Методическая разработка по теме "Основные понятия генетики. Основные закономерности наследственности"
план-конспект урока по биологии на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ: « ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»
ЦЕЛИ УРОКА:
ХОД УРОКА: ❶ Организационный момент.
❷ Фронтальный опрос.
❸ Объяснение нового материала.
❹ Выводы.
❺ Закрепление.
❻ Домашнее задание.
ГЕНЕТИКА ( от греч. происхождение ) -_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕТИКИ:
- Изучает наследственность и изменчивость.
- Помогает понять изменение и развитие жизни на земле.
- Изучает генетические основы реакций организма.
- Медицина – генетические основы заболеваний, следовательно, их профилактика.
- Сельское хозяйство.
Основные понятия:
1. Наследование - клетки, осуществляющие преемственность поколений ( гаметы и соматич.)
несут в себе определённые задатки развития – гены.
2. Ген……………………………………………………………………………………………………
3. Генотип………………………………………………………………………………………………
4. Аллельные гены- расположены в одних и тех же местах парных хромосом и ответственны
за развитие 1 признака.
- Изменчивость - при изучении изменчивости исследователи имеют дело не с генами, а с
результатами их проявления – свойствами, признаками.
- Признак.
- Фенотип – совокупность внутренних и внешних признаков организма, формирующийся в результате взаимоотношений с окружающей средой.
- Генофонд – совокупность всех вариантов генов генотипа определённых особей или целого вида.
СИМВОЛИКА.
Х, ♀, ♂, Р, Fn,
ABC- доминантный признак;
aвс- рецессивный признак;
ААаа –
АаВв –
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
( законы МЕНДЕЛЯ )
Грегор Мендель (чех) 1865 - 1900г.г.
монах учитель естествознания опыты в монастырском саду
- генетика
- основные закономерности передачи признаков в ряду поколений
при половом размножении.
МЕТОД ГИБРИДОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
( Скрещивание растений гороха разных сортов) т.е. скрещивание различающихся по определяющим признакам родительских форм и анализ проявления изучаемых признаков в ряду поколений.
ГИБРИДИЗАЦИЯ- скрещивание 2-х организмов.
ГИБРИД- особь полученная от скрещивания.
ДОМИНАНТНЫЙ- признак подавляющий действие другого и проявляющийся у гибрида 1-го поколения.
РЕЦЕССИВНЫЙ- признак подавляемый, не проявляющийся у 1-го поколения, но передающийся по наследству.
МОНОГИБРИДНОЕ – скрещивание 2-х организмов, отличных по одной паре признаков.
ПОЛИГИБРИДНОЕ -_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ГОМОЗИГОТНЫЙ – организм ААаа- организм в зиготе которого, есть два одинаковых (по последовательности нуклеидов ) аллельных гена.
ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ – организм Аа, Вв – аллельные гены которого, отличающиеся по последовательности нуклеидов.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНДЕЛЯ.
моногибридное скрещивание дигибридное скрещивание полигибридное скрещивание плюс количественный учёт проявления изучаемых признаков, позволили установить количественные закономерности в наследственности:
1-й ЗАКОН МЕНДЕЛЯ Закон доминирования (закон единообразия 1-го поколения гибридов)
исключения: неполное доминирование (промежуточное наследование)
Гипотеза частоты гамет (предположил Мендель, потом мейоз – подтвердил)
Р желт. АА х з зел. красн. Р Х бел. Р
сем. сем.
розов. F1
но все единообразные
F1 жёлт. А- доминирующий ген
сем. а – рецессирующий ген
2-й ЗАКОН МЕНДЕЛЯ Закон расщепления признаков во 2-ом поколении
F1 х
3 1
4 4
доминантный рецессивный
признак признак
т.е. рецессивный признак у гибридов 1-го поколения не исчезает, а подавляется во втором поколении.
3-й ЗАКОН МЕНДЕЛЯ Закон независимого наследования признаков и генов
Дигибридное скрещивание Р АА ВВ х аа вв
2-х гомозиготных особей
АВ ав
F1 АаВв
Анализирующее скрещивание
♂ ♀
F1 АаВв х АаВв
ав, Аа,Вв, ав _._._._._._._.
гаметы
их сочетание с помощью решётки Пеннета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности"
Методическая разработка урока может быть использована на уроках биологии в 9, 10, 11 классах в зависимости от программы, по которой пвботает учитель...
Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....
Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе
Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....
МЕТОДИЧЕСКА РАЗРАБОТКА ПО ИНФОРМАТИКЕ "Системы программирования. Основные понятия и определения"
В пятидесятые годы двадцатого века с появлением компьютеров на электронных лампах началось бурное развитие систем программирования.К сегодняшнему дню насчитывают несколько поколений систем прогр...
Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"
Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин...
Основные закономерности наследственности и изменчивости
Законы Г.Менделя...
Основные закономерности наследственности
Урок в 10 классе с использованием модульной программы. Урок - обобщения знаний по теме: Закономерности наследственности...