Методическая разработка по теме: "Предложение. Понятие о предложении"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Методический материал поможет при сдаче ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie_8_kl.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Предложение. Понятие о предложении»

Задачи: 

дать понятие о предложении как единице синтаксиса, обобщить имеющиеся знания

о предложении и ввести понятие предикативности;

развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать устную и  письменную  речь;

формировать филологическую грамотность.

Словарь: коммуникативный, предикативность

                                                                   Ход  урока

  1. Орг. момент
  2.  Актуализация опорных знаний.

Слово – словосочетание – предложение

Слово

Словосочетание

Предложение

называет абстрактный предмет, признак, действие

называет конкретный предмет, признак, действие

выражает законченную мысль, которая связана с конкретной ситуацией общения.

воздух

бодрый

движется

свежий воздух

довольно бодрый

быстро движется

Воздух (после дождя очень)  свеж.

Марш был довольно бодрый.

Туча движется быстро.

Признаки предложения:

1) ГО

2) Законченная мысль

3) Интонационная завершенность.

Вывод: Что называется предложением?

  1. Целеполагание

Мы вспомнили признаки слова, словосочетания и предложения, потому что сегодня предстоит узнать о других очень важных признаках предложения.

Это понятие предикативности. Но об этом чуть позже. А сначала надо еще раз обратиться к признакам предложения.

4  Закрепление понятия предложения.

Предложение – слово или группа слов, выражающая законченную мысль, имеющая ГО     и  интонационную завершенность. Предложение – средство коммуникации, т.е. общения.

Коммуникативный – значит относящийся к общению.

Коммуникативный замысел, коммуникативное средство.

Упр. 211. (Показать на примерах признаки предложения. Чем предложение отличается от словосочетания)

Пример: Зеленеет трава.

1) есть ГО;

2)есть законченная мысль;

3)слова объединены интонацией повествования.

Он согрел чай и разбудил своих спутников.

1)                                                   2)                                               3)

Вывод: Что называется предложением?

Филологическая минутка

1) Прочитайте, соблюдая правила произношения:

баловАть                    звонИт  

вЕрба                          звонИшь

включИт                     позвонИт

включИшь                  позвонИшь

2) В каких парах слова рифмуются?

Танцовщица – кладовщица

Кремень – плетень

Живее – красивее

Щавель – колыбель

Тигровый – багровый

5.Формирование новых знаний уч-ся

Работа над понятием предикативность

- Сравните предложения. Можно ли определить время того, о чем говорится в предложении?  

Осень.  Осень наступила.  Наступит осень.

1) Вывод: в предложении всегда можно определить время (даже если в предложении нет сказуемого!)

- Сравните предложения. Можно ли определить лицо, которое производит действие?

Я расскажу о себе.

Ты бывал в Москве? Вы приезжаете на Кавказ и восхищаетесь его природой.

Он занимается изучением восточных языков.

2) Вывод: в предложении действие, как правило, соотносится с каким-либо лицом – 1, 2 или 3 (я-мы, ты-вы, он-они).

3) Содержание предложения всегда связано с конкретной ситуацией, т.е. с действительностью. Это выражается категорией модальности (указывает на отношение действия  к реальности):

Изучение отечественной истории бывает всегда поучительно.   ( Наст. вр.)

Изучение отечественной истории было бы для нас поучительно.   (Усл. накл.)

Без сомнения, изучение отечественной истории будет поучительно.  (модальные, или вв. сл.)

Вывод:

категория времени, категория лица и категория модальности составляют

понятие предикативности.               

От какого слова предикативность (изучение материала по учебнику)

Предикативность – это указание на время, лицо и модальность (наклонение).

Предикативность заключена в грамматической основе (ГО), поэтому её  называют по-другому предикативная основа.

6. Формирование умений и навыков.

Закрепление понятия предикативность

Упр. 213.

- В каких словах предложения заключена предикативность?

- Как вы понимаете, что такое коммуникативный? Приведите словосочетания с этим словом.

- Что обозначает понятие предикативность? Приведите примеры.

7. Рефлексия.

- С какими трудностями встретились на уроке?

- Что понял, преодолевая эти трудности?

Экспромт ученика на тему словарных слов:

Следуя замыслу коммуникативному,

Изучаем основу предикативную.

Чтобы подготовиться  к государственной аттестации,

Изучаем средства коммуникации.

8. Домашнее задание:  стр.102-104, определения по тетради, упр. 214 (1,2), повторить

наклонения глагола.

Инд. задание: сообщение об ИНВЕРСИИ, привести примеры из художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка по теме: Математические понятия, предложения

Главная цель данной темы состоит в передаче студентам определенной системы знаний по обоснованию основных понятий начального курса математики. Изучение темы должно способствовать воспитанию определенн...

Муниципальный конкурс педагогического творчества «Лучшая методическая разработка урока» по теме: " Понятие движения"

Урок. Понятие движения.Тип урока:  Изложение нового материала.Оборудование:  Мультимедийная приставка, ноутбук, карточки индивидуальной работы, экран, линейки, карандаш.Цель урока:  вве...

Методическая разработка по теме "Развитие понятия о числе" КИМ

Комплекс контрольно-измерительных материалов по теме №1 "Развитие понятия о числе"...

Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).

Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...

Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).

Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...