УРОК РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Нигманова Ирина Амировна

ТЕМА УРОКА : «Давайте говорить друг другу комплементы»

 

ЦЕЛЬ: обучение учащихся использованию речевых формул одобрения, похвалы, уместному дифференцированию их, воспитание внимательного, доброжелательного отношения к окружающим.

 

                                                               Если кошку не гладить-

                                                               У нее высыхает спинной мозг.

                                                                        (английская пословица )

 

1.ВСТУПЛЕНИЕ.

   Учитель просит ребят выйти из-за парт и встать в круг, взявшись за руки.

 - Ребята, возьмемся за руки. Вы знакомы друг с другом давно и чувствуете теплоту ваших рук, согреваете друг друга, становитесь ближе. Посмотрим друг другу в глаза. Спасибо! А теперь садитесь на места, начнем урок.

 

2.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА (запись на доске)

1) Объясните по возможности лексическое значение следующих слов:

    Благодарю – желаю добра, блага

    Здравствуйте – будьте здоровы

    Спасибо – спаси, Бог

    Прощай – прости, Бог

2)    Переведите на русский язык эти речевые формулы:

How do you?-

Good bye! (Cod be with you!)

(Да будет с вами Бог)

 

3)    Приведите примеры формул приветствия или прощания в башкирском, татарском или другом языках (по возможности).

4)    Какую роль играют эти речевые формулы?

(эти слова особые, «волшебные», потому что они несут особую информацию: «Я тебя замечаю, уважаю. вступаю с тобой в контакт, желаю тебе добра» )

Верно, эти слова открывают двери в мир человеческих взаимоотношений. Попробуйте-ка в транспорте сказать: «Подвиньтесь!» Адресат расценит вашу «просьбу» как грубое требование и вправе будет не выполнить действие. Психологи считают, что «волшебные» слова выполняют роль словесных «поглаживаний».Именно поэтому они задевают нас лично.

Такую же роль играют комплементы.

 

    

  3.КОМПЛЕМЕНТ- словесное «поглаживание», от фр.-лестное       

          выражение, похвала

         - Кому мы обычно говорим комплементы?

(знакомым, друзьям, родным).

- По какому поводу их произносят? Когда хотят лестно выразиться по поводу

а) внешнего вида собеседника ;

б) моральных качеств собеседника;

в) поведения, поступков адресата.

 

4.РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

  Представим себе конкретные ситуации, в которых можно использовать комплементы:

  Задание 1: «Поздравляю с праздником».

  - Кому может быть адресовано поздравление?

    (другу, маме, близкому, знакомому человеку)

    Получится примерно следующее:

 

  -Добрый вечер, Сонечка!

  -Здравствуй, Михаил! Проходи.

  - Дорогая, какое на тебе красивое платье! Как оно тебе идет! Я теперь знаю,           мы прекрасно встретим Новый год, когда рядом такие красивые женщины!      

  - Мишенька! Я всегда знала, что ты самый галантный кавалер на свете. Теперь я могу не волноваться за культурную программу нашего вечера, ведь ты прекрасный собеседник и рассказчик. Располагайся, я на кухню руководить.

(дети анализируют диалог)

 

 Задание 2: «Ничего, дело поправимое».

-Какая это будет ситуация, расскажите.

 (ситуация, в которой кто-либо провинился, и ему необходимы слова одобрения, моральной поддержки, одобрения)

 

-Сережа, это ты?

-Да, мама.

-Как дела? Что случилось? Глаза заплаканные…Тебя обидели?

-Я провинился.

-В чем?

-Я не подготовил по литературе пересказ, и меня спросили…И я получил двойку.

-Ну, ничего, милый. Бывает. Это дело поправимое. Ты сейчас пообедаешь, отдохнешь- и мы вместе подготовим пересказ. Хорошо? Ты всегда прекрасно пересказывал тексты, у тебя все получится. Надежда Васильевна будет рада.

 

    Учащиеся отвечают на вопрос о том, почему мама Сережи не стала ругать сына за плохую оценку. Права ли она? Какую роль сыграли слова одобрения для Сережи?

 

5.ИТОГИ УРОКА.

-Итак, ребята, вы теперь поняли, что роль комплементов переоценить трудно. Они необходимы нам. Есть хорошая английская пословица: «Если кошку не гладить- у нее высыхает спинной мозг». Как следует понимать пословицу?

(если не говорить друг другу добрых слов , то людские души очерствеют, обозлятся, порвется ниточка общения, связывающая нас воедино)

- А сможем ли мы сказать комплементы прямо сейчас? Трудно ли это? Может быть попробуем?

 

Учащиеся снова становятся в круг, берутся за руки и пробуют сказать друг другу что-нибудь хорошее.

Звучит песня Б.Окуджавы:

                       Давайте говорить, друг другом восхищаться.

                       Высокопарных слов не надо опасаться.

                       Давайте говорить друг другу комплементы,

                       Ведь это все любви прекрасные моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                УРОК РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.

            ТЕМА УРОКА : «Давайте говорить друг другу комплементы»

ЦЕЛЬ: обучение учащихся использованию речевых формул одобрения, похвалы, уместному дифференцированию их, воспитание внимательного, доброжелательного отношения к окружающим.

