Предложения с обращениями
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема урока : Предложения с обращениями
Тип урока: урок формирования новых знаний
Задачи урока:
Образовательные:повторить основные признаки однородных членов предложения с дифференциацией последних,знать опознавательные признаки однородных членов предложения;уметь находить однородные члены в предложении; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.
Развивающие:развивать умения учащихся находить однородные члены предложения, читать схемы, составлять схемы с однородными членами предложения, строить предложения с заданным языковым элементом,развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Воспитательные:прививать любовь к литературе, русской природе, формировать самостоятельность, уважение друг к другу, умение работать в паре.
Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения
Новые понятия: дифференциация однородных членов предложения, выразительные возможности однородных членов предложения, схема однородных членов предложения
Межпредметные связи: русский язык, литература; сквозная тема « Русская зима»
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: презентация
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Оргмомент | Доброе утро! Ребята, повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” – вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом “Готовы!”. А к чему вы готовы?
| Выполняют задания учителя Держат руки перед собой, затем хлопают
- Готовы к сотрудничеству, к активной работе! | Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 1.Словарный диктант. Столяр, тренер, Наряд, шествовать, шефствовать. Интонация, фантастика, единый, единица, разъединять, спряжение 2.Синтаксический разбор предложения. Схема. Белки готовят на зиму разнообразный корм: орехи, шишки, грибы. 3.Индивидуальная работа. Расставить знаки препинания в предложениях и объяснить. а ) Декабрь год кончает а зиму начинает. б ) Пришвин писатель. Пушкин поэт. Васнецов художник. Вывод: Какие члены предложения называются однородными? Какова роль обобщающих слов в речи? Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? Ребята! Каждый из вас обращался к определённому лицу, называя его по имени, например, соседа по парте или по степени родства. 4.А теперь к глаголу «обращаться» подберите однокоренное существительное. Хорошо. А теперь вы догадались, какова тема нашего урока? Да, тема нашего урока
| . запись слов. проверка
ОБРАЩЕНИЕ.
Ребята выводят тему урока.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
4. Выявление места и причины затруднения | На слайде №2 слова из стихотворения А.С.Пушкина «Няне». Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ребята, как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна). Какое значение имеют выделенные слова? (А.С.Пушкин обращается к няне) А как называет ее поэт? Выпишите основу предложения.(Одна ты ждешь). В каком падеже стоят слова: подруга, голубка? (Им. п.) Каким членом предложения они являются? (?) Как подчеркнем? (?) Имеют ли обращения пояснительные слова? Какие знаки препинания вы увидели? Прочитайте, обращая внимание на интонацию. Итак, чему мы должны научиться? Что предстоит выяснить?
| запись стихотоворения. Расстоновка знаков препинания Дети высказываются: - Отличать обращение от подлежащего. - На письме выделять запятой или восклицательным знаком . - Предложения с обращениями произносить с особой интонацией.
| |
5. Построение проекта выхода из затруднения |
Работа по теории прочитайте теорию с. 33 Упр 302 –устно Упр 304 -фронтально
СЛОВО - НАЗЫВАЕТ - ЗВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ -НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - НА ПИСЬМЕ ВЫДЕЛЯЕМ , или ! – ПОДЧЕРКИВАЕМ VVVVV- МОЖЕТ ИМЕТЬ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.
|
самостоятельно читают , отвечают на вопросы выписывают предложение собращением
читают правила | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися); познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6. Реализация построенного проекта
|
Работа по учебнику 1.Упр 305.Составьте словарный диктант
Гимнастика для ума А теперь давайте немного отдохнем и выполним несколько упражнений, помогающих улучшить мозговое кровообращение. Ладонь правой руки положите на лоб, левую – на правую и двигайте по лобной части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью. Тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки15 раз Сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их на затылок и массируйте Плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно барабаньте по затылку.
| составление словаря: Космос, космический, Корабль, командир,
выполняют под руководством учителя | Познавательные Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативные Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
7. Первичное закрепление
| Работа по учебнику запись упр 307-под диктовку |
запись упражнения упр 307 | Познавательные общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование |
9.Включение в систему знаний и повторение | выписать из сказок А.С.Пушкина несколько предложений с обращениями | Запись дом задания | Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий. Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; |
10.Рефлексия
| Над чем работали в течение урока? За что вы могли бы похвалить себя? Что удалось на уроке? Над чем еще нужно поработать?
Давайте заполним небольшие анкеты
1.На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже 6.Материал урока мне был понятен/ не понятен 7.Домашнее задание мне кажется легким/ трудным | ответы учащихся, заполнение анкеты | Регулятивные Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_uroka.docx_russya_z5_kl.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Предложения с обращениями 5 кл (30/11/2015)
Тип урока: урок формирования новых знаний
Задачи урока:
Образовательные:повторить основные признаки однородных членов предложения с дифференциацией последних,знать опознавательные признаки однородных членов предложения;уметь находить однородные члены в предложении; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.
