Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Предметные:
- формируется комплекс знаний о коррупции как социальном явлении, ее основных формах и особенностях проявления;
- формируются знания о сущности и негативных последствиях коррупции в различных сферах общественной жизни;
- актуализируется понимание необходимости борьбы с коррупцией;
- формируется умение анализировать и систематизировать учебную информацию в соответствии с заданным алгоритмом и использованием понятийного аппарата.
Метапредметные:
Формируются познавательные универсальные учебные действия (УУД):
- умение объяснять суть явления «коррупция», а также процессы, связи и отношения, с которыми сталкивается человек в ситуациях коррупционного характера;
- умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа;
- умение строить причинно-следственные связи на основе анализа учебной информации;
- умение осуществлять выбор, не противоречащий нормативно-правовым основам государственной политики противодействия коррупции;
Формируются регулятивные УУД:
- умение ставить цель и прогнозировать результаты своей деятельности, вносить коррективы по мере необходимости, преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение творчески подходить к решению учебных задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности, отслеживать продвижение в выполнении задания и качество его выполнения;
- умение анализировать качество и уровень усвоения учебного материала;
- умение определять свою роль в работе группы и оценивать свой вклад в общий результат.
Формируются коммуникативные УУД:
- умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать по вопросу избегания и преодоления коррупции;
- умение логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
- умение представлять результаты познавательной деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывания, учебный диалог, представление выполненной работы), а также в виде письменных работ;
- умение аргументированно критиковать альтернативные позиции, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение убеждать партнёра в необходимости следовать нормам права в любой ситуации;
Личностные:
- формируется ценностно-смысловая ориентация обучающихся при соотнесении своего выбора с правовыми нормами и общепринятыми этическими принципами, выделение нравственного аспекта поведения;
- формируется антикоррупционное мировоззрение, соответствующее современным нормам права и морали;
- формируется понимание значимости борьбы с коррупцией;
- формируется личностное отношение к коррупционным проявлениям, понимание необходимости законопослушного поведения.
В ходе урока применяются интерактивные методы обучения, при которых учащиеся и учитель взаимодействуют на протяжении всего урока. Задания направлены на самостоятельное освоение учащимися нового материала.
- Технология критического мышления — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения. - Кейс-технология. Суть кейс-технологии заключается в комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в определенный набор «кейс» и их передаче обучающимся». Кейс является набором необходимого материала, который может выглядеть как в текстовом варианте, так и в электронном виде. Кейсом может являться конкретная ситуация или набор ситуаций, анализ которых направляет учащихся на определение проблемы и поиск вариантов ее решения.
- Технология группового обучения - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по
их разрешению. Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, навыками, умениями; развитие мыслительных способностей. - Технология учебного диалога готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Учащиеся «открывают» новое знание в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. Учащиеся чаще говорят, активнее формируют мышление и речь, учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.
- ИКТ-технология способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Структура урока: постановка цели, планирование, выполнение действий, контроль и коррекция, оценивание результата, рефлексия. Цель урока = результат деятельности учащихся. Системно-деятельностный подход реализуется посредством цепочки взаимосвязанных учебных заданий.
- Деятельность учащихся на уроке выстраивается как движение от цели к результату. Системно-деятельностный подход позволяет развивать умение учащихся самостоятельно определять цели и формы учебной деятельности.
- Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения. Степень самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности постепенно нарастает.
- Использование активных методов обучения (кейс-метод, проблемный метод, исследовательский метод), обеспечивает движение обучающихся от цели к результату.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_uroka.docx | 856.14 КБ |
Предварительный просмотр:
НОМИНАЦИЯ
«ЛУЧШИЙ УРОК ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА»
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Васина Наталья Сергеевна, учитель истории ГБОУ СОШ №174
Центрального района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка урока по обществознанию
«Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений»
Методическая разработка является элементом модульной надпредметной программы для обучающихся общеобразовательных организаций «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации». Автор Журавлева О.Н.– СПб: СПб АППО, 2015., Тема 1. Коррупция как социальное явление. Урок включен в рабочую программу по учебному предмету «Обществознание», главу II «Право».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Класс: 9.
Место урока: урок №12 в главе II «Право».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые педагогические технологии:
- Технология критического мышления;
- Кейс-технология;
- Технология группового обучения;
- Технология проблемного обучения;
- Технология учебного диалога;
Формы работы: фронтальная, групповая.
Цель: воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения.
Задачи:
1. Предметные:
- формировать комплекс знаний о коррупции как социальном явлении, ее основных формах и особенностях проявления;
- формировать знания о сущности и негативных последствиях коррупции в различных сферах общественной жизни;
- актуализировать понимание необходимости борьбы с коррупцией;
- формировать умение анализировать и систематизировать учебную информацию в соответствии с заданным алгоритмом и использованием понятийного аппарата.
