Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Wasina Natalia

Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметные универсальные учебные действия.

Предметные:

- формируется комплекс знаний о коррупции как социальном явлении, ее основных формах и особенностях проявления;

- формируются знания о сущности и негативных последствиях коррупции в различных сферах общественной жизни; 

- актуализируется понимание необходимости борьбы с коррупцией;

- формируется умение анализировать и систематизировать учебную информацию в соответствии с заданным алгоритмом и использованием понятийного аппарата.

Метапредметные:

Формируются познавательные универсальные учебные действия (УУД):

-  умение объяснять суть явления «коррупция», а также процессы, связи и отношения, с которыми сталкивается человек в ситуациях коррупционного характера;

-  умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа;

-  умение строить причинно-следственные связи на основе анализа учебной информации;

- умение осуществлять выбор, не противоречащий нормативно-правовым основам государственной политики противодействия коррупции;

Формируются регулятивные УУД:

- умение ставить цель и прогнозировать результаты своей деятельности, вносить коррективы по мере необходимости, преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-  умение творчески подходить к решению учебных задач;

- умение осуществлять контроль своей деятельности, отслеживать продвижение в выполнении задания и качество его выполнения;

- умение анализировать качество и уровень усвоения учебного материала;

- умение определять свою роль в работе группы и оценивать свой вклад в общий результат.

Формируются   коммуникативные УУД:

- умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать по вопросу избегания и преодоления коррупции;

- умение логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

- умение представлять результаты познавательной деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывания, учебный диалог, представление выполненной работы), а также в виде письменных работ;

- умение аргументированно критиковать альтернативные позиции, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

-  умение убеждать партнёра в необходимости следовать нормам права в любой ситуации;

Личностные: 

- формируется ценностно-смысловая ориентация обучающихся при соотнесении своего выбора с правовыми нормами и общепринятыми этическими принципами, выделение нравственного аспекта поведения;

- формируется антикоррупционное мировоззрение, соответствующее современным нормам права и морали;

- формируется понимание значимости борьбы с коррупцией;

- формируется личностное отношение к коррупционным проявлениям, понимание необходимости законопослушного поведения.

В ходе урока применяются интерактивные методы обучения, при которых учащиеся и учитель взаимодействуют на протяжении всего урока. Задания направлены на самостоятельное освоение учащимися нового материала.

- Технология критического мышления — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.  - Кейс-технология. Суть кейс-технологии заключается в комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в определенный набор «кейс» и их передаче обучающимся». Кейс является набором необходимого материала, который может выглядеть как в текстовом варианте, так и в электронном виде. Кейсом может являться конкретная ситуация или набор ситуаций, анализ которых направляет учащихся на определение проблемы и поиск вариантов ее решения.

- Технология группового обучения - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по

их разрешению. Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, навыками, умениями; развитие мыслительных способностей. - Технология учебного диалога готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Учащиеся «открывают» новое знание в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. Учащиеся чаще говорят, активнее формируют мышление и речь, учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.

- ИКТ-технология способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Структура урока: постановка цели, планирование, выполнение действий, контроль и коррекция, оценивание результата, рефлексия.  Цель урока = результат деятельности учащихся. Системно-деятельностный подход реализуется посредством цепочки взаимосвязанных учебных заданий.

 - Деятельность учащихся на уроке выстраивается как движение от цели к результату. Системно-деятельностный подход позволяет развивать умение учащихся самостоятельно определять цели и формы учебной деятельности.

- Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения. Степень самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности постепенно нарастает.

-  Использование активных методов обучения (кейс-метод, проблемный метод, исследовательский метод),   обеспечивает движение обучающихся от цели к результату.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_uroka.docx856.14 КБ

Предварительный просмотр:

НОМИНАЦИЯ

«ЛУЧШИЙ УРОК ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА»

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Васина Наталья Сергеевна, учитель истории ГБОУ СОШ №174

Центрального района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка урока по обществознанию

«Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений»

 Методическая разработка является элементом модульной надпредметной программы для обучающихся общеобразовательных организаций «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации». Автор Журавлева О.Н.– СПб: СПб АППО, 2015., Тема 1. Коррупция как социальное явление. Урок включен в рабочую программу по учебному предмету «Обществознание», главу II «Право».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Класс: 9.

Место урока:  урок №12 в главе II «Право».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые педагогические технологии: 

  • Технология критического мышления;
  • Кейс-технология;
  • Технология группового обучения;
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология учебного диалога;

Формы работы: фронтальная, групповая.

Цель: воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения.

Задачи:

1. Предметные: 

- формировать комплекс знаний о коррупции как социальном явлении, ее основных формах и особенностях проявления;

- формировать знания о сущности и негативных последствиях коррупции в различных сферах общественной жизни;  

- актуализировать понимание необходимости борьбы с коррупцией;

- формировать умение анализировать и систематизировать учебную информацию в соответствии с заданным алгоритмом и использованием понятийного аппарата.

