Методическая разработка по теме: "Рассказ как тип речи"-6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цель урока: научить школьников отличать рассказ от сообщения и других повествовательных текстов; выделять структурные части композиции. Учебные задачи: • Образовательные: o выработать умение учитывать адресата, выделять структурные части рассказа: движение действия от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к развязке; o выявить знания учеников по теме. • Воспитательные: o воспитывать коммуникабельную личность; o воспитывать любовь к родной речи; o воспитывать уважение к собеседнику, самому себе в процессе работы. • Развивающие: o развивать воображение, мышление, восприятие, речи, дикции; o развивать коммуникативные способности детей, стимулировать мыслительную и речевую деятельность; o развивать интерес к предмету. Оборудование: видеофрагмент, компьютерная презентация. Книга без страниц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассказ как тип речи | 52.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Рассказ как тип речи.
Цель урока: научить школьников отличать рассказ от сообщения и других повествовательных текстов; выделять структурные части композиции.
Учебные задачи:
- Образовательные:
- выработать умение учитывать адресата, выделять структурные части рассказа: движение действия от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к развязке;
- выявить знания учеников по теме.
- Воспитательные:
- воспитывать коммуникабельную личность;
- воспитывать любовь к родной речи;
- воспитывать уважение к собеседнику, самому себе в процессе работы.
- Развивающие:
- развивать воображение, мышление, восприятие, речи, дикции;
- развивать коммуникативные способности детей, стимулировать мыслительную и речевую деятельность;
- развивать интерес к предмету.
Оборудование: видеофрагмент, компьютерная презентация. Книга без страниц.
ХОД УРОКА:
I--1. Орг. момент – 3 мин.
«Очень приятно видеть ваши заинтересованные взгляды, одухотворенные лица» (комплимент классу).
2.Актуализация получ. знаний.-4 мин.
Проверить составленные дома тексты.
-Что такое текст?
-Определите вид связи предложений.
-Что значит текст повествование?
-С каким глаголом связано определение?
2. Синтаксическая разминка – 5 мин.
Сережа рассказал о том, какой случай произошел с ним по дороге в школу.
-Сделайте синтаксический разбор предложения.
--- Прием «Сломанный компас» – показ книги, из которой вырваны почти все страницы.
– Посмотрите, какую книгу я принесла вам на урок. В этой книге есть только обложка, а внутреннего содержания нет. На мой взгляд, человек, который знает мало слов своего родного языка, не может выразить словами свои мысли и чувства, чья речь бедна и малограмотна, напоминает такую книгу. Сегодня мы продолжим с вами путешествие по стране Типы речи. Думаю, наш урок поможет вам обрести знания, которые вы сможете использовать в своей жизни: умение красиво, грамотно выражать свои мысли, обогатит вашу речь.
Беседа с учащимися:
– Ребята, давайте еще раз посмотрим на запись предложения.
– Как называется жанр речи, когда мы рассказываем о чем-либо? (Рассказ).
– Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе как речевом жанре.
Тема нашего урока «Как строится рассказ».
3.Целеполагание:
– Вы должны будете понять, чем отличается рассказ от сообщения или перечисления действий и фактов; что лежит в основе рассказа, из каких частей строится этот речевой жанр.
4. Формирование новых знаний – 16 мин.
1) Просмотр видеофрагмента «Опоздавший ученик» – 2 мин. (Приложение 1)
2) Беседа по теме – 4 мин.
– Мы можем сказать, что это рассказ?
– Наш герой рассказывает, что с ним случилось? Подберите синонимы к слову «случилось». (Случилось – произошло, приключилось).
– Этот случай обычный? А какие бывают еще случаи? (Необыкновенные, интересные, волнующие, забавные, смешные).
– Я думаю, у каждого из вас найдется в жизни история или случай, из которого можно построить рассказ. Приведите мне такие примеры.
– Давайте дадим определение речевому жанру «рассказ». Это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло.
3) Теория – слайд. Проблемный вопрос – 4 мин.
– А что объединяет рассказ и дом? (Их строят).
– Из чего строят дома? (Из кирпичей, блоков).
– Чтобы построить дом, надо знать, для чего и для кого ты будешь его строить, из каких частей ты его сложишь, как правильно их соединить. Точно также и с рассказом. Нужно знать, для чего и кому ты будешь его рассказывать, что именно скажешь, в какой последовательности, как, каким тоном. (Приложение 4)
4) Работа с текстом – 6 мин.