2. Метапредметные:
Формировать познавательные универсальные учебные действия (УУД):
- умение объяснять суть явления «коррупция», а также процессы, связи и отношения, с которыми сталкивается человек в ситуациях коррупционного характера;
- умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа;
- умение строить причинно-следственные связи на основе анализа учебной информации;
- умение осуществлять выбор, не противоречащий нормативно-правовым основам государственной политики противодействия коррупции;
Формировать регулятивные УУД:
- умение ставить цель и прогнозировать результаты своей деятельности, вносить коррективы по мере необходимости, преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение творчески подходить к решению учебных задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности, отслеживать продвижение в выполнении задания и качество его выполнения;
- умение анализировать качество и уровень усвоения учебного материала;
- умение определять свою роль в работе группы и оценивать свой вклад в общий результат.
Формировать коммуникативные УУД:
- умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать по вопросу избегания и преодоления коррупции;
- умение логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
- умение представлять результаты познавательной деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывания, учебный диалог, представление выполненной работы), а также в виде письменных работ;
- умение аргументированно критиковать альтернативные позиции, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение убеждать партнёра в необходимости следовать нормам права в любой ситуации;
3. Личностные:
- формировать ценностно-смысловую ориентацию обучающихся при соотнесении своего выбора с правовыми нормами и общепринятыми этическими принципами, выделение нравственного аспекта поведения;
- формировать антикоррупционное мировоззрение, соответствующее современным нормам права и морали;
- формировать осмысление пагубности коррупциогенных ситуаций для нормальной жизнедеятельности общества, понимание значимости борьбы с коррупцией на всех уровнях во всех социальных сферах;
- формировать личностное эмоционально-ценностное отношение к коррупциогенным явлениям, способность к определению своей позиции и ответственному, законопослушному поведению в современном обществе.
Оборудование: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран.
Электронные образовательные ресурсы: презентация Power Point.
Раздаточные материалы: кейсы с заданиями и справочным материалом, листы самодиагностики.
Этапы урока:
- Актуализация знаний учащихся.
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Планирование.
- Открытие нового знания.
- Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
- Рефлексия.
Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС:
- Проведение аналитических работ по заданному алгоритму:
- Кластер «Характерные признаки коррупции»,
- Формулировка обобщенного понятия на основе анализа информации,
- Заполнение таблицы на основе ситуационного анализа и анализа справочного материала.
- Самооценка морально-нравственных ориентиров:
- Ситуационный анализ при выполнении задание «Подарок учителю»;
- Составление синквейна.
- Самодиагностика:
- Заполнение листа самодиагностики.
Технологическая карта урока
Время | Этапы учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя. Применяемые технологии. | Деятельность учащихся |
10 минут | Актуализация знаний учащихся | Активизация познавательной деятельности учащихся. | 1.Организационный момент, распределение учащихся по группам. 2. Предлагает учащимся посмотреть видеоролик (https://vk.com/video7952512_165568225), прочитать текст Задания №1 (Слайд 1. Приложение 2), решить ребус и ответить на вопрос: О каком явлении общественной жизни идет речь? 3. Организует учебный диалог для выполнения учащимися Задания №2 (Слайд 2. Приложение 2). По мере ответов на вопросы, открывает кластер в презентации (Слайд 3. Приложение 2): - Когда появилась коррупция? - В каких странах существует? - Какие государственные структуры затрагивает коррупция? - Как влияет на авторитет законов в государстве? - Как влияет на нравственный облик граждан? ______________________________________________ Технология критического мышления – стадия «вызова», технология учебного диалога, кейс-технология, ИКТ-технология. | 1. Готовятся к уроку. Концентрируют внимание на словах учителя. 2. Смотрят видеоролик, читают тексты в бланке Задания №1 (Прилож. 1), решают ребус, определяют термин «коррупция». Пытаются объяснить его значение. 3. Отвечают на вопросы, предложенные учителем в процессе учебного диалога, выделяя характерные признаки коррупции, вносят их в модель кластера в бланке Задания №2 (Приложение 1): |
Создание проблемной ситуации | Включение учащихся в познавательную деятельность на личностно-значимом уровне. |
Кейс-технология: метод ситуационного анализа; технология проблемного обучения; технология учебного диалога; технология критического мышления – стадия «вызова». |
| |
Целеполагание | Формулировка темы урока. |
___________________________________________ Технология учебного диалога, технология критического мышления – стадия «вызова», ИКТ-технология. |
- узнать что такое коррупция, научиться выявлять коррупционные ситуации и их последствия. 2. Вместе с учителем формулируют тему урока.
| |
Планирование | Составление плана урока, определение его целей и задач, выбор средств их достижения. |
- Как узнать что такое коррупция? - Как при анализе ситуации можно определить есть ли в ней коррупционная составляющая? - Как коррупция проявляет себя в различных сферах общественной жизни?
- познакомиться с признаками коррупционного действия; - познакомиться с формами коррупционных проявлений.
3. Поясняет, какие средства будут использоваться для достижения поставленных целей: работа с заданиями из раздаточного материала кейса, заполнение рабочего листа группы, заполнение листа самооценки. __________________________________________ Технология учебного диалога, технология критического мышления – стадия «вызова». ИКТ-технология. |
Ответ: познакомиться с определением понятия «коррупция»; Ответ: познакомиться с признаками коррупционного действия; Ответ: познакомиться с формами коррупционных проявлений.
