Разработка урока "Подготовка к сочинению по теме "Любимый уголок природы"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

План - конспект урока соответствует требованиям ФГОС, предназначен для учащихся 6 класса. Может быть использован при изучении материала по теме "Сочинение - описание местности! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Торопова Л.М.

Дата проведения урока: 31.10.2017

Предмет – русский язык

Класс – 6

Тема урока: Сбор материала к сочинению по теме «Любимый уголок природы»

Тип урока: урок развития речи.

Цель урока: 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. 2. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

            3. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Планируемые результаты: развитие творческих способностей, стремление к речевому самосовершенствованию; адекватное восприятие на слух художественных текстов, овладение приемами отбора материала на определенную тему, способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  использование лексических ресурсов русского языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Основные понятия: текст, тема текста, основная мысль текста, языковые средства изобразительности.

Формы урока: групповая работа, работа в парах, технология продуктивного чтения, исследовательский метод

Эпиграф: «У каждого из нас на свете есть места,

                   Куда приходим мы на миг объединиться» (И.Тальков)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД, технология оценивания

1.Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие учителя. (1 – 2 мин.)

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 
– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным). 

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Определение темы, цели и задач урока. (7 – 10 мин.)

- Предлагаю вашему вниманию песню замечательного поэта – песенника Игоря Талькова «Чистые пруды» (1 куплет и припев).

- У каждого из нас есть свое любимое место на земле. Место, которое хочется  видеть снова и снова. Иногда оно рядышком с домом, иногда за тысячи километров.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (подготовкой к сочинению)

Давайте прочитаем отрывки из стихотворений самодеятельных поэтов.

Чтение стихотворений учащимися.

  1. Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные,

Любимые места! (М.Пляцковский)

 

  1. Люблю тебя, мой отчий край родной,

Березок перелески негустые, 

Речушку, что бежит там под горой,

И журавлей, летящих вновь в Россию!

 

  1. Люблю я все: и  реки, и поля,

И травы эти, и леса густые!

Ведь это ты, моя, моя Земля!

Кусочек дорогой моей России! (Лидия Ежель)

  1. Ни с какой другой сторонкой дальнею 

Не сравнить тебя, мой край во век,

Не забыть мне степь твою бескрайнюю

И зеркальность вод таёжных рек.

 

  1. Зимами твоими закалённая, 

Ветрами пронизана насквозь;

Умываться здесь водой студёною

В чистых родниках мне довелось!

 

  1. Где бы ни скиталась на чужбине я

И в каких бы ни была краях - 

Всюду снятся дали твои синие,

Всюду ты со мной, Земля моя! (Августа)

  1. Я живу в уголочке России,

    Где поют соловьи до зари

    И рассветы над Клязьмой такие,

    Хочешь - кружками воздух бери.

 

  1. Журавлиный курлык - на прощанье,

    Крик прилётных гусей - по весне.

    Радость встреч и печаль расставаний

    Много раз повторялись во мне. (В.Манохин)

 

  1. Облака плывут над кручей.

Где-то льётся тёплый дождь.

Что быть может в мире лучше,

Той земли, где ты живёшь?

 

  1. Нет прекраснее природы

Чем в сторонке дорогой.

Облака уйдут и воды.

Мы останемся с тобой. (В.Тяптин)

- Я тоже хочу поделиться с вами отрывком из своего стихотворения:

…Убежать бы сейчас отсюда

    В то зеленое звонкое лето,

    Где любимые люди живы,

    Настоящее счастье рядом,

    Облака в небе так красивы,

    Пахнет яблоками из сада…

- Послушайте еще одно стихотворение.

Родная сторонка - ромашковый край...

Бежала девчонкой - спеши-догоняй -

Дорогою в поле, казалось мне,  в рай

Душа устремлялась...Эй, ветер, поймай!

Все также ромашки цветут на лугу,

А стать вновь девчонкой уже не смогу.

Любуюсь картинкой... Душа ж на бегу

Знакомой тропинкой умчалась во мглу -

Темнеет над полем... Привет с облаков

Ушедшее детство с других берегов

Шлет запахом свежим от трав и цветов...

И помнятся косы цветочных венков.

Мелькает тропинка... спеши - не спеши...

Но сердце согрелось на поле в тиши.

Ромашковый рай наполняет в глуши

Девчонку другую похожей души...

- Вы уже сказали, что мы будем готовиться к сочинению. Попробуйте сформулировать тему сочинения. (Любимый уголок природы)

- Какие цели и задачи стоят перед нами? (собрать материал к сочинению, определить узкие темы, повторить языковые средства изобразительности, вспомнить все красивые места в селе и его окрестностях)

Запись даты, темы урока и эпиграфа в тетрадях

 

Слушают текст песни, читают отрывки из предложенных учителем стихотворений, формулируют тему урока, записывают тему урока и эпиграф. Называют цели и задачи урока.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы.

