Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г., изд.- М.: Просвещение, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_rus_9_kl.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» с.Рагули Апанасенковский район Ставропольский край
УТВЕРЖДЕНО решением педсовета протокол № ___ от «____»______20_г. Председатель педсовета____ Ламанова В.В. .
|
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
Ступень обучения: основное общее образование (9 класс);
Уровень: общеобразовательный;
Срок реализации: 1 год;
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г.,
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Темирева И.Н.
2014 год
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г., изд.- М.: Просвещение, 2010. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 9 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 68 часов (из расчёта 2-х уроков в неделю). Данная рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Преподавание русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Задачи рабочей программы
Познавательные: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном языке и речи;
Практические: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
С изменением концептуальных основ образовательных стандартов по русскому языку обучение предмету рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речемыслительного, духовного развития школьника. В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно- ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Центральным моментом в организации обучения в духе компетентного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих детей: ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, форма итогового контроля, знания и умения целеполагания, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Принципы организации образовательного процесса направлены на повышение качества образования и формирование ключевых компетенций.
В рабочую программу не было внесено никаких изменений. Срок реализации рабочей программы 1 год.
Рабочая программа предполагает использование классно-урочной системы, которая основана на использовании различных типов уроков: комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок контроля и оценки знаний, урок обобщения и повторения изученного, урок закрепления знаний. В программу включены различные формы уроков, которые снимают напряжение, создают атмосферу взаимного доверия: деловые игры, путешествия, лекции.
В процессе обучения используются технологии: развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, дифференцированного обучения, позволяющие организовать обучение в разных режимах работы: индивидуальном, парном, групповом.
Виды и формы контроля: текущий, тематический, итоговый: самостоятельные и контрольные работы, сочинения, практикумы, фронтальные опросы, устная работа – рассматриваются с позиций личностно ориентированного обучения. Для текущего контроля индивидуальные карточки, в которых есть теоретические вопросы и практические задания. Тестовые задания помогают объективно проверить знания обучающихся, подготовить их к ГИА в новой форме.
Для реализации данной программы был выбран учебно-методический комплекс под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. Авторы данного УМК ставят целью формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся, учебники построены с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
2. Содержание обучения
Общие сведения о языке
Обобщение изученного в 5-8 классах Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения. Сложное предложение
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
Повторение и систематизация изученного в Y-IX классах
3. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/ понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п. );
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
4. Планируемые результаты
1) владеть всеми видами речевой деятельности, чтения;
2) адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
3) извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
4) уметь свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
5) овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
6) уметь вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
7) уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
8) уметь определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
9) умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
10) уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
11) уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
12) владение разными видами монолога и диалога;
13) соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
14) участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
15) оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
16) уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
17) уметь совершенствовать и редактировать собственные тексты;
18) уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
19) овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
20) проводить различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, много аспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности у определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
5. Способы и формы оценки достижения результатов обучения
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются
входной контроль в начале четверти;
текущий – в форме устного опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическим заданием, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Критерии оценивания устных ответов по русскому языку:
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии оценивания диктантов:
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Объём диктанта – 100-110 слов.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта (20-25 слов):
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Критерии оценивания обучающих работ:
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Критерии оценивания сочинения:
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка контрольных работ в форме теста:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Выведение итоговых отметок:
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" с учетом работы над ошибками.
6. Формы занятий, приёмы и методы их преподавания
Основной формой обучения является урок, который предполагает использование фронтальных, индивидуальных и коллективных форм работы. Рабочая программа предполагает организацию учебного процесса осуществляется на основе применения следующих методов и приемов обучения:
- методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности;
Первая группа включает следующие методы;
- перцептивные: передача и восприятие учебной информации посредством чувств;
- словесные: лекция, рассказ, беседа;
- наглядные: демонстрация, иллюстрация;
- упражнения, выполнение заданий;
- логические: индуктивные, дедуктивные, аналогии;
- гностические: исследовательские, проблемно – поисковые, репродуктивные;
- самоуправление учебными действиями: самостоятельная работа с текстом, упражнением.
Ко второй группе методов относятся:
- методы формирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций;
- методы формирования долга и ответственности в учении:поощрение, одобрение, порицание.
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно- познавательной деятельности.
7. Виды деятельности учащихся
- диктант: объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, комментированный;
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине, сочинение-рассуждение;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему;
- виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей
- Самостоятельная работа с учебником
- Работа с научно-популярной литературой
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам
- Написание рефератов и докладов
- Решение тестовых заданий
- Систематизация учебного материала
- виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
1. Просмотр учебных фильмов
2. Объяснение орфограмм
3. Анализ проблемных ситуаций
- виды деятельности с практической основой:
1. Работа с раздаточным материалом
2. Классификация орфограмм
3. Выполнение упражнений
8. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Для учащихся:
- Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,
Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.перераб.- М.: Русский язык, 2010.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/
М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2010.
- Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского
языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2009.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е
изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
- Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.
Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
- Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского
языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.
В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
- Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского
языка/М.: Русский язык, 1997.
- Русский язык. 9 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской
Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.
- Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/
А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского
языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.
Для учителя:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: 3-е изд.- М.:
Просвещение, 2010.
- Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-
кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.
- Обучение русскому языку в 9 классе: Метод. рекомендации к учеб. для
9 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,
Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
- Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:
Юж.-Урал.кн.изд., 2008.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка
/4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 2009.
- Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 9 кл./Под ред.
Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.
- Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 9 класс/М.: изд. Экзамен,
2009.
9. Список используемой учебно-методической литературы
- Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2004.
- Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2010.
- Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2011.
- Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл./ И. В. Текучева. – М.: Астрель, 2010.
- Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/ Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2010.
- Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс/ Т. Ю. Угроватова. – М.: Просвещение, 2011.
- Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. – М.: Просвещение, 2005.
- Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь/ Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. – М.: Просвещение, 2010.
- Голуб И. Б. Основы культуры речи/ И. Б. Голуб. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....