- искать информацию в различных источниках; - анализировать предложенные учителем ситуации; - выполнять задания в сотрудничестве друг с другом. | |
20 минут | Открытие нового знания | Формирование основ теоретического мышления, развитие способности к обобщению. | 1.Организует работу групп учащихся с Заданием № 4 (Приложение 1) для формулировки термина «коррупция». Инструктирует учащихся, следит за ходом их деятельности, корректирует ее по мере необходимости. После завершения работы над заданием, открывает слайд с определением понятия «коррупция» для проверки Слайд 6 (Приложение 2).
Кейс-технология: метод ситуационного анализа; технология проблемного обучения; технология критического мышления – стадия «осмысления». Технология критического мышления – стадия «осмысления». Технология группового обучения. Метод конструирования понятий. Кейс-технология – метод дискуссии, метод ситуационного анализа. | 1.Выполняют Задание № 4 (Приложение 1): знакомятся с определениями термина коррупция из различных источников, анализируют их, составляют свое определение из предложенного набора слов и словосочетаний.
- Анализируют предложенные в таблице ситуации; - определяют наличие коррупционной составляющей рассматриваемой ситуации, используя в качестве алгоритма кластер «Признаки коррупционного действия»; - определяют формы коррупционного поведения, используя таблицу «Формы коррупционного поведения»; - определяют участников ситуации, их виновность; - определяют негативные последствия коррупционных проявлений; - выбирают подходящие к ситуациям пословицы из списка; Заполняют таблицу. |
12 минут | Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | Осмысление учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности. Включение учащихся деятельность на личностно-значимом уровне. |
Следит за ходом выполнения задания, корректирует работу учащихся по мере необходимости. Подводит итоги работы.
Технология критического мышления – стадия «осмысления», стадия «рефлексии». Технология группового обучения. Кейс-технология: метод ситуационного анализа. |
- определяют форму коррупционного поведения; - оценивают негативные последствия коррупционной ситуации; - моделируют вариант развития событий, соответствующий общепринятым нормам морали. 2. Выполняют Задание №6 (Приложение 1). Пользуясь памяткой, составляют синквейн, оформляют листовку. |
3 минуты | Рефлексия | Определение сформированности морально-нравственных ориентиров учащихся |
3. Подводит итоги урока: коррупция – это зло, она наносит урон государству и гражданам на всех уровнях. Как жить и каким ценностям отдать предпочтение? Рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор. Главное, не прятаться от проблемы, а напротив, быть готовыми бороться с ней и побеждать в этой нелегкой борьбе. (Слайды 10-11. Приложение 2). 4. Предлагает заполнить листы самодиагностики (Приложение №4).
|
|
Ссылки на приложения, используемые в ходе урока:
Приложение 1: https://www.dropbox.com/s/33wuctzypuu24ko/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201.docx?dl=0
Приложение 2:
Приложение 3:
Приложение 4:
Литература:
- Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников: методические рекомендации / под ред. С.В. Жолована. СПб.: СПб АППО, 2009.
- Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания. 5-11 класс: Методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2010.
- Журавлева О.Н., Битюков К.О. Методика анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования правосознания и правовой культуры обучающихся: Методическое пособие. – СПб: СПб АППО, 2015.
- Журавлева О.Н. «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» Модульная надпредметная программа для обучающихся общеобразовательных организаций. – СПб: СПб АППО, 2015.
- Барышников Е.Н., Григорян Н.В., Беловицкая Л.М., Бойкина М.В.; под науч. ред. С.В. Жолована. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомендации – СПб: СПб АППО, 2010.
- Муштавинская И.В. Учебно-методическое пособие. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя – 2-е изд., - СПб: КАРО, 2013.
- Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Методическое пособие. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС – СПб: КАРО, 2013.
- Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб: КАРО, 2013.
- Кейс-технология, как способ организации самостоятельной работы учащихся// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам IX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 2(9) / URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)
По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Формы участия граждан в общественной жизни"
На уроке учащимся предлагается поразмышлять над вопросами:- Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые властями решения?- Какие из предложенных способов являются законными, а какие ...
Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"
Данная тема является ключевой в курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...
Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).
Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...
Методическая разработка: " Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для учащихся 5-7 классов (базовый уровень)"
Рабочая программа по биологии для учащихся 5-7 классов к учебнику Линия жизни Биология 5-6,7 класс Пасечник В.В. 34 часа (1 час в неделю)....
Методическая разработка урока по Обществознанию "Согласие и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе"
Методическая разработка урока по Обществознанию "Согласие и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе" (11 класс, 2 часа)...
Методическая разработка «Религия как одна из форм культуры», 8 класс (базовый уровень)
Методическая разработка «Религия как одна из форм культуры» рассчитана на два урока обществознания в 8 классе.Данный материал содержит различные виды учебных заданий, целью которых яв...