урок по теме " Прямое и переносное значение слова" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Веревкина Татьяна Анатольевна

урок по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Прямое и переносное значение слова ( 5 класс),( по учебнику Т.А.Ладыженской)

Веревкина Т.А МБОУ “ Гимназия 10”

Цели урока:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с понятиями прямого и переносного значения слова.

2.Закрепить понятия прямого и переносного значения слова, умения определять лексическое значение слова.

Развивающие:

       3.Развивать умение применять  знания в разнообразных ситуациях.

       4.Способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать изученные явления; развитию у школьников монологической речи.


Воспитательные:

5.Содействовать формированию представления о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову.
6. Формировать интерес к изучению русского языка .

 

  При подготовке урока использовались материалы сайта http://www.openclass.ru/

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. 

    Настраивает детей на положительную эмоциональную направленность.

Эпиграф к уроку:

 Где-то я читал, что у эскимосов больше восьмидесяти слов для обозначения снега. Наверное, если нечто для кого-то является важным и извечным, то это начинают называть тысячью разных способов. Я начинаю понимать эскимосов.

Януш Вишневский

-А как вы понимаете слова Я.Вишневского?

 

 

Читают эпиграф, записанный на доске, записывают его в тетрадь

 

 Выражают своё понимание высказывания

 

 

Самоопределение (Л)

 

Смысловое чтение (П)

 

 

Выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью (К)

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

      Создаёт проблемную ситуацию:

 

 - На прошлом уроке мы говорили о лексическом значении слова.Кто может дать ответ на вопрос, что является лексическим значением слова?

- Работаем в парах .Один из вас называет слово, а другой дает ему лексическое значение.Потом меняетесь.

III. Постановка учебной задачи. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа:обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде темы урока или в виде вопроса, на который предстоит ответить.

А теперь выполните следующее задание: я даю вам лексическое значение задуманного мною слова ,а вы попробуйте догадаться , о чем идет речь.

Читает : 1.Полевой цветок, у которого белые лепестки, а середина желтая.

               2.Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички.

- Что у вас получилось, какие слова вы записали?

- Как вы думаете, почему в одном и другом случае речь идет об одном  и том же предмете?

Что еще нам не известно о лексическом значении? ( учитель постепенно подводит к новому знанию, что у слова может быть 2 значения, одно из которых прямое , а другое переносное.

 

- Какой теме будет посвящен урок?

-Какова по- вашему цель нашего урока?

-Записываем тему урока в тетрадь.

 

     

 

 

 

 (Это то, что обозначает или называет данное слово; обозначение словом определенного предмета или явления действительности).

Контролируют правильность ответов друг друга

Слушают задание учителя.

 

«Отгадывают» слова по лексическому значению, записывают в тетрадь.

 Открытие нового знания : дважды записано слово “ ромашка”.

Выдвигают предположения.

 Делятся мыслями  по этому вопросу. Выдвигают предположения о понятии прямого и переносного значения слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Умение слушать в соответствии с целевой установкой (Р)

«Отгадывание» слов, поиск и выделение информации  (П)

 Осуществление взаимоконтроля за правильностью ответов обучающихся (Р)

 Умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.(К)

 

 

 

Подведение под понятие, выведение следствий (П)

 Выявление проблемы (К)

 

 

 

 

 

 

 

 Целеполагание (Р)

Принимать и сохранять учебную цель  (Р)

 

 

 

 

IV. Первичное закрепление.

Цель этапа: закрепление нового знания.

 - Откройте учебники и прочитайте сведения  п. 65

- Совпали ли ваши предположения с материалом учебника?

- Что вызвало затруднение?·       

 Организует фронтальную работу с целью выявления понимания темы :

выполнение упр337 ( направлено на умение работать со словарной статьей)

Задание: укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких – прямое.)

Задания для работы парами :составить с данными словами словосочетания так, чтобы они употреблялись и в прямом, и переносном значениях( корабль, копить ,змеиный).

Например,  военный  корабль ,корабль  пустыни  (о  верблюде) ,степной  корабль  (о  комбайне).  Копить  силы, копить  деньги ,копить  обиды. Змеиная  улыбка, змеиный  яд, змеиный  питомник.

V.Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.

Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Работа по вариантам: 1вариант выписывают словосочетания со словами с прямым значением; 2 вариант выписывают словосочетания со словами в переносном значении.

Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.

VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель этапа: получить новое знание в системе знаний и повторения

Послушайте диалоги и ответьте на вопрос, на каком средстве речевой выразительности основаны данные шутки?

1. Я  в  школу  не  пойду,- заявил  пятилетний  Серёжа.-

                        Там  на  экзаменах  детей  режут.

2.Вот  зимой  выпадет  снег,  ударят  морозы.

                       - А  я  тогда  не  пойду  на  улицу.

                       - Почему?

                       - А  чтоб  меня  морозы  не  ударили.

3.Мальчика  спрашивают  о  сестре:

                      - Что  же  это  твоя  Иринка  с  петухами  ложится?

                      - Она  с  петухами  не  ложится – они  клюются:  она  одна

                        В  свою  кроватку  ложится.

 

Задание:

Прочитайте внимательно предложение :Закружилась метель , косой колючий снег бил в лицо.

-Что это: закружилась метель?

- Закружилась :о ком можно так сказать?

- Что же: метель, как живая?
-Какую роль выполняет слово «закружилась» в этом предложении?

 -Я.Козловский  сказал  о  словах,  употреблённых  в  переносном  значении:  «Эти  слова  умеют  плакать  и  смеяться,  приказывать,  молить  и  заклинать,  и,  словно  сердце,  кровью  обливаться,  и  равнодушно  холодом  дышать».  Кто  из  вас  догадался,  о  каком  выразительном  средстве  идёт  речь? 

 

Дополнительный материал- тест, который можно провести в конце урока

     1. Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучаются  значения  слов,

              называется…………. ( лексика )

2.     Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение,

называются……….. ( однозначными )

3.     Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений,

     называются………… ( многозначными )

4.     Смысл,  который  подразумевает  говорящий  при  произнесении  слова,   называется……….. ( лексическим  значением )

5.     Слово  может  употребляться  в……………и…………..значении

6.     На  основе  переносного  значения  создаются  особые  средства  выразительности  речи  -  ………….. ( метафора,  олицетворение )

 

 Чтение «про себя» текста п.65 с целью уточнения понятия о прямом и переносном значении слова.

 Выпоняют устно упр337

 Выполняют устно упр.338 во фронтальном режиме

 

 Выполняют задания в парах, фиксируют в тетрадях составленные словосочетания.

 

 

 

 

 

 

Работают по вариантам

 

 

Самопроверка правильности выполнения задания.

Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием. Он называется метафора.

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме.

 

(Наделяет неживой предмет признаками и свойствами одушевленного)

  

 - Использование слов в переносном значении в литературе –художественный прием. Он называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

 

Приводят свои примеры ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ.

 

Читают предложения, анализируют, находят примеры олицетворений.

(Пурга хочет потонуть; ветер уснул; разгулялась вьюга, наклонились ели, с испуга ставни заскрипели.)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

 

 

 Анализ языкового материала, классификация (П)

 

Учёт мнения другого человекаК)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль (Р)

Классификация(П)

 

 

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой(Р)

Сравнение(П)

Умение выражать свои мысли (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)

Сравнение(П)

Умение выражать свои мысли (К)

 

 

 

 

 

У мение приводить примеры, отстаивать свою точку зрения(П)

Анализ, аналогия (П)

 

 

 

VII.Итог урока.(Рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

    Организует беседу по вопросам:

- Какую задачу мы ставили в начале урока?

-Удалось ли её решить?

-Какие получили результаты, знания?

-Где можно применить новые знания?

-Какие оценки вы себе поставите и почему за работу на уроке? А всему классу?

 

         Объясняет сущность домашнего задания:

Домашнее задание: п.65, упр.341 (письменно)

        

 

 Отвечают на вопросы учителя, делают выводы

 

Оценивают свою работу на уроке и работу всего класса

 

Слушают учителя, записывают в дневник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Обобщение(П)

 

 

Самооценка на основе критерия успешности(Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью(К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему :"Прямое и переносное значение слова" (ФГОС)

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"....

Технологическая карта урока по теме: "Прямое и переносное значение слова".

Предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения значения слова, находить в текстах примеры средств выразительности (метафору,  о...

Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".

Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова"....

конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова".

Конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова"....

Презентация к уроку по теме "Прямое и переносное значение слова"

Элемент урока в виде презентации по теме "Прямое и переносное значение слова" для 5 класса...

Открытый урок по теме "Прямое и переносное значение слова"

quot;Прямое и переносное  значение слова"...