среди других разрядов
Синтез: писать поздравительные открытки, используя притяжательные местоимения
Ход урока
- Повторение ранее изученного материала
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем путешествовать по стране «Местоимение». Прежде, чем отправиться в путь, отгадаем загадки. В них есть -местоимения. Выпишите их в тетрадь и определите разряд местоимений.
(презентация «Загадки»)
-Как вы думаете: почему загадки о героях детских книжек?
(«Неделя детской книги»)
- Подготовка к восприятию нового материала
-Давайте поговорим о местоимениях второго лица. Назовите их.
-Только ли для множественного числа употребляется местоимение «вы»? Действительно, местоимение «вы» - это вежливая форма обращения к человеку.
-Сегодня мы будем произносить слово «этикет». Где можно узнать, что оно означает?
(работа с «Толковым словарём»)
-В речевом этикете существуют понятия: ты - общение, вы – общение, т.е. с одними людьми мы можем общаться, используя местоимение «ты», а с другими можем говорить только «вы».
-От чего это зависит?
(учащиеся приводят примеры)
-Молодцы! Привели удачные примеры. Не забывайте о вежливости никогда, общаясь ли с человеком на «ты» или «вы».
(наблюдение за материалом, записанным на доске)
Т…атр открывает…ся!
К началу всё готово!
Б…леты предл…гают…ся
За вежливое слово.
-Ка(с,сс)а, выдай мне б…лет!
-Ваше вежливое слово!
-(У) меня такого нет.
Ах, (у) вас такого нет? (Не) получите б…лет.
-Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите местоимения.
-Какое из них указывает на принадлежность?
-На какой вопрос оно отвечает?
-Как называются прилагательные , отвечающие на вопрос: чей? чья? чьё? чьи?
-А какие местоимения называются притяжательными?
-Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения.)
Когда мы пользуемся местоимениями ты, твой - Вы, Ваш?
Обратимся к таблице.
Употребление местоимений Вы, Ваш уместно: | Употребление местоимений ты, твой уместно: |
1) по отношению к незнакомому, малознакомому адресату; | 1) по отношению к хорошо знакомому адресату; |
2) в официальной обстановке общения; | 2) в неофициальной обстановке общения; |
3) при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату; | 3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату; |
4) по отношению к равному и старшему (по возрасту, по положению) адресату. | 4) по отношению к равному и младшему адресату. |
Обратимся к записанному нами четверостишию.
Вежливым ли было обращение к кассиру?
Какую форму обращения вы используете, когда просите о чём-то?
Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить, будьте любезны) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?
Работа с текстом на доске:
Вежл…вость предпол..гает искусство человеч..ского общения. В разных языках встр..чается множество вариантов вежл…вого обр…щения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл..вым обр..щением было Ваша светлость, Ваша честь…
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите притяжательные местоимения, подчеркните их зелёной пастой.
Выделите окончания притяжательных местоимений. Что они обозначают?
Как изменяются притяжательные местоимения?
А теперь обратим внимание на образцы поздравлений:
Дорогой Миша!
Поздравляем тебя с Новым годом!
Желаем здоровья, счастья, успехов в учёбе!
Твои друзья Никита и Денис.
Уважаемая Нина Михайловна!
С Днём 8 Марта Вас поздравляет седьмой класс!
Ваши ученики.
Дорогая бабушка!
Поздравляем тебя с днём рождения!
Желаем многих лет жизни, счастья, здоровья!
Крепко целуем.
Твои внуки Лиля и Саша.
Беседа о правильном оформлении поздравления.
Ребята, при оформлении поздравления очень важно вежливо обратиться к человеку, которого поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович, уважаемая Нина Михайловна…
Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка, любимая мама… Дальше следует само поздравление: поздравляю с днём рождения, поздравляю с Новым годом… Далее обязательны пожелания: традиционно желают здоровья, успехов в работе или учёбе, счастья…. Местоимения Вы, Ваш, Вам в знак уважения пишется с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата.
Подведение итогов:
-Что вы узнали о притяжательных местоимениях? Об особенности употребления местоимений ты(твой) – Вы (Ваш)?
Для работы дома учащимся предлагается написать поздравление библиотекарю с использованием личных и притяжательных местоимений. Оформить поздравление на самодельной открытке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока немецкого языка по теме: «Притяжательные местоимения», 5 класс
Главная дидактическая цель урока - выработать умение применять знания склонений притяжательных местоимений, используя игру «Бинго», развитие коммуникативных способностей, мыслительных умений, по...
Урок в 6 классе "Притяжательные местоимения. Речевой этикет"
Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений (урок в 6 классе с применением информационных технологий)...
Урок знакомства с речевым этикетом при изучении притяжательных местоимений
материал может использоваться на уроках по русскому языку и на классных часах...
Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений
Открытый урок "Речевой этикет"...
притяжательные местоимения и притяжательный падеж в английском языке (2 кл)
Пример контроля усвоения грамматического материала по английскому языку учениками 2го класса (Уч. Starlight 2). Тема "Притяжательные местоимения, притяжательный падеж"...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе "Притяжательные местоимения"
Конспект открытого урока на муниципальном уровне по русскому языку в 6 классе "Притяжательные местоимения"...
Конспект урока "Притяжательные местоимения" 6 класс
Конспект урока по русскому языку по теме "Притяжательные местоимения"...