Интегрированный урок - подготовка к сочинению - описанию "Мой любимый цветок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Интегрированный урок- подготовка к сочинению «Мой любимый цветок».
Цель урока: учиться писать сочинение с элементами описания и рассуждения; развивать речь и творческое мышление учащихся; воспитывать чувства прекрасного, бережное отношение к природе, чуткость души, трудолюбие, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование. Кабинет, где проходит урок, празднично украшен. На доске записаны стихотворные строки о цветах, подготовлена выставка книг, стенд с фотографиями и рисунками цветов, оформлена «зеленая горка» из комнатных цветов. Презентации «Цветы России», «Картины А.М.Герасимова». На столе каждой из групп - подготовленные заранее материалы об одном из выбранных цветов, фломастеры и листы бумаги, пластилин, памятки о работе в группе.
Памятка «Как работать в группе»
- Будь уважителен и добр к каждому члену группы. Выслушивай каждого.
Говори по существу. - Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните, все ли
каждому понятно в ней. - Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно,
грамотно, красиво. - Запишите ответ грамотно и аккуратно.
- При необходимости обратитесь за разъяснением к старшему ученику,
словарям.
Вдохновения, терпения, удачи!
Ход урока:
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами работаем в мастерской творческого вдохновения. Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или читать, слушать.
Выходит, что творчество- это передача по цепочке радости от того, что мир с тобой рядом прекрасен.
Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле- цветке, постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы подмастерья или ученики. Наш сегодняшний урок- мастерская, где вы можете рисовать, лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. Работаем мы сегодня в группах. Обратимся к памятке «Как работать в группе».
Ученик.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты-
Все улеглось! Одно осталось ясно-
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
(Н.Рубцов).
Учитель. Согласны ли вы с Рубцовым, что легче там, где поле и цветы. Почему?
Что для вас связано со словом цветок?
Первая группа запишет ассоциации, которые возникают при слове цветок,
вторая - подберет сравнения, третья- рифмующиеся слова.
Проверка заданий.
Учитель. А сейчас мы вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечем их в слова.
На каждом столе лежит художественное описание цветка. Эти цветы называются купавки. Прочитаем текст.
На опушке леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких упругих стеблях тянулись к утреннему солнцу изящные, сверкающие золотом миниатюрные розы. Они и сами были крохотным подобием солнца- такие лучистые, радостные, до яркого блеска умытые росой. И название у этих милых цветов под стать их красоте: купальницы, купавки. Разбежались купавки по росистой траве, как беспечные, шаловливые дети. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли, впитывая глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски. Короткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения. (В.Ткаченко)
Первая группа выписывает из текста эпитеты, вторая- олицетворения, третья - сравнения.
Учитель. А теперь нарисуйте ваш любимый цветок. Подберите образные слова и выражения для описания цветка.
Проверка заданий.
Физкультминутка.
Учитель. Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветок, (звучит тихая музыка). Игра «Из семени в цветок». Давайте превратимся в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек, спрятать голову в колени и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове), ухаживает за ними.
С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Дети поднимаются).
У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок.
Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам- соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотронуться до соседей).
Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно.
Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко. Снег окутал семечко, ему тепло и уютно. Скоро опять наступит весна и оно оживет!
Учитель. Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи.
А какие вы знаете стихотворения о цветах?
Ученики читают стихотворения о цветах и называют художественно-выразительные средства языка.
1
Я - одуванчик!
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо- шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки.
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
2
У окна на столике в стакане
С чистою холодною водой
Тихо ландыш серебристый вянет, Наполняя комнату весной. Крошечные чашечки развесил, Словно бусы он на стебельке,
И должно быть думает о лесе, Солнечной лужайке и реке.
3
Это чудо заметил бы всякий: Степь синеет все шире, а так-Разбежались пунцовые маки
По дымящимся в зное холмам. Разбежались в таком изобилье, Так порхают сухи и легки,
Точно это все- бабочки крылья,
А не маков простых лепестки.
4
Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли «звездой»
Так бы ее вы назвали и сами,
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
5
Осенние стынут картины,
Давно осыпается сад,
Но в гордой красе георгины
Одни не склоняясь стоят.
Пусть лужиц морщинится блюдце,
И бродит туман по кустам,-
Они молодцы, не сдаются
Осенним сырым холодам.
Учитель. Хорошо быть цветком, если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи.
Игра аромата и цвета,
Но ты на расчеты взгляни.
Что было бы с нашей планетой,
Когда бы исчезли они?
Ученица читает стихотворение.
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Легкая, как облако, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
Им могла цвести она много- много дней.
Это чья черемуха? Да она ничья,
Белая снегурочка около ручья.
Мимо бабка ехала. Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи отломила сук.
Городские школьники шли в далекий путь,
Увидав черемуху стали ветки гнуть.
Прибежали девочки, а снегурки нет,
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черемуха чистая, как снег,
Радовался деревцу каждый человек.
Учитель. Какой вы увидели черемуху? А что с ней случилось в конце стихотворения? Как человек должен относиться к природе?
Ученики.
Нас много, ребята, пусть каждый из нас
Цветочек иль кустик посадит сейчас
В городе каждом, везде, где живем,
Деревья посадим, сады разобьем.
Учитель. Хорошо, что нас еще радуют озера незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. И прекрасно, что остаются они на полотнах художников, в стихах поэтов, в плавных линиях скульптуры. Давайте посмотрим, какие же цветы вы вылепили дома из пластилина. Охарактеризуйте ваш цветок.
Учитель. Есть у моря прекрасный сад. В нем- ароматы и туманы. Море шумит. Его шуму вторит жужжание пчел. Живыми лепестками вспархивают бабочки. И среди алых, белых, голубых, меловых, желтых цветов есть один, твой, самый любимый. Расскажите о нем в домашнем сочинении «Мой любимый цветок».
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок"
Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок" Цели: подготовить учащихся к сочинению-рассуждению...
Презентация к уроку "Подготовка к сочинению "Мой любимый цветок"
Презентация к уроку "Подготовка к сочинению "Мой любимый цветок"...
Подготовка к сочинению по теме «Цветок» 5 класс. (с элементами описания и рассуждения)
Интегрированный урок подготовки к сочинению по русскому языку в 5 классе по теме : «Цветок» проходит с применением слайдовой презентации. На этом уроке развивается умение логически мыслить , излагать ...
Интегрированный урок - подготовка к сочинению - описанию "Мой любимый цветок"
Сегодняшний урок- мастерская, где вы можете рисовать, лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. ...
Разработка урока "Подготовка к сочинению по теме "Любимый уголок природы"
План - конспект урока соответствует требованиям ФГОС, предназначен для учащихся 6 класса. Может быть использован при изучении материала по теме "Сочинение - описание местности!...
Цветок (интегрированный урок - подготовка к сочинению)
ИТЕНГРИРОВАННЫЙ УРОК - ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ « ЦВЕТОК» ( С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ).Цель урока: Образовательные...
Технологическая карта интегрированного урока "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"
Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории т кул...