– Возвращаемся с вами к рассказу опоздавшего ученика. Вы уже прослушали этот рассказ в исполнении ученика 5 класса. О каком случае рассказывается в нем? Как можно озаглавить текст?
– Найдите в этом тексте композиционные части рассказа и впишите их в правую колонку, объясните свой выбор. (Приложение 2)
В класс входит опоздавший ученик: | Вступление |
Не торопясь, подхожу к остановке, смотрю, а мой автобус закрывает двери и уезжает! Что делать? Я подумал: «Если ждать следующий автобус, то обязательно приду в школу после звонка!» И я решил добраться до школы своим ходом! | Завязка |
Завязал шнурки на новых кроссовках потуже, расправил лямки рюкзака на плечах и побежал вслед за автобусом с криком: «В погоню!» Сначала бежать было непривычно и тяжело, но мягкая удобная обувь легко пружинила о мокрый асфальт. Я развил такую скорость, что уже свободно обходил сонный автотранспорт. Всё вокруг меня как будто двигалось в замедленном ритме. Но, увлекшись погоней, я совсем не обращал на это внимания. Вскоре я заметил за поворотом свой автобус, мне показалось, что он слишком медленно двигался по городскому шоссе. Я легко обогнал его. Добежав до следующей остановки, яхотел было уже остановиться, но не тут-то было… Почему-то мои ногипродолжали двигаться, не реагируя на мои команды. Они отказались слушаться меня! | Развитие действия – что конкретно произошло. Выделенные слова обозначают основные моменты этой истории. |
И тут я понял, виной всему мои новые кроссовки. Они как сапоги-скороходы, повиновались только одной команде. Но какой? «Остановись! Стой! Замри!» – кричал я им, но мой бег не прекращался. «Тормози! Стоп! Прекрати!» – перебирал я в памяти слова, наблюдая, как мимо меня проносятся знакомые здания и улицы. Вот имоя школа бешено промчалась, оставшись где-то далеко позади.«Перестань! Я не хочу!»– все еще кричал я. Но мои ноги мне не повиновались. | Кульминация– самый острый момент в развитии действия |
Тогда мне пришлось на ходу разуваться… Закончил я свой бег почти за городом. Переобувшись в сменную обувь, я добрался до школы на маршрутном такси. | Развязка –заключительное действие, к которому приводит развитие событий. |
– Вот вам доказательство! – с этими словами Зябликов достает из пакета кроссовки большого размера. – Кроссовки-самоходы! Надеюсь, вы мне поверите? | Заключение |
5. Формирование умений и навыков – 7 мин.
Работа в парах. Сильный ветер разбросал листочки, на которых был напечатан рассказ. Восстановите текст. Поставьте его части на свои места.
– Объясните, как вы определяли порядок следования частей рассказа. Как вы рассуждали, какие слова и предложения помогли вам в решении этой задачи?
6. Контроль первичных знаний – 10 мин.
Дифференцированное задание.
На столе у вас лежат листочки – 2 уровня заданий.
1) Впишите название элементов композиции рассказа.
2) Готовый текст. Пропущена одна часть, найдите какая и напишите ее.
7. Подведение итогов – 2 мин.
С помощью фламастера покажите на чистом листе понравился вам урок или нет: красный , желтый, черный.
8. Домашнее задание-2мин
Подготовьте рассказ на тему «Необычный (смешной, грустный) случай из моего детства» Озаглавьте свой рассказ. Не забудьте, чтобы все элементы композиции присутствовали в вашем рассказе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
Методическая разработка и презентация к уроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха
Методическая разработка и презентация куроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха.Урок направлен на формирование грамматического строя речи слабослышащих уча...
Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"
Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...
Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)
Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
Методическая разработка по теме: "Описание как тип речи"-6 класс
Цели: дать представление о типе речи описании, признаках текста-описания; расширить преставление об изобразительно- выразительных средствах; закрепить умения сопоставлять, сравнивать явления, предметы...
Методическая разработка урока "Внешность. Развитие навыков устной речи" 5 класс
Цель уметь описывать внешность человека, запрашивать/давать информацию личного характера; практиковать у учащихся умение диалогической речи и монологической речи.Задачи урока:Предметные результаты:Акт...