2. Метапредметные:

Формировать познавательные универсальные учебные действия (УУД):

-  умение объяснять суть явления «коррупция», а также процессы, связи и отношения, с которыми сталкивается человек в ситуациях коррупционного характера;

-  умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа;

-  умение строить причинно-следственные связи на основе анализа учебной информации;

- умение осуществлять выбор, не противоречащий нормативно-правовым основам государственной политики противодействия коррупции;

Формировать регулятивные УУД:

- умение ставить цель и прогнозировать результаты своей деятельности, вносить коррективы по мере необходимости, преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-  умение творчески подходить к решению учебных задач;

- умение осуществлять контроль своей деятельности, отслеживать продвижение в выполнении задания и качество его выполнения;

- умение анализировать качество и уровень усвоения учебного материала;

- умение определять свою роль в работе группы и оценивать свой вклад в общий результат.

Формировать  коммуникативные УУД:

- умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать по вопросу избегания и преодоления коррупции;

- умение логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

- умение представлять результаты познавательной деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывания, учебный диалог, представление выполненной работы), а также в виде письменных работ;

- умение аргументированно критиковать альтернативные позиции, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

-  умение убеждать партнёра в необходимости следовать нормам права в любой ситуации;

3.  Личностные:  

- формировать ценностно-смысловую ориентацию обучающихся при соотнесении своего выбора с правовыми нормами и общепринятыми этическими принципами, выделение нравственного аспекта поведения;

- формировать антикоррупционное мировоззрение, соответствующее современным нормам права и морали;

- формировать осмысление пагубности коррупциогенных ситуаций для нормальной жизнедеятельности общества, понимание значимости борьбы с коррупцией на всех уровнях во всех социальных сферах;

- формировать личностное эмоционально-ценностное  отношение к коррупциогенным явлениям, способность к определению своей позиции и ответственному, законопослушному поведению в современном обществе.

Оборудование: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран.

Электронные образовательные ресурсы: презентация Power Point.

Раздаточные материалы: кейсы с заданиями и справочным материалом, листы самодиагностики.

Этапы урока: 

  1. Актуализация знаний учащихся.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Целеполагание.
  4. Планирование.
  5. Открытие нового знания.
  6. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
  7. Рефлексия.

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС:

  1. Проведение аналитических работ по заданному алгоритму:
  • Кластер «Характерные признаки  коррупции»,
  • Формулировка обобщенного понятия на основе анализа информации,
  • Заполнение таблицы на основе ситуационного анализа и анализа справочного материала.
  1. Самооценка морально-нравственных ориентиров:
  • Ситуационный анализ при выполнении задание «Подарок учителю»;
  • Составление синквейна.
  1. Самодиагностика:
  • Заполнение листа самодиагностики.

Технологическая карта урока

Время

Этапы учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя.

Применяемые технологии.

Деятельность учащихся

10  минут

Актуализация

знаний учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся.

1.Организационный момент, распределение учащихся по группам.

2. Предлагает учащимся посмотреть видеоролик (https://vk.com/video7952512_165568225),   прочитать текст Задания  №1 (Слайд 1. Приложение 2), решить ребус и ответить на вопрос: О каком явлении общественной жизни идет речь?    

3. Организует учебный диалог для выполнения учащимися Задания №2 (Слайд 2. Приложение 2). По мере ответов на вопросы, открывает кластер в презентации (Слайд 3. Приложение 2):

- Когда появилась коррупция? - В каких странах существует? - Какие государственные структуры затрагивает коррупция? - Как влияет на авторитет законов в государстве? - Как влияет на нравственный облик граждан?

______________________________________________

 Технология критического мышления – стадия «вызова», технология учебного диалога, кейс-технология, ИКТ-технология.

1. Готовятся к уроку. Концентрируют внимание на словах учителя.

2. Смотрят видеоролик, читают тексты в бланке Задания №1 (Прилож. 1), решают ребус, определяют термин «коррупция». Пытаются объяснить его значение.

3. Отвечают на вопросы, предложенные учителем в процессе учебного диалога, выделяя характерные признаки коррупции, вносят их в модель кластера в бланке Задания №2 (Приложение 1):

Создание проблемной ситуации

Включение учащихся в познавательную деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. 1. Предлагает учащимся проанализировать ситуацию «Подарок учителю» Задание №3 (Приложение 1).
  2. 2. Вызывает учащихся на диалог, задавая вопросы по тексту:
  3. – Может ли учитель принять подобный подарок? Почему?
  4. – Чего ожидают от учителя Александр и его родители?
  5. 2. Создает проблемную ситуацию, предлагая учащимся выполнить задания к тексту. Задание  № 3 (Приложение 1).
  6. 3. Поскольку выполнение заданий вызывает затруднение, учитель подводит учащихся к пониманию, того что они не обладают достаточной информацией для решения поставленной задачи.
  7. _______________________________________

Кейс-технология: метод ситуационного анализа; технология проблемного обучения; технология учебного диалога; технология критического мышления – стадия «вызова».

