УРОК РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
ТЕМА УРОКА : «Давайте говорить друг другу комплементы»
ЦЕЛЬ: обучение учащихся использованию речевых формул одобрения, похвалы, уместному дифференцированию их, воспитание внимательного, доброжелательного отношения к окружающим.
Если кошку не гладить-
У нее высыхает спинной мозг.
(английская пословица )
1.ВСТУПЛЕНИЕ.
Учитель просит ребят выйти из-за парт и встать в круг, взявшись за руки.
- Ребята, возьмемся за руки. Вы знакомы друг с другом давно и чувствуете теплоту ваших рук, согреваете друг друга, становитесь ближе. Посмотрим друг другу в глаза. Спасибо! А теперь садитесь на места, начнем урок.
2.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА (запись на доске)
1) Объясните по возможности лексическое значение следующих слов:
Благодарю – желаю добра, блага
Здравствуйте – будьте здоровы
Спасибо – спаси, Бог
Прощай – прости, Бог
2) Переведите на русский язык эти речевые формулы:
How do you?-
Good bye! (Cod be with you!)
(Да будет с вами Бог)
3) Приведите примеры формул приветствия или прощания в башкирском, татарском или другом языках (по возможности).
4) Какую роль играют эти речевые формулы?
(эти слова особые, «волшебные», потому что они несут особую информацию: «Я тебя замечаю, уважаю. вступаю с тобой в контакт, желаю тебе добра» )
Верно, эти слова открывают двери в мир человеческих взаимоотношений. Попробуйте-ка в транспорте сказать: «Подвиньтесь!» Адресат расценит вашу «просьбу» как грубое требование и вправе будет не выполнить действие. Психологи считают, что «волшебные» слова выполняют роль словесных «поглаживаний».Именно поэтому они задевают нас лично.
Такую же роль играют комплементы.
3.КОМПЛЕМЕНТ- словесное «поглаживание», от фр.-лестное
выражение, похвала
- Кому мы обычно говорим комплементы?
(знакомым, друзьям, родным).
- По какому поводу их произносят? Когда хотят лестно выразиться по поводу
а) внешнего вида собеседника ;
б) моральных качеств собеседника;
в) поведения, поступков адресата.
4.РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.
Представим себе конкретные ситуации, в которых можно использовать комплементы:
Задание 1: «Поздравляю с праздником».
- Кому может быть адресовано поздравление?
(другу, маме, близкому, знакомому человеку)
Получится примерно следующее:
-Добрый вечер, Сонечка!
-Здравствуй, Михаил! Проходи.
- Дорогая, какое на тебе красивое платье! Как оно тебе идет! Я теперь знаю, мы прекрасно встретим Новый год, когда рядом такие красивые женщины!
- Мишенька! Я всегда знала, что ты самый галантный кавалер на свете. Теперь я могу не волноваться за культурную программу нашего вечера, ведь ты прекрасный собеседник и рассказчик. Располагайся, я на кухню руководить.
(дети анализируют диалог)
Задание 2: «Ничего, дело поправимое».
-Какая это будет ситуация, расскажите.
(ситуация, в которой кто-либо провинился, и ему необходимы слова одобрения, моральной поддержки, одобрения)
-Сережа, это ты?
-Да, мама.
-Как дела? Что случилось? Глаза заплаканные…Тебя обидели?
-Я провинился.
-В чем?
-Я не подготовил по литературе пересказ, и меня спросили…И я получил двойку.
-Ну, ничего, милый. Бывает. Это дело поправимое. Ты сейчас пообедаешь, отдохнешь- и мы вместе подготовим пересказ. Хорошо? Ты всегда прекрасно пересказывал тексты, у тебя все получится. Надежда Васильевна будет рада.
Учащиеся отвечают на вопрос о том, почему мама Сережи не стала ругать сына за плохую оценку. Права ли она? Какую роль сыграли слова одобрения для Сережи?
5.ИТОГИ УРОКА.
-Итак, ребята, вы теперь поняли, что роль комплементов переоценить трудно. Они необходимы нам. Есть хорошая английская пословица: «Если кошку не гладить- у нее высыхает спинной мозг». Как следует понимать пословицу?
(если не говорить друг другу добрых слов , то людские души очерствеют, обозлятся, порвется ниточка общения, связывающая нас воедино)
- А сможем ли мы сказать комплементы прямо сейчас? Трудно ли это? Может быть попробуем?
Учащиеся снова становятся в круг, берутся за руки и пробуют сказать друг другу что-нибудь хорошее.
Звучит песня Б.Окуджавы:
Давайте говорить, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплементы,
Ведь это все любви прекрасные моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_etiket.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА : «Давайте говорить друг другу комплементы»
ЦЕЛЬ: обучение учащихся использованию речевых формул одобрения, похвалы, уместному дифференцированию их, воспитание внимательного, доброжелательного отношения к окружающим.
Если кошку не гладить-
У нее высыхает спинной мозг.
(английская пословица )
1.ВСТУПЛЕНИЕ.
