Методическая разработка по теме: "Предложение. Понятие о предложении"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Предложение. Понятие о предложении»
Задачи:
дать понятие о предложении как единице синтаксиса, обобщить имеющиеся знания
о предложении и ввести понятие предикативности;
развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать устную и письменную речь;
формировать филологическую грамотность.
Словарь: коммуникативный, предикативность
Ход урока
- Орг. момент
- Актуализация опорных знаний.
Слово – словосочетание – предложение
Слово | Словосочетание | Предложение |
называет абстрактный предмет, признак, действие | называет конкретный предмет, признак, действие | выражает законченную мысль, которая связана с конкретной ситуацией общения. |
воздух бодрый движется | свежий воздух довольно бодрый быстро движется | Воздух (после дождя очень) свеж. Марш был довольно бодрый. Туча движется быстро. Признаки предложения: 1) ГО 2) Законченная мысль 3) Интонационная завершенность. Вывод: Что называется предложением? |
Мы вспомнили признаки слова, словосочетания и предложения, потому что сегодня предстоит узнать о других очень важных признаках предложения. Это понятие предикативности. Но об этом чуть позже. А сначала надо еще раз обратиться к признакам предложения. |
4 Закрепление понятия предложения.
Предложение – слово или группа слов, выражающая законченную мысль, имеющая ГО и интонационную завершенность. Предложение – средство коммуникации, т.е. общения.
Коммуникативный – значит относящийся к общению.
Коммуникативный замысел, коммуникативное средство.
Упр. 211. (Показать на примерах признаки предложения. Чем предложение отличается от словосочетания)
Пример: Зеленеет трава.
1) есть ГО;
2)есть законченная мысль;
3)слова объединены интонацией повествования.
Он согрел чай и разбудил своих спутников.
1) 2) 3)
Вывод: Что называется предложением?
Филологическая минутка
1) Прочитайте, соблюдая правила произношения:
баловАть звонИт
вЕрба звонИшь
включИт позвонИт
включИшь позвонИшь
2) В каких парах слова рифмуются?
Танцовщица – кладовщица
Кремень – плетень
Живее – красивее
Щавель – колыбель
Тигровый – багровый
5.Формирование новых знаний уч-ся
Работа над понятием предикативность
- Сравните предложения. Можно ли определить время того, о чем говорится в предложении?
Осень. Осень наступила. Наступит осень.
1) Вывод: в предложении всегда можно определить время (даже если в предложении нет сказуемого!)
- Сравните предложения. Можно ли определить лицо, которое производит действие?
Я расскажу о себе.
Ты бывал в Москве? Вы приезжаете на Кавказ и восхищаетесь его природой.
Он занимается изучением восточных языков.
2) Вывод: в предложении действие, как правило, соотносится с каким-либо лицом – 1, 2 или 3 (я-мы, ты-вы, он-они).
3) Содержание предложения всегда связано с конкретной ситуацией, т.е. с действительностью. Это выражается категорией модальности (указывает на отношение действия к реальности):
Изучение отечественной истории бывает всегда поучительно. ( Наст. вр.)
Изучение отечественной истории было бы для нас поучительно. (Усл. накл.)
Без сомнения, изучение отечественной истории будет поучительно. (модальные, или вв. сл.)
Вывод:
категория времени, категория лица и категория модальности составляют
понятие предикативности.
От какого слова предикативность (изучение материала по учебнику)
Предикативность – это указание на время, лицо и модальность (наклонение).
Предикативность заключена в грамматической основе (ГО), поэтому её называют по-другому предикативная основа.
6. Формирование умений и навыков.
Закрепление понятия предикативность
Упр. 213.
- В каких словах предложения заключена предикативность?
- Как вы понимаете, что такое коммуникативный? Приведите словосочетания с этим словом.
- Что обозначает понятие предикативность? Приведите примеры.
7. Рефлексия.
- С какими трудностями встретились на уроке?
- Что понял, преодолевая эти трудности?
Экспромт ученика на тему словарных слов:
Следуя замыслу коммуникативному,
Изучаем основу предикативную.
Чтобы подготовиться к государственной аттестации,
Изучаем средства коммуникации.
8. Домашнее задание: стр.102-104, определения по тетради, упр. 214 (1,2), повторить
наклонения глагола.
Инд. задание: сообщение об ИНВЕРСИИ, привести примеры из художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка по теме: Математические понятия, предложения
Главная цель данной темы состоит в передаче студентам определенной системы знаний по обоснованию основных понятий начального курса математики. Изучение темы должно способствовать воспитанию определенн...
Методическая разработка по теме "Основные понятия генетики. Основные закономерности наследственности"
Представляю план-конспект урока...
Муниципальный конкурс педагогического творчества «Лучшая методическая разработка урока» по теме: " Понятие движения"
Урок. Понятие движения.Тип урока: Изложение нового материала.Оборудование: Мультимедийная приставка, ноутбук, карточки индивидуальной работы, экран, линейки, карандаш.Цель урока: вве...
Методическая разработка по теме "Развитие понятия о числе" КИМ
Комплекс контрольно-измерительных материалов по теме №1 "Развитие понятия о числе"...
Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).
Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...
Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).
Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...