  1. Знакомятся с текстом «Подарок учителю» Задание  №3 (Приложение 1), включаются в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. Вступают в диалог с учителем, анализируют ситуацию.

  1. Сталкиваются с проблемной ситуацией при попытке выполнить задания к тексту.

  1. Приходят к осознанию нехватки информации для выполнения поставленной задачи.

Целеполагание

Формулировка темы урока.

  1. 1. Задает учащимся вопросы, подводя учащихся к постановке учебной задачи:
  2. Каких знаний не хватает? Что нужно узнать, чтобы выполнить задания?
  3. 2. Формулирует вместе с учащимися тему урока, открывает соответствующий слайд презентации
  4. Слайд 4 (Приложение 2).
  5.  

___________________________________________

Технология учебного диалога, технология критического мышления – стадия «вызова», ИКТ-технология.

  1. 1. Учащиеся в ходе учебного диалога определяют учебную задачу:

- узнать что такое коррупция, научиться выявлять коррупционные ситуации и их последствия.

2. Вместе с учителем формулируют тему урока.

 

Планирование

Составление плана урока, определение его целей и задач, выбор средств их достижения.

  1. 1. Организует учебный диалог, задает учащимся вопросы, которые подводят их к постановке целей урока:

- Как узнать что такое коррупция?

- Как при анализе ситуации можно определить есть ли в ней коррупционная составляющая?

- Как коррупция проявляет себя в различных сферах общественной жизни?

  1. Вместе с учащимися определяет и формулирует цели и задачи в процессе учебного диалога:
  1. - узнать что такое коррупция;

- познакомиться с признаками коррупционного действия;

- познакомиться с формами коррупционных проявлений.

  1. 2. Вместе с учащимися формулирует и открывает на экране пункты плана урока Слайд 5 (Приложение 2).

3. Поясняет, какие средства будут использоваться для достижения поставленных целей: работа с заданиями из раздаточного материала кейса, заполнение рабочего листа группы, заполнение листа самооценки.

__________________________________________

Технология учебного диалога, технология критического мышления – стадия «вызова». ИКТ-технология.

  1. 1. В ходе учебного диалога учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цели урока:

Ответ: познакомиться с определением понятия «коррупция»;

Ответ: познакомиться с признаками коррупционного действия;

Ответ: познакомиться с формами коррупционных проявлений.

  1. 2. Исходя из поставленных целей, вместе с учителем формулируют пункты плана урока.
  2. 3. Учащиеся предполагают, как можно достичь поставленных целей:

- искать информацию в различных источниках;

- анализировать предложенные учителем ситуации;

-  выполнять задания в сотрудничестве друг с другом.

                        20  минут

Открытие нового знания

Формирование основ теоретического мышления, развитие способности к обобщению.

1.Организует работу групп учащихся с Заданием № 4 (Приложение 1) для формулировки термина «коррупция». Инструктирует учащихся, следит за ходом их деятельности,  корректирует ее по мере необходимости. После завершения работы над заданием, открывает слайд с определением понятия «коррупция» для проверки Слайд 6 (Приложение 2).

  1. 2.Организует работу учащихся по заполнению таблицы. Задание № 4 (Приложение 1). Инструктирует, следит за ходом выполнения задания, корректирует деятельность учащихся по мере необходимости. Подводит итоги работы по образцу заполнения таблицы (Приложение 3).

Кейс-технология: метод ситуационного анализа; технология проблемного обучения; технология критического мышления – стадия «осмысления».

Технология критического мышления – стадия «осмысления». Технология группового обучения. Метод конструирования понятий. Кейс-технология – метод дискуссии, метод ситуационного анализа.

1.Выполняют Задание № 4 (Приложение 1): знакомятся с определениями термина коррупция из различных источников, анализируют их, составляют свое определение из предложенного набора слов  и словосочетаний.

  1. 2. Выполняют Задание № 5  с помощью справочного материала к заданию (Прил. 1):

- Анализируют  предложенные в таблице ситуации;

- определяют наличие коррупционной составляющей рассматриваемой  ситуации,

используя в качестве алгоритма кластер  «Признаки коррупционного действия»;

- определяют формы коррупционного поведения, используя таблицу «Формы коррупционного поведения»;

- определяют участников ситуации, их виновность;

- определяют негативные последствия коррупционных проявлений;

-  выбирают подходящие к ситуациям пословицы из списка;  Заполняют таблицу.

12  минут

Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Осмысление учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности. Включение учащихся деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. 1. Предлагает учащимся вернуться  к Заданию № 3 (Приложение 1) по анализу ситуации «Подарок учителю» и закончить задания к тексту.