                                                               Если кошку не гладить-

                                                               У нее высыхает спинной мозг.

                                                                        (английская пословица )

1.ВСТУПЛЕНИЕ.

   Учитель просит ребят выйти из-за парт и встать в круг, взявшись за руки.

 - Ребята, возьмемся за руки. Вы знакомы друг с другом давно и чувствуете теплоту ваших рук, согреваете друг друга, становитесь ближе. Посмотрим друг другу в глаза. Спасибо! А теперь садитесь на места, начнем урок.

2.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА (запись на доске)

1) Объясните по возможности лексическое значение следующих слов:

    Благодарю – желаю добра, блага

    Здравствуйте – будьте здоровы

    Спасибо – спаси, Бог

    Прощай – прости, Бог

  1. Переведите на русский язык эти речевые формулы:

How do you?-

Good bye! (Cod be with you!)

(Да будет с вами Бог)

  1. Приведите примеры формул приветствия или прощания в башкирском, татарском или другом языках (по возможности).
  2. Какую роль играют эти речевые формулы?

(эти слова особые, «волшебные», потому что они несут особую информацию: «Я тебя замечаю, уважаю. вступаю с тобой в контакт, желаю тебе добра» )

Верно, эти слова открывают двери в мир человеческих взаимоотношений. Попробуйте-ка в транспорте сказать: «Подвиньтесь!» Адресат расценит вашу «просьбу» как грубое требование и вправе будет не выполнить действие. Психологи считают, что «волшебные» слова выполняют роль словесных «поглаживаний».Именно поэтому они задевают нас лично.

Такую же роль играют комплементы.

     


  3.КОМПЛЕМЕНТ- словесное «поглаживание», от фр.-лестное        

          выражение, похвала

         - Кому мы обычно говорим комплементы?

(знакомым, друзьям, родным).

- По какому поводу их произносят? Когда хотят лестно выразиться по поводу

а) внешнего вида собеседника ;

б) моральных качеств собеседника;

в) поведения, поступков адресата.

4.РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

  Представим себе конкретные ситуации, в которых можно использовать комплементы:

  Задание 1: «Поздравляю с праздником».

  - Кому может быть адресовано поздравление?

    (другу, маме, близкому, знакомому человеку)

    Получится примерно следующее:

  -Добрый вечер, Сонечка!

  -Здравствуй, Михаил! Проходи.

  - Дорогая, какое на тебе красивое платье! Как оно тебе идет! Я теперь знаю,           мы прекрасно встретим Новый год, когда рядом такие красивые женщины!      

  - Мишенька! Я всегда знала, что ты самый галантный кавалер на свете. Теперь я могу не волноваться за культурную программу нашего вечера, ведь ты прекрасный собеседник и рассказчик. Располагайся, я на кухню руководить.

(дети анализируют диалог)

 

 Задание 2: «Ничего, дело поправимое».

-Какая это будет ситуация, расскажите.

 (ситуация, в которой кто-либо провинился, и ему необходимы слова одобрения, моральной поддержки, одобрения)

-Сережа, это ты?

-Да, мама.

-Как дела? Что случилось? Глаза заплаканные…Тебя обидели?

-Я провинился.

-В чем?

-Я не подготовил по литературе пересказ, и меня спросили…И я получил двойку.

-Ну, ничего, милый. Бывает. Это дело поправимое. Ты сейчас пообедаешь, отдохнешь- и мы вместе подготовим пересказ. Хорошо? Ты всегда прекрасно пересказывал тексты, у тебя все получится. Надежда Васильевна будет рада.

    Учащиеся отвечают на вопрос о том, почему мама Сережи не стала ругать сына за плохую оценку. Права ли она? Какую роль сыграли слова одобрения для Сережи?

5.ИТОГИ УРОКА.

-Итак, ребята, вы теперь поняли, что роль комплементов переоценить трудно. Они необходимы нам. Есть хорошая английская пословица: «Если кошку не гладить- у нее высыхает спинной мозг». Как следует понимать пословицу?

(если не говорить друг другу добрых слов , то людские души очерствеют, обозлятся, порвется ниточка общения, связывающая нас воедино)

- А сможем ли мы сказать комплементы прямо сейчас? Трудно ли это? Может быть попробуем?

Учащиеся снова становятся в круг, берутся за руки и пробуют сказать друг другу что-нибудь хорошее.

Звучит песня Б.Окуджавы:

                       Давайте говорить, друг другом восхищаться.

                       Высокопарных слов не надо опасаться.

                       Давайте говорить друг другу комплементы,

                       Ведь это все любви прекрасные моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений", 6 класс.

Интересная подача материала по теме "Притяжательные местоимения"....

"Уроки речевого этикета"

     Занятия, направленные на изучение речевого этикета в школе, дают учителю возможность формировать личность ученика, который в общественной жизни, в общении способен воспринят...

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

Интегрированный урок "Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском и английском языке"

Интегрированный урок "Речевой зтикет. Традиции употребления обращений в русском и английском языке"...

Интегрированный урок "Речевой этикет.Традиции употребления обращений в русском и английском языке".

Интегрированный урок "Речевой этикет.Традиции употребления обращений в русском и английском языке"....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...