3. Локализация затруднений

Определение узких тем сочинения. (5 мин.)

Примерные темы:

  1. Улица моего детства.
  2. Мой дом родной.
  3. Любимый уголок родной природы.
  4. Достопримечательности нашего села.
  5. Сюда хочу возвращаться.
  6. Уголочек России   (и т.д.)

Формулируют и записывают узкие темы сочинения.

Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

4. Построение проекта выхода из затруднения

1. Сбор материала к сочинению. (20 мин.)

- Скажите, что необходимо для того, чтобы текст сочинения получился интересным?

- Правильно. Надо использовать языковые выразительные средства. Какие средства вам известны? Какие из них вы будете использовать в своих сочинениях?

2. Работа в парах. Из отрывков стихотворений выписать языковые выразительные средства.

3. Сообщение обучающегося о И.И.Левитане.

( Левитан Исаак Ильич (1860—1900), художник.

      Родился 30 августа 1860 г. в литовском городке Кибартае в еврейской семье. Отец был мелким служащим в городском управлении. Вскоре после рождения младшего сына семья переехала в Москву.

      В 13 лет Исаака приняли в Московское училище живописи. С самого начала учёбы Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами. Блестяще окончил училище.

      Пейзажи певца русской природы не просто фотографическое изображение натуры — художнику удалось передать её живое дыхание. Недаром критик В. В. Стасов называл картины Левитана эмоциональными поэмами. При этом Левитан был не только великолепным пейзажистом. Его творческое наследие составляют также рисунки, акварели, книжные иллюстрации)

4. Сравнение репродукций картин И.И.Левитана «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март», «Над вечным покоем» и с уголками природы нашего села.

5. Сообщение учащегося о И.И.Шишкине. (Шишкин Иван Иванович (1832—1898), художник.

    Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье.

    В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил.

    В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

    В России художнику было присуждено звание академика (1865 г.). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г.), «Рожь» (1878 г.), «Сосны, освещённые солнцем» (1886 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.; медведи написаны К. А. Савицким), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие.

     Шишкин активно работал на пленэре, нередко предпринимал с художественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения — сначала в академии, а потом, после того как было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок (1870 г.), на этих экспозициях)

6. Сравнение репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь» с уголками природы родного села.

- В нашем селе и его окрестностях много красивых уголков природы, ведь на территории села – 8 прудов, 3 фруктовых сада. В селе сохранились 7 домов, построенных до Великой Отечественной войны (в народе их называют немецкими). У школы на площади стоит памятник павшим в Великой Отечественной войне.

Отвечают на вопросы.

Называют изученные языковые средства выразительности речи.

Подбирают примеры для использования в сочинении.

Слушают информацию о художниках.

Находят сходство репродукций и уголков природы родного села.

5. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Я сейчас  раздам вам высказывание М.Горького («Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать»)

- Скажите, что мы хотим написать? О чем будет сочинение?

- Помог ли вам сегодняшний урок понять, как надо написать сочинение? Что вы будете использовать? Какой материал мы с вами собрали?

 (5 мин.) «ПЛЮС — МИНУС - ИНТЕРЕСНО»

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 

Читают высказывание М.Горького, отвечают на вопросы.

Делают выводы, восстанавливают в памяти цели и задачи урока. Оценивают свою работу, заполняют индивидуальные листы.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Регулятивные: оценивают свою работу.

5. Домашнее задание.

Написать сочинение по теме «Любимый уголок природы» (1 – 2 мин.)

Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по географии "Как изменялась природа" (происхождение материков)

Данное мероприятие предназначено для учащихся 7 класса. Основными целями являются:формирование представления об изменениях материков во времени и в пространстве, развитие пространственного вообр...

Методическая разработка урока в 4 классе "Мы - друзья природы!"

Урок разработан для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы по УМК А.С.Кулигиной "Твой друг французский язык" и является уроком №3 по теме "Друзья природы"....

Устный журнал "Лес-неповторимый уголок природы"

эТО РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА НЕДЕЛЮ ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ДЛЯ КЛАССНОГО ЧАСА....

Оберегаемый уголок природы

для учителей и обучающихся...

Конспект урока Сочинение "Люби и охраняй природу"

Конспект урока для подготовки к сочинению "Люби и охраняй природу" в соответствии с ФГОС...

Шаблон презентации " Уголок природы"

Шаблон для создания презентаций  Power Point. Данный ресурс можно использовать для создания презентаций к урокам  по окружающему миру в начальной школе, к урокам  биологии  в 5,6,9...