Следит за ходом выполнения задания, корректирует работу учащихся по мере необходимости. Подводит итоги работы.

  1. 2. Предлагает учащимся закончить оформление листовки с помощь синквейна. Напоминает правила написания синквейна (Слайды 7-8. Приложение 2). Для создания синквейна учитель рекомендует воспользоваться определениями термина «коррупция» и справочными материалами кейса.

Технология критического мышления – стадия «осмысления», стадия «рефлексии». Технология группового обучения. Кейс-технология: метод ситуационного анализа.

  1. 1. Учащиеся выполняют Задание №3 (Приложение 1), используя полученные на уроке знания и навыки:

- определяют форму коррупционного поведения;

- оценивают негативные последствия коррупционной ситуации;

- моделируют вариант развития событий, соответствующий общепринятым нормам морали.

2. Выполняют Задание №6 (Приложение 1). Пользуясь памяткой, составляют синквейн, оформляют листовку.

3  минуты

Рефлексия

Определение сформированности морально-нравственных ориентиров учащихся

  1. 1. Учитель  предлагает в качестве домашнего задания подготовить каждой группе учащихся «Антикоррупционную пятиминутку» - небольшое сообщение для обучающихся 5-8 классов с использованием оформленной листовки и материалов урока. (Слайд 9. Приложение 2).
  2. 2. Подводит итоги работы групп.

3. Подводит итоги урока:  коррупция – это зло, она наносит урон государству и гражданам на всех уровнях. Как жить и каким ценностям отдать предпочтение? Рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор. Главное,  не  прятаться от проблемы, а напротив, быть готовыми  бороться с ней и побеждать в этой нелегкой борьбе. (Слайды 10-11. Приложение 2).

4. Предлагает заполнить листы самодиагностики (Приложение №4).

  1. __________________________________________
  2. Технология критического мышления: стадия «рефлексии». Технология учебного диалога. ИКТ-технология.
  1. 1. Записывают домашнее задание.
  2. 2. Озвучивают подготовленные синквейны.
  3. 2. Анализируют свою деятельность на уроке: озвучивают то,  что узнали и определяют достигнуты ли поставленные цели урока.
  4. 4. Заполняют листы самодиагностики.


Ссылки на приложения, используемые в ходе урока:

Приложение 1:  https://www.dropbox.com/s/33wuctzypuu24ko/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201.docx?dl=0

Приложение 2:

https://www.dropbox.com/s/5f6eqb4mdgxztl2/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%202.pptx?dl=0

Приложение 3:

https://www.dropbox.com/s/dmdo05w0olxp2rb/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%203.docx?dl=0

Приложение 4:

https://www.dropbox.com/s/dr70wjqxovfi32d/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%204.docx?dl=0

Литература:

  1. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников: методические рекомендации / под ред. С.В. Жолована. СПб.: СПб АППО, 2009.
  2.  Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания. 5-11 класс: Методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2010.
  3.  Журавлева О.Н., Битюков К.О.  Методика анализа эффективности  антикоррупционного образования и формирования правосознания и правовой культуры обучающихся: Методическое пособие. – СПб: СПб АППО, 2015.
  4. Журавлева О.Н. «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» Модульная надпредметная программа для обучающихся общеобразовательных организаций. – СПб: СПб АППО, 2015.
  5.   Барышников Е.Н.,  Григорян Н.В.,   Беловицкая Л.М.,  Бойкина М.В.; под науч. ред. С.В. Жолована. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомендации – СПб:  СПб АППО, 2010.
  6. Муштавинская И.В. Учебно-методическое пособие. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя – 2-е изд., - СПб: КАРО, 2013.
  7. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Методическое пособие. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС – СПб: КАРО, 2013.
  8. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб: КАРО, 2013.
  9. Кейс-технология, как способ организации самостоятельной работы учащихся// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам IX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 2(9) / URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)

По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Формы участия граждан в общественной жизни"

На уроке учащимся предлагается поразмышлять над вопросами:- Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые властями решения?- Какие из предложенных способов являются законными, а какие ...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).

Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...

Методическая разработка: " Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для учащихся 5-7 классов (базовый уровень)"

Рабочая программа по биологии для учащихся 5-7 классов к учебнику Линия жизни Биология 5-6,7 класс Пасечник В.В. 34 часа (1 час в неделю)....

Методическая разработка урока по Обществознанию "Согласие и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе"

Методическая разработка урока по Обществознанию "Согласие и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе" (11 класс, 2 часа)...

Методическая разработка «Религия как одна из форм культуры», 8 класс (базовый уровень)

Методическая разработка «Религия как одна из форм культуры» рассчитана на два урока обществознания в 8 классе.Данный материал содержит различные виды учебных заданий, целью которых яв...