Развивающие:развивать умения учащихся находить однородные члены предложения, читать схемы, составлять схемы с однородными членами предложения, строить предложения с заданным языковым элементом,развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Воспитательные:прививать любовь к литературе, русской природе, формировать самостоятельность, уважение друг к другу, умение работать в паре.
Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения
Новые понятия: дифференциация однородных членов предложения, выразительные возможности однородных членов предложения, схема однородных членов предложения
Межпредметные связи: русский язык, литература; сквозная тема « Русская зима»
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: презентация
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Оргмомент | Доброе утро! Ребята, повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” – вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом “Готовы!”. А к чему вы готовы? | Выполняют задания учителя Держат руки перед собой, затем хлопают - Готовы к сотрудничеству, к активной работе! | Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 1.Словарный диктант. Столяр, тренер, Наряд, шествовать, шефствовать. Интонация, фантастика, единый, единица, разъединять, спряжение 2.Синтаксический разбор предложения. Схема. Белки готовят на зиму разнообразный корм: орехи, шишки, грибы. 3.Индивидуальная работа. Расставить знаки препинания в предложениях и объяснить. а ) Декабрь год кончает а зиму начинает. б ) Пришвин писатель. Пушкин поэт. Васнецов художник. Вывод: Какие члены предложения называются однородными? Какова роль обобщающих слов в речи? Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? Ребята! Каждый из вас обращался к определённому лицу, называя его по имени, например, соседа по парте или по степени родства. 4.А теперь к глаголу «обращаться» подберите однокоренное существительное. Хорошо. А теперь вы догадались, какова тема нашего урока? Да, тема нашего урока | . запись слов. проверка ОБРАЩЕНИЕ. Ребята выводят тему урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
4. Выявление места и причины затруднения | На слайде №2 слова из стихотворения А.С.Пушкина «Няне». Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ребята, как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна). Какое значение имеют выделенные слова? (А.С.Пушкин обращается к няне) А как называет ее поэт? Выпишите основу предложения.(Одна ты ждешь). В каком падеже стоят слова: подруга, голубка? (Им. п.) Каким членом предложения они являются? (?) Как подчеркнем? (?) Имеют ли обращения пояснительные слова? Какие знаки препинания вы увидели? Прочитайте, обращая внимание на интонацию. Итак, чему мы должны научиться? Что предстоит выяснить? | запись стихотоворения. Расстоновка знаков препинания Дети высказываются: - Отличать обращение от подлежащего. - На письме выделять запятой или восклицательным знаком . - Предложения с обращениями произносить с особой интонацией. | |
5. Построение проекта выхода из затруднения | Работа по теории прочитайте теорию с. 33 Упр 302 –устно Упр 304 -фронтально СЛОВО - НАЗЫВАЕТ - ЗВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ -НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - НА ПИСЬМЕ ВЫДЕЛЯЕМ , или ! – ПОДЧЕРКИВАЕМ VVVVV- МОЖЕТ ИМЕТЬ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. |
самостоятельно читают , отвечают на вопросы выписывают предложение собращением читают правила | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися); познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6. Реализация построенного проекта | Работа по учебнику 1.Упр 305.Составьте словарный диктант Гимнастика для ума А теперь давайте немного отдохнем и выполним несколько упражнений, помогающих улучшить мозговое кровообращение. Ладонь правой руки положите на лоб, левую – на правую и двигайте по лобной части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью. Тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки15 раз Сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их на затылок и массируйте Плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно барабаньте по затылку. | составление словаря: Космос, космический, Корабль, командир, выполняют под руководством учителя | Познавательные Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативные Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
7. Первичное закрепление | Работа по учебнику запись упр 307-под диктовку |
запись упражнения упр 307 | Познавательные общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование |
9.Включение в систему знаний и повторение | выписать из сказок А.С.Пушкина несколько предложений с обращениями | Запись дом задания | Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий. Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; |
10.Рефлексия | Над чем работали в течение урока? За что вы могли бы похвалить себя? Что удалось на уроке? Над чем еще нужно поработать? Давайте заполним небольшие анкеты 1.На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже 6.Материал урока мне был понятен/ не понятен 7.Домашнее задание мне кажется легким/ трудным | ответы учащихся, заполнение анкеты | Регулятивные Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложение с обращениями. Риторические обращения. урок русского языка в 5 классе
Подробный конспект урока по русскому языку в 5 классе. Цель: закрепить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами с обобщающим словом и без него; повторить понятие обращение, по...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"
Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.
Маршрутный лист дистанционного урока...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ....
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»...