Учитель просит ребят выйти из-за парт и встать в круг, взявшись за руки.
- Ребята, возьмемся за руки. Вы знакомы друг с другом давно и чувствуете теплоту ваших рук, согреваете друг друга, становитесь ближе. Посмотрим друг другу в глаза. Спасибо! А теперь садитесь на места, начнем урок.
2.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА (запись на доске)
1) Объясните по возможности лексическое значение следующих слов:
Благодарю – желаю добра, блага
Здравствуйте – будьте здоровы
Спасибо – спаси, Бог
Прощай – прости, Бог
- Переведите на русский язык эти речевые формулы:
How do you?-
Good bye! (Cod be with you!)
(Да будет с вами Бог)
- Приведите примеры формул приветствия или прощания в башкирском, татарском или другом языках (по возможности).
- Какую роль играют эти речевые формулы?
(эти слова особые, «волшебные», потому что они несут особую информацию: «Я тебя замечаю, уважаю. вступаю с тобой в контакт, желаю тебе добра» )
Верно, эти слова открывают двери в мир человеческих взаимоотношений. Попробуйте-ка в транспорте сказать: «Подвиньтесь!» Адресат расценит вашу «просьбу» как грубое требование и вправе будет не выполнить действие. Психологи считают, что «волшебные» слова выполняют роль словесных «поглаживаний».Именно поэтому они задевают нас лично.
Такую же роль играют комплементы.
3.КОМПЛЕМЕНТ- словесное «поглаживание», от фр.-лестное
выражение, похвала
- Кому мы обычно говорим комплементы?
(знакомым, друзьям, родным).
- По какому поводу их произносят? Когда хотят лестно выразиться по поводу
а) внешнего вида собеседника ;
б) моральных качеств собеседника;
в) поведения, поступков адресата.
4.РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.
Представим себе конкретные ситуации, в которых можно использовать комплементы:
Задание 1: «Поздравляю с праздником».
- Кому может быть адресовано поздравление?
(другу, маме, близкому, знакомому человеку)
Получится примерно следующее:
-Добрый вечер, Сонечка!
-Здравствуй, Михаил! Проходи.
- Дорогая, какое на тебе красивое платье! Как оно тебе идет! Я теперь знаю, мы прекрасно встретим Новый год, когда рядом такие красивые женщины!
- Мишенька! Я всегда знала, что ты самый галантный кавалер на свете. Теперь я могу не волноваться за культурную программу нашего вечера, ведь ты прекрасный собеседник и рассказчик. Располагайся, я на кухню руководить.
(дети анализируют диалог)
Задание 2: «Ничего, дело поправимое».
-Какая это будет ситуация, расскажите.
(ситуация, в которой кто-либо провинился, и ему необходимы слова одобрения, моральной поддержки, одобрения)
-Сережа, это ты?
-Да, мама.
-Как дела? Что случилось? Глаза заплаканные…Тебя обидели?
-Я провинился.
-В чем?
-Я не подготовил по литературе пересказ, и меня спросили…И я получил двойку.
-Ну, ничего, милый. Бывает. Это дело поправимое. Ты сейчас пообедаешь, отдохнешь- и мы вместе подготовим пересказ. Хорошо? Ты всегда прекрасно пересказывал тексты, у тебя все получится. Надежда Васильевна будет рада.
Учащиеся отвечают на вопрос о том, почему мама Сережи не стала ругать сына за плохую оценку. Права ли она? Какую роль сыграли слова одобрения для Сережи?
5.ИТОГИ УРОКА.
-Итак, ребята, вы теперь поняли, что роль комплементов переоценить трудно. Они необходимы нам. Есть хорошая английская пословица: «Если кошку не гладить- у нее высыхает спинной мозг». Как следует понимать пословицу?
(если не говорить друг другу добрых слов , то людские души очерствеют, обозлятся, порвется ниточка общения, связывающая нас воедино)
- А сможем ли мы сказать комплементы прямо сейчас? Трудно ли это? Может быть попробуем?
Учащиеся снова становятся в круг, берутся за руки и пробуют сказать друг другу что-нибудь хорошее.
Звучит песня Б.Окуджавы:
Давайте говорить, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплементы,
Ведь это все любви прекрасные моменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений", 6 класс.
Интересная подача материала по теме "Притяжательные местоимения"....
Презентация к уроку "Речевой этикет"
Презетация к уроку...
"Уроки речевого этикета"
Занятия, направленные на изучение речевого этикета в школе, дают учителю возможность формировать личность ученика, который в общественной жизни, в общении способен воспринят...
Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"
Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....
Интегрированный урок "Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском и английском языке"
Интегрированный урок "Речевой зтикет. Традиции употребления обращений в русском и английском языке"...
Интегрированный урок "Речевой этикет.Традиции употребления обращений в русском и английском языке".
Интегрированный урок "Речевой этикет.Традиции употребления обращений в русском и английском языке"....
«Понятие этикета, речевого